Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:07, реферат
Свыше одиннадцать веков тому восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие достопримечательности древнерусской литературы называют ее Русью, или русскою землей, ученые-историки – Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически держал средневековье. На огромной территории от Черного к Белому морей, от Карпатских гор к Волге жилы русичи.
1) Введение.
2) Предпосылки образования восточнославянского государства.
3) Возникновение, становление и расцвет Киевской Руси.
a) Объединение земель и племен восточных славян.
b) Развитие государственности на Руси в первой половине Х ст.
c) Социально-экономический и государственный строй Киевской Руси.
d) Развитие Древнерусского государства во времена княжения Святослава.
e) Перестройка государства за Владимира Святославовича.
f) Крещения Русые.
g) Завершение формирования государства за Ярослава Мудрого.
4) Процесс распада Киевской Руси.
h) Феодальное раздробление Руси.
i) Распад Киевского государства.
5) Вывод.
6) Список литературы.
Второй поход Святослава на Болгарию не имел успеха. Возвращаясь в Киев, Святослав погиб в бое с печенегами.
Между его сыновьями началась борьба за власть. Олег и Владимир не желали признавать брат верховным князем. В свою очередь Ярополк решил укротить братьев и стать единовластным обладателем Руси. С этой целью он в 977р. отправился с войском на Овруч. Олег проиграл ему битву и погиб. Владимир не стал ожидать, пока Ярополк нападет на него. Он набрал войско из варягов и в 978 двинулся на Киев. В короткой войне между братьями Ярополк погиб, и 11 июня того года, по свидетельству автора середины ХІ ст. Иакова Мниха, Владимир стал князем в Киеве.
e) Перестройка государства за Владимира Святославовича.
Историки
характеризуют государство
Если Святослав искал славы в битвах, то его сын Владимир – в мирной перестройке государства. В около 988 г. Владимир продолжил административную реформу отца, отстранил от власти племенных вождей, а на их место посадил собственных сыновей. В отдаленные земли князь отправил своими наместникам верных ему бояр. Он становится верховным обладателем в стране. И с тех пор Киевская Русь становится объединенным государством.
За Владимира в целом завершился процесс составления государственной территории, определились ее границы, которые в целом совпадали с этническими рубежами восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь достигала междуречье Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного Бугу, Немана, Западной Двини, на севере – Чудского, Ладожского и Онезького озер, на юге – Дона, Росе, Суллы и Южного Бугу.
На протяжении ІХ – первой трети ХІІ ст. государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Давней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева, в Средней Наднепрянщине. Вскоре по утверждению в Киеве Владимир начал строительство городской крепости площадью близко 10га.
Князь прилагал огромные усилия к укреплению рубежей государства. В конце Х ст. была создана огромная по размеру, (валы протягивались почти на тысячу км.) сложная и разветвленная система валов, крепостей, укрепленных городов, что должна была защитить Русь от печенегов.
Владимира можно назвать первым реформатором на Руси. Кроме административной он провел и судебную реформу. В летописи Нестора читаем, что Владимир вместе с дружинниками заботился о “Уставе земляном”, речь шла о выработке закона, что регулировал бы правовые отношения в обществе. Родоплеменное общество стало перерастать в раннефеодальное.
Годы княжения Владимира в Киеве кое-кто из историков называет богатырскими сутками в истории Киевской Руси. Тогда успешно и быстро возводилось величественное строение государства, творилась яркая и самобытная культура ее народа, а победоносные успехи русской оружия прославили страну на весь средневековый мир.
f) Крещения Русые.
“Выбор веры”, сделанный 988 году князем Владимиром Святославовичем, не кажется случайным. К византийской орбите молодое русское государство подталкивало и традиционное притяжение, и экономическо-торговые интересы, издавна соединенные путем с варяг в греки, и общеполитические расчеты.
Крещение Владимира и его бракосочетания на сестре византийского императора ввело киевских обладателей к христианской семье европейских правителей.
Весной 990р. князь с молодой женой вернулся в Киев и принялся насаждать христианство. Русские люди неохотно отказывались от веры родителей и дедов. Поэтому христианизация Руси растянулась на несколько веков. Но решающий шаг на том пути был сделан.
Внедрение христианства
на Русые мало позитивные последствия.
Оно укрепило авторитет и власть
князя, способствовало перестройке
государства. Значительный толчок дала
новая идеология подъему
Во времена княжения Владимира Святославича завершается второй этап в составлении государственности на Руси. Третий, заключительный, этап приходится на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).
g) Завершение формирования государства за Ярослава Мудрого.
После смерти Владимира, между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав 1015р. Стал князем в Киеве. Во время первого княжения (1015-1018) ему пришлось отбивать нападение на Киев многочисленного войска степовиков. В 1018 г. Святополк захватил Киев, и зимой 1018-1019 гг. Ярослав выбил его из города и та утечка к печенегам. Весной в 1019 г. Святополк напал на Русь вместе с печенежской ордой. Ярослав вышел победителем из этой битвы. Он понимал губительность для Руси межкняжеских дрязг. Поэтому договорился с братом Мстиславом, что княжил в Чернигове, о распределении сфер влияния в Южной Руси, а племянника Брячислава силой вынудил к повиновению, однако оставил тому полоцьке княжество. Ярослав приложил много усилий к возобновлению централизованного государства, что ослабилось во время междоусобной войны потомков Владимира и вторжений печенегов. Он продолжил деятельность отца относительно фортифицирование южных рубежей государства.
В Ярослава, как и у его предшественников, главным направлением внешней политики был южный. Киевская Русь имела резвые дипломатические отношения с Германской империей.
В 1048 г. король Франции Генрих II посватался к дочери Ярослава Анне. Брак был заключен, вероятно, в 1049р. Другая дочь Ярослава – Елизавета стала женой норвежского короля Гарольда Сурового, а еще одна – Анастасия обручилась с венгерским королем Андреем І. Все это принесло большой международный авторитет Древнерусскому государству.
Уделяя плотное внимание внешней политике, Ярослав не забыл и о внутренних делах. Князь приложил много усилий для создания новых и перестройки существующих городов, в первую очередь Киева.
Главным храмом государства, ее наиболее торжественным и высокохудожественным сооружением стал Софиевский собор, построенный в 20-30 гг. ХІ ст.
Во времена княжения Ярослава завершилось строительство Древнерусского государства. Был окончательно сломан местный сепаратизм, стабилизировались государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. Полюдье все больше заменялось мягче, более передовыми формами дани, что отвечало прогрессирующей феодализации общества. Приблизительно в 1037 г. князь выступил инициатором проведения кодификационных работ в Киеве, благодаря чему появился первый письменный сборник норм древнерусского права “русская правда”. В годы правления Ярослава интенсивно развивались земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, значительно оживилась внутренняя и международная торговля.
Из именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, в первую очередь книг. Вокруг Ярослава сложился кружок из представителей интеллектуальной древнерусской элиты.
За Ярослава Владимировича Киевская Русь достигла зениту своего расцвета и могущества, став в ряд с главными странами средневекового мира: Византией и Германской империей. Но его сыновья не смогли поддержать государство на том уровне, на который она возвысилась за их деда и отца.
3. Процесс распада Киевской Руси.
h) Феодальное раздробление Руси.
Раздробленность,
что охватила Русь в ХИ-ХИИИ ст., достала
название феодальной, поскольку в
ее основе была эволюция феодальных отношений.
Под защитой Киевского
Экономической основой тогдашнего общества было натуральное хозяйство, что не создавало необходимых предпосылок для объединения.
Предпосылкой распада Киевской Руси, постоянным источником внутренних проблем были огромные ее размеры. К ее составу входили разные племена, которые так и не составили единственной народности в пределах страны и были объединены только властью большого князя и церкви.
Уже после смерти Ярослава Мудрого (1054) Киевское государство все больше ослабляется и раздробляется на мало или совсем не связаны между собой феодальные княжества. Единство Киевского государства оскабливалась сложным порядком престолонаследия в княжеском клане Рюриковичи, что порождал междоусобие. С целью их устранения перед лицом половецкой угрозы в 1097 г. в Любечи под Киевом князья собрались на свой первый съезд. Они заключили соглашение, за которым общая до тех пор “вотчина” распадалась на три отделенные “вотчины” старших линий Ярославового дома – Изяславичев, Святославичев и Всеволодовичев. Так был впервые провозглашен принцип наследственного владения подвластными территориями: “Каждый держит отчину свою”. Но постановления Любецкого и следующих княжеских съездов: Витичивского 1100р., в Золочивского 1101 г. та Долобского 1103 г. – оказались бессильными укротить княжеские дрязги.
После смерти киевского князя Святополка и восстания киевлян в 1113 г. великокняжеский стол занял Владимир мономах (1113-1125). Сделал он это не насильственно, а по приглашению киевских бояр, тем самым, избежав нарушения постановления Любецкого съезда. Заняв великокняжеский стол мономах сумел возобновить политическое единство большинства русских земель. Централистскую политику продолжал также его сын Мстислав (1125-1132). Но ему выпало быть последним из киевских князей, при которых Киевское государство хранило свое единство.
i) Распад Киевской Руси.
К середине ХІІ ст. на территории прежней Киевской Руси сформировалось около 15 княжеств, каждое из которых жило самостоятельной политической жизнью, лишь номинально признавая старейшинство большого киевского князя. В начале ХІІІ ст. понятия старейшинства вообще исчезает.
Тридцать пять лет (1146-1181)
проходят в постоянных изменениях князей
и почти непрерывных войнах за
Киев, очень негативно повлиявших
на благосостояние города и земли, тем
более что некоторые
Киев и Киевская земля вообще в продолжение ХІІ ст. быстро приходят в упадок. Много причин способствовало этому. Миграция тюрка взорвала благосостояние Полянской земли; за исключением северного угла она несколько раз превращалась в пустыню; население отливало, хозяйство было в расстройстве; и этот упадок благосостояния земли отбивался на ее старой столице. Торговля очень терпела от упадка южных и восточных торговых путей, на которых движение было если не прекращено совсем, то связано с большими трудностями и вообще ослабел, после того как орды тюрков утвердились в степях и вытеснили оттуда славянское население. Обособление земель прежних провинций Киева, что развили в себе свои собственные центры и что оттянули значительную часть военно-торгового класса, этой “Руси", что безраздельно тяготела раньше в Киев, влияло также на ослабление последнего. И в довершение всего полвека непрерывной смуты, войн за киевский престол, разорения земли и самого города. Богатство и блеск Киева начали исчезать, а это, в свою очередь, отбивалось и на его политической роли.
В первой половине ХІІІ в. Киев полностью отходит на второй план. Самые сильные и более дальновидные князья уже пренебрегают им как позицией безнадежной и создают новые политические центры. Борьба за Киев идет дальше, но борются за него только менее значительные князья. Наконец, новое азиатское нашествие монголо-татарской орды в середине ХІІІ ст. окончательно взрывает всякое значение Киева и разрушает государственную организацию земли, дезорганизует княжеский строй на всем пространстве среднего Поднепровья.
Пользуясь общей паникой, сделанной татарами в 1240 г. населения и особенно городские общины начинают разбивать рамки княжеского строя. Земля, разлагаясь на отдельные общины, которые руководствуются своими мелкими князьями или советом старцев, возвращалась к старому состоянию общественной раздробленности, что предшествовала образованию централизованного Киевского государства.
Вывод
Киевская Русь была могучим государством средневековой Европы, которая играла большую роль, как в истории восточнославянских народов, так и в мировой истории. Образование большого и сильного Древнерусского государства содействовало общественно-экономическому, политическому и культурному развитию восточных славян, значительно усиливало их в борьбе с внешними врагами.
Экономическое и военное могущество, активные выступления на международной арене выдвинули ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательство в тот или другой конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его.
Киевская Русь имела высокий уровень экономического развития. Высокопродуктивными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали много духовную и материальную культуру.
Традиции Киевской Руси
оказались настолько живучими и
крепкими, что дошли до наших дней,
добыв новую жизнь в
Список литературы.
1. “История Украины”. Пособие. За ред. В.А.Смолия, - К., 1997
2. “История Украины”. Учебное пособие для студентов неисторических специальностей. – Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 1998
3. Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. – 2-е изд. – К.: Лыбидь, 1991.
4. Терлюк І.А. История государства и права Украины: Учебное пособие. – К.: Атика, 2006. – 400с.;
5. Кузьминець О., Калиновський В. История государства и права Украины. – К., 2002;
Информация о работе Социально-экономический строй в Киевской Руси