Создание Лиги наций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:31, доклад

Краткое описание

Глубокие разногласия на Парижской конференции вызвал вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги наций. Выдвигая предложение о создании международной организации, якобы призванной обеспечить всеобщий мир, правительства стран-победительниц отдавали дань антивоенным настроениям широких масс. Народы требовали положить конец империалистической политике, ведущей к войнам, и создать надежные гарантии мира. В этой обстановке руководители держав-победительниц стремились изобразить себя поборниками мира и демократии.

Вложенные файлы: 1 файл

Создание Лиги наций.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

Создание Лиги наций

Глубокие разногласия на Парижской  конференции вызвал вопрос о структуре  и полномочиях проектируемой  Лиги наций. Выдвигая предложение о  создании международной организации, якобы призванной обеспечить всеобщий мир, правительства стран-победительниц  отдавали дань антивоенным настроениям  широких масс. Народы требовали положить конец империалистической политике, ведущей к войнам, и создать  надежные гарантии мира. В этой обстановке руководители держав-победительниц  стремились изобразить себя поборниками  мира и демократии. Особенно изощрялись в подобного рода демагогии американские империалисты. Президенту Вильсону, включившему предложение о «союзе народов» в свои «14 пунктов», буржуазная пресса и пропаганда создали ореол борца за мир, сделав его «идолом мещан и пацифистов» (В. И. Ленин, II конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля - 7 августа 1920 г. Доклад о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала 19 июля, Соч., т. 31, стр. 199.). Отсюда широко распространилось мнение о том, что Лига наций является детищем Вильсона, хотя проекты международной организации разрабатывались не только в Соединенных Штатах, но и во Франции, и в Англии, притом задолго до окончания войны.

Французский проект Лиги наций, подготовленный специальной правительственной  комиссией под руководством министра труда Леона Буржуа, имел ярко выраженную антигерманскую направленность. Германия не должна была входить в международную организацию. Предполагалось формирование международных вооруженных сил и международного генерального штаба при Лиге наций. Такой проект не удовлетворял ни Англию, ни Соединенные Штаты. Обе эти державы были против создания международных вооруженных сил, которые неизбежно попали бы под контроль Франции, как сильнейшей сухопутной военной державы капиталистического мира.

Английская правительственная  комиссия во главе с лордом Филлимором разработала проект, который предусматривал, в сущности, не международную организацию безопасности, а лишь схему арбитража между некоторыми крупными державами, объединяемыми в «союз», с целью предотвращения внезапного нападения одного из членов «союза» на другого. По расчетам английских правящих кругов этот «союз» должен был облегчить Англии сохранение ее огромной колониальной империи.

Американский проект подготовила  комиссия во главе с полковником  Хаузом. По форме этот проект был ближе, чем английский, к уставу международной организации. Он предусматривал создание Лиги наций и ее главных постоянных органов. В отличие от английской схемы членство в Лиге не ограничивалось только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий «территориальной целостности и политической независимости» всех членов Лиги. В то же время допускалась возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ, если три четверти делегаций Лиги наций признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и «принципам самоопределения наций».

На основе проекта Хауза Вильсон по прибытии в Париж составил новый, так называемый Парижский, проект устава Лиги наций, включив в него пункт о переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги наций, с тем чтобы она выдавала мандаты (поручения, полномочия) на управление этими территориями малым странам.

За внешне демократическими положениями  своего проекта американские правящие круги скрывали стремление ослабить позиции Англии и Франции. Предлагая  допустить в Лигу наций Германию и малые страны, Вильсон рассчитывал, что они попадут в экономическую  зависимость от Соединенных Штатов и будут следовать в фарватере  их политики. Предусматриваемое уставом Лиги вмешательство в территориальные споры было призвано облегчить Соединенным Штатам подрыв английской и французской колониальных империй. Такую же цель преследовало предложение относительно германских колоний и бывших турецких владений. Передача их в распоряжение Лиги наций с предоставлением мандатов малым странам создала бы наиболее благоприятные условия для Соединенных Штатов как самой мощной в финансовом и экономическом отношении державы.

Устав Лиги наций, принятый Парижской  конференцией после упорной борьбы, явился плодом компромисса между  английским и американским проектами. Наряду с Ассамблеей, представлявшей всех членов Лиги, создавался Совет, обладавший почти такими же полномочиями. Постоянными  членами Совета должны были стать пять главных держав-победительниц: Соединенные Штаты, Англия, Франция, Италия и Япония, а четыре непостоянных члена подлежали избранию Ассамблеей из числа других стран, входивших в Лигу наций. Устав Лиги наций подписали представители 45 государств. Государства германского блока не были допущены в нее.

Вопрос о германских колониях и  арабских землях Османской империи  был решен в уставе Лиги таким  образом, что под видом установления мандатной системы фактически производился раздел этих территорий между державами-победительницами. Германия и Турция отказывались от своих бывших владений в пользу Лиги наций, но непосредственное управление ими поручалось державам-мандатариям. Мандаты предназначались Англии, ее доминионам, Франции, Японии и Бельгии, которые, таким образом, фактически приобретали новыеколонии. Устанавливались три категории мандатов: «Л», «В» и «С». Мандаты группы «Л» распространялись на арабские территории бывшей Османской империи; как указывалось в уставе Лиги наций, народы этих стран достигли такой стадии развития, что могут «в скором времени» стать самостоятельными, а поэтому они передаются под управление мандатариев «временно». Германские колонии в Центральной Африке (Германская Восточная Африка, Того и Камерун) отошли в группу «В»; по поводу них не давалось никаких обещаний о скором предоставлении независимости. В отношении этих двух категорий Соединенным Штатам удалось добиться признания принципа «открытых дверей». Юго-Западная Африка и бывшие владения Германии на Тихом океане вошли в группу «С»; они должны были управляться как составная часть территории державы-мандатария.

Под воздействием антивоенных настроений народных масс конференция включила в устав Лиги наций статью, предусматривавшую  экономические санкции и коллективные военные выступления членов Лиги против государства, совершившего агрессию (статья 1G). Однако понятия «агрессия» и «агрессор» не были разъяснены, что  открывало перед Лигой, т. е. перед господствовавшими в ней империалистическими державами, возможность произвольно толковать эту статью и использовать ее не против агрессоров, а против революционного движения и Советской России. По-настоящему бороться с агрессией Лига не предполагала. Уже в 1921 г. Совет Лиги вынес решение о том, что противодействовать агрессору нужно главным образом посредством экономических санкций.

Основным пороком Лиги наций  была ее реакционная направленность. По замыслу основателей эта международная  организация должна была содействовать  борьбе с революционным движением  и укреплению империалистической послевоенной системы. Связь Лиги наций с этой системой подчеркивалась включением устава Лиги в тексты всех мирных договоров, подготовленных Парижской конференцией.

Границы Германии

Острый кризис возник на конференции  при обсуждении вопроса о границах Германии. Еще в конце 1918 г. Франция  выдвинула требование о перенесении  западной границы Германии на Рейн и об оккупации предмостных укреплений на его правом берегу войсками союзников. Эту позицию решительно отстаивала влиятельная империалистическая группировка  во главе с маршалом Фошем, которая рассматривала Рейн как естественную стратегическую границу Франции.

После начала работ мирной конференции  французская делегация, не решаясь  открыто требовать аннексии левого берега Рейна, населенного немцами  и исторически составлявшего  неотъемлемую часть Германии, предложила создать здесь «независимую»  Рейнскую республику. Статут нового государства  должны были определить правительства  Франции, Бельгии и Люксембурга. Предусматривалась постоянная оккупация  территории Рейнской республики иностранными войсками впредь до выполнения Германией  всех условий мирного договора. Республика не могла иметь своих вооруженных  сил, а ее население подлежало  призыву во французскую и бельгийскую  армии. Экономические и иные связи  «свободного» государства с Германией  могли осуществляться лишь в таких  формах и масштабах, которые не противоречили  бы интересам Франции.

Англия и Соединенные Штаты  выступили против этого плана, видя в нем угрозу установления полной французской гегемонии в Европе. По существу речь шла не только о  судьбе территории, лежащей к западу от Рейна. Как ни велико было само по себе значение этой области в стратегическом и экономическом отношениях, граница  на Рейне означала и нечто большее: Франция получила бы возможность  контролировать Рур - важнейший военно-промышленный район всей Западной Европы.

Проблема германских западных границ оказалась в центре борьбы, развернувшейся в связи с подготовкой мирного  договора с Германией. В ответ на высказанные французским правительством опасения по поводу возможности реваншистской воины со стороны Германии Ллойд-Джордж и Вильсон предложили Клемансо заключить двусторонние англо-французский и американо-французский договоры, по которым Англия и Соединенные Штаты немедленно придут на помощь Франции в случае любой неспровоцированной агрессии, предпринятой Германией. Эти гарантии, указывали Ллойд-Джордж и Вильсон, делают ненужными отторжение левого берега Рейна от Германии и оккупацию его войсками союзников. Однако Клемансо продолжал стоять на своем. В ответной ноте Ллойд-Джорджу и Вильсону глава французской делегации по-прежнему добивался оккупации левобережья Рейна как основной гарантии против германской агрессии и отказывался заменить «одну гарантию другой».

К концу марта переговоры зашли  в тупик. Ллойд-Джордж прислал Клемансо и Вильсону меморандум, озаглавленный «Некоторые замечания для мирной конференции до составления окончательного проекта мирных условий». По названию местности, где был составлен этот меморандум, он вошел в историю как «Документ из Фонтенбло». В нем предусматривалось возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, а также предоставление ей права на эксплуатацию угольных шахт Саара в течение десяти лет. Рейнская зона подлежала демилитаризации. При этом снова предлагалось, чтобы Франция в обмен на англо-американские гарантии ее безопасности отказалась от своего требования границы по Рейну.

Американская делегация в основном приняла точку зрения англичан, но французы не шли на уступки. Клемансо грозил уходом с конференции. В ответ на это Вильсон отдал приказ пароходу «Джордж Вашингтон» немедленно прибыть из Нью-Йорка в Брест, чтобы отвезти американскую делегацию в Соединенные Штаты. Кон-фзренция стояла перед угрозой провала.

Оказавшись перед объединенным англо-американским фронтом, Франция  была вынуждена пойти на компромисс. Она получала Эльзас и Лотарингию. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги наций, а Франции передавались в собственность саарские угольные шахты. Левый берег Рейна подлежал оккупации союзными войсками на 15 лет. Кроме того, вдоль правого берега Рейна создавалась демилитаризованная зона шириной в 50-60 км. К Бельгии отходили округа Эйпен, Мальмеди и Морене. Соединенные Штаты и Англия обязывались прийти Франции на помощь в случае нападения Германии (впоследствии это обязательство отпало, так как Соединенные Штаты не ратифицировали мирный договор с Германией, что привело и к аннулированию гарантийных договоров Франции с Соединенными Штатами и Англией).

Большие разногласия между Францией, с одной стороны, и Англией  и Соединенными Штатами - с другой, вызвал также вопрос о восточных  границах Германии.

Подъем национально-освободительного движения польского народа заставил союзные державы признать независимость  Польши. Однако не все польские земли  воссоединились в новом государстве. Польское правительство требовало  возвращения исконных польских земель: Познани, Поморья, нижней части долины Вислы с древним польским городом  Гданьск (Данциг), северной части Мазурского поозерья, Любушской земли и Силезии. Конференция отвергла эти требования. Наиболее решительно возражала Англия, тогда как Франция, стремясь как можно больше ослабить Германию и рассчитывая подчинить Польское государство своему влиянию, поддерживала некоторые из территориальных требований Польши.

Соединенные Штаты, Англия и Франция  рассматривали польский вопрос лишь как предмет сделок и были заинтересованы в сохранении постоянной напряженности  на польско-германской границе, что  позволяло бы им оказывать давление как на Германию, так и на Польшу. Руководители Парижской конференции установили польско-германскую границу таким образом, что многие из исконных дольских земель (Поморье, северные районы Мазурского поозерья, значительная часть Силезии и Любушская земля) остались за Германией. Выход к морю Польша получила в виде узкой полосы. Гданьск не вошел в пределы Польши, а получил статут «вольного города» под управлением Лиги наций.

При обсуждении вопроса о германо-чехословацкой  границе государственный секретарь  Соединенных Штатов Лансинг предложил передать Германии значительную территорию, где проживали так называемые судетские немцы, но в конце концов здесь оставили границу, разделявшую до войны Германию и Австро-Венгрию. Исключение было сделано лишь в отношении Глучинского (Гульчинского) района в Верхней Силезии, который передали Чехословакии.

Входивший до первой мировой войны  в состав Германии древний литовский  порт Клайпеда (Мемель) с прилегающей  территорией передавался под  управление Лиги наций (только в 1923 г. Литве  удалось добиться возвращения Клайпедской области).

В общей сложности от Германии отходила одна восьмая часть ее прежней  территории. В то же время в составе  Германии оставалось около 100 тыс. кв. км исконных польских земель.

Раздел германских колоний

Долгие и ожесточенные споры  велись на Парижской конференции  по вопросу о разделе германских колоний. В конце концов, когда  было достигнуто компромиссное решение  о мандатах и тем самым определилось, что державы-мандатарии получают на подмандатных территориях, в сущности, такие же права, как и в обычных  колониях, участники конференции  пришли к соглашению.

Информация о работе Создание Лиги наций