Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:13, реферат
Целью данной работы является изучение социальной структуры современной России.
Реализация намеченной цели предполагает постановку и последовательное решение ряда задач: описать понятия «неравенства» и «бедности», предпосылки их появления, предложить пути преодоления данных социальных феноменов.
Введение 3
1. Понятие неравенства и бедности 5
2. Проблема бедности в современной России 8
3. Пути преодоления бедности и снижения неравенства 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Следует отметить, что в категорию "работающие бедные" могут попасть работники предприятий с большой долей "серой" заработной платы, хотя их реальный заработок ваше величины прожиточного минимума.
Говоря о проблеме бедности
в России, надо понимать, что в
основе этого явления стояло и
стоит отсутствие для значительной
части наших сограждан
Это означает, что бороться надо не с бедностью вообще, а решать конкретную задачу формирования условий, обеспечивающих людям равные возможности. Основным ориентиром для решения этой задачи должна стать социальная модернизация нашего общества. Это и есть путь к улучшению качества человеческого капитала.
Обычно уровень жизни
населения, качество жизни оцениваются
по денежному доходу на одного человека.
Такой подход справедлив в том
случае, если, во-первых, у основной
массы населения уровень
Возвращаясь к анализу проблемы бедности, необходимо выяснить, где находятся ее корни. Для этого важно понять, кто попадает в категорию бедных, где те болевые точки общественных отношений, которые порождают социальное неравенство, в первую очередь неравенство возможностей.
Парадокс, но в России работающие бедные – а это в основном высококвалифицированные кадры, такие, как учителя, врачи и ряд других категорий работников бюджетной сфер, – составляют почти половину всех бедных. Такого вопиющего положения нет ни в одной цивилизованной стране мира. Какое будущее может быть у страны, в которой нищенствуют учителя?
Или еще такой факт. У нас свыше 40% молодых семей после рождения ребенка попадают в категорию бедных. Это значит, что почти каждая вторая молодая семья рождает ребенка, который по рождению становится бедным5.
Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда и, следовательно, по отношению к бедности являются: родители - одиночки, главным образом одинокие матери, не получающие никакой (или необходимой) материальной поддержки от отцов своих детей и которые не работают или работают неполное рабочее время; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные, которые или совсем не получают никаких пособий, или получают неадекватные установленной черте бедности пособия от соответствующих систем социальной защиты (в особенно неблагополучном положении находятся лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; женщины; инвалиды; бывшие преступники; мигранты.
Факторами, связанными с
усилением риска стать бедным
или требующими обращения за социальной
помощью, являются низкий уровень образования,
недостаточный опыт работы, семейный
статус, расовая или этническая принадлежность.
В то же время, более высокие уровни
образования и квалификации и
более высокий социально-
Какие конкретные условия
порождают у нас бедность? Высокая
безработица, значительное число рабочих
мест, на которых уровень зарплаты
ниже величины прожиточного минимума,
сокращение числа бесплатных государственных
услуг, совершенно неэффективная адресная
поддержка, почти абсолютная невозможность
смены места жительства и т.п.
Это наша реальность. Однако многого
из этого можно было бы избежать,
если бы наши сограждане имели равные
возможности для решения своих
проблем, в первую очередь равные
возможности для
Доходы наиболее обеспеченных граждан растут опережающими темпами по сравнению с ростом доходов самых бедных слоев. Численность бедных в абсолютном выражении (количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума), рассчитываемая по российской методике, становится меньше, но сама бедность углубляется.
Бедности в значительной
степени подвержены жители малых
городов с низкими
Воспроизводству бедности также способствует снижение доступа бедных к социальной инфраструктуре, что подрывает принцип равных возможностей (недоступность платного медицинского обслуживания и образования, непосещение детьми из бедных семей учебных учреждений, детская безнадзорность, ранняя наркомания и алкоголизм)6.
Тормозит преодоление бедности и снижение неравенства в РФ применение единой (в виде плоской шкалы) ставки налога на личные доходы в размере 13%. Мотив установления такой процедуры, по мнению властей, определялся тем, что низкий уровень налогообложения заставляет раскрыть теневые доходы и заработки. Между тем главным являются механизмы администрирования налогов7.
Как показывают исследования,
налоговая масса после
Налоговые вычеты для низкооплачиваемых
работников незначительны, в то же время
предоставляемые налоговые
Анализ причин и факторов бедности позволяет сделать вывод о том, что стратегия содействия сокращению бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят следующие три направления:
Важнейшим средством преодоление
бедности является повышение заработной
платы и пенсии. Осуществление
жилищной реформы, а также безальтернативный
рост платных услуг населению, в
том числе в сфере образования
и здравоохранения
Требуется большая социальная
защищенность государством слабых социальных
групп, не имеющих возможностей обеспечить
себе самостоятельно материальное благополучие.
Пора отказаться от оценки бедности по
нормативному показателю «величина
прожиточного минимума», который занижен
и социально ущербен, поскольку
не отражает тенденций изменения
структуры расходов населения и
складывающихся в обществе социальных
стандартов. Его использование искажает
представления о действительном
положении с бедностью в
Для предотвращения дальнейшего
роста численности бедного
Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы.
Первая состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.
Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума.
Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов10.
В рамках такой комплексной
стратегии можно будет увязать
решение социальных задач с проведением
определенной промышленной политики.
Например, для решения проблем
здравоохранения, следует выработать
комплекс мер, стимулирующих развитие
в нашей стране производства медицинской
техники, медицинских препаратов и
лекарственных средств. Получится
так, что, решая проблему качества и
доступности здравоохранения