Советское общество в конце 20-х-3—е годы XX в., осуществление «догоняющей модели» модернизации страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

В декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) провозгласил курс на индустриализацию. На съезде говорилось о том, что СССР необходимо превратится из страны ввозящей машины и оборудование, в страну производящую их. Потребность в максимальном развитии производства средств производства обосновывалась документально, и нужна была для обеспечения экономической независимости страны.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.97 Кб (Скачать файл)

Введение

 

  1. Необходимость завершения перехода к индустриальному обществу. Форсированная индустриализация.

 

В декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) провозгласил курс на индустриализацию. На съезде говорилось о том, что СССР необходимо превратится из страны ввозящей машины и оборудование, в страну производящую их. Потребность в максимальном развитии производства средств производства обосновывалась документально, и нужна была для обеспечения экономической независимости страны. Начало политики индустриализации было закреплено законодательно в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. В первые годы основное внимание уделялось реконструкции старых предприятий, но в то же время строились свыше 500 новых заводов. Внедрение политики индустриализации потребовало изменений системы управлении промышленностью. В связи с переходом к отраслевой системе управления на базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, лёгкой и лесной промышленности. Сложившийся в 20-30е годы механизм хозяйствования сохранялся длительное время, ему были присущи чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы с мест. Хозяйственные и партийные органы вмешивались в деятельность промышленных предприятий, так как их функции не были чётко разграничены.

На рубеже 20-30х годов  руководство страны приняло решение  о форсировании  индустриализации и ускорении создания социалистической промышленности. Выбору форсированного развития промышленности способствовали международная изоляция СССР и его промышленная отсталость. Наибольшее воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства. Первый пятилетний план (1928/29-1932/33гг.) разрабатывался при участии крупнейших специалистов и учёных А. Н. Баха, И. Г. Александрова, А. В. Винтера, Д. Н. Прянишникова и вступил в действие с 1 октября 1928 года. Разработка некоторых разделов и утверждение заданий пятилетки происходили уже после её начала.  Раздел пятилетки в части индустриального развития предусматривал среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 19-20%.

План был утверждён  на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 года, его главная задача заключалась в превращении страны из аграрно-индустриальной в индустриальную. Согласно плана началось строительство предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле -, и авиастроения, строили гидроэнергостанции и железнорожные магистрали.

Руководство страны выдвинуло  лозунг - в кратчайший срок догнать  и перегнать в технико-экономическом  отношении развитые капиталистические  страны. За лозунгом стояло желание  как можно быстрей любой ценой  ликвидировать отставание в развитии страны и создание нового общества. Начался пересмотр плановых заданий  индустрии в сторону повышения. Были откорректированы задания по производству строительных материалов, по выплавке чугуна и стали, по выпуску сельскохозяйственных машин. Состоявшийся в ноябре 1929г. пленум ЦК партии, утвердил новые резко увеличенные контрольные цифры, даже не смотря на то, что они не были продуманы и не имели под собой реальной основы.

В первые два года пятилетки, пока существовали резервы НЭПа, промышленность развивалась согласно плана и даже превышала его. Но в начале 30-х годов темпы роста значительно упали, с 23,7% до 5%, так как ускорение темпов индустриализации потребовало увеличения капиталовложений. Субсидирование велось в основном за счет накоплений внутри промышленности и прераспределения национального дохода в её пользу. « Перекачка» средств из аграрного сектора в индустриальный стала важнейшим источником финансирования промышленности. Для получения дополнительных средств начался выпуск займов, правительство провело эмиссию денег, что в свою очередь вызвало резкое углубление инфляции. О завершении пятилетки было объявлено в 4 года и 3 месяца, плановые откорректированные задания по выпуску большинства продукции выполнить не удалось.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), утвержденный в начале 1934 г. тоже имел цель приоритетного развития тяжелой  индустрии в ущерб лёгкой промышленности. Главная задача второй пятилетки заключалась в завершении реконструкции всех отраслей народного хозяйства на основе новейшей техники. Плановые задания второй пятилетки, по сравнению с первой, были более умеренные и реальными для выполнения. За годы второй пятилетки были сооружены около 4.5 тысяч крупных промышленных предприятий по всей стране. В Москве была проложена первая линия метрополитена. В республиках Советского Союза также активно возводились предприятия и заводы. Завершение второй пятилетки было снова досрочным, и снова за 4года и 3 месяца. В некоторых отраслях промышленности действительно удалось достигнуть очень высоких результатов, появились мощные индустриальные центры новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная. В тоже время лёгкая промышленность, которой не уделялось должного внимания, и на которую направлялись ограниченные финансовые и материальные ресурсы по окончанию второй пятилетки показала результаты значительно ниже запланированных (от 40 до 80% по разным отраслям).

 

 

  1. Принудительная коллективизация сельского хозяйства: причины, экономические и социальные последствия.

 

Форсирование индустриализации тяжело отразилось также и на положении  крестьянских хозяйств. Чрезмерное налогообложение  и непомерное увеличение цен на промышленные товары вызывало недовольство сельского  населения. Искусственное занижение  государством закупочных цен на хлеб и  последующее за этим резкое сокращение поставок зерна, вызвали осложнения с хлебозаготовками и хлебный  кризис 1927 года.  Экономическая ситуация в стране ухудшилась, выполнение плана  индустриализации оказалось под  угрозой. Для активизации хлебозаготовок руководство к беспрецедентным  мерам, напоминающим политику  «  военного коммунизма». Свободная рыночная торговля зерном оказалась под запретом. Отказ продавать хлеб по твердым  ценам приводил крестьян к уголовной  ответственности и конфискации  имущества. Изымались не только излишки, но и хлеб необходимый семье крестьян. Все эти действия привели к  обострению отношений между государством и населением села.

Кризис заготовительной  компании 1927/28 гг. и приверженность части работников аппарата ЦК к централизованному, административно-командному руководству  экономикой ускорили переход к всеобщей коллективизации. Целью коллективизации были:

- налаживание канала перекачивания  средств из деревни в город  на обеспечение индустриализации;

- ликвидация кулачества  как класса;

- огосударствление сельскохозяйственного  производства;

- ликвидация аграрного  производства.

 XV съезд ВКП (б) проходивший в конце 1927 г. принял специальную резолюцию о работе в деревне. В ней шла речь о развитии на селе всех форм кооперации, и в перспективе намечался постепенный переход к коллективной обработке земли. На практике курс на коллективизацию выражался в повсеместном создании новых колхозов. Госбюджет выделял значительные суммы на их финансирование, предоставлялись льготы в кредитовании, налогообложении и снабжении техникой.

В январе 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление « О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» с намеченными жесткими сроками её проведения. В Поволжье и Северном Кавказе ее должны были завершить к весне 1931 г., в Черноземье, на Украине, Урале, в Сибири и Казахстане - к весне 1932 г. К концу первой пятилетки планировалось осуществить коллективизацию по всей стране.  Но Политбюро ЦК ВКП (б) и нижние партийные организации намеревались провести коллективизацию гораздо раньше. Начали максимально быстро создаваться «районы сплошной коллективизации». В марте 1930 г. приняли Примерный устав сельскохозяйственной артели, в котором оговаривалась добровольность вступления в колхоз, определялся порядок объединения объём соединяемых средств производства. Повсеместные нарушения этих положений вызвали недовольство крестьян,  и многие первые колхозы распались. В сёла были отправлены отряды «сознательных» рабочих-партийцев, которые вместе с местными партработниками, с помощью уговоров и угроз заставляли крестьян вступать в колхозы.

Параллельно коллективизации  шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. Прекратилось кредитование, усилилось налогообложение, перестали действовать законы об аренде земли и найме рабочей силы. Также было запрещено принимать кулаков в колхозы.  Все эти меры вызвали массу протестов и террористических выпадов со стороны кулаков, от которых страдали больше всех колхозные активисты. В феврале 1930 г. был принят закон о ликвидации кулацких хозяйств. Согласно ему кулачество поделили на 3 категории. К первой относились организаторы антисоветских и антиколхозных выступлений, они подвергались аресту и суду. Ко второй категории относили наиболее крупных и богатых кулаков и полупомещиков. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР или отдалённые районы данной области (края, республики) на спецпоселение. Кулаки, отнесённые к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях, а их хозяйства подлежали частичной конфискации. Сталинское руководство раскулачило и репрессировало примерно 900 тысяч хозяйств. 250 тысяч хозяйств «самораскулачились», распродали или бросили свое имущество и бежали из сел, деревень, станиц. 

Политикой коллективизации  к 1932 году было создано 211,1 тысячи колхозов (61,5 % крестьянских хозяйств). Примерно к 1937-1938 году сплошная коллективизация  страны была завершена. Созданное крупное  коллективное производство продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ - за годы коллективизации было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами.  Изменилась структура посевных площадей в сторону увеличения производства технических культур (сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. Промышленность росла за счет сельского хозяйства.

Но в тоже время статистика свидетельствует о том, что коллективизация нанесла невосполнимый удар по аграрной экономике (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей и пр.).  Среднегодовое производство зерна в середине 30-х годов снизилось до уровня 1909-1913 гг., почти в половину уменьшилось поголовье скота. Всё это было прямым следствием принудительного создания колхозов и бестолкового управления присланных председателей. После урожайного 1930 г. в зерновые районы Украины, Нижней Волги и Западной Сибири « пришёл» неурожай. Но планы по заготовкам продовольствия росли, и для выполнения этих планов вновь вводились чрезвычайные меры. У колхозов изымалось до 70% урожая, и даже семенной фонд. В результате этого, зимой 1932-1933 гг. многие вновь образованные колхозы охватил голод, от которого умерло от 3млн. до 5 млн. человек.

Проводимая  коллективизация имела и ряд социальных последствий - более 2 миллионов крестьян были депортированы, из них 1.800.000 только в 1930—1931 годах; сотни тысяч умерло от голода в ссылке. Среди крестьян вступивших в колхозы была проведена паспортная реформа, в результате которой колхозники паспортов не получили: фактически их прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы и уничтожила целый социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями, устоями.

 

 

 

  1. Политическая система Советского государства.

 

Политическая система  представляет собой совокупность государственных  органов и политических организаций, и характеризует взаимоотношения  общества и власти, а также степень возможности населения влиять на политические процессы.

К началу 20-х годов система  органов власти состояла из Советов  рабочих и крестьянских депутатов  различных уровней (от Верховного до сельского или поселкового). Советы были выборными органами, и по замыслам основателей государства должны были соединять законодательную  и исполнительную власть. В реальной жизни законодательные права  советов ущемлялись, а исполнительной властью в большей степени обладали партийные органы. Партия осталась только одна коммунистическая-ВКП (б), все остальные были ликвидированы во время революции и Гражданской войны. Таким образом, в СССР сложилась однопартийная система, оппозиция если и была возможна, то только в рамках правящей партии. На существование политической системы большое влияние оказывала внутрипартийная борьба. Особенно она обострилась после смерти В. И. Ленина в 1924 г. Противоборствовали два основных направления: ортодоксальное, пропагандировавшееся Л. Д. Троцким и национал-большевистское поддерживаемое И. В. Сталиным и Н. И. Бухариным.  Первое направление считало необходимым подготовку мировой революции и построение социализма не только в масштабах одной страны. Второе заостряло внимание на установлении социально-экономической стабильности и создании условий для построения социализма только внутри СССР. Эта борьба вылилась в личностное противостояние лидеров и  выходом в лидеры Сталина к концу 20-х годов. Используя противоречия между ведущими лидерами партии, Сталин свою установил единоличную власть в партии и государстве, и установил режим диктатуры внутри партии и по отношению ко всему народу.

Политический режим, сложившийся  в СССР к концу 30-х годов, имел тоталитарный характер.

Тоталитаризм — это политический режим, в котором со стороны государства осуществляется полный контроль и жесткая регламентация всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия. 
 К основным признакам тоталитарного режима относятся: 
   1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, и стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни; 
   2) вся полнота государственной политической власти сосредоточена в руках вождя партии, что влечет за собой фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов; 
   3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата; 
   4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути; 
   5) централизованная система контроля и управления экономикой; 
   6) полное бесправие человека. Политические свободы и права формально существуют, но реально отсутствуют; 
   7) строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью.  Критика представителей власти и государственной  идеологии запрещена. Также нельзя положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами; 
   8) милиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий; 
   9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого заложено физическое и духовное насилие; 
   10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в одну из частей партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией. 
   В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные. Форсированное экономическое развитие, вело к ужесточению политического режима в стране. Известно, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования. 
   Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм в этой ситуации нужно было подкреплять в первую очередь организационно-политическими факторами: регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер никак не благоприятствовала демократизации политической жизни. 
   Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Информация о работе Советское общество в конце 20-х-3—е годы XX в., осуществление «догоняющей модели» модернизации страны