Советское государство в 20-30-е гг. ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

К концу 1924г. партийное руководство делает вывод о завершении восстановительного периода, когда советская экономика впервые дала объёмы, сопоставимые с дореволюционными. Отныне промышленное производство не могло расти исключительно за счет пуска прежде стоявших предприятий. Становилось очевидным, что промышленный потенциал, оставшийся в наследство от старой России, не обеспечивал приемлемых темпов экономического развития, так как основные производственные фонды фабрик и заводов морально устарели и безнадёжно отставали от современных требований.

Содержание

Введение:
1. Социальная индустриализация: предпосылки, социально-экономические итоги
1) Поиски модели развития страны
2) Первая пятилетка
3) Вторая пятилетка
4) Третья пятилетка
5) Итоги индустриализации
2. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия
1) Суть сплошной коллективизации
2) Итоги коллективизации
3. Культурная революция и культурная жизнь СССР в 20-30гг. XX в.
1) Культурная революция (1917-1928г.)
2) Культурная жизнь в СССР
4. Развитие политической системы. Конституция СССР в 1936г. Политический террор середины 30-х годов и его цели. Современные дискуссии о характере общественно-политической системы в конце 30-х годов
1) Политическая система в 20-30гг ХХ в.
2) Конституция СССР в 1936 г.
3) Политический террор середины 30-х годов
5) Современные дискуссии о характере общественно-политической системы в конце 30-х годов

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

 

Всё кулачество делилось на три категории, их которых первая, самая злостная – «контрреволюционный актив» - подлежала заключению в концлагеря (в отношении организаторов терактов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций рекомендовалось не останавливаться перед применением высшей меры репрессии – расстрела). Отнесённые ко второй категории «отдельные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков» подлежали высылке в отдалённые местности страны и в пределах данного края – в отдалённые районы. В третью группу входили оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежали расселению на новых, отводимых им за пределами колхозных хозяйств, участках. Политбюро устанавливало примерное количество кулаков по каждому региону, которые подлежали заключению в концлагеря и выселению в отдалённые местности. В постановлении указывалось, что члены семей заключённых в концлагеря и высылаемых могли с согласия райисполкомов оставаться в прежнем районе, но на практике желание членов семей репрессированных кулаков никто не спрашивал и они высылались вместе с членами семей.

 

Средства производства и имущество, конфискованное у кулаков, подлежали  передачи в неделимые фонды колхозов в качестве вступительных взносов  бедняков и батраков.

 

Каковы же были действительные масштабы раскулачивания? По данным ОГПУ только за два года (1930 – 1931) было выселено - с отправкой на спецпоселение  – в Сибирь, Казахстан и на Север 381 026 семей с общей численностью 1 803 392 человека.

 

Некоторая часть кулацких семей (200 – 250 тыс.) «самораскулачились», т.е. ликвидировали свои хозяйства, часто просто бросая имущество, бежали в города и на промышленные стройки.

 

В 1932–1936гг. волна раскулачивания заметно  снизились. Общее число ликвидированных  в эти годы хозяйств не превышало 100тыс. хозяйств.

 

Компания массового раскулачивания, охватив вслед за основными зерновыми  районами остальные местности страны, стала мощным катализатором «бешеных» темпов коллективизации. «Впечатляющий рывок» совершили Сибирь, Нижегородский край и Московская область, у которых процент коллективизированных хозяйств за тот же промежуток времени подскочил в 2 и более раза.

 

Дикая вакханалия насилия не могла  не вызвать в крестьянской массе  ответных мер отпора, в том числе  отпора с оружием руках. По данным ОГПУ за январь-апрель 1930г. произошло 6117 выступлений, насчитывающих 1755тыс. участников.

 

Крестьяне выступали не только против насильственной коллективизации и  раскулачивания, других беззаконий, творимых в деревне, но и против огульного  закрытия и осквернения церквей  и мечетей, ареста и преследования  священнослужителей, закрытия базаров  и т.п. Наряду с активными формами  протеста в ещё больших масштабах  крестьянство прибегало к пассивному сопротивлению «революции сверху» (отказы от выполнения хлебозаготовок, массовый убой скота, невыходы на колхозную работу или работа «спустя рукава»).

 

 

 

2). Социальные и экономические  итоги

 

 

 

 

Важным рычагом, с помощью которого сложился колхозный строй, стали  чрезвычайные партийные органы –  политические отделы при МТС совхозах (политотделы), созданные по решению  январского Пленума ЦК ВКП (б). Строились  они в целях оказания помощи колхозам на сложном и многотрудном этапе  их организационно-хозяйственного укрепления. Политотделы были наделены необычайно широкими и разнообразными полномочиями – от подбора, расстановки и фильтрации кадров, организации сугубо хозяйственных  компаний (сева, уборки, и т.п.) до руководства  политико-просветительской работы и  даже в осуществления карательных  функций. В частности, в течение 1933г. они провели повальную «чистку» колхозов, особенно их управленческого аппарата и деревенских партийных организаций. Политотделы обеспечивали выполнение планов колхозами, контролировали выдачу оплаты на трудодни, организовывали соревнования, выявляли «вредителей». Они делали всё, чтобы колхозы стали такими, какими они были нужны партии и государству для выполнения разнообразных директив и обязательств.

 

Преобразование мелкого крестьянского  хозяйства в крупное коллективное, позволило перевести сельскохозяйственное производство на плановые начала его  регулирования и управления. Государство, таким образом, обрело возможность  детально устанавливать не только объём  и другие параметры сельскохозяйственного  производства, но и, главным образом, размеры ежегодных поставок продукции  этого производства, гарантирующих  получение почти половины собираемого  в стране урожая с правом полного  и бесконтрольного распоряжения ею. Такая система взаимоотношений  колхозов с государством означала преимущественно  внеэкономический характер принуждения  сельского работника к труду, вследствие чего тот утрачивал заинтересованность в подъёме хозяйства своей артели.

 

Юридически это принуждение  было подкреплено осуществлённой в  конце 1932 – начале 1933г. паспортизацией населения страны. В сельской местности  паспорта выдавались только в совхозах и на территориях, объявленных «режимными» (приграничные зоны, столичные города с прилегающими к ним районами, крупные промышленные центры и оборонные объекты). Колхозники могли получить паспорта только при перемене места жительства, но фактически эта процедура была обставлена множеством ограничений. Закрытым постановлением СНК СССР от 19 февраля 1934г. устанавливалось, что в паспортизированных местностях предприятия могли принимать на работу колхозников, которые ушли в отход без договора с хозорганами, лишь при наличии у этих колхозников паспортов, полученных по прежнему месту жительства, и справки из правления колхоза о его согласии на отход колхозника.

 

Складывалась командно-бюрократическая  система управления колхозами, становившаяся  одним из факторов замедленного развития сельского хозяйства, его отставания от потребностей страны и бегства  крестьян от земли, запустения деревень.

 

Установление колхозного строя  означало качественно новый рубеж  не только в жизни отечественной  деревни, но и страны в целом. Две  однородные по характеру формы собственности  – государственная и колхозно-кооперативная  – стали всеохватывающими в обществе. Не менее существенно изменился  и его социально-политический облик. Завершилась полоса промежуточного, переходного состояния. Советское  общество стало биполярным: на одном  полюсе формировалось новое социально  классовое образование в лице партийно-государственной бюрократии, от лица общества распоряжающейся государственной  и колхозно-кооперативной собственностью, а на другом – одинаково лишённые основных средств производства наёмные  рабочие города и деревни.

 

В последнее время в отечественной  литературе, преобладающими стали негативные оценки коллективизации. Спору нет, в истории отечественной деревни  это едва ли не сама трагическая  страница. Но признание этого не даёт оснований отрицать или замалчивать  другое: коллективизация обеспечила форсированную перекачку средств  из сельского хозяйства в промышленность, высвобождение для индустриализации страны 15 – 20 млн. чел.; она позволила  во второй половине 30-х годов постепенно стабилизировать положение в  аграрном секторе отечественной  экономики, повысить производительность труда в сельском хозяйстве.

 

 

3. Культурная революция и культурная  жизнь в СССР в 20 - 30-е гг. XX в.

 

1). Культурная революция (1917-1928 гг.)

 

Октябрь 1917г. считается началом  нового периода в истории отечественной  культуры, хотя последствия политического  переворота не сразу проявилось в  культурной жизни общества.

 

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в её развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему государственных  и общественных организаций направляет развитие народного образования , культурно-просветительной  работы, литературы, искусства, ведёт  работу по идейно-политическому воспитанию народа в духе марксистско-ленинской  идеологии. Государство финансирует  все отрасли культуры, заботится  о расширении их материальной базы. Начиная с первой пятилетки культурное строительство планируется в  масштабах всей страны. Значительное место занимают вопросы культуры в деятельности профсоюзов и комсомола.

 

За годы социалистического строительства  в советском обществе утвердилась  марксистско-ленинская идеология. Была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечен высокий уровень образования  всего населения.

 

Борьба за утверждение марксистской идеологии требовала прежде всего  организации социалистических сил. в 1918г. Была открыта Социалистическая Академия, основная задача которой  разработка актуальных проблем теории марксизма, в 1919г. коммунистический университет  им. Я. М. Свердлова для пропаганды коммунистических идей и подготовки кадров идеологических работников.

 

Становление марксистского обществоведения  было тесно связано в перестройкой преподавания общественных наук в университетах  и вузах. Она началась в 1921г, когда  декретом Совнаркома РСФСР был принят новый устав высшей школы, ликвидировавший  её автономию.

 

 

С победой социалистической революции  коренным образом изменилась сущность отношений между государством и  религиозными организациями. Отделение  церкви от государства и школы  от церкви (декрет СНК от 23 января 1918г.), широкое развёртывание атеистической  пропаганды среди населения способствовали освобождению культуры от влияния церкви. Главной задачей партии было содействовать «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков…»[1]. Ленин называл религию среди главнейших проявлений пережитков , остатков крепостничества в России.

 

Ученые-коммунисты объединялись в  общества для научной разработки, популяризации и пропаганды марксизма-ленинизма: в 1924-1925гг. были созданы Общество воинствующих материалистов, Петроградское научное  общество марксистов, Общество историков- марксистов.

 

По мере общего улучшения экономического положения страны с 1923г. начался  перлом в школьном строительстве. Рост государственных вложений, шефская  помощь предприятий и учреждений, помощь сельского населения позволили  начать переход ко всеобщему начальному обучению. необходимость этого диктовалась  потребностями страны. завершавшей  восстановление народного хозяйства  и стоявшей на пороге социалистической революции. В августе булл принят декрет « О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». По переписи населения 1926г. число грамотного населения в республике выросло вдвое по сравнению с дореволюционным временем. Продолжали функционировать рабочие факультеты, открытые в 1919г. по всей стране.

 

Для культурно-политического просвещения  народа использовались средства массовой информации. Наряду с периодической  печатью всё большее распространение  получало радиовещание. К 10-летию советской  власти в Москве начала работать радиостанция им.Коминтерна – самая мощная радиостанция на данный момент в Европе. Новой  формой политико-воспитательной и культурно-просветительной  работой стала монументальная пропаганда: в соответствии с ленинским планом в первые годы после революции  были заложены и открыты десятки  памятников выдающимся мыслителям и  революционерам, деятелям культуры: Марксу, Энгельсу, обелиск Советской конституции. В первые годы Советской власти сложилась  традиция массовых праздников, посвященных  революционным датам. Проводилась  большая работа по привлечению трудящихся к театру, изобразительному искусству, классической музыке. Для этого организовывались целевые бесплатные спектакли и  концерты, лекции бесплатные экскурсии  в художественные галереи.

 

Разрушалась относительная замкнутость  искусства, оно становилось более  независимым от идеологической и  политической борьбы в обществе. Встала задача создания новой художественной культуры, отвечавший историческим задачам  рабочего класса, который стал господствующим, а также новой многомиллионной  аудитории.

 

 

Одним из наиболее сложных участков противоборства буржуазной и пролетарской идеологий были литература и искусство. Художественная жизнь страны первые годы советской власти поражает обилием  литературно-художественных группировок: «Кузница» (1920г.), «Серапионовы братья» (1921г.), Московская ассоциация пролетарских писателей – МАПП(1923г.), Левый фронт искусств – ЛЕФ(1922г.), «Перевал»(1923г.), Российская ассоциация пролетарских писателей – РАПП(1925г.) и т.д. Советское государство при нимало меры, чтобы огородить народ от вредного идеологического воздействия и не допускать выпуск произведений антисоветского, религиозного, порнографического или враждебного какой-либо национальности характера.

 

Возникало множество новых театральных  коллективов, как правило не долговечных, потому что они строились скорее всего на энтузиазме, а не на чёткой идейно-эстетической платформе и  не имели материальной базы Большую  роль в становлении советского театрального искусства сыграли созданные  в те годы театры – Большой драматический  в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.Блок, Театр им. Вс. Мейерхольда, Московский театр им. Моссовета. К этому времени относится начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н. И. Сац.

 

Известными фигурами в художественной жизни республики в первое советское  десятилетие были те литераторы и  художники, творческая деятельность которых  началась и была признана ещё до революции: В.В.Маяковский, С.А.Есенин, Д.Бедный, М.Горький, К.С.Станиславский, А.Я.Таиров, Б.М.Кустодиев, К.С. Петров-Водкин. Эти имена олицетворяли собой  преемственность в развитии русской  художественной культуры, её богатство, многообразие стилей и направлений. Особое место в этой плеяде занимал  М.Горький. По его инициативе было создано  издательство «Всемирная литература» с целью широкой публикации классиков мировой литературы для народа.

 

Первые попутки осмысления произошедшей революции относятся к её первым месяцам и годам. Это стихи  Маяковского, поэма Блока «Двенадцать», плакаты Д.Моора, картины А.А.Рылова «В голубом просторе», К.Ф.Юона «Новая планета», К.С.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде».

 

Новая революционная действительность требовала нового метода её воплощения. Условно можно выделить два основных течения в художественной культуре того времени: одно вело поиски в русле  послереволюционного реалистического  искусства, другое связывало социалистическое искусство с новыми формами. Шла  острая борьба между сторонниками «формальной школы», лефовцами и защитниками «нового реализма». Но настоящие художники стояли выше групповой замкнутости, шёл процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных течений художественной культуры.

Информация о работе Советское государство в 20-30-е гг. ХХ в