Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:02, контрольная работа
Становление МФИ проходило в трудных условиях послевоенного развития. Война принесла Советскому Союзу тяжелейшие потери: были полностью или частично разрушены 1710 городов и 70 тыс. сел, десятки тысяч промышленных предприятий, 100 тыс. колхозов и совхозов, мосты, железнодорожные пути, вокзалы, жилой фонд. Миллионы людей остались без крова.
Послевоенное десятилетие – это время, когда страна возвращалась к мирной, полной надежд жизни. Процессы восстановления страны проходили в условиях усиления политического и идеологического давления. Особенно усилился идеологический пресс в сфере науки и культуры. На науку и образование распространились схоластические идеологические дискуссии.
Введение…………………………………………………………………………..3
Создание и деятельность Московского финансового института
в первое послевоенное десятилетие……………………………………………. 5
Факультет для обучения офицеров финансовой службы. Военный факультет
при МФИ…………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………… 1
Содержание:
Введение………………………………………………………
Создание и деятельность Московского финансового института
в первое послевоенное десятилетие……………………………………………. 5
Факультет для обучения офицеров финансовой службы. Военный факультет
при
МФИ………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Становление МФИ проходило в трудных условиях послевоенного развития. Война принесла Советскому Союзу тяжелейшие потери: были полностью или частично разрушены 1710 городов и 70 тыс. сел, десятки тысяч промышленных предприятий, 100 тыс. колхозов и совхозов, мосты, железнодорожные пути, вокзалы, жилой фонд. Миллионы людей остались без крова.
Послевоенное десятилетие – это время, когда страна возвращалась к мирной, полной надежд жизни. Процессы восстановления страны проходили в условиях усиления политического и идеологического давления. Особенно усилился идеологический пресс в сфере науки и культуры. На науку и образование распространились схоластические идеологические дискуссии.
В непростое послевоенное время в 1946 г. на базе объединения двух родственных финансово-экономических вузов был учрежден Московский финансовый институт.
Через МКЭИ и МФЭИ новый укрупненный вуз воспринял традиции финансово-экономического образования 1920–1930 годов.
Новый этап в развитии Московского финансового института пришелся на период «хрущевской оттепели». Середина 1950 – начало 1960-х гг. отмечены глубокими переменами в жизни страны, процессами десталинизации, обновления и развития жизни общества, науки, культуры, образования. Это создало почву для широких социально экономических реформ. Но хрущевские реформы не могут быть оценены однозначно. Немало было сделано для повышения уровня благосостояния советского народа: повышена зарплата, отменена плата за обучение в старших классах и вузах, введено пенсионное обеспечение колхозников, развернулось широкое жилищное строительство и т.п. Вместе с тем реформы носили противоречивый характер. Не все они дали ожидаемый экономический эффект, что негативно отражалось на народном хозяйстве и общественном развитии страны. Ряд непродуманных преобразований болезненно отразились и на системе высшего образования, в том числе и на МФИ. Для нашего института хрущевское десятилетие было непростым временем становления, когда закладывались основы для дальнейшего развития вуза.
17 сентября 1946 г. два московских вуза – МФЭИ и МКЭИ по решению советского правительства были объединены. В результате их слияния был учрежден Московский финансовый институт, который расположился в здании бывшего МКЭИ на Церковной горке, дом 30. Процесс объединения двух вузов занял несколько месяцев и прохо-
дил с ноября 1946 г. до февраля 1947 г. под руководством и.о. директора Д.А. Буткова.
В июне 1947 г. был назначен новый директор МФИ – Н.Н. Ровинский, в этой должности он работал вплоть до самой смерти 22 июня 1953 года. Николай Николаевич проявил себя блестящим педагогом высшей школы, человеком высокой культуры и огромной эрудиции, теоретиком и практиком в области экономики, финансов и особенно бюджета. Заместителем директора по научной и учебной работе был назначен Д.А. Аллахвердян.
Главной причиной создания МФИ как «укрупненного» вуза стал острый недостаток экономистов и финансистов для возрождавшегося народного хозяйства страны. Поэтому при создании МФИ была поставлена задача: в вузе должно обучаться не менее двух тысяч студентов и не менее 60 аспирантов. Однако первый послевоенный набор
составил менее 1900 студентов. По преимуществу это были фронтовики, инвалиды войны, выпускники рабфака, возраст которых составлял 30–40 лет. Многие из них испытывали трудности из-за перерыва в учебе, но они преодолевались на многочисленных консультациях, которые давали им преподаватели МФИ.
В МФИ были сформированы четыре факультета:
факультет международных финансовых отношений (МФО)
а также 17 кафедр. В 1951 г. был создан факультет «Механизации
учета и вычислительных работ». В послевоенный период в финансистах высокой квалификации остро нуждались армия и флот. Руководство Московского финансового института, несмотря на организационные сложности, недостаток помещений, дефицит преподавательских кадров, дало согласие Министерству обороны СССР на создание в 1947 г. при МФИ Военного факультета для подготовки офицеров финансовой службы. Более половины дисциплин его слушателям читали преподаватели МФИ. Самостоятельным вузом военный факультет стал лишь в 1998 г.
На этапе становления МФИ нехватка педагогических кадров была острой проблемой, без решения которой институт не мог развернуть полномасштабную работу по подготовке финансистов. Например, на кафедре страхования было всего два преподавателя: заведующий, профессор Г.И. Болдырев и доцент В.С. Гохман. К концу первого послевоенного учебного года в вузе насчитывалось 129, а в 1950 г. – уже 170 преподавателей.
Кафедры возглавили крупные ученые и педагоги, сочетавшие преподавательскую деятельность с практической работой в органах советской власти, хозяйственных и финансовых учреждениях. Профессор З.В. Атлас успешно сочетал научную работу с заведованием кафедрой денежного обращения и кредита, руководителем кафедры международных финансовых расчетов был профессор Н.Н. Любимов. В 1920–1930 гг. Н.Н. Любимов – сотрудник Наркомфина, эксперт в области финансов на международных переговорах, в том числе на Генуэзской конференции. Кафедрой статистики руководил П.П. Маслов – автор многочисленных научных работ по теории и практике статистических исследований. К руководству аспирантами были привлечены академики С.Г. Струмилин и И.А. Трахтенберг.
В институт были привлечены молодые преподаватели, лучшие из окончивших аспирантуру МКЭИ, МФЭИ и МФИ. Среди них – Ф.П. Васин, И.В. Левчук, Л.Н. Красавина, Н.П. Копейкина, П.С. Никольский.
В послевоенные годы на вузы возлагалась задача усиленной идеологической и политико-воспитательной работы. Преподавание всех без исключения дисциплин носило ярко выраженный идеологический характер.
Главной задачей кафедр МФИ, как и в довоенное время, оставалась учебно-методическая работа. В центре их внимания находились проблемы преподавания базовых дисциплин:
Успешно преодолевались проблемы в организации учебного процесса. Студенты, пропустившие занятия или неподготовленные к ним, на консультации должны были отчитаться по пропущенной теме. Осуществлялся контроль над конспектами лекций и семинарских занятий студентов.
В 1946–1955 гг. активизировалась работа по подготовке учебников и учебных пособий. Вышли учебники:
Учебные пособия:
Всего к 1950/1951 учебному году было издано 51 пособие.
Учебно-методическая работа МФИ была тесно связана с научной деятельностью преподавателей. За первые годы в МФИ было издано несколько десятков монографий, опубликовано около 200 научных статей. Актуальные методологические вопросы финансовых наук и методики их преподавания регулярно обсуждались на научных конференциях заседаниях Ученого совета, отдельных кафедр (так, в 1951 г. состоялись межкафедральные дискуссии на тему: «О сущности и функциях советских финансов»). Эта работа и сейчас является составной частью работы по совершенствованию качества преподавания в нашем вузе.
Активно велась научно-исследовательская работа со студентами (НИРС). С этой целью в институте было создано научное студенческое общество (НСО), на кафедрах работали научные кружки, по итогам работы которых проводились научные студенческие конференции, а лучшие студенческие работы направлялись на конкурсы. К руководству научными студенческими кружками привлекались опытные преподаватели, включая директора института. Таким образом, именно в эти годы закладывались традиции НИРС, которые развиваются и сегодня.
Были четко определены приоритеты исследований – разработка актуальной научной тематики, обобщение передового практического опыта, внедрение научных исследований в экономику, оказание помощи производству. Это предполагало тесные контакты преподавателей МФИ с предприятиями и финансово-кредитными учреждениями. В конце 1940 – начале 1950-х гг. это сотрудничество проводилось в различных формах.
Так, преподаватели МФИ способствовали совершенствованию форм расчетных операций финансово-кредитных учреждений и предприятий;
разработали новый порядок учета труда и зарплаты на Ростокинском меховом комбинате, что заметно интенсифицировало его работу. Ученые МФИ проводили консультации сотрудников финансовых и кредитных учреждений.
Только за 1949/1950 учебный год было прочитано свыше 50 лекций, проведены десятки консультаций по экономическим и финансовым вопросам на предприятиях, в финансовых органах и банках.
Большое значение уделялось производственной практике студентов. Она проходила в Минфине СССР и Минфине РСФСР, Госбанке, Правлении Ингосстраха, на предприятиях и в учреждениях столицы, финансовых органах на местах. Так, в 1950 г. во время практики студенты
IV курса КЭФ написали 247 заключений по годовым отчетам кредитуемой Госбанком клиентуры, провели анализ промежуточных балансов 229 предприятий, составили 543 заключения по оформлению выдачи краткосрочных ссуд Госбанком. В Московской конторе Сельхозбанка практиканты МФИ выполнили исследовательскую работу по использованию долгосрочных кредитов. По оценке руково-
дителей практики, студенты МФИ имели удовлетворительную теоретическую подготовку и умели применять ее на практике. Но были и недостатки, отмечалась перегруженность программы практики, необходимость сосредоточить внимание на экономической стороне работы финансовых и кредитных органов.
В первые послевоенные годы материальная база института была довольно скромной. Не хватало аудиторного фонда – на 72 группы имелось лишь три лекционных зала, 18 аудиторий и девять учебных кабинетов. Занятия велись в две смены, иногда даже на кафедрах. Институт плохо отапливался – в иные зимние дни температура не
превышала 10 градусов, и студенты на занятиях сидели в пальто.
Не хватало учебников, тетрадей, стульев и классных досок, приходилось использовать школьные парты. В качестве общежития у МФИ имелось четыре двухэтажных барака в Алексеевском студенческом городке (ныне ул. Галушкина). После войны в них жили около 400 студентов, но мест не хватало, и администрация института арендовала для почти 700 человек койки у «сдатчиков» в разных районах Москвы. В 1978 г. на месте старых бараков построили новое здание общежития.
До 1947 г. студенты, как и все советские люди, получали продукты по карточкам. Институтская столовая также кормила студентов по карточкам. Благодаря подсобному хозяйству во Владимирской области иногда дополнительно студентам выдавалась порция картошки или
каши.
Таким образом, период становления МФИ проходил в сложное послевоенное десятилетие. Вуз переживал трудности того времени, но, несмотря на них, он последовательно развивался. Достижением тех лет явилось создание структуры вуза в виде факультетов и кафедр,
разработка учебных планов и программ, выпуск учебников и научных трудов, которые заложили основы для роста МФИ в последующие годы. Важным моментом в жизни МФИ было принятие в 1947 г. Устава.
1999 год — знаковый
в истории Финансовой академии
при Правительстве Российской
Федерации. Восемьдесят лет назад,
в 1919 году, в ходе реформы системы
народного просвещения было
Информация о работе Создание и деятельность Московского финансового института