Современный проблемы Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:41, реферат

Краткое описание

Основным признаком экономической модели Франции является интенсивное государственное вмешательство в экономику (дирижизм). На протяжении длительного периода государство владело предприятиями практически во всех отраслях экономики, а доля частного сектора была незначительна. Также, государство осуществляло административное регулирование экономики и выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Франция одна из крупнейших капиталистических держав.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

1.Особенности французской экономики

 

Основным признаком экономической  модели Франции является интенсивное  государственное вмешательство  в экономику (дирижизм). На протяжении длительного периода государство владело предприятиями практически во всех отраслях экономики, а доля частного сектора была незначительна. Также, государство осуществляло административное регулирование экономики и выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий. Кроме того, государство осуществляло административный контроль над ценами. Последующее реформирование экономики, в частности ослабление государственного регулирования, смягчило черты существующей экономической модели.

Исторически сложившиеся  сильные позиции государства  в экономике и преобладание малого бизнеса стали предпосылками  еще одной особенности французской  экономики — отставание по степени  концентрации капитала от мировых лидеров.

Кроме того, для французской  экономики характерны следующие  особенности: дефицит государственного бюджета, высокий государственный  долг, дефицит внешнеторгового баланса. Французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС; уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе; высокоразвитый банковский сектор; эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики.

 

1.1 Факторы и динамика экономического развития.

В 1980-е гг. экономическое  развитие Франции характеризовалось  замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства  оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х  гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

В 1980-е гг. произошло изменение  основных направлений экономической  политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что, прежде всего, проявилось в отношении к государственному сектору.

Со второй половины 1980-х  гг. в экономической политике правительства  в качестве приоритетных выдвинулись  вопросы, связанные с созданием  единого рынка ЕС. К ним относятся  структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального  обеспечения.

В 1990 годы французская промышленность по-прежнему имела недостаточную  специализацию, с трудом приспосабливается  к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность  производственного аппарата была связана  с историческими особенностями  развития экономики, которая в 50-60-е  гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся  страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование  в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет  чрезмерную осторожность при осуществлении  долгосрочных промышленных проектов.

 

1.2 Экономическая политика в 90-х гг.

В 1990 г. по стране прокатилась  волна банкротств и массовых увольнений трудящихся. В промышленности и торговле произошло снижение цен. Компании пострадали от снижения доходов, что обернулось для них острой нехваткой собственных  средств и ростом задолженности. Циклическое падение промышленного  производства составило 7,1%.

В 1992-1993 гг. главной заботой  правительства было состояние государственных  финансов, а важнейшей среднесрочной  задачей – уменьшение дефицита госбюджета и долга. Антиинфляционная кредитно-денежная и валютная политика была направлена на сдерживание роста зарплаты и  доходов трудящихся, поддержание  стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного долга. Был введен ряд налоговых льгот  и мер по стимулированию долгосрочных сбережений частных лиц. Но, несмотря на это, темпы роста цен во Франции  оставались одними из самых низких среди развитых капиталистических стран.

В 1995 г. новое правительство  консерваторов, которое провело  кампанию по сокращению высокого уровня безработицы, пыталось ускорить буксующие экономические реформы, бывшие необходимыми для входа в зону единой европейской валюты. Экономический рост усилился, госбюджет был направлен на выполнение рекомендаций ЕС и МВФ. Темпы роста ВВП сохранялись на уровне 3% в год, инфляция не превышала 1,5%, а дефицит госбюджета – 3%.

Процессы концентрации и  централизации капитала и перестройки  экономики Франции происходили  одновременно с процессом интернационализации  производства и капитала, которые  привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” — почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Государство активно участвует  в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать  существующий разрыв в научно-техническом  потенциале между Францией и другими  ведущими странами.

Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов  роскоши. Одна из наиболее передовых  стран в области развития атомной  энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

 

2. Отраслевая структура  хозяйства

Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре  хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г. — 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Экономика Франции глубоко  встроена в мировое хозяйство. Французским  компаниям в 1980-е гг. удалось несколько  увеличить свою долю в мировом  экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным  фактором экономического роста. На экспорт  идет около 1/5 ее конечного продукта. В 2010 году объем экспорта составил 508,7 млрд. долл., а объем импорта - 577,7 млрд. долл.

Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В  нем более высокий удельный вес  имеют сельскохозяйственные товары и сырье. В настоящее время  ликвидирующие позиции во внешней  торговле страны занимают машины и  оборудование. Наибольший удельный вес  в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения.

 

3.Франция в 2000 гг. – тенденции роста сохраняются

 

Французское статистическое бюро Insee сообщило, что ВВП Франции по итогам 2010 года вырос на 1,5% после падения на 2,7% в 2009 году. Дефицит бюджета страны в прошлом году составил 136,5 миллиарда евро, или 7,1% ВВП. В свою очередь, госдолг. страны в рассматриваемый период возрос до 82,3% ВВП против 81,7% ВВП в 2009 году. ВВП страны за первый квартал 2011 года вырос на 0,9% по сравнению с ростом 0,3% в четвертом квартале 2010 года. При этом рост реальных потребительских расходов в январе-марте текущего года ускорился до 0,6% против 0,4%, темпы увеличения объемов экспорта возросли до 1,4% после увеличения на 0,3% в четвертом квартале 2010 года, а объем импорта вырос на 2,7% после спада на 0,7% кварталом ранее.

3.1. Современное положение в экономике Франции в 2010-11 гг.

Экономика Франции во II квартале 2011 года не изменилась по сравнению  с предыдущими тремя месяцами. Объем промышленного производства во Франции в июне 2011 года снизился на 1,6% в месячном исчислении, - сообщило статистическое агентство Insee. В годовом выражении показатель увеличился на 2,3%.

На сегодняшний день Франция  переживает серьезные структурные проблемы, - говорится в очередном исследовании «Индекс дефолта» Центра европейской политики в Фрайбурге (Германия) и германской деловой газеты Handelsblatt.

Если в 2001–2003 годах Франция  была нетто-экспортером капитала и  вкладывалась в зарубежные активы, то с 2004 года ситуация изменилась: страна стала нетто-импортером капитала и  с этого момента начала наращивать долг. В 2010 году потребность в капитале французской экономики была уже  на уровне 3,8% ВВП с дефицитом бюджета  в 74 млрд евро. Инвестиции составляли до 2005 года в среднем 4% ВВП и достигли 5% к 2008 году, однако с этого момента они начали падать — до 3,2% в 2010 году.

Страны, «импортирующие капитал», должны максимально направлять его  на инвестиции, увеличивающие производственные мощности, отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции в будущем приносят доход, с помощью которого может быть погашен внешний долг. Индекс дефолта Франции, за исключением стагнации в 2006 и 2007 годах, постоянно снижался, и в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает, что расходы на потребление превышали доходы на внутреннем рынке, говорится в исследовании. Этот разрыв оценивается в 2010 году как минимум в 0,6% ВВП — 12 млрд евро.

Негативная динамика индекса  предполагает снижение кредитоспособности Франции по сравнению с прежними уровнями, опасаются эксперты. «Без фундаментальных реальных экономических  реформ Франции в среднесрочной  перспективе грозит потеря кредитоспособности», — говорится в материалах Центра европейской политики. Кроме того, французские банки являются одними из главных держателей греческих  долговых бумаг: по данным Банка международных  расчетов, к концу 2010 года объем долгов Греции перед ними достигал 53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям — 15 млрд долларов. Франция, таким образом, впервые очутилась в той же категории риска, что Италия и Испания.


Информация о работе Современный проблемы Франции