Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:30, доклад
B связи с указом Ивана III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля: в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году. Храм святой Софии расположен в глубине квартала. От набережной Москвы-реки его отделяет высокая нарядная надвратная колокольня, единственное заметное здание из всего храмового ансамбля, скрытого окружающей застройкой. Это колокольня храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.
Bпервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.
B связи с указом Ивана
III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив
Кремля: в Заречье запрещено было селиться
напротив Кремля и строить на набережной
жилые дома зареченскую территорию отдали
под новый Государев Сад, именованный
Царицыным Лугом, будущие Садовники, который
был разбит уже в 1495 году. Храм святой
Софии расположен в глубине квартала.
От набережной Москвы-реки его отделяет
высокая нарядная надвратная колокольня,
единственное заметное здание из всего
храмового ансамбля, скрытого окружающей
застройкой. Это колокольня храма Софии
Премудрости Божией в Средних Садовниках.
Истинное украшение Софийской набережной,
живописная колокольня с надвратным храмом
иконы Божией Матери «Взыскание погибших»,
построенная в 1862-1868 гг. по проекту архитектора
Н.И.Козловского,в русско-византийском
стиле, стилизованна под XVII век – время
строения самой церкви, а внутри ее освящен
придел во имя иконы Богоматери .
B пожар 1812 г. Софийская церковь
пострадала незначительно. В
В 1830-х гг после устройства тут каменной набережной, по имени находившегося здесь храма Колокольня была названа Софийской.
Строительство новой колокольни
В 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха.
Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г.
В 1908 году Колокольня и храм сильно пострадали от наводнения. После революции 17 года, Храм вообще был закрыт, а начале 70-х г были исследованы росписи храма и произведены реставрационные работы, в 1992 году Храм передан РПЦ, и в 1994 году начались тут Богослужения. Надо отметить, что прихожанами церкви были местные жители и такие знатные как известная семья мецената. Миллионера, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко. Он был её старостой 10 лет. Т.к на этой набережной ещё отец Павла Ивановича – Иван Герасимович выстроил шикарный особняк по проекту архитектора Залесского, которому удалось спроектировать особняк дворцового типа, сохранив при этом московский масштаб
Фасады здания дошли до нас в первозданном виде с эклектическими тенденциями, имеет богатый пластический декор, свойственной французской архитектуре 18-19 вв, До нашего времени сохранилась табличка с фамилией владельца особняка.
Композиционным центром особняка является мощный ризалит с балконом и парадным крыльцом с небольшим мезонином. К центральной части особняка ведут два пандуса. Венчает здание великолепный классический антаблемент (верхняя несомая часть) с широким карнизом и балюстрадой, а флигели, решенные в едином стиле с главным домом, активно участвуют в формировании панорамы набережной.
Уникальны интерьеры спроектированы Ф. Шехтелем мы к сожалению не можем видеть даже в ночь музеев когда открыты большинство особняков в которых расположены посольства и резиденции иностранных государств.
После смерти И. Г. Харитоненко
в 1893 году хозяином особняка стал его сын
- Павел Иванович Харитоненко, достойно
продолживший все дела и начинания своего
родителя. Личность этого человека заслуживает
отдельного описания.
Павел Иванович получил хорошее образование,
посещал лекции в Гейдельбергском университете
в Германии, обладал знаниями в области
экономики и естественных наук. Получив
от отца богатое наследство (11 имений,
сеть контор торгового дома, мощное сахаро-рафинадное
производство на Украине, семь сахарных
и один рафинадный завод, которые в те
времена оценивались в 60 млн. рублей), он
сумел поднять семейное дело на новую
высоту. Производство и технологии постоянно
модернизировались, велись селекционные
работы, изучался иностранный опыт ведения
производства. Торговый дом Харитоненко,
годовой оборот которого превышал 20 млн.
рублей серебром, снабжал сахаром чуть
ли не полстраны; представительства фирмы
имелись в Москве, Харькове, Петербурге,
Томске, Новосибирске, Владивостоке и
даже в Персии. Предприятия Харитоненко
получали высокие награды на промышленных
и сельскохозяйственных выставках в стране
и за рубежом, а на Всемирных выставках
в Париже и Глазго в 1900-1901 гг. фирма имела
собственные павильоны, которые проектировал
Федор Шехтель.
Павел Харитоненко и его супруга были страстными любителями русской живописи и никогда не жалели денег на приобретение картин. В их коллекции можно было встретить картины Айвазовского, Репина, Сурикова, Поленова, Верещагина, Малявина, Васнецова и многих других талантливых живописцев, а гордостью хозяев и жемчужиной этого уникального собрания стало знаменитое полотно И. Крамского "Неизвестная".
В собрании Харитоненко была и богатейшая коллекция икон, считавшаяся третьей по значимости в России. В настоящее время бывшая галерея используется как столовая посольства, а стены ее украшают работы известных английских художников Д. Хейтера, Л. Филдса, У. Луэллина. Это копии старинных парадных портретов, специально выполненные для британских посольств. Неизменный интерес вызывает портрет короля Георга V, похожего на своего двоюродного брата - царя Николая II.
Рядом с картинной галереей, обращенный окнами на Кремль, находится парадный Белый зал, который носил название танцевального - самое большое и богатое помещение в доме. В этом зале с золотой лепниной сохранилась огромная хрустальная люстра.
Особняк Павла Харитоненко на Софийской набережной привлекал не только красотой интерьеров и богатством художественной коллекции, но и дружественной атмосферой, которую сумела создать в нем хозяйка дома Вера Андреевна Харитоненко.
В 1914 году Павел Иванович Харитоненко скоропостижно скончался от туберкулеза. В 1917 году особняк национализировали. Через год после этого члены семьи уехали на Украину, а затем и вовсе эмигрировали из страны. Коллекция картин Харитоненко пополнила собрания Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и Эрмитажа. А в особняке на Софийской набережной сначала ненадолго разместился Датский Красный Крест - единственная в те времена организация, защищавшая интересы иностранцев в России, а затем дом перешел в ведение Наркомата иностранных дел.
Интересно, что и в советское время особняк посещало множество именитых людей. Здесь жили заместители наркома М. Литвинов и его жена Айви (англичанка по происхождению) и Л. Карахан, останавливалась танцовщица Айседора Дункан, кузина Уинстона Черчилля - скульптор Клэр Шеридан, журналист и писатель Артур Рэнсом, один из военных лидеров Турции Энвер-паша, американский миллионер Арманд Хаммер, король Афганистана Амманулла-хан. Известный писатель Герберт Уэллс, автор книги "Россия во мгле", отсюда направился в Кремль на встречу с В. И. Лениным.