Социально-экономический строй Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:31, реферат

Краткое описание

Общество Древней Руси было, как и все феодальные общества, состояло из сословий, страт, права и обязанности которых четко были определены законом как неравные по отношению друг к другу и государству. Для Древнерусского государства была характерна слабая социальная дифференциация и поэтому основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, что не отменяло существование промежуточных и переходных категорий.
Главную массу населения составляли смерды: это было общее название для свободных жителей городов и сел, хотя существует мнение, что смерды — это сельское население, земледельческое, противоположное горожанам. Другое общее название для них было люди, в единственном числе людин.

Вложенные файлы: 1 файл

киевская русьt (2).doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие весьма важную роль в истории Древнерусского государства. Монастыри создавались как добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной (мирской) жизни и посвятивших себя служению Богу. Однако на практике монастыри оказывались крупными феодалами, владели землями и селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской» и в крупных политических событиях. Игумены (игумен — греч. hegumenos — идущий впереди, ведущий — настоятель мужского православного монастыря) монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники.

В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду и без племени и выходцами из боярской или купеческой среды. Высшие церковные владыки — епископы и митрополит — могли быть выбраны только из среды монахов (греч. monachos — живущий уединенно в монастыре), которых в отличие от обычных священников и дьяков (белое духовенство) называли черным духовенством.

Некоторые центральные монастыри (например, Киево-Печерский, основанный в середине XI в.) стали своего рода духовной академией, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки, здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события.

Введение христианства на Руси в греко-православной форме как государственной религии открыло гораздо более широкий путь к приобщению Древнерусского государства в мировую цивилизацию. Важную роль в истории Руси домонгольского периода в этой связи играла русская церковь. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Она способствовала развитию русской культуры, приобщению народа к культурным богатствам Византии, распространению просвещения, созданию крупных литературных и художественных ценностей.

Вместе с тем религиозная идеология, распространяемая церковью, возрождала в новой форме первобытные воззрения и на долгие века закрепляла в сознании людей идеи потустороннего мира, божественного происхождения властей и провиденциализма, то есть представления о том, что судьбами людей управляет божественная воля.

 


Информация о работе Социально-экономический строй Древней Руси