Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 01:37, курсовая работа
В первой половине 20-х годов главная задача внутренней поли-
1ики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании
материально-технической и социокультурной основы для построения
социализма, обещанного большевиками народу.
Экономический и социальный кризис конца 1920 г.— начала
1921 г. Политика «военного коммунизма» привела экономику страны
к полному развалу. С ее помощью не удалось преодолеть
шчсская система с небольшими изменениями продолжала существо-
вать все годы совс1ской власми.
Итоги внутренней политики начала 20-х годов. Нэп обеспечил
стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его
введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возник-
новение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленно-
сти и сельского хозяйсмва; целенаправленно классовой ориентацией
внутренней политики правительства; усилением про творений между
многообразием социальных интересов разных слоев общее 1ва и авто-
ритаризмом болыпсвис1ского руководства.
Необходимость обеспечения независимости и обороноспособно-
сти сiраны фебовала дальнейшего развития экономики, в первую
очередь тяжелой промышленности. Приоритс! промышленности над
сельским хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни
в город путем ценовой и налоговой политики. На промышленные
товары сбытовые цены искусственно завышались, закупочные цены
на сырье и продукты занижались («ножницы» цен). Сложность нала-
живания нормального товарообмена между городом и деревней по-
рождало также неудовлетворительное качество промышленной про-
дукции. Осенью 1923 г. разразился кризис сбьпа, заговаривание до-
рогими и плохими промтоварами, которые население отказывалось
покупать. В 1924 i . к нему добавился кризис цен, когда крестьяне,
собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб государству
но твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить
крестьян сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания
(в Амурской области, Грузии и других районах). В середине 20-х го-
дов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья. Это сни-
зило возможность экспорта сельскохозяйственных продуктов и, сле-
довательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для по-
купки промышленного оборудования за границей.
Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд админи-
стративных мер. Было усилено централизованное руководство эконо-
микой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены
на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей,
торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.
Новое направление внутренней политики вызывалось стремлени-
ем партийного руководства ускорить уничтожение элементов капита-
лизма административными методами, разрешить все экономические
и социальные трудности одним ударом, не вырабатывая механизма
взаимодействия государственного, кооперативного и частного секто-
ров хозяйства. Свою неспособность преодолеть кризисные явления;
хозяйственными методами и использование командно-директивных
сталинское руководство партии объясняло деятельностью классовых
«врагов народа» (нэпманов, кулаков, агрономов, инженеров и других
специалистов). Это служило основанием для развертывания репрес-
сий и организации новых политических процессов.
Внутрипартийная борьба за власп>. Экономические и социаль-
но-полишчсскис трудности, проявившиеся уже в первые годы нэпа,
стремление построить социализм при отсутствии опыта реализации
'пой цели породили идеоло! ический кризис. Все принципиальные во-
просы развития страны вызывали острые внутрипартийные дискуссии.
В. И. Ленин, автор нэпа, предполагавший в 1921 г., что тю будет
политика «всерьез и надолю», уже через год на XI съезде партии зая-
вил, что пора прекратить «отступление» в сторону капитализма и не-
обходимо переходить к построению социализма. Он написал ряд ра-
бот, названных советскими историками «политическим завещанием»
В. И. Ленина. В них он сформулировал основные направления дея-
тельности партии: индустриализация (техническое перевооружение
промышленности), широкая кооперация (в первую очередь в сельском
хозяйстве) и культурная революция (ликвидация неграмотности, повы-
шение культурного и образовательною уровня населения). При этом
В. И. Ленин настаивал на сохранении единства и руководящей роли
партии в государстве. В «Письме к съезду» он дал ьссьма нелицепри-
ятные политические и личностные характеристики шести членам По-
литбюро (Л. Д. Троцкому, Л. Б. Каменеву, Г. Е. Зиновьеву, Н. И. Бу-
харину, Г. Л. Пятакову, И. В. Сталину). В. И. Ленин также предосте-
регал партию от ее бюрократизации и возможности возникновения
фракционной борьбы, считая главной опасностью политические амби-
ции и соперничество Л. Д. Троцкого и И. В. Сталина.
Болезнь В. И. Ленина, в результате которой он был отстранен от
решения государственно-партийных дел, а затем и его смерть в ян-
варе 1924 г. осложнили ситуацию в партии. Еще весной 1922 г. был
учрежден пост Генеральною секретаря ЦК РКП(б). Им стал
И. В. Сталин. Он унифицировал структуру партийных комитетов
разных уровней, что привело к усилению не только внутрипартий-
ной централизации, но и всей административно-
темы. И. В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть,
расставив в центре и на местах преданные ему кадры.
Различное понимание принципов и методов социалистического
строительства, личные амбиции (Л. Д. Троцкого, Л. Б. Камене-
ва, Г. Е. Зиновьева и других представителей «старой гвардии», обла-
давшей значительным большевистским дооктябрьским стажем), их
неприятие сталинских методов руководства — все это вызвало оппо-
зиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных пар-
тийных комитетов, в печати. Теоретические разногласия о возможно-
сти построения социализма или в одной стране (В. И. Ленин,
И. В. Сталин), или только в мировом масштабе (Л. Д. Троцкий) со-
четались со стремлением занять в партии и государстве руководящее
положение. Сталкивая политических противников и умело интерпре-
тируя их высказывания как антиленинские, И. В. Сталин последова-
тельно устранял своих оппонентов. Л. Д. Троцкого в 1929 г. выела-__
ли из СССР. Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и их сторонники были
репрессированы в 30-х годах.
Первый камень в фундамент культа личности И. В. Сталина за-
кладывался в ходе внутрипартийных дискуссий 20-х годов иод ло-
зунгом выбора верного, ленинского пути строительства социализма
и установления идеологического единства.
ОБРАЗОВАНИЕ СССР
Советские республики накануне объединения. К началу 20-х
годов на территории бывшей Российской империи существовало не-
сколько независимых государственных образований. Это — создан-
ные на основе национально-территориального признака РСФСР, Ук-
раинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская
советские социалистические республики, а также Бухарская и Хо-
резмская народные советские республики, Дальневосточная респуб-
лика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора ан-
тисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был за-
ключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись
вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Рево-
люционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии).
Представители республик были включены в состав высших органов
государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражал-
ся в подчинении органов управления некоторыми отраслями про-
мышленности, финансами и транспортом соответствующим наркома-
там РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отно-
шения центральных и местных (республиканских) органов власти,
вызывало между ними конфликты.
Сложившаяся между советскими республиками форма объедине-
ния получила название договорной федерации. Ее своеобразие за-
ключалось в том, что российские управленческие структуры играли
и роль общегосударственных органов власти. Республиканские ком-
партии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт-
организаций. Благодаря этому достигалось единство действий рес-
публик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же
одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых го-
сударственных образований.
С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях респуб-
лик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудни-
чество. В 1920—1922 гг. все советские республики заключили
с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном
и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяй-
ственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного
органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право
представлять и защищать их интересы на международной арене. Азер-__
байджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую совет-
скую социалистическую федерацию (ЗСФСР), Конституция которой
была построена на тех же принципах, что и Констшуция РСФСР.
Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепле-
ния советскою политического строя и их обороноспособности потре-
бовали совершенствования существующих договорно-федеративных
связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих
вопросов экономического и политического сотрудничества. Нужда-
лись в более четком определении права и обязанности Совета Труда
и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общсфеде-
ральныс функции. Приоритетное положение РСФСР в договорной
федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев поро-
ждало антирусские настроения. С другой стороны, участились требо-
вания работников некоторых органов власти расширить число обще-
федеральных наркоматов. Предлагалось, в частности,— в связи с на-
чавшимися в республиках аграрными реформами и отсутствием
общего законодательства — объединить наркоматы юстиции и земле-
делия под эгидой Наркомюста РСФСР и Наркомзема РСФСР. Вес-
ной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и За-
кавказской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаи-
моотношений между республиками, конкретизации их прав
и обязанностей.
В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию
для подготовки законопроекта о новой форме государственного объ-
единения. И. В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по
делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации».
В соответствии с ним предусматривалось включение в состав
РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на пра-
вах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками
и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения.
Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинст-
во партийно-государственных руководителей республик высказались
против него. В октябре — ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса
о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ле-
нина об образовании союзного государства как федерации равно-
правных республик.
Образование СССР. В декабре 1922 г. во всех республиках со-
стоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение
В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов
о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый
Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию
и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали
РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация
провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия
республик и их право свободного выхода из союза. Договор опреде-
лял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоот-__
съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председате-
ли ЦИК союзных республик М. И. Калинин, Г. И. Петровский,
А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов. Исполнительную власть вплоть
до принятия Конституции нового государства должен был осуществ-
лять Совнарком РСФСР.
В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая
была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Кон-
ституция законодательно закрепила образование Союза ССР. Формой
государственного устройства наций провозглашалась федерация рес-
публик с правом свободною выхода из союза и самостоятельного
решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования,
здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностран-
ными государствами, осуществление внешней торговли, руководство
транспортом и почтово-телеграфной связью входили а функции со-
юзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий
высших органов власти и управления. Верховным законодательным
органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах меж-
ду съездами — двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Нацио-
нальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных
Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные нар-
коматы, Госбанк, Госплан.
Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов
и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках.
Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной
и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верхов-
ные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохо-
зяйственных планов, утверждение государственного бюджета, уста-
новление единой денежной системы. Их ведению подлежали разра-
ботка гражданского, уюловного и трудового законодательства,
установление общих принципов развития в области просвещения
и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникаю-
щие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отме-
нять постановления республиканских властей в случае их несоответ-
ствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединен-