Создание, определение функций и компетенции органов полиции в период петровских преобразований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:34, контрольная работа

Краткое описание

В то же время идея о полиции как канале и способе активного вмешательства государства в жизнь его подданных уже тогда стала наполняться реальным содержанием. Полиция уже тогда стала пониматься и восприниматься не только как учреждение правоохранительной направленности, но и как система отношений, как проявление образа жизни, в рамках которого общество развивается под доброжелательной, но обязательной и пристальной опекой государства. Об этом весьма красноречиво говорилось в одном из первых документов, характеризующих принципы организации полиции и ее функции - «Регламенте, или Уставе Главного магистрата», утвержденном в 1721 г.

Содержание

Создание, определение функций и компетенции органов полиции
в период петровских преобразований………………………………….3
Развитие полицейских органов в связи с реорганизацией системы государственного управления во второй половине XVIII века. «Учреждение для управления губерний»……………………………….7
Органы политической полиции при Петре I, его преемниках и Екатерине II………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

история овд.docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Создание, определение функций и компетенции органов полиции

          в период петровских преобразований………………………………….3

  1. Развитие полицейских органов в связи с реорганизацией системы государственного управления во второй половине XVIII века. «Учреждение для управления губерний»……………………………….7
  2. Органы политической полиции при Петре I, его преемниках и Екатерине II………………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание, определение функций и компетенции  органов полиции в период петровских преобразований

Первые полицейские органы России появились в период преобразований Петра I. В 1715 г. в Санкт-Петербурге была образована Главная полицмейстерская канцелярия - орган руководства ведомством, которое еще только предстояло создать. Однако в петровскую эпоху создание соответствующих органов не вышло за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. В то же время идея о полиции как канале и способе активного вмешательства государства в жизнь его подданных уже тогда стала наполняться реальным содержанием. Полиция уже тогда стала пониматься и восприниматься не только как учреждение правоохранительной направленности, но и как система отношений, как проявление образа жизни, в рамках которого общество развивается под доброжелательной, но обязательной и пристальной опекой государства. Об этом весьма красноречиво говорилось в одном из первых документов, характеризующих принципы организации полиции и ее функции - «Регламенте, или Уставе Главного магистрата», утвержденном в 1721 г.

Концентрированно компетенция  регулярной полиции была зафиксирована  в гл. 10 «Регламента или устава Главного магистрата», положениями которого предписывалось руководствоваться полицейским учреждениям: «...Оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подаст от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное н непотребное житие отгоняет, принуждает каждого к трудам и честному промыслу, чинит добрых домостроителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне, и приносит довольство во всей потребной жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные прегрешения, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Эта декларация, справедливо называемая гимном полиции, несмотря на то, что создание полиции в системе магистратов тогда не состоялось, была своеобразным идеальным ориентиром для полиции не только учредительного, но и последующих периодов.

Полиция не только следила  за порядком в городе, но и выполняла  ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.

Также Генерал-полицмейстеру поручалось следить за регулярностью застройки и противопожарной безопасностью, за укреплением и надлежащим содержанием берегов рек, уличных стоков, за чистотой улиц и незатруднительным проездом по ним, за санитарным состоянием торговли продовольствием; он должен был задерживать, допрашивать и отправлять с делами в суд лиц, задержанных на улицах или рынках за драки, пресекать содержание притонов для правонарушителей, задерживать и допрашивать «всех гуляющих и слоняющихся людей», из них трудоспособных определять на работу, строго учитывать приезжих, выявляя беглых, а также размещать солдатский постой. Так, за неисправные печи - штрафовать домохозяев соответственно на 10, 20, 30 рублей, за торговлю при помощи фальшивых мер и весов следовало виновного «жестоко» штрафовать, за продажу «нездорового харчу и мертвечины» - бить кнутом (за первую вину), сослать на каторгу (за вторую вину), подвергнуть смертной казни (за третью вину).

 

Среди важнейших направлений  карательно-правоохранительной деятельности столичных учреждений регулярной полиции  выделяются регулирование передвижения и проживания в столицах населения, пресечение самовольных уходов работных людей, крестьян, дезертирства солдат. Вопросы о сыске беглых постоянно рассматривались полицмейстерскими канцеляриями.

Полиция наблюдала, чтобы  во время церковных праздников и  «крестного хождения» не продавали  спиртные напитки в кабаках и не устраивались увеселения, задерживала и подвергала наказаниям нарушителей порядка в церквах и общественных местах (кликуш, «ложно-беснующихся» и пр.). В городе категорически запрещалась бесцельная стрельба, за что полиция штрафовала от 5 до 15 руб.

Повседневная жизнь людей  в первой половине XVIII в. была обставлена чрезвычайной регламентацией. Было запрещено в городе носить бороды и русское платье; в соответствии с чином определялось сколько лошадей содержать и запрягать в экипаж, какие драгоценности и наряды надевать на себя по праздникам. Жителям было установлено время для сна, работы и отдыха, а работа и отдых были также регламентированы. «С бритья бород и обрезания кафтанов Петр начал, . . . дошел до обязательного установления ассамблей и прогулок на лодках по Неве и Финскому заливу». До крайности доведенная регламентация жизни и деятельности населения также была возложена на полицию. В функции регулярной полиции, как правило, входили те вопросы, в разрешении которых самодержавное правительство применяло грубое прямое принуждение. В регламентации часто подражали западноевропейским образцам, не считаясь с привычками и укладом жизни местного населения, что, естественно, вызывало противодействие с его стороны. Не случаен, видимо, и тот факт, что первым генерал-полицмейстером был назначен иностранец, над которым не тяготели привычки русских людей.

Полицейские канцелярии в первой четверти XVIII в. имели широкие полномочия по части расследования и судебного  рассмотрения уголовных дел. В них проводились дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, а также предварительное следствие и суд в отношении лиц, подведомственных полиции. Полицией приводились в исполнение вынесенные ею приговоры.

Но одним из главных направлений  деятельности полиции оставалась борьба с уголовной преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие полицейских  органов в связи с реорганизацией системы государственного управления во второй половине XVIII века. «Учреждение для управления губерний»

Возникающие на местах проблемы требовали  решения на общегосударственном  уровне и могли быть решены путем  реформирования центрального и местного управления, создания новых звеньев  государственного аппарата, совершенствования  законодательства. Это было сделано  в годы правления Екатерины II. Именно тогда и были приняты основные нормативные акты, определяющие компетенцию, функции и организацию полиции - «Учреждение для управления губерний» (1775 г.) и «Устав благочиния или полицейский» (1782 г.). Появившиеся в последние десятилетия XVIII в. они надолго определили пути и формы развития системы местных полицейских органов.

Первый из этих нормативных документов был рожден в условиях разработки и осуществления губернской реформы, проведенной в 1775 г.  Россия делилась на ряд губерний, делившихся, в свою очередь, на уезды. Во главе губерний были поставлены губернаторы, с подчиненными им губернскими правлениями. Губернатор или наместник стал главной фигурой местной администрации. В наиболее важных частях страны он получал титул генерал-губернатора, связанную с этим огромную власть и прямо подчинялся самой императрице. В компетенцию губернатора и губернского правления были переданы многие функции, осуществлявшиеся ранее органами центрального управления, в том числе и функции по руководству полицией. Главная полицмейстерская канцелярия, выполнявшая до того роль центрального органа управления полицией, с этого времени упразднялась.

На основании «Учреждения для  управления губерний» была создана  сельская полиция. В каждом уезде  дворянские собрания определяли несколько  кандидатур в «нижний земский  суд», осуществлявший административно-полицейские  и судебные функции. Состав нижнего  земского суда (3-4 заседателя) во главе  с его руководителем - земским  исправником (или как его еще называли, капитаном-исправником) утверждался губернатором и подчинялся ему же через губернское правление.

«Учреждение для управления губерний»  определило и характер организации  городской полиции. Во всех городах, где не было постоянного военного гарнизона, на нижних чинов которого во главе с комендантом гарнизона, возлагались полицейские обязанности, создавалась должность городничего. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления, которому и подчинялся.

В губернском центре, не имеющем военного коменданта, должен был назначаться  обер-полицмейстер, причем городничий от обер-полицмейстера не зависел. Однако до конца XVIII в. главой полиции во многих губернских городах так и остались военные коменданты, полицмейстеры в них появились только в период правления Павла I.

В 1782 г. появился новый нормативный  акт - «Устав благочиния или полицейский», согласно которому создавался новый  городской административно-полицейский  орган - Управа благочиния или полицейская, вводились специальные должности  служащих городской полиции, уточнялись ее функции и компетенция. В состав нового органа входил городничий и  подчинявшиеся ему приставы по уголовным  и по гражданским делам, а также  два выборных представителя купечества и ремесленников (ратманы). Управа благочиния была подчинена губернскому правлению  и выполняла разнообразные административно-хозяйственные  и судебные функции.

Город стал делиться на относительно самостоятельные административно- полицейские части, включавшие от 200 до 700 дворов и возглавлявшиеся частными приставами. Части делились на кварталы (по 50-100 дворов в каждом), во главе которых ставились квартальные надзиратели.

Организация городской полиции в конце XVIII в. во многих случаях проходила без должной последовательности и упорядоченности и сопровождалась путаницей и отклонениями. Это было вызвано непрерывными изменениями и перемещениями воинских частей (в том числе городских гарнизонов). Когда гарнизон выводился из города, на место коменданта назначался городничий, когда гарнизон возвращался, должность городничего снова упразднялась и заменялась должностью коменданта с соответствующими полицейскими функциями. В этом плане показательна и вполне типична ситуация с изменениями в руководстве полицейскими органами, имевшая место в Ярославской губернии. В 1798 г. на 10 городов губернии было определено 9 должностей городничих с соответствующими ассигнованиями на жалованье. В губернском же центре полицейские функции отправлялись воинским гарнизоном, во главе с военным комендантом бригадиром Кудрявцевым. Однако еще в 1797 г. гарнизон из Ярославля был переведен в Казань, а комендант уволен со службы. Ярославская полиция осталась без руководителя и губернатор Н.И.Аксаков был вынужден в марте 1798 г. обратиться в Сенат с просьбой о решении вопроса о начальнике полиции, имея в виду конкретную кандидатуру коллежского асессора Т.И.Боярского. Генерал-прокурор Сената А.Б.Куракин поднял этот вопрос в своем докладе Павлу I и получил указание о назначении на эту должность одного из офицеров расквартированного к этому времени в Ярославле полка. Командир полка К.Ливен поручил отправление этой должности майору Зеленину и 8 июля 1798 г. тот приступил к исполнению своих новых обязанностей. Это однако оказалось временной мерой, поскольку уже в октябре этого же года Ярославль по указу Сената получил нового городничего, которым стал бывший пристав по уголовным делам ярославской полиции Филатов. А рекомендованный губернатором Т.И.Боярский занял эту должность несколько позже, исполняя обязанности городничего, а затем и ярославского полицмейстера в начале XIX в.

Определенную стабильность в процесс  реорганизации городской полиции  внесло введение должности полицмейстера, постоянно присутствующего в  городе. С 1799 г. во все губернские города стали назначаться полицмейстеры с соответствующим штатом полицейских служащих (двух помощников полицмейстера, частных приставов и квартальных надзирателей). При наличии в городе военного коменданта полицмейстер становился его помощником по полиции. В уездных же городах полиция по-прежнему возглавлялась городничими.

Введение должности полицмейстера  с соответствующим штатом привело  к упразднению Управы благочиния (правда, в 1801 г. снова восстановленной  по одному из первых указов Александра I) и в то же время к определенному  укреплению городской полиции. В  дополнение к указу о введении должности полицмейстеров, губернаторы  и коменданты получили указание лично  формировать штаты полиции из числа гражданских чиновников. К  концу XVIII в. наметилось очевидное разграничение  полномочий армии и полиции в  отправлении административно-полицейских  и хозяйственных функций - осуществлялась своеобразная «специализация» армии  и полиции. В 1800 г. полиция на законодательном  уровне была признана как «часть гражданская».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы  политической полиции при Петре  I, его преемниках и Екатерине II.

Политическая полиция с самого начала своего существования была строго централизована и подчинена непосредственно царю.

Впервые в качестве специального органа политической полиции выступает при Петре I Преображенский приказ, во главе с князем Ф.Ю.Ромодановским, расположенный в Москве. Правда, первоначально этот приказ выполнял и множество иных задач, однако постепенно он превращается в орган политической полиции.

Одновременно с 1718 по 1724 г. в Петербурге действовала Тайная канцелярия во главе с графом П.А.Толстым. Канцелярия эта была образована для расследования дела царевича Алексея, но в дальнейшем она вела и другие дела.

После смерти Петра I при  его приемниках — Екатерине I и  несовершеннолетнем Петре II власть фактически перешла в руки Верховного Тайного совета, который контролировал Преображенский приказ, а наиболее важные политические дела расследовал и решал сам или привлекал к их расследованию Сенат.

Абсолютистскому государству  нужен был политический сыск для  подавления народных масс, недовольных непомерными податями и поборами, диким произволом помещиков. Следует учитывать также, что после смерти Петра I шла ожесточенная борьба придворных группировок за власть. Императорский престол, как правило, замещался в результате дворцовых переворотов. Императрица Анна Ивановна, затем Елизавета Петровна не чувствовали себя прочно на престоле и нуждались в политическом сыске как орудии в борьбе за власть. Полномочия Канцелярии тайных розыскных дел были значительно расширены. Все центральные и местные органы управления должны были беспрекословно исполнять указания Канцелярии, пересылать всех лиц заявивших «слово и дело государево», вместе со свидетелями в ее распоряжение. Основной способ получения Канцелярией информации о политических преступлениях - донос.

Информация о работе Создание, определение функций и компетенции органов полиции в период петровских преобразований