Социальная политика Швеции: её история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Швеция выделяется среди других стран высокими социальными достижениями. По объему социальных услуг эта страна занимает одно из первых мест в мире. По уровню жизни она опережает почти все государства мира. В связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств, возник термин “шведская модель”. Экономисты определяют шведскую модель как “модель, экономики, сочетающую полную занятость и стабильность цен путем проведения ограничительной экономической политики, дополненной выборочными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений”. В широком смысле шведская модель — это весь комплекс социально-экономических и политических реалий страны: высокий уровень жизни, широкий масштаб социальной политики.

Содержание

Введение
Глава I. Предыстория социального государства……..………..……………………………..5
Глава II. Современность социальной политики Швеции……………………………….18
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное обеспечение в Швеции.docx

— 66.42 Кб (Скачать файл)

      МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

(РГГУ)

 

Филиал в г. Домодедово

 

Кафедра гуманитарных и

социально-правовых

дисциплин

 

 

АВВАКУМОВА  НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Контрольная работа по дисциплине:  «Основы социального  государства»

На тему: «Социальная политика Швеции: её история  и современность»

Вариант №16

 

 

Студентка 1 курса о/о

Группы  ФК-11

Зач. книжка №027-066/Э(4)-13

 

Преподаватель: 
к.и.н., доцент

Шамраев В. С.

 

 

 

Домодедово 2013

Оглавление.

Введение

Глава  I. Предыстория социального государства……..………..……………………………..5

Глава  II. Современность социальной политики Швеции……………………………….18

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Швеция выделяется среди  других стран высокими социальными  достижениями. По объему социальных услуг  эта страна занимает одно из первых мест в мире. По уровню жизни она  опережает почти все государства  мира. В связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в  социально-экономическом отношении  государств, возник термин “шведская модель”. Экономисты определяют шведскую модель как “модель, экономики, сочетающую полную занятость и стабильность цен путем проведения ограничительной экономической политики, дополненной выборочными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений”. В широком смысле шведская модель — это весь комплекс социально-экономических и политических реалий страны: высокий уровень жизни, широкий масштаб социальной политики. Следует заметить, что понятие шведской модели не имеет однозначной трактовки.

Достижения Швеции могут  объясняться как особенностями  исторического становления этой страны, специфическими чертами национального  характера, так и — в первую очередь — общими законами экономического развития.

Социальная политика Швеции  призвана создавать нормальные условия  воспроизводства рабочей силы –  обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику её развития и место  в международном разделении труда. В свою очередь, это является инструментом ослабления социальной напряжённости, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов. В шведской модели социальная политика способствует преобразованию отношений в духе социальной справедливости, выравниванию доходов и сглаживанию  экономического неравенства.

В данной работе использовались сочинения следующих авторов: Р. В. Корнюшина.1 В учебном пособии рассматриваются история возникновения социальной работы как профессиональной и научной деятельности в Швеции, модели социального обеспечения населения страны, социальные службы и услуги, предоставляемые разным категориям населения. Так же данное пособие освещает организацию социальной работы: государственной, частной и добровольческой. В нем рассматривается специфика деятельности этих организаций, роль каждой в социальной работе, особенности взаимодействия организаций разных типов при обслуживании населения.

Так же Антропов В. В.,2 который рассмотрел история развития социального страхования в Швеции. Особое внимание в этой книге уделено особенностям социальных программ в государстве. Дается комплексный анализ опыта организации и функционирования программ социальной защиты - пенсионного, медицинского страхования, страхования по безработице и от несчастных случаев па производстве, а также минимального социального обеспечения. В монографии исследуются актуальные вопросы организации и функционирования систем социальной защиты.

Для более глубокого понимания  темы были привлечены интернет ресурсы.3

 

 

 

 

 

 

 

Глава  I. Предыстория социального государства

Основополагающим принципом шведской социальной модели является её универсальность, то есть охват всех слоёв населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских “социальных экономик”, в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции составляет около 67%, он является одним из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищённости населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью. Значение социальной защиты в Швеции может быть проиллюстрировано статистическими данными. Если принимать в расчёт только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долларов в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и иных страховых фондов), в категорию бедных попадает всего лишь 5,6% населения.4

Истоки шведской системы  социальной защиты восходят к 80-м годам XIX столетия. В это время Швеция, так же как и другие скандинавские  страны, была аграрной страной, более 50% населения которой жило в деревнях и занималось рыболовством и сельским хозяйством. До Первой мировой войны Швеция была одной из беднейших стран Европы, что явилось не последней причиной переселения миллионов шведов в Северную Америку.

Ключевой датой в шведской социальной политике стал 1913 год, когда  шведский парламент почти единогласно  утвердил введение системы основных (народных) пенсий. Эта система пенсионного  обеспечения включала в себя два  компонента. Первый – это пенсионное страхование, финансировавшееся из страховых взносов застрахованных лиц. Как взносы, так и выплаты определялись, исходя из доходов, и рассчитывались индивидуально. Структура этой системы страхования отражала существенные различия, которые были в оплате труда мужчин и женщин в то время. Следует отметить, что в начале 1930-х годов пенсионные выплаты были минимальными и соответствовали зарплате, которую получал промышленный рабочий за несколько часов своего труда. Таким образом, реальное финансовое значение пенсионного страхования для того времени было незначительным. Второй компонент пенсионного страхования – пенсия по инвалидности – финансировался государством, размер выплат зависел как от дохода, так и от потребностей потерявшего трудоспособность работника. Как правило, эта пенсия выплачивалась лицам старше 67 лет, которые не имели средств к существованию. Около одной трети пенсий из фонда дополни дополнительного пенсионного страхования выплачивалось нетрудоспособным лицам моложе 67 лет, а две трети – на общих основаниях лицам старше 67 лет. Для того времени размеры пенсионного обеспечения были достаточно низкими и не могли гарантировать достойный уровень жизни пожилому человеку. 5 Обе части пенсионного обеспечения базировались на разных принципах финансирования. Первая – на основе либерального принципа индивидуальной ответственности (за счёт самостоятельной выплаты страховых взносов), а вторая – на основе государственного финансирования.

В 1930–1940 годах Швеция столкнулась  с рядом проблем в социально-экономической  области. К ним следует отнести  и растущую безработицу, вызванную  всеобщим экономическим кризисом 1930-х  годов, и бедность, связанную с  увеличением числа пожилых неработающих людей и ростом числа многодетных  бедных семей, и кризис рождаемости  – все эти трудности привели  в 1932 году к смене власти. Важнейшей  целью избранного социал-демократического правительства было реформирование шведского общества на основе государственного вмешательства и изменения политической системы страны. Одной из особенностей политической системы Швеции стала  ориентация на всеобщее согласие, которое, проявлялось в том, что в парламентских  комиссиях по выработке экономической  и социальной политики могли принять  участие все представленные в  парламенте партии и таким образом  получить возможность влиять на предложенные большинством реформы.

Основная задача нового правительства  в социальной политике, которую оно  должно было решать, состояла в выведении  незанятого населения на рынок труда. Речь шла об осуществлении принципа “всеобщей занятости”, который  тогда в социал-демократическом  словоупотреблении обозначался  как “рабочий принцип”. Активная политика на рынке труда признавалась важнейшей  целью борьбы против безработицы  с точки зрения профсоюзов.6 Следующей задачей социал-демократической партии в сфере занятости было введение в 1934 году государственной поддержки профсоюзного социального страхования по безработице. В соответствии с новой системой страхования по безработице, названной “моделью Гента” – по имени бельгийского города – государство финансово поддерживало кассы страхования по безработице, основанные и управлявшиеся тогда национальными профсоюзами. Тем не менее проблема состояла в том, что пособия по безработице были так же незначительны, как и пенсии. Поэтому в 1930-е годы страхование по безработице не получило достаточного распространения. Однако вскоре усиление политической власти профсоюзов привело к расширению государственной поддержки, и в 1941 году страховые кассы профсоюзов добились регистрации профсоюзного страхования по безработице и получения государственных дотаций. Но самой существенной проблемой в данной области был вопрос об унификации страхования по безработице. Согласно “модели Гента” страхованию по безработице не подлежали те категории трудящихся, которые были либо длительное время безработными, либо оказывались таковыми в течение определённого времени не один раз. По этой причине количество не являющихся застрахованными работников в 1950 году оценивалось от 700 000 до 2 450 000 человек. С этой точки зрения, по мнению ряда исследователей, решение о государственной поддержке профсоюзных касс страхования по безработице было ошибкой, поскольку при высокой степени организации профсоюзного движения в Швеции такая, управляемая одними профсоюзами система не смогла бы быть достаточно эффективной. В отличие от профсоюзов, парламентские партии предпочитали управляемую на государственном уровне систему обязательного страхования, что, безусловно, привело бы к потере профсоюзами важной сферы своего влияния. Однако профсоюзные организации были достаточно сильны, чтобы и в дальнейшем с успехом добиваться расширения финансовой поддержки государства. Главной целью профсоюзов в этом вопросе являлось сохранение профсоюзного влияния на рабочее движение, что было для них, несомненно, важнее, нежели принцип распространения страхования по безработице на всех работающих путём введения единой всеобщей системы страхования на государственном уровне.7

 

 

Становление шведской модели

В 1946 году прежняя система  пенсионного страхования была заменена новой, финансирование которой осуществлялось в основном за счёт бюджетных средств. Первоначально новая система  пенсионного обеспечения охватывала только пенсионеров по возрасту, но затем постепенно была распространена на инвалидов и вдов. Введение подобной системы финансирования было не только в интересах социал-демократов и  их электората, но и соответствовала  также интересам сельского населения, которое представляли тогда крестьянская и консервативная партии Швеции. Новая  система пенсионного страхования  охватывала практически всё трудоспособное население – как мужчин, так  и женщин. Основная пенсия была существенно  повышена, а пенсионные выплаты стали  достаточными для обеспечения безбедной  жизни рядового пенсионера: в том  случае, если пенсия не превышала 20% от средней заработной платы в промышленности, её уровень позволял пенсионеру, как  правило, жить без дополнительной финансовой поддержки из других источников. Начиная  с этого времени, согласно статистическим данным, пенсионеры впервые не попадают в группу населения с низкими  доходами. В дальнейшем система всеобщего  пенсионного страхования была дополнена  жилищным пособием (для пенсионеров, живущих по договору найма) таким  образом, что региональные различия прожиточных минимумов выравнивались.8

В 1948 году было введено всеобщее обязательное медицинское страхование (ОМС). Согласно новой системе ОМС подлежали все трудящиеся в трудоспособном возрасте. Помимо этих основных схем социальной защиты в эти годы в Швеции были введены также и другие дополнительные формы государственной поддержки, среди которых, в частности, можно назвать пособие для родителей, которое заменило средства, выплачиваемые до этого матерям при рождении ребёнка. До 1955 года наиболее развитой областью социального страхования являлась система страхования от несчастных случаев, которая финансировалась взносами предпринимателей. В 1955 году существовавшая до того система страхования от несчастных случаев на производстве была включена в общую систему всеобщего ОМС, а в 1976 году эта система была улучшена путём введения принципа полной компенсации потерянных доходов.

Развитие системы социального  страхования в Швеции означало также  и трансформацию управления этой системой. Для первых схем социального  страхования, таких как страхование от несчастных случаев на производстве и пенсионного страхования, существовали специальные органы – государственное страховое общество и государственный пенсионный наблюдательный совет, которые осуществляли управление этой системой. Последний в своей работе опирался на собственные местные пенсионные учреждения во всех районах страны. В отличие от пенсионного страхования и страхования от несчастных случаев, система медицинского страхования ещё до 1955 года имела собственные органы управления – больничные кассы, членами которых являлись представители политических партий, религиозных объединений и профсоюзов. В результате реформы медицинского страхования 1955 года прежние больничные кассы (после объединения с кассами пенсионного страхования они были переименованы во “всеобщие кассы социального страхования”), не являясь частью государственного управленческого аппарата, сохранили свою самостоятельность. Эти региональные учреждения, имевшие собственные наблюдательные советы, члены которых назначались правительством и парламентом, подчинялись центральному органу шведской системы социального страхования – государственному учреждению страхования. 9

Информация о работе Социальная политика Швеции: её история и современность