Сословно-представительная монархия при первых Романовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:34, реферат

Краткое описание

Русское государство середины XVI - середины XVII в.в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии.

Вложенные файлы: 1 файл

Сословно-представительная монархия при первых Романовых.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Важным органом  государственного управления в России XVII в. надолго стали земские соборы, но в правление Алексея Михайловича их роль в жизни страны неуклонно уменьшалась. Это свидетельствовало об упрочении царской власти, уже не стремившейся, как прежде, заручаться поддержкой различных слоев населения. Падало и значение Боярской думы, (лишь в короткое правление Федора Алексеевича оно опять на время возросло). Зато резко усилилось влияние центральных государственных учреждений — приказов, где все более крепла новая общественная сила — служилая бюрократия, полностью зависимая от «великого государя» и ревностно служившая ему. При Алексее Михайловиче особую значимость в управлении страной приобрел учрежденный им и подконтрольный только ему Приказ тайных дел, выполнявший роль всемогущей царской канцелярии.

Долгое время  верховная власть в России ограничивалась властью церкви. Михаил Федорович находился под сильным влиянием своего отца — патриарха Филарета (1619—1633 гг. даже называют временем двоевластия). При Алексее Михайловиче большую роль в государственном управлении играл патриарх Никон, однако претензии этого «пастыря» на превосходство духовной власти над светской («священство выше царства») были отвергнуты, а самого его по решению церковного собора 1666 г. лишили патриаршего сана и сослали. Государственные интересы вновь решительно возобладали над церковными, что стало еще одним шагом на пути превращения сословно-представительной монархии в России в абсолютную (полностью этот процесс завершился лишь в начале XVIII в.). С петровской эпохой правление первых Романовых сближает еще ряд явлений, особенно четко обозначившихся в царствование Алексея Михайловича и его сына Федора. Так, в местном управлении активно проходило формирование более крупных, чем уезды, военно-административных округов — «разрядов», предвосхитивших будущее деление страны на губернии. Сократилось число приказов, они сливались или объединялись под руководством одного лица, что вело к дальнейшему усилению централизации.

Резко возрос приток в Россию иностранных специалистов. Их приглашали для поиска полезных ископаемых, устройства оружейных заводов, а главное — для преобразований в вооруженных силах. Первые Романовы не раз предпринимали попытки создать в стране регулярную армию и довольно далеко продвинулись в этом направлении. Солдатские, рейтарские и драгунские полки «нового строя» в значительной степени формировались путем принудительного набора, получившего дальнейшее развитие при Петре уже в виде рекрутской системы. Они вооружались и обучались главным образом иноземными офицерами по иноземным же образцам и в царствование Федора Алексеевича уже становились основной военной силой в стране. Но «государевой казны» еще не хватало на их содержание в мирное время, и регулярными войсками в полном смысле слова они так и не стали. Не получило до Петра I необходимого развития и строительство морских судов европейского типа, начатое еще в 1667 г. на Дедиловской верфи на Оке, где был спущен на воду корабль «Орел» (сожженный разницами в Астрахани).

Веяния нового времени все сильнее сказывались  и на развитии русской культуры. К концу XVII в. она стала приобретать  более светский, чем ранее, характер. При безусловном господстве церковных канонов усиливались реалистические тенденции изобразительного искусства (см. Средневековая русская культура). Московский печатный двор стал выпускать книги не только церковно-богослужебного и духовно-назидательного, но и «мирского» содержания.

При Федоре Алексеевиче  был поставлен вопрос об открытии в Москве университета. В 1687 г. эта  идея нашла частичное воплощение в создании Славяно-греко-латинской  школы. Появился придворный театр. Впрочем, и здесь политика первых Романовых не всегда отличалась последовательностью. Так, при Алексее Михайловиче запрещались музыка, в том числе западноевропейская, европейские костюмы, прически, бритье бород и т. п. По меткому определению русского историка В. О. Ключевского, этот царь «одной ногой... еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении». Федор Алексеевич продвинулся в «европеизации» страны дальше отца, и, возможно, лишь ранняя смерть не позволила ему осуществить реформы, сопоставимые по значению с преобразованиями Петра Великого. Но их прочный фундамент был как раз заложен на рубеже 70—80-х гг. XVII в.

Разумеется, первым Романовым не хватало той энергии  и решимости, которая отличала Петра, но очевидно и другое: с XVIII в. российскими государями было безвозвратно утрачено многое из того позитивного, что связывалось с представлениями о царской чести и власти именно при первых Романовых, — приверженность национальным традициям, набожность, целомудрие, человечность и простота в обращении, стремление искать пути развития страны на собственной основе.

Первая половина XVII века явилась периодом расцвета сословно- представительской монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса, поэтому земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были : изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

Примерно с 20-х  годов XVII века государственная власть несколько окрепла и земские  соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с  вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.

Одним из важнейших  земских соборов был собор, собравшийся  в условиях городских восстаний  летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска из без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.

Что касается, формы  права, в которую облачались решения  Земского собора, то следует выделить, что “…они представляли собой, так  называемый соборный акт – протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов  и крестоцелованием чинов пониже”.

Исходя из исторических и политических условий правительство  сначала держало курс на укрепление абсолютизма через Земские соборы, а затем на свёртывание их деятельности.

Падение роли земских  соборов тесно связано с глубокими  социально-экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к середине XVII века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке “всей земли” своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. “ Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х годов XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания”.

Царь приобрёл значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покорёных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, мёда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат.

 Одной из  характерных сторон оформления абсолютистского государства является бюрократизация государственного аппарата. Складывание бюрократического аппарата имело два направления:

1) Создание системы  управления со сложной структурой  подчиненности учреждений, строгим  разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело … ;

2) Создание привилегированного  круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующих классов, однако, после своего оформления не входила в их состав, так как не состояла во главе производства. Это придавало бюрократическому аппарату видимость надклассовости».

Бюрократизация  управленческого аппарата России на протяжении XVI-XVIII вв. шла параллельно  с перерастанием централизованного государства в абсолютистское и зависела от этого процесса. Складывание бюрократической касты в России в указанный период было неразрывно связано с судьбой служивого населения, с его постепенным оформлением из привилегированного сословия в господствующий класс дворянства, из состава которого обособлялась бюрократическая группа.

Итак, с середины XVII века сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что  отражает вступление феодализма в новую  стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя—монархия, но содержание и внешние атрибуты её меняются.

Переход к абсолютизму  характеризуется и заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами.

Но говоря о  становлении абсолютизма в России, нельзя не заметить одну особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнёта, то в России наблюдались обратные процессы.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

К концу 15-го века Русь достигла такого экономического развития, уровень которого не был превзойдён ни в 16-ом, ни даже 17-ом веке. Завершается политическое объединение страны. Это благоприятно отразилось на росте численности населения, способствовало повышению уровня жизни и дальнейшему оформлению основных социальных групп по имущественному признаку, роду занятий и правовому статусу.

Изменяется  состав феодальных сословий. С одной  стороны намечается консолидация - все феодалы стали поданными  царя, они потеряли свою привилегию, служить или не служить ему по своей воле. Иван III издаёт указ об уравнении службы в зависимости от величины вотчины, поместий и денежного жалования. Царь сам становится крупным феодалом, наблюдается значительный рост его домена в московском уезде, но большинство земель раздано на поместной основе.

Со смертью  царя Федора Ивановича в 1598 г. пресеклась династия Рюриковичей. На московском престоле за короткое время сменилось несколько  царей (Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий I). Россия пережила тяжелейший период хозяйственной разрухи, гражданской войны, интервенции. Окончание Смутного времени связано с утверждением династии Романовых, основателя которой — Михаила избрали «на царство» в 1613 г. по решению Земского собора.

Первые государи дома Романовых очень похожи друг на друга, во всяком случае общего у них гораздо больше, чем различий.

Во внешней  политике сразу после избрания на царство Михаила Федоровича самым  важным было добиться мира с Польшей  и Швецией, которые все еще  не отказались от намерений посадить на московский трон своих принцев.

При всем том  главной заботой первых Романовых  оставалось обеспечение интересов  высших разрядов «служилых людей» (бояр, дворян и т. д.), т. е. господствующего  феодального класса, с благополучием  которого связывалось благоденствие всего российского общества. Постоянная внешняя угроза вообще заставляла уделять повышенное внимание росту численности и укреплению боеспособности армии, что требовало от еще не окрепшей страны огромных средств и не раз приводило к крупным социальным потрясениям. Налоги и различные повинности постоянно увеличивались, а с целью максимального учета тяглецов и налогоплательщиков регулярно проводились описания земель.

Важным органом  государственного управления в России XVII в. надолго стали земские соборы, но в правление Алексея Михайловича их роль в жизни страны неуклонно уменьшалась.

Первая половина XVII века явилась периодом расцвета сословно- представительской монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса, поэтому земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

 

Список литературы

 

  1. Гальперин Т.Б. Форма правления Русского централизованного государства XIV–XVI в.–Л., 1964.
  2. История России и мировые цивилизации: Уч. пособие /Под ред. д.и.н., проф. М.В. Рубана.– М., 1997.
  3. История России с древнейших времен до конца ХХ века. /Отв. ред.. чл.-корр. РАН А.Н. Сахаров. Кн. 1-3.–М., 2001.
  4. Медушевский А. Русская государственность допетровской эпохи //Вестник Высшей школы. 1990. № 1.
  5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов.–М., 2009.
  6. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов.–М., 2006.
  7. Титкова С.С. Сословно-представительная монархия в России.–М., 1987.

Информация о работе Сословно-представительная монархия при первых Романовых