Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:31, доклад
Глубокие разногласия на Парижской конференции вызвал вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги наций. Выдвигая предложение о создании международной организации, якобы призванной обеспечить всеобщий мир, правительства стран-победительниц отдавали дань антивоенным настроениям широких масс. Народы требовали положить конец империалистической политике, ведущей к войнам, и создать надежные гарантии мира. В этой обстановке руководители держав-победительниц стремились изобразить себя поборниками мира и демократии.
Создание Лиги наций
Глубокие разногласия на Парижской
конференции вызвал вопрос о структуре
и полномочиях проектируемой
Лиги наций. Выдвигая предложение о
создании международной организации,
якобы призванной обеспечить всеобщий
мир, правительства стран-
Французский проект Лиги наций, подготовленный специальной правительственной комиссией под руководством министра труда Леона Буржуа, имел ярко выраженную антигерманскую направленность. Германия не должна была входить в международную организацию. Предполагалось формирование международных вооруженных сил и международного генерального штаба при Лиге наций. Такой проект не удовлетворял ни Англию, ни Соединенные Штаты. Обе эти державы были против создания международных вооруженных сил, которые неизбежно попали бы под контроль Франции, как сильнейшей сухопутной военной державы капиталистического мира.
Английская правительственная комиссия во главе с лордом Филлимором разработала проект, который предусматривал, в сущности, не международную организацию безопасности, а лишь схему арбитража между некоторыми крупными державами, объединяемыми в «союз», с целью предотвращения внезапного нападения одного из членов «союза» на другого. По расчетам английских правящих кругов этот «союз» должен был облегчить Англии сохранение ее огромной колониальной империи.
Американский проект подготовила комиссия во главе с полковником Хаузом. По форме этот проект был ближе, чем английский, к уставу международной организации. Он предусматривал создание Лиги наций и ее главных постоянных органов. В отличие от английской схемы членство в Лиге не ограничивалось только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий «территориальной целостности и политической независимости» всех членов Лиги. В то же время допускалась возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ, если три четверти делегаций Лиги наций признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и «принципам самоопределения наций».
На основе проекта Хауза Вильсон по прибытии в Париж составил новый, так называемый Парижский, проект устава Лиги наций, включив в него пункт о переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги наций, с тем чтобы она выдавала мандаты (поручения, полномочия) на управление этими территориями малым странам.
За внешне демократическими положениями
своего проекта американские правящие
круги скрывали стремление ослабить
позиции Англии и Франции. Предлагая
допустить в Лигу наций Германию
и малые страны, Вильсон рассчитывал,
что они попадут в
Устав Лиги наций, принятый Парижской конференцией после упорной борьбы, явился плодом компромисса между английским и американским проектами. Наряду с Ассамблеей, представлявшей всех членов Лиги, создавался Совет, обладавший почти такими же полномочиями. Постоянными членами Совета должны были стать пять главных держав-победительниц: Соединенные Штаты, Англия, Франция, Италия и Япония, а четыре непостоянных члена подлежали избранию Ассамблеей из числа других стран, входивших в Лигу наций. Устав Лиги наций подписали представители 45 государств. Государства германского блока не были допущены в нее.
Вопрос о германских колониях и
арабских землях Османской империи
был решен в уставе Лиги таким
образом, что под видом установления
мандатной системы фактически производился
раздел этих территорий между державами-
Под воздействием антивоенных настроений
народных масс конференция включила
в устав Лиги наций статью, предусматривавшую
экономические санкции и
Основным пороком Лиги наций
была ее реакционная направленность.
По замыслу основателей эта
Границы Германии
Острый кризис возник на конференции
при обсуждении вопроса о границах
Германии. Еще в конце 1918 г. Франция
выдвинула требование о перенесении
западной границы Германии на Рейн
и об оккупации предмостных
После начала работ мирной конференции французская делегация, не решаясь открыто требовать аннексии левого берега Рейна, населенного немцами и исторически составлявшего неотъемлемую часть Германии, предложила создать здесь «независимую» Рейнскую республику. Статут нового государства должны были определить правительства Франции, Бельгии и Люксембурга. Предусматривалась постоянная оккупация территории Рейнской республики иностранными войсками впредь до выполнения Германией всех условий мирного договора. Республика не могла иметь своих вооруженных сил, а ее население подлежало призыву во французскую и бельгийскую армии. Экономические и иные связи «свободного» государства с Германией могли осуществляться лишь в таких формах и масштабах, которые не противоречили бы интересам Франции.
Англия и Соединенные Штаты
выступили против этого плана, видя
в нем угрозу установления полной
французской гегемонии в
Проблема германских западных границ оказалась в центре борьбы, развернувшейся в связи с подготовкой мирного договора с Германией. В ответ на высказанные французским правительством опасения по поводу возможности реваншистской воины со стороны Германии Ллойд-Джордж и Вильсон предложили Клемансо заключить двусторонние англо-французский и американо-французский договоры, по которым Англия и Соединенные Штаты немедленно придут на помощь Франции в случае любой неспровоцированной агрессии, предпринятой Германией. Эти гарантии, указывали Ллойд-Джордж и Вильсон, делают ненужными отторжение левого берега Рейна от Германии и оккупацию его войсками союзников. Однако Клемансо продолжал стоять на своем. В ответной ноте Ллойд-Джорджу и Вильсону глава французской делегации по-прежнему добивался оккупации левобережья Рейна как основной гарантии против германской агрессии и отказывался заменить «одну гарантию другой».
К концу марта переговоры зашли в тупик. Ллойд-Джордж прислал Клемансо и Вильсону меморандум, озаглавленный «Некоторые замечания для мирной конференции до составления окончательного проекта мирных условий». По названию местности, где был составлен этот меморандум, он вошел в историю как «Документ из Фонтенбло». В нем предусматривалось возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, а также предоставление ей права на эксплуатацию угольных шахт Саара в течение десяти лет. Рейнская зона подлежала демилитаризации. При этом снова предлагалось, чтобы Франция в обмен на англо-американские гарантии ее безопасности отказалась от своего требования границы по Рейну.
Американская делегация в
Оказавшись перед объединенным англо-американским фронтом, Франция была вынуждена пойти на компромисс. Она получала Эльзас и Лотарингию. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги наций, а Франции передавались в собственность саарские угольные шахты. Левый берег Рейна подлежал оккупации союзными войсками на 15 лет. Кроме того, вдоль правого берега Рейна создавалась демилитаризованная зона шириной в 50-60 км. К Бельгии отходили округа Эйпен, Мальмеди и Морене. Соединенные Штаты и Англия обязывались прийти Франции на помощь в случае нападения Германии (впоследствии это обязательство отпало, так как Соединенные Штаты не ратифицировали мирный договор с Германией, что привело и к аннулированию гарантийных договоров Франции с Соединенными Штатами и Англией).
Большие разногласия между Францией, с одной стороны, и Англией и Соединенными Штатами - с другой, вызвал также вопрос о восточных границах Германии.
Подъем национально-
Соединенные Штаты, Англия и Франция рассматривали польский вопрос лишь как предмет сделок и были заинтересованы в сохранении постоянной напряженности на польско-германской границе, что позволяло бы им оказывать давление как на Германию, так и на Польшу. Руководители Парижской конференции установили польско-германскую границу таким образом, что многие из исконных дольских земель (Поморье, северные районы Мазурского поозерья, значительная часть Силезии и Любушская земля) остались за Германией. Выход к морю Польша получила в виде узкой полосы. Гданьск не вошел в пределы Польши, а получил статут «вольного города» под управлением Лиги наций.
При обсуждении вопроса о германо-
Входивший до первой мировой войны в состав Германии древний литовский порт Клайпеда (Мемель) с прилегающей территорией передавался под управление Лиги наций (только в 1923 г. Литве удалось добиться возвращения Клайпедской области).
В общей сложности от Германии отходила одна восьмая часть ее прежней территории. В то же время в составе Германии оставалось около 100 тыс. кв. км исконных польских земель.
Раздел германских колоний
Долгие и ожесточенные споры велись на Парижской конференции по вопросу о разделе германских колоний. В конце концов, когда было достигнуто компромиссное решение о мандатах и тем самым определилось, что державы-мандатарии получают на подмандатных территориях, в сущности, такие же права, как и в обычных колониях, участники конференции пришли к соглашению.