Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 20:57, контрольная работа
Древне-вавилонское государство – примитивно-рабовладельческое государство, достигшее расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Резкое деление общества на классы, появление промежуточных слоев населения, наконец, массовое разорение общинников - характеризуют сложную структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи - Законы Хаммурапи. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.
1. «Судебник царя Хаммурапи»
1.1 Введение …………………………………………………………………….3
1.2 «Судебник царя Хаммурапи»………………………………………………4
1.3 Заключение……………………………………………………………….….6
1.4 Литература…………………………………………………………………...7
1.5 Казус………………………………………………………………………….8
2. «Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности»
Введение……………………………………………………………………..9
Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности……………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………….15
Литература…………………………………………………………………..16
Содержание
1. «Судебник царя Хаммурапи»
1.1 Введение …………………………………………………………………….3
1.2 «Судебник царя Хаммурапи»………………………………………………4
1.3 Заключение……………………………………………………
1.4 Литература……………………………………………………
1.5 Казус…………………………………………………………………
2. «Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности»
Введение
Древне-вавилонское
государство – примитивно-рабовладельческое
государство, достигшее расцвета в царствование
Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Резкое деление
общества на классы, появление промежуточных
слоев населения, наконец, массовое разорение
общинников - характеризуют сложную структуру
вавилонского общества, в котором развертывалась
острая классовая борьба. Это в свою очередь
приводило к централизации и укреплению
государственного аппарата, необходимого
рабовладельцам для подавления и эксплуатации
трудовых масс рабов и бедняков. Так, в
царствование Хаммурапи оформляется типичная
для Древнего Востока деспотия. Главным памятником этого периода
является кодекс Хаммурапи - Законы Хаммурапи. Выставленный на городской
площади «столб законов» должен был служить
правосудию, совершавшемуся здесь же,
и одновременно напоминать: никто не может
отговариваться незнанием права.
В
странах Древнего Востока право, как и государство,
возникло раньше, чем в античном мире, но
их развитие шло гораздо медленнее. Однако,
при этом сохранялась преемственность
исторически сложившихся
Хаммурапи
(1792 - 1750 гг. до н.э.) - шестой царь первой
вавилонской династии – вошел в историю
прежде всего как создатель одного из
первых памятников письменного права
– «Судебника Хаммурапи». Законы были
выбиты на каменных столбах и расставлены
для всеобщего ознакомления. На этом столбе
был изображен сам царь Хаммурапи, который
принимал эти законы от Бога Правды Шамаша.
В этом проявлялась важнейшая черта древневосточного
права – его единство с религией и моралью.
Соответственно, нарушение норм судебника
считалось не только преступлением, но
и религиозным грехом.
Законы
Хаммурапи характеризуются
Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. В нем освящаются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды.
Законы Хаммурапи содержали также указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер.
Без заключения договора брак считался недействительным, а прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода.
Развод для мужчины
был возможен в любое время (в случае
болезни жены или если он уличил ее в растрате
совместного имущества и др.). Вместе с тем закон
говорит о некоторой правоспособности
замужней женщины. Жена авилума имела
право распоряжаться своим приданым, заниматься
ремеслом, торговлей, ростовщичеством.
Закон предусматривал некоторые гарантии
женщине с детьми, если ее оставил сожитель
(усматривается один из первых и древнейших
видов алиментных обязательств). Безнравственное поведение
жены каралось смертной казнью - утоплением
(ст. 133), за убийство мужа - сажали на кол
(ст. 153). Отец мог лишить сына наследства,
предварительно получив санкцию суда.
Таким
образом, Законник Хаммурапи не только
закрепил и сохранил большую власть хозяина
дома как главы патриархальной семьи,
но и усилил ее. Рабовладельческая
сущность Законов Хаммурапи становится
более очевидной при анализе норм о преступлениях
и наказаниях, который показывает явное
неравенство социальных групп, их откровенно
классовый, рабовладельческий характер,
привилегированное положение авилум.
Законник Хаммурапи ужесточает наказание,
заменяя в большинстве случаев штрафы
телесными наказаниями или смертью. Кровная
месть отменена, но ее эквивалентом стал
принцип Талиона – «око за око» или «равное
за равное». Однако он применялся по отношению
к лицам равного общественного положения,
состоящим в одном сословии. Допускается
замена телесного наказания уплатой штрафа
(в случаях, когда правонарушитель принадлежал
к более высокому сословию, нежели потерпевший).
В
перечне мер наказания главной объявлялась
смертная казнь, которая предусматривалась
по 30 составам преступлений, прописано
много наказаний членовредительских,
превращавших осужденного в инвалида.
Квалификацией
наиболее тяжкой считалась кража царского
имущества и имущества храмов. За покушение
на царя, жреца, чиновника – немедленная
расправа (однако это не в законах не отражено).
Таким
образом, можно сделать вывод, что Законы
Хаммурапи преимущественно защищали права
господствующего класса рабовладельцев.
Заключение
Следует отметить, что
неправомерно было бы судить о кодексе
Хаммурапи, записанном четыре тысячи лет
тому назад, исходя из современных представлений
о законности. Главное – что начала законности
и общественного порядка, отличающие цивилизованное
общество от варварского, были несомненно
заложены в Вавилонии и именно благодаря
мудрому правлению Хаммурапи Вавилон
из маленького селения на берегу Евфрата
превратился в мировую столицу.
С момента открытия Судебника Хаммурапи прошло уже более ста лет, и однако право Вавилона продолжает приковывать к себе внимание исследователей. Его анализ позволяет не только раскрыть картину древневавилонского общества и государства, скрытого от нас тьмой тысячелетий, но и понять генезис государства, как особого феномена.
При
написании этой работы
Литература
Казус: Эллиль, выступая в суде в качестве свидетеля по обвинению Хумбабы в убийстве человека, не смог подтвердить своих показаний. Какому наказанию он может быть подвергнут за лжесвидетельство по Законам Хаммурапи? Сравните эту меру с наказанием за лжесвидетельство по Законам XII таблиц в Древнем Риме.
Ответ: Согласно Законам Вавилонского царя
Хамурапи ответственностью за лжесвидетельство
по обвинению в убийстве является смертная
казнь. «Если человек выступил в суде для
свидетельства о преступлении слово, которое
он сказал, не доказал, а это дело — дело
о жизни 64, то человек этот должен быть
убит».
По законам XII таблиц в Древнем
Риме за лжесвидетельство по обвинению
в совершении убийства также предусмотрена
смертная казнь («Таблица VIII.1а,1б.)
Схожесть этих двух памятников древнейшего
права в том, что в Законах XII таблиц, также
как в Законах Вавилонского царя Хаммурапи
не были еще разработаны и разграничены
такие общие принципы уголовной ответственности
как вина, степень участия в преступлении
и т.п. Лишь в редких случаях различались
умышленные и неосторожные преступления.
Смертная казнь в Законах XII таблиц также
упоминается в целом ряде статей. В последствии
смертная казнь для римских граждан заменяется
другим видом наказания - изгнанием с утратой
гражданства («лишением огня и воды»).
Введение
Экономический подъем в XIV—XV вв., связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий.
Сословно-представительная
монархия, или как ее еще называют
сословная монархия, - это форма
феодального государства, при которой
наряду с относительно сильной
королевской властью, существует
сословно-представительное
Условия экономической жизни сближали интересы среднего и особенно мелкого дворянства с интересами верхушки крестьянства и горожан. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры имели возможность приобрести рыцарское земельное владение и влиться в низшие слои феодалов. Напротив, система майората выталкивала младших дворянских сыновей из категории землевладельцев, заставляла их вливаться в ряды других сословий — духовенства и горожан. В целом, английское дворянство гораздо более подвижным и менее замкнутым, чем дворянство Франции или Германии. Учитывая это обстоятельство, государственное законодательство не проводило принципиальных различий между дворянскими и недворянскими элементами в среде мелких земельных собственников.
Что касается основной массы крестьянского населения (вилланов), то оно, продолжая выполнять сеньориальные повинности в пользу своих вотчинников, одновременно привлекалось и к выполнению государственных повинностей — налоговой и военной, а также частично вовлекалось в королевскую юрисдикцию.
Городское население, как и на континенте, объективно являлось носителем централизационных тенденций. Наиболее значительные города пользовались самоуправлением. Однако раннее развитие в Англии сильной центральной власти обусловило большую зависимость городов от короля, чем это имело место во Франции и Германии. Правительство контролировало избрание городских должностных лиц, располагало правом отнять у городов их привилегии. Недовольство горожан вызывал постоянный рост налогов, размер которых определялся совершенно произвольно. В самих городах углублялось имущественное расслоение, препятствовавшее выработке единой политической линии городского сословия. В целом, в последующих общественно-политических событиях, развернувшихся в XIII в., городское население Англии сыграло существенно меньшую роль, чем та, которая выпала на долю соответствующей социальной категории во Франции.
Информация о работе Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности