Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:36, курсовая работа
Цель работы состоит в общей характеристике такого довольно сложного направления в советской внешней политике рассматриваемого периода, как отношения с США.
В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы по направлениям советско-американских отношений:
по вопросу создания антигитлеровской коалиции
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)…………………………………………………………………….5 1.1.Создание антигитлеровской коалиции……………………………………..5
1.2.Борьба СССР за открытие второго фронта в Европе в 1941—1943 гг………………………………………………………………………..…………10
Глава II. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства ……………………….15
2.1.Московская и Тегеранская конференции 1943 г. ………………….15
2.2.Крымская конференция………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33
Соглашение о контрольном механизме предусматривало, что Контрольный совет и другие органы союзников по контролю и управлению Германией «будут действовать в течение начального периода оккупации Германии, следующего непосредственно за капитуляцией, т. е. в течение периода выполнения Германией основных требований безоговорочной капитуляции». [10, C. 400]
По вопросам общей суммы
репараций с Германии, а также
их распределения между
На конференции вновь обсуждались различные предложения о разделе Германии на несколько государств.
К этому времени западными державами были разработаны новые планы расчленения Германии. В 1944 г. за подписью заместителя государственного секретаря США Уэллеса были опубликованы предложения о расчленении Германии на три государства: восточное, западное и южное. Предполагая сопротивление немецкого народа ликвидации единого германского государства, Уэллес предлагал произвести расчленение насильственным путем.
Другой план расчленения Германии был разработан по специальному поручению президента Рузвельта одним из его ближайших сотрудников - министром финансов Моргентау. Этот план был рассмотрен и утвержден так называемым «Правительственным комитетом по вопросам Германии». Согласно этому плану, Саар и прилегающие к нему территории между Мозелем и Рейном отходили к Франции; Рур, Рейнская область, Кильский канал и район, расположенный к северу от него, должны были стать международной зоной и управляться «международным органом». Остальную часть Германии намечалось разделить на два «автономных государства»: Северогерманское государство, включая Пруссию, Саксонию, Тюрингию, и Южногерманское государство в составе Баварии, Вюртемберга, Бадена и др. Последнее, по замыслу Моргентау, должно было иметь таможенную унию с Австрией. [7, C. 203]
Этот план наряду с расчленением Германии предусматривал ликвидацию большей части немецкой промышленности и аграризацию страны. Это обрекало на голодное существование значительную часть немецкого народа.
Вопрос о расчленении Германии был поставлен на второй англо-американской конференции в Квебеке в сентябре 1944 г. Здесь Рузвельт и Черчилль одобрили план Моргентау.
На Крымской конференции
руководители американского и английского
правительств вновь высказались
за раздел Германии. «Рузвельт думает,—
говорится в советской
На заседании Комиссии по расчленению, состоявшемся 7 марта 1945г., советский представитель заявил, что вопрос о расчленении Германии изучается советскими экспертами. Отвечая на вопрос Вайнанта, желают ли союзники, чтобы существовала демократическая Германия, Гусев отметил, что перед комиссией стоит вполне ясная задача — «выработать конкретный план такого территориального устройства Германии, при котором немцы не могли бы возродить свою военную мощь и опасность германской агрессии в будущем могла бы быть устранена навсегда». Иден и Вайнант согласились с тем, что изложенный советским представителем подход к проблеме является правильным.
Советская делегация не могла не заметить, что американская и особенно английская делегации, являвшиеся инициаторами расчленения Германии, на Крымской конференции стали отступать от своих позиций. Правительства США и Великобритании, видевшие в Германии прежде всего своего империалистического соперника и опасного конкурента на мировом рынке, стремились к ее максимальному ослаблению. Однако германский вопрос имел для американо-английского империализма еще и другой важный аспект — возможность использования Германии в будущем в антисоветских целях. В этих условиях планы полной деиндустриализации и расчленения Германии теряли для западных стран свою ценность.
Советское правительство определило на Крымской конференции срок вступления СССР в войну против Японии: через два-три месяца после окончания войны в Европе. При этом были согласованы следующие три условия:
Сохранение существующего положения Монгольской Народной Республики.
Восстановление принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно: а) возвращение Южного Сахалина; б) интернационализация Дайрена (Дальнего) и восстановление аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; в) совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог.
Передача Советскому Союзу Курильских островов.
На конференции был
рассмотрен вопрос об учреждении Организации
Объединенных Наций и принято
решение о созыве 25 апреля 1945 г. в
Сан-Франциско конференции
Конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе». В ней провозглашалось, что СССР, США и Англия «договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным or господства нацистской Германии, и народам бывших государств-сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем. Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору». [9, C. 572]
Советский Союз всегда считал необходимым поддерживать после войны тесное сотрудничество между державами — участницами антифашистской коалиции. Итоговым документом Крымской конференции было заявление «Единство в организации мира, как и в ведении войны». Руководители трех великих держав согласились сохранять и усиливать в предстоявший мирный период то сотрудничество, которое осуществлялось между Советским Союзом, США и Англией в дни войны. В заявлении подчеркивалось, что «только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества — прочный и длительный мир...».
Вся работа Крымской конференции протекала под знаком неизмеримо возросшего международного авторитета Советского Союза и его миролюбивой политики. Советский Союз добился принятия Соединенными Штатами и Англией ряда совместных решений, направленных на демократическое устройство послевоенного мира.
В интересах принятия согласованных решений и стремясь к укреплению отношений между главными государствами антигитлеровской коалиции, советская делегация шла навстречу многим пожеланиям делегаций США и Англии; последние также должны были учитывать интересы Советского Союза. Они пошли на это в значительной мере потому, что нуждались в помощи СССР в войне против Японии.
Крымская конференция была важным этапом в борьбе миролюбивого человечества за скорейшее окончание войны и демократическое решение послевоенных проблем.
Заключение
Основные выводы по работе можно сделать следующие:
На первом этапе войны
внешняя политика СССР, в том числе
отношения с США, строились вокруг
создания антигитлеровской коалиции.
Так, 22 июня 1941 г. Англия заявила о
полной поддержке СССР, а США почти
одновременно (23 июня) выразили готовность
оказать ему экономическую
В 1943 г. окрепли союзнические отношения стран антифашистского блока: на Московской конференции (октябрь 1943 г.) Англией, СССР и США были приняты декларации об Италии, Австрии и о всеобщей безопасности (подписана также Китаем), об ответственности гитлеровцев за совершенные преступления. На Тегеранской конференции (28 ноября – 1 декабря 1943 г.), где впервые встречались Ф. Рузвельт, И. Сталин и У. Черчилль, было принято решение об открытии в Европе в мае 1944 г. Второго фронта и принята Декларация о совместных действиях в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве. В конце 1943 г. на конференции руководителей Англии, Китая и США аналогично был решен японский вопрос. На Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) руководители Англии, СССР и США решали судьбу Германии, Польши, Югославии, обсуждали вопрос о создании Организации Объединенных Наций (создана 25 апреля 1945 г.), заключили соглашение о вступлении СССР в войну против Японии.
Вместе с тем США длительное время (как и Англия) по вопросу послевоенного устройства Германии настаивали на её расчленении. В особенности, наиболее приемлемым в американских кругах считался план Моргентау, согласно которому от Германии отторгались Саар и прилегающие к нему территории между Мозелем и Рейном, Рур, Рейнская область, Кильский канал и район, расположенный к северу от него. Остальную часть Германии намечалось разделить на два «автономных государства»: Северогерманское государство, включая Пруссию, Саксонию, Тюрингию, и Южногерманское государство в составе Баварии, Вюртемберга, Бадена и др. План наряду с расчленением Германии предусматривал ликвидацию большей части немецкой промышленности и аграризацию страны. Но впоследствии Правительства США и Великобритании, видевшие в Германии прежде всего своего империалистического соперника и опасного конкурента на мировом рынке, хотя и стремились к ее максимальному ослаблению, однако германский вопрос имел для американо-английского империализма еще и другой важный аспект — возможность использования Германии в будущем в антисоветских целях. В этих условиях планы полной деиндустриализации и расчленения Германии теряли для западных стран свою ценность.
Список использованной литературы
1.Всемирная история /под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003 – 496 с.
2.Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований: Пер. с нем. - М.; «Весь Мир», 1997 – 400 с.
3.Иноземцев Н.Н. Внешняя политика США в эпоху империализма. М., I960 – 814 с.
4.История внешней политики СССР (в 2 тт.). Том 1. 1917 – 1945 гг. /под ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарева. М.: Наука, 1980 – 576 с.
5.История дипломатии. 2-е изд., М., 1975, т. 4 – 640 с.
6.История США (в 4 тт., том 4) / под ред. М.А. Альперовича. М.: Политиздат, 1985 – 632 с.
7.Орлов А. С. За кулисами второго фронта М.: Вече, 2001 – 278 с.
8.Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тт.1-2. М., 1957.
9.Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: Сборник документов. М., 1978, т. 1 – 784 с.
10.Черняк Е. Б. Из истории секретной дипломатии и разведки М.: ЮНИТИ, 2002 – 554 с.
Информация о работе Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)