Сословно-представительная монархия в России XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика той системы российского управления, которая сложилась в России к середине XVI века, в частности в результате реформ государственного управления, проведенных при Иване Грозном. Можно ли назвать Россию сословно-представительной монархией? Сложились ли в России в исследуемый период времени сословия и что представляли из себя реформы государственного управления?

Вложенные файлы: 1 файл

Сословно-представительная монархия в России XVI в.docx

— 39.26 Кб (Скачать файл)

С самого начала приказы  приобрели характер постоянно действующих  учреждений, имевших постоянный штатный  состав и область управления. Военными делами - поместным войском - руководил Разрядный приказ, артиллерией - Пушкарский, стрельцами - Стрелецкий, арсеналом - Оружейная палата. Действовали также Посольский приказ, ведавший иностранными делами, Приказ Большой казны, управлявший государственными финансами. Поместный приказ занимался вопросами государственных земель, из которых наделялось дворянство, холопами - Холопий приказ. Был предусмотрен даже специальный приказ для разрешения проблем народных выступлений (Разбойный приказ), а также приказы, ведавшие отдельными территориями - Сибирский приказ, приказ Казанского дворца.

Во главе приказов, круг полномочий которых распространялся  на управление, сбор налогов и суды, стояли бояре или дьяки - крупные  государственные чиновники. Как  отмечает Леонтьев, одной из отличительных  черт этого органа власти было то, что  во главе их стояло, как правило, несколько судей, а не один, хотя имелись и исключения. Коллегиальное  управление в тех условиях означало обязательное обсуждение дел, подлежащих рассмотрению, всеми судьями приказа, причем согласие всех считалось необходимым  “приговором”, выносимым по рассматриваемому делу. С усложнением системы государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований начала XVIII века их насчитывалось более 50.

Складывание приказной  системы, по мнению советских историков, представляло собой дальнейшее усовершенствование феодальной надстройки. Как пишет  А.К.Леонтьев, “появление приказов знаменовало собой перенос большей части дел из ведения боярской думы и дворцовых органов в учреждения, долженствующие стать исключительно исполнительными органами.”

Заключение

Таким образом, можно  сделать вывод, что утвердившееся  в научной и учебной литературе определение Российского государства  второй половины XVI века как сословно-предствительной монархии, весьма условно. Во-первых, в России к этому времени еще не сформировались сословия. Во-вторых, земские собрания были ни чем иным, как “информационными и декларативными совещаниями, а в крайнем случае - представительством интересов, которые иногда совпадали с интересами правительства” Нельзя сказать, что земские соборы действительно представляли интересы территорий; они не избирались по какому-либо принципу населением, не имели определенных полномочий.

Говорить об окончательном  оформлении в России сословий можно  не ранее XVII века, когда различные  социальные группы начинают осознавать свои особые интересы и бороться за их воплощение. Однако и тогда сколько-нибудь законченная система представительства не сложилась, на соборах преобладали преимущественно московские чины, но самое главное - они не стали законодательным органом, не делили власть с царем и даже не пытались этого делать: в период Смуты, когда реальную власть на себя взял “Совет всея земли”, представители земств, словно тяготясь правительственными обязанностями, поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти. Это самоустранение земщины и стало главной причиной восстановления самодержавия после смуты.

В то же время по отношению  к XVI веку можно сказать, что, хоть в  Московской Руси сословий, подобных западным, не было, отдельные чины содержали  в себе те сословные качества, которые  позднее - в XVIII в. - проявились, окончательно обнаружив себя при Екатерине II. Это по крайней мере относится к дворянству, получившему законодательное подтверждение своих сословных привилегий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

1. Андреев И.Л. Раскаты  смуты // Знание - сила. 1994. № 2.

2. Кром М. Когда отзвонил вечевой колокол // Родина. 1995. №6.

3. Леонтьев А.К.  Образование приказной системы  в Русском государстве: Из истории  создания централизованного государственного  аппарата в конце XV - первой  половине XVI вв. М., 1961.

4. Носов Н.Е. Становление  сословного представительства в  России в первой половине XVI в.// Исторические записки. Т.114. М., 1986.

5. Российское законодательство X - XX веков в 9-ти томах / Под ред. О.И.Чистякова. Т.2-3. - М., 1984-1985.

6. Торке Х.-Й. Так называемые земские соборы в России // Вопросы истории. 1991. № 11.

7. Фроянов И.Я. О возникновении монархии в России // Исторический опыт русского народа и современность. Кн. 2. СПб., 1995.

8. Черепнин Л.В.  К вопросу о складывании сословно-представительной  монархии в России в XVI в. // Культурные  связи народов Восточной Европы  в XVI в. - М., 1976.

9. Шмидт С.О. Митрополит  Московский Макарий и государственные

10. преобразования  в России в середине XVI в. // Тысячелетие  крещения Руси. М., 1989.

11. Шмидт С.О. Российское  самодержавие и бюрократия в  XVI веке // Власть и политическая  культура в средневековой Европе. Ч.1. - М., 1992.

12. Шмидт С.О. У  истоков Российского абсолютизма. - М., 1996.


Информация о работе Сословно-представительная монархия в России XVI в