Социальная структура современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение социальной структуры современной России.
Реализация намеченной цели предполагает постановку и последовательное решение ряда задач: описать понятия «неравенства» и «бедности», предпосылки их появления, предложить пути преодоления данных социальных феноменов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие неравенства и бедности 5
2. Проблема бедности в современной России 8
3. Пути преодоления бедности и снижения неравенства 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 49.41 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в  категорию "работающие бедные" могут  попасть работники предприятий  с большой долей "серой" заработной платы, хотя их реальный заработок ваше величины прожиточного минимума.

Говоря о проблеме бедности в России, надо понимать, что в  основе этого явления стояло и  стоит отсутствие для значительной части наших сограждан справедливого  – или, точнее, равного – доступа  к созданию и распределению благ. Российская Конституция декларирует  равенство прав граждан независимо от имущественного и должностного положения, места жительства – но на деле этот принцип не реализуется. Отбросив исторически  не оправдавший себя политический строй, мы ликвидировали и многие достижения в социальной сфере. Здесь имеется  в виду хоть и не всегда до конца  справедливое, но все-таки имевшее место  в СССР равенство возможностей в  области образования, здравоохранения, безопасности, культуры. Это и такие  аспекты качества жизни, как приемлемое состояние окружающей среды, возможность  смены места жительства, доступность  жилья и т.п., которые вроде  бы гарантированы нашим гражданам, на практике доступны очень немногим.

Это означает, что бороться надо не с бедностью вообще, а  решать конкретную задачу формирования условий, обеспечивающих людям равные возможности. Основным ориентиром для  решения этой задачи должна стать  социальная модернизация нашего общества. Это и есть путь к улучшению  качества человеческого капитала.

Обычно уровень жизни  населения, качество жизни оцениваются  по денежному доходу на одного человека. Такой подход справедлив в том  случае, если, во-первых, у основной массы населения уровень доходов  достаточно высок, и, во-вторых, в стране хорошо развиты рыночные отношения  во всех сферах жизни. Ни первое, ни второе к России не относится. Поэтому, говоря о качестве жизни применительно  к нашей ситуации, необходимо говорить конкретно о тех благах, которые  получает обычный человек, и о  тех лишениях, которые он испытывает. То есть надо говорить о доступности  и качестве жилья, образования, здравоохранения, отдыха, о защищенности, о гражданских  свободах и т.п.

Возвращаясь к анализу  проблемы бедности, необходимо выяснить, где находятся ее корни. Для этого  важно понять, кто попадает в категорию  бедных, где те болевые точки общественных отношений, которые порождают социальное неравенство, в первую очередь неравенство  возможностей.

Парадокс, но в России работающие бедные – а это в основном высококвалифицированные  кадры, такие, как учителя, врачи  и ряд других категорий работников бюджетной сфер, – составляют почти  половину всех бедных. Такого вопиющего  положения нет ни в одной цивилизованной стране мира. Какое будущее может  быть у страны, в которой нищенствуют  учителя?

Или еще такой факт. У  нас свыше 40% молодых семей после  рождения ребенка попадают в категорию  бедных. Это значит, что почти  каждая вторая молодая семья рождает  ребенка, который по рождению становится бедным5.

Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда и, следовательно, по отношению к бедности являются: родители - одиночки, главным образом  одинокие матери, не получающие никакой (или необходимой) материальной поддержки  от отцов своих детей и которые  не работают или работают неполное рабочее время; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные, которые или совсем не получают никаких пособий, или получают неадекватные установленной черте бедности пособия от соответствующих систем социальной защиты (в особенно неблагополучном положении находятся лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; женщины; инвалиды; бывшие преступники; мигранты.

Факторами, связанными с  усилением риска стать бедным или требующими обращения за социальной помощью, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус, расовая или этническая принадлежность. В то же время, более высокие уровни образования и квалификации и  более высокий социально-экономический  статус защищают против бедности, а  в случае же входа по каким-то причинам в состояние бедности являются сильными предпосылками для выхода из этого  состояния. По существующим оценкам, отсутствие, например, доступа к вторичному образованию  сильно коррелируется с бедностью. Рынок труда реагирует на более  высокие уровни квалификации путем  снижения уровня бедности ее носителей.

Какие конкретные условия  порождают у нас бедность? Высокая  безработица, значительное число рабочих  мест, на которых уровень зарплаты ниже величины прожиточного минимума, сокращение числа бесплатных государственных  услуг, совершенно неэффективная адресная поддержка, почти абсолютная невозможность  смены места жительства и т.п. Это наша реальность. Однако многого  из этого можно было бы избежать, если бы наши сограждане имели равные возможности для решения своих  проблем, в первую очередь равные возможности для индивидуального  развития и роста.

Доходы наиболее обеспеченных граждан растут опережающими темпами  по сравнению с ростом доходов  самых бедных слоев. Численность  бедных в абсолютном выражении (количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума), рассчитываемая по российской методике, становится меньше, но сама бедность углубляется.

Бедности в значительной степени подвержены жители малых  городов с низкими возможностями  на рынке труда, а также граждане, проживающие в отдаленных сельских районах.

Воспроизводству бедности также  способствует снижение доступа бедных к социальной инфраструктуре, что  подрывает принцип равных возможностей (недоступность платного медицинского обслуживания и образования, непосещение  детьми из бедных семей учебных учреждений, детская безнадзорность, ранняя наркомания и алкоголизм)6.

Тормозит преодоление  бедности и снижение неравенства  в РФ применение единой (в виде плоской  шкалы) ставки налога на личные доходы в размере 13%. Мотив установления такой процедуры, по мнению властей, определялся тем, что низкий уровень  налогообложения заставляет раскрыть теневые доходы и заработки. Между  тем главным являются механизмы  администрирования налогов7.

Как показывают исследования, налоговая масса после установления новых правил почти не возросла, а доходы физических лиц так и  остались в тени8. Некоторое увеличение поступлений от соответствующих налогов связано со следующими обстоятельствами: естественный рост оплаты труда и доходов; установление налоговых платежей с довольствия военнослужащих; небольшое дезавуирование доходов, которые затем вновь ушли в тень.

Налоговые вычеты для низкооплачиваемых  работников незначительны, в то же время  предоставляемые налоговые льготы ориентированы, прежде всего, на высокооплачиваемых работников (оплата приобретения и строительства жилья, оплата медицинских и образовательных услуг). В результате налоговое бремя облегчается в большей степени не для низкооплачиваемых, а скорее для высокооплачиваемых работников. Снижению налоговой нагрузки на высокодоходные слои населения способствует и крайне низкая – по сравнению с большинством развитых стран – ставка налога на доходы физических лиц по дивидендам (9%). Все это приводит к тому, что российская система налогообложения доходов физических лиц не только не ориентирована на снижение дифференциации располагаемых доходов по сравнению с номинальными, но и приводит, вероятно, к прямо противоположному результату, увеличивая уровень дифференциации доходов и бедности населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути преодоления  бедности и снижения неравенства

 

Анализ причин и факторов бедности позволяет сделать вывод  о том, что стратегия содействия сокращению бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят следующие три направления:

  • Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности.
  • Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы и т.п.).
  • Противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам.

Важнейшим средством преодоление  бедности является повышение заработной платы и пенсии. Осуществление  жилищной реформы, а также безальтернативный  рост платных услуг населению, в  том числе в сфере образования  и здравоохранения актуализируют  эту проблему. Сейчас стало очевидно, что доля услуг в расходах самых  бедных семей немного выше, чем  у самых богатых, но здесь важны  детали. А они состоят в том, что, например, расходы на коммунальные услуги и транспорт у 10% бедных имеют  в их бюджете вес почти в 3 раза больше, чем эти же расходы в  бюджете 10% богатых. В то же время  расходы на образование и медицинские  услуги в 2 и 4,5 раза (соответственно) меньше в бюджете бедных, чем у богатых. Очевидно, что платные образовательные  и медицинские услуги - более современные, эффективные, чем бесплатные, и пользование  ими улучшает качество жизни, социальные ресурсы человека. Невозможность  для бедного населения пользоваться качественными медицинскими и образовательными услугами влечет за собой одно очень  печальное следствие - очень мало шансов преодолеть бедность им и их детям. Наследуемая бедность становится опасной тенденцией в современной России, поскольку шансы на экономический успех и социальное восхождение не выравниваются, а наоборот все более дифференцируются, и это еще один аспект углубления материального неравенства9

Требуется большая социальная защищенность государством слабых социальных групп, не имеющих возможностей обеспечить себе самостоятельно материальное благополучие. Пора отказаться от оценки бедности по нормативному показателю «величина  прожиточного минимума», который занижен  и социально ущербен, поскольку  не отражает тенденций изменения  структуры расходов населения и  складывающихся в обществе социальных стандартов. Его использование искажает представления о действительном положении с бедностью в России. Необходим национальный стандарт качества жизни - комплекс социально приемлемых параметров существования семьи, дающий возможность большинству населения  достойно жить в своей стране, и  сделать его нормативным показателем, в соответствии с которым и  оценивать работу органов власти. Неотъемлемой частью национального  стандарта должны стать показатели обеспеченности населения благоустроенным  и комфортабельным жильем.

Для предотвращения дальнейшего  роста численности бедного населения  также необходимо обеспечить соблюдение следующих правил:

  • Прохождение всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. В случае, если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты.
  • До тех пор, пока положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному сокращению масштабов бедности, следует воздержаться от принятия новых методологических принципов определения и измерения бедности, следствием которых является рост численности бедных. В условиях, когда такие шаги не подкреплены адекватными мерами социальной поддержки, существенно затрудняется доступ к социальной помощи самых уязвимых категорий граждан.

Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально  выбранной стратегии, которая имеет  две альтернативы.

Первая состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального  производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.

Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих  прожиточного минимума.

Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение  устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов  социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным  звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере  занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов10.

В рамках такой комплексной  стратегии можно будет увязать  решение социальных задач с проведением  определенной промышленной политики. Например, для решения проблем  здравоохранения, следует выработать комплекс мер, стимулирующих развитие в нашей стране производства медицинской  техники, медицинских препаратов и  лекарственных средств. Получится  так, что, решая проблему качества и  доступности здравоохранения для  наших сограждан, мы решим одновременно еще целый комплекс проблем, как  в социальной сфере, так и в  сфере производства и даже научных  исследований.

Информация о работе Социальная структура современной России