Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 13:54, курсовая работа
История создания и деятельности советского репрессивного аппарата 20-50 годов ХХ века – актуальная проблема, как в научном, так и в общественном плане. Политические репрессии 20-50 г.г. ХХ века отложили большой отпечаток на историю России. Историки по-разному оценивают этот период. Одни называют это «черным пятном в истории», другие – необходимой мерой для укрепления и возрастания могущества Советского государства.
Цель данной работы заключается в рассмотрении деятельности советского репрессивного аппарата в период 20-50 годов ХХ века.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЧК В 20 ГОДЫ 3
2. УПРАЗДНЕНИЕ ВЧК И ПЕРЕХОД К ГПУ 8
3. СОЗДАНИЕ СССР, ФОРМИРОВАНИЕ ОГПУ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ 10
4. АППАРАТ ИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НКВД И ОГПУ 14
5. РАСПАД ГУЛАГА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История создания и деятельности советского репрессивного аппарата 20-50 годов ХХ века – актуальная проблема, как в научном, так и в общественном плане. Политические репрессии 20-50 г.г. ХХ века отложили большой отпечаток на историю России. Историки по-разному оценивают этот период. Одни называют это «черным пятном в истории», другие – необходимой мерой для укрепления и возрастания могущества Советского государства.
Цель данной работы заключается в рассмотрении деятельности советского репрессивного аппарата в период 20-50 годов ХХ века.
Политический режим, существовавший в Советской России, принято считать тоталитарным. Решение XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата – он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.
Образовалась четкая вертикальная иерархия, вершину которой занимал генеральный секретарь ЦК ВКП(б), обладатель верховной власти в стране.
Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов.
Наряду с обычными органами принуждения была создана особая система, специально предназначенная для подавления политических противников Советской власти.
Октябрьская революция, победившая, как уже отмечалось, малой кровью, скоро, однако, стала встречать все возраставшее сопротивление тех, кого она не устраивала. Соответственно различные органы государства (ВРК, отдел борьбы с контрреволюцией ВЦИК и др.) начали борьбу с антисоветчиками.
Особой формой антисоветизма явился чиновничий саботаж, вылившийся в попытки организовать всеобщую забастовку служащих. Это послужило поводом для создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), что нашло отражение в постановлении СНК от 7 декабря 1917 г.
Комиссия создавалась при Совнаркоме, а не при Наркомюсте, чего добивались левые эсеры, стоявшие во главе этого наркомата. Председателем ВЧК был назначен один из видных деятелей Коммунистической партии Ф.Э. Дзержинский.
В структурном отношении ВЧК следовала опыту ВРК, имея отделы: информационный, организационный, по борьбе с контрреволюцией и саботажем, должностными преступлениями и др.
Во главе ВЧК стоял Президиум из председателя, двух его заместителей и двух секретарей. Аппарат ВЧК был весьма немногочисленным. В декабре 1917 г. он состоял из 40, а в марте 1918 г. - из 120 человек. Чрезвычайные комиссии на местах создавались при областных и губернских советских органах, на узловых железнодорожных станциях, в крупных портах, в пограничной полосе. К середине 1918 г. работало уже 40 губернских, а также 365 уездных чрезвычайных комиссий. Их деятельность координировалась ВЧК. Чрезвычайные комиссии находились в тесном контакте с партийными и советскими органами на местах и отчитывались перед ними.
Помимо борьбы с саботажем ВЧК разоблачала шпионскую, диверсионную, террористическую, заговорщическую деятельность антисоветских элементов и организаций. Ее силами были ликвидированы, в частности, такие контрреволюционные организации, как "Союз спасения родины и свободы", "Единая великая Россия", "Национальный центр", и разоблачены заговоры иноземных разведок.
ВЧК боролась с контрреволюцией вместе с революционными трибуналами, при участии народных комиссариатов внутренних дел и юстиции, чьи представители входили в ВЧК. В свою очередь представитель ВЧК входил в коллегию НКВД.
Функции Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем первоначально были определены не слишком четко. В докладе Ф.Э. Дзержинского 7 декабря 1917 г. говорилось, что "Комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения". Вместе с тем здесь же предусматривались и меры воздействия, которые могла применять ВЧК.[4]
На практике ВЧК имела оперативные и следственные функции. Вместе с тем она могла применять в административном порядке и прямые меры воздействия, правда, первоначально весьма мягкие: лишение контрреволюционеров продовольственных карточек, составление и опубликование списков врагов народа, конфискация их имущества и т.п. Поскольку расстрел как мера наказания был отменен в Российской Республике, не применялся он и ВЧК.
Лишь после начала гражданской войны ВЧК и ее местным органам были предоставлены чрезвычайные полномочия. Чрезвычайные меры не только принимались по отношению к контрреволюционерам и саботажникам, но и были направлены против спекуляции и бандитизма, носивших, по существу, политический характер и подрывающих усилия Советской власти по налаживанию производства и организации управления страной.
К концу 1920 года на большей территории страны завершилась длительная и кровавая гражданская война. Предстояли поиски выхода из кризиса поразившего экономическую, общественную, политическую, социальную сферу общества. В этот период резко сократился объём промышленного и сельскохозяйственного производства, в тяжелейшем положении находился транспорт, свирепствовала инфляция. Промедление в выработке и реализации новой политики было чревато гибелью для большевистского режима.
18 марта 1921 года было подавленно Кронштадтское восстание. По приговорам Петроградской ЧК, особого отдела охраны финляндской границы республики, чрезвычайной тройки особого отдела Кронштадта, трибунала военного округа были осуждены к расстрелу 2103 человека и к длительным срокам заключения 6459 человек. Менее заметные участники подлежали высылке в административном порядке.
Несмотря на поражение политическая оппозиция предпринимала попытки продолжить агитационную работу. К концу лета 1921 года силовые структуры государства с трудом, ценой больших жертв, смогли подавить массовые вооруженные выступления в Центре, на Северо-Западе и в Сибири, более спокойной стала обстановка и в других регионах страны, но правящая верхушка не забыла страха перед «мелкобуржуазной стихией».
8 января 1921 года ВЧК издала
приказ «О карательной
Одновременно принимается партийное решение об укреплении состава оперативных работников чрезвычайных комиссий. 17 марта оргбюро ЦК РКП(б) рекомендовало возвратить на службу в чрезвычайные комиссии сотрудников, ранее направленных партийными комитетами на другие участки работы. Ранее постоянно осуществлявшиеся информационные связи между партийными, советскими и чекистскими аппаратами были подняты на государственный уровень и закреплены решением ВЦИК и ЦК РКП(б) от 17 марта 1921 года за подписями М.И. Калинина и Н.Н. Крестинского, переданным во все губ.комы РКП(б), исполкомы губернских Советов и губ.чека.
Уточнялось положение уездных политбюро. 3 августа 1921 года на основании приказа ВЧК было утверждено положение об их деятельности. Главной задачей политбюро определялась борьба с государственными преступлениями на территории соответствующего уезда. Содействие политбюро оказывала милиция и уголовный розыск, обязанные передавать дела с признаками государственных преступлений.
Тогда же, к сентябрю 1921 года стабилизировался состав транспортных ЧК.
На изменение методов работы, постановки оперативной информации, внутреннего осведомления, учёта и проверке противников государственного устройства чекистов нацелил упоминавшийся приказ ВЧК от 8 января 1921 года. В его развитие 14 июня всем губернским чрезвычайным комиссиям было передано распоряжение начальника оперативного отдела ВЧК В.Р. Менжинского и начальника секретного отдела Т.П. Самсонова. Отмечалось, что многие ЧК заняты «мелочной оперативной работой», не имеют сведений о подполье белых, эсеров, меньшевиков, анархистов и пр. и неожиданно для себя оказываются перед лицом давно созревшего выступления. Происходившие в 1921 году перемены в главных направлениях и методах работы органов ВЧК, их структуре и кадровом составе явились подготовительным этапом для генеральной перестройки. Разгром противореволюционных и интервенционистских сил, общее сокращение количества вооружённых выступлений внутри страны, упрочнение внешнеполитических позиций советского государства, начало преодоления на основе нэпа общего кризиса диктовали необходимость скорейшей реорганизации службы государственной безопасности. Чрезвычайные формы и методы изжили себя, не отвечали новому этапу в развитии республики и кардинально изменившемуся соотношению сил.
Подготовка к реорганизации органов ВЧК началась в конце 1921 года 1 декабря В.И. Ленин набросал проект постановления политбюро ЦК РКП(б) о ВЧК, в котором предусматривались «серьёзные умягчения»: сужению её компетенции и права ареста, ограничение сроков расследования дел одним месяцем с рассмотрением их судами, а также изменение названия комиссии. В тот же день проект рассмотрело политбюро и поручило его исполнение комиссии в составе Л.Б. Каменева, Д.И. Курского и Ф.Э. Дзержинского. Состоявшаяся в том же месяце конференция РКП(б) также высказалась за сужение круга обязанностей ВЧК и её реорганизацию. В конце декабря на IX Всероссийском съезде Советов Ленин дал высокую оценку деятельности ВЧК по защите революции и предложил ограничить её функции задачами политическими при всемерном укреплении законности. Высказанные идеи нашли отражение в постановлении съезда о пересмотре принятого в октябре 1918 года «Положении ВЦИК о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях».
6 февраля 1922 года ВЦИК
издал постановление «Об
Произведённая реорганизация не явилась формальной сменой вывески, хотя суть специальной службы сохранилась. Если ВЧК действовала как чрезвычайный орган, обладая практически неограниченными полномочиями, то Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, являясь составной частью советского государственного аппарата управления, руководствовалось положениями о данном аппарате, закреплёнными в Конституции Российской Федерации. Органы госбезопасности стали юридически конституционными и тем самым был завершён переход от «чрезвычайщины» к государственности.
В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик постановлением ЦИК СССР от 15 ноября 1923 года создаётся Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совнаркоме СССР как орган, объединявший и координирующий усилие республиканских ГПУ по борьбе с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. Права и обязанности ОГПУ получили законодательное закрепление в Конституции Союза ССР 1924 года.
Тогда же, в 1922 году, сессия ВЦИК учредила Государственную прокуратуру и приняла «Положение о прокурорском надзоре», которое в числе прочих обязанностей вменяло прокуратуре наблюдение за деятельностью ГПУ.
Реформы стали возможными при относительно спокойном внутреннем положении. Они способствовали укреплению советского государственного строя, дали правовое оружие для борьбы с его противниками и, казалось бы, открывали реальные перспективы создания правового государства. Однако проводимому новому курсу не хватало последовательности.
Так, было отменено право органов госбезопасности на внесудебное рассмотрение дел, но 16 октября 1922 года постановлением ВЦИК Госполитуправлению предоставлялось право внесудебной расправы, вплоть до расстрела, в отношении лиц, взятых с поличным при бандитских и вооружённых налётах. Этим же постановлением Особой комиссии НКВД разрешалось высылать и заключать в лагеря принудительных работ деятелей оппозиционных партий и уголовников-рецидивистов. В марте 1924 года было создано Особое совещание при коллегии ОГПУ для внесудебного рассмотрения дел в отношении лиц, уличённых в контрреволюционной деятельности; постановления ОСО принимались с обязательным участием прокурора, наделённого правом их опротестовывать или приостанавливать выполнение.
Таким образом, исполнительная власть сводила на нет предписания власти законодательной, что не было случайным: режим диктатуры, именовавшейся пролетарской, вовсе не был заинтересован в послаблении своим противникам, и его характерной чертой становилось кардинальное расхождение между провозглашаемыми идеалами и свободами, с одной стороны, и их грубым попранием на практике, с другой.
При изучении качественного состава сотрудников губотделов ГПУ бросается в глаза низкий образовательный уровень. Даже в центральном аппарате ОГПУ в 1924 году из 2402 сотрудников высшие учебные заведения окончили всего 59 человек, а две трети были вовсе малограмотными.
Подвергся реорганизации низовой чекистский аппарат. Уездные политбюро ликвидировали и вместо них ввели институт уездных уполномоченных губотделов ГПУ. Они назначались по согласованию с губкомами партии и только два учреждения могли решать вопрос об их отзыве или замене. Подчинялись уполномоченные секретно-оперативному отделу, имели небольшой штат сотрудников. Обращает на себя внимание специальный параграф инструкции, озаглавленный «Взаимоотношения с парткомами и исполкомами». Не реже двух раз в месяц уполномоченный ГПУ был обязан информировать секретаря укома РКП(б) и председателя исполкома уездного Совета о положении в уезде и получать от них сведения, необходимые для оперативной работы. Теперь руководитель подразделения госбезопасности отчитывался только перед руководителями партийного комитета и исполкома Совета. Депутаты и рядовые коммунисты лишились права что-то знать и как-то влиять на деятельность местных подразделений ГПУ. Все вопросы решались партийно-чекистско-советской элитой в узком кругу. В дальнейшем руководитель органа госбезопасности при необходимости информировал исключительно первого секретаря соответствующего комитета коммунистической партии. Партийное руководство осуществлялось на основе выработанных методов: определение узловых направлений деятельности; подбор, расстановка и воспитание кадров; контроль за исполнением партийных директив и решений. На пленумах и заседаниях бюро парткомов периодически заслушивались отчёты руководителей местных подразделений ОГПУ.
Информация о работе Создание и деятельность советского репрессивного аппарата