Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:48, контрольная работа
В 1237–41 русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи– центральноазиатского государства, завоевавшего в 1-й пол. 13 в. огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. Первое столкновение Руси с монголами произошло в 1223. Тогда князья Южной Руси выступили в союзе с половцами против монгольского отряда, пришедшего в Северное Причерноморье через Закавказье с разведывательными целями, и потерпели поражение на р. Калка близ Азовского моря. В 1235 на съезде монгольских ханов было принято решение о походе для завоевания Европы. Командовал войском Монгольской империи внук её основателя Чингисхана– Батый.
1.Введение.
2.Сельское хозяйство
3.Феодальное землевладение
4.Сельское феодально зависимое население
5.Феодальный город
6.Система феодальной иерархии
7.Политический строй и управление
Культура. Монгольское нашествие нанесло тяжёлый удар по материальной культуре Руси: прекратило существование значительное число поселений (в т.ч. городов), были забыты некоторые ремёсла, на десятилетия прервалось каменное строительство. Последовавшее за нашествием ослабление связей между русскими землями отобразилось в сужении интереса летописцев– они теперь фиксировали почти исключительно события, происходившие в «своих» княжествах. Только с кон. 14– нач. 15 в. началось возрождение «общерусского» летописания, повествующего о русской истории с древнейших времён и протягивающего связь от киевской эпохи к современности. Центром такого летописания стала Москва. Во 2-й пол. 13 и 14 в. появился ряд заметных произведений житийного жанра: Жития Александра Невского, митрополита Петра, казнённых в Орде князей Михаила Всеволодовича Черниговского и Михаила Ярославича Тверского.
В течение 14 в. происходило постепенное восстановление агрикультуры, ремесла; возобновилось каменное храмовое строительство, были возведены каменные крепости в Новгороде и Москве.
Сельское хозяйство
Скорее всего был восстановлен
домонгольский уровень и созданы условия
для дальнейшего развития производительных
сил в сельском хозяйстве — главной отрасли
экономики феодального общества. Наиболее
быстрое его восстановление и дальнейшее
развитие происходило в северо-восточных
русских землях, население которых возрастало
за счет бегства в них крестьян и горожан
из плодородных, но открытых и незащищенных
степных и лесостепных пространств к югу
от Оки, превращаемых монголо-татарами
в «Дикое поле» — огромное безлюдное пастбище
для своего кочевого скотоводства. В Северо-Восточной
Руси, сравнительно защищенной от внезапных
набегов татарских отрядов дремучими
лесами и густой сетью рек и озер, быстрее
восстанавливались запустевшие пашни
в издавна освоенных «опольях», осваивались
под пашню новые земли, особенно к северу
и северо-востоку от Волги, возникали новые
сельские поселения — починки, слободы,
деревни и села.
Увеличение площади пахотных земель и
совершёнствование приемов обработки
земли было главным в развитии производительных
сил в сельском хозяйстве, в повышении
его продуктивности. Главной системой
севооборота в XIV - XV вв. становились трехполье
и двухполье, но продолжали сохраняться
пашня «наездом», перелог и подсека, особенно
в начальной стадии освоения под пашню
новых земель. Основным пахотным орудием
оставалась coxa с железными сошниками,
наиболее отвечавшая природно-почвенным
условиям этого лесного края. С развитием
трехполья входит в практику удобрение
земли навозом.
Пашенное земледелие соединялось с домашним
скотоводством, огородничеством и различными
промыслами (рыболовство, охота, бортничество,
добыча соли, травяных и болотных железных
руд и др.). В XIV — XV вв. входит в практику
пасечное пчеловодство. Натуральное крестьянское
и феодальное хозяйства были неотделимы
от подсобного домашнего крестьянского
и вотчинного ремесла, удовлетворявшего
основные производственные и личные потребности
крестьян и феодалов." Рыночные связи
крестьянского и феодального хозяйства
оставались очень слабыми и несистематическими.
Более прочными они были в Новгородской
земле, где в ряде районов крестьяне занимались
промысловой добычей соли и железной руды,
а феодалы поставляли на внешний рынок
продукты пушного и морского промысла.
Феодальное землевладение
С почти полным поглощением
в ХIII —XV вв. сводной крестьянской общины
феодальным государством и феодальной
вотчиной феодалы фактически утвердили
за собой монопольное право на владение
землей, предоставлявшее им экономическую
и политическую власть над крестьянами.
Верховными собственниками «черных» земель,
заселенных феодально зависимыми от государства
крестьянами-общинниками, и вотчинных
земель светских и духовных феодалов считались
князья. В своих домениальных землях (получивших
позднее название дворцовых) князья были
такими же вотчинниками, как и их вассалы.
В Новгородской феодальной республике
верховным собственником земли считался
сам «Господин Великий Новгород». В договорах
Новгорода с князьями всегда оговаривалось,
что землю в Новгородской республике можно
было приобрести только с разрешения новгородского
веча.
Верховная собственность князя на всю
территорию его «отчины» — княжества
не лишала вассалов права свободного распоряжения
своими вотчинами (продавать, обменивать,
закладывать, дарить, передавать по наследству)
в пределах, не затрагивавших прав и интересов
их сеньора (князя), феодалы-вотчинники
обладали рядом иммунитетных прав, обеспечивавших
им возможность осуществлять внеэкономическое
принуждение над зависимыми от них крестьянами,
феодал освобождался от личной подсудности
местным властям и судился только самим
князем или его особо доверенным лицом
(«введенным боярином»), В его вотчину
не могли въезжать княжеские судьи и финансовые
агенты, он сам судил зависимых от него
людей и собирал с них подати. Расцвет
феодального иммунитета в период феодальной
раздробленности был одним из выражений
разделения политической власти между
всеми членами господствующего класса.
Не случайно поэтому по мере объединения
русских земель и усиления великокняжеской
власти объем иммунитетных прав и самостоятельность
феодальных вотчин все более ограничивались.
С присоединением к Москве других княжеств
местные феодалы сохраняли свои вотчины
на условиях службы московскому князю,
возраставшей по объему и обязанностям.
Любое изменение в сложной, связанной
иерархическими путами вассальной службы
системе феодального землевладения, перемещение
земли из одних рук в другие затрагивало
в той или иной мере интересы князя и его
вассалов, могло послужить причиной конфликта
между князьями или феодальной войны вассалов
против князя. Охраняя права верховных
собственников земли в своих «отчинах»,
стремясь не допустить сокращения земельных
фондов и числа податного феодально зависимого
населения, князья в договорных грамотах
брали за себя и за своих вассалов обязательства
не приобретать земель в других княжествах,
не кабалить и не принимать крестьян из
других княжеств, «блюсти их заодин». На
практике эти взаимные обязательства
все время нарушались. Борьба за земли
и рабочие руки была главной причиной
феодальных усобиц и войн. В XV в. в связи
с первыми успехами в политической централизации,
укреплением положения великокняжеской
власти послед-няя все решительнее берет
под свой контроль все сделки с земельной
собственностью.
Главным в социально-экономическом раз-витий
русских земель в XIV—XV вв. были интенсивный
рост феодального землевладения и связанный
с Ним процесс поглощения феодалами крестьянской
общины, вовлечения в систему феодальной
зависимости и эксплуатации новых масс
сельского трудового населения.
Особенно быстро в XIV-XV вв. росло церковное
земледелие: кафедральное (митрополичье
и епископское) и монастырское. Земельные
богатства церкви складывались за счет
захвата, часто санкционируемого княжеской
властью, крестьянских земель и перехода
к ней вотчинных земель через купли, ростовщические
операции, вклады и пожалования со стороны
князей и вотчинников. Укреплению политических
позиций церкви и росту ее земельных богатств
способствовали привилегии, полученные
ею от золотоордынских ханов. Обширными
иммунитетными правами и льготами в области
торговли наделяли церковных феодалов
своими жалованными грамотами и русские
князья. Все это ставило церковное землевладение
в более выгодное, по сравнению с другими
видами феодального землевладения, положение,
способствовало превращению монастырей
в крупные, богатые и наиболее развитые
в экономическом отно-
шении феодальные хозяйства. Крупнейшими
землевладельцами стали возникшие в XIV
—XV вв. Троице-Сергиев монастырь близ
Москвы, Кириллов монастырь близ Белоозе-ра,
Соловецкий монастырь на островах в Белом
море. Огромные земельные богатства сосредоточились
у новгородских монастырей, у митрополичьего
дома и епископских кафедр.
Большинство основанных в XIV—XV вв. и ставших
крупными землевладельцами монастырей
находилось в районах, куда направлялась
крестьянская колонизация и где сложились
значительные по размерам волости «черного»
крестьянского общинного землевладения.
Монастырская феодальная земельная «колонизация»
шла вслед за крестьянской колонизацией,
присваивая себе результаты последней.
Основание в «черных» волостях монастырей
было наиболее активной формой проникновения
в них феодального землевладения, поглощения
феодальной вотчиной общинных земель
и вовлечения крестьян в Феодальную зависимость.
Основателями монастырей на «черных»
землях в XIV — XV вв. не случайно были преимущественно
выходцы из среды феодалов.
Основной и господствующей формой феодального
землевладения в XIV—XV вв. оставалась крупная
княжеская, боярская и церковная вотчина.
Вместе с тем происходивший подъем в земледелии,
повышение его продуктивности в результате
совершенствования приемов обработки
земли и возраставшей отсюда ценности
освоенной под пашню земли послужили основой
развития условной формы феодального
землевладения, элементы которого возникли
еще в домонгольский период. Стремясь
к увеличению доходности владений, крупные
землевладельцы (князья, бояре, монастыри)
предоставляли часть неосвоенных земель,
имевшихся в большом количестве в их вотчинах,
своим дворцовым и военным слугам в условное
феодальное держание с обязательством
для последних заселить их призванными
«со стороны» крестьянами и завести хозяйство.
По истечении условленного срока (чаще
всего пожизненного) держатель этой земли
должен был вернуть ее собственнику со
«всеми примыслами», т. е. заведенной пашней,
хозяйственными постройками, доходами
и призванными крестьянами. В условиях
господства натурального хозяйства и
территориальной разбросанности большинства
вотчинных владений передача крупными
феодалами части своих земель в условное
держание своим слугам была наиболее удобной
формой хозяйственной эксплуатации крупной
вотчины. При слабом развитии денежных
отношений передача земли в условное феодальное
держание была в то же время и наиболее
удобной формой материального обеспечения
дворцовых и военных слуг, составлявших
«дворы» феодальной знати, быстро возраставшего
контингента различных агентов по государственному
управлению. С завершением образования
Русского государства эта форма феодального
землевладения стала основой материального
обес-печения дворян и детей боярских,
входивших в состав создававшегося конного
поместногс дворянского войска.
Феодальная вотчина делилась на земли,
где велось хозяйство самого феодала,
и земли надельные, на которых вели хозяйство
зависи мые от него крестьяне. Независимо
от размера господского хозяйства основной
экономи-ческой единицей вотчины было
мелкое хозяйство крестьян, трудом которых
производился прибавочный продукт. Экономическим
и административным центром феодальной
вотчины и поместий было село с господским
двором. К селу, насчитывавшему иногда
до нескольких десятков крестьянских
дворов, «тянули» все остальные вотчинные
поселения — небольшие, в 1 —3 двора, деревни
и починки, а также хозяйственные угодья
— пахотные земли, луга, леса, борти, рыбные
ловли и др
Сельское феодально зависимое население
В прямой связи с развитием
в XIV — XV вв. феодальной собственности
и ее новых форм находилось дальнейшее
усиление феодальной зависимости и
эксплуатации сельского трудового
населения. Вовлечение всей его массы
в систему феодальных отношений, превращение
его в сословно неполноправную часть общества
привело к исчезновению многих старых
терминов, обозначавших его различные
категории («люди», «смерды», «изгои»,
«закупы» и др.) и появлению к концу XIV в.
нового термина — «крестьяне», что свидетельствовало
о приобретении различными категориями
сельского населения ряда общих черт,
характерных для крестьянства как класса
феодального общества.
В крестьянстве уже четко выделяются две
основные категории: крестьяне-общинники,
жившие на государственных «черных» землях
и феодально зависимых от государства,
и
крестьяне владельческие, ведшие свое
хозяйство на надельной земле в системе
феодальной вотчины (княжеской, боярской,
монастырской, поместной) и лично зависимые
(в разной степени) от феодалов.
«Черные», государственные земли были
разновидностью феодальной земельной
собственности и являлись собственностью
феодального государства. Жившие на этих
землях крестьяне-общинники уплачивали
государству феодальную ренту, выполняли
различные повинности. Права князей, как
верховных собственников «черных» земель,
выражались в праве свободного распоряжения
этими землями (дарение, продажа, обмен)
вместе с жившими на них «черными» крестьянами.
Характерным для «черных» земель было
общинное землевладение крестьян с индивидуальным
владением приусадебным участком и пашенной
землей, наличие выборного крестьянского
волостного самоуправления под контролем
представителей княжеской администрации
— наместников и волостелей. Большинство
«черных» земель находилось в северных
районах страны, куда еще только начинало
проникать феодальное землевладение,
но значительные очаги этих земель имелись
и в центральных, давно уже освоенных феодалами
районах страны.
В XIV—XV вв. в источниках появляется ряд
новых терминов — «старожильцы», «люди
пришлые», «люди окупленные», «серебряники»,
«половники» и т.д. Их появление свидетельствовало
не о разделении феодально-зависимых крестьян
на особые, резко отграниченные друг от
друга категории, а являлось всего лишь
отражением в терминологии различных
форм и методов вовлечения крестьян в
систему феодальной зависимости и эксплуатации,
степени большей или меньшей личной зависимости.
Так, термин «серебряник» отразил распространенную
форму закабаления крестьян через выдачу
им феодалами денежной ссуды («серебра»),
с обязательством отработки долга и процентов
с него в хозяйстве феодала или же отдачей
натурального оброка. Крестьяне, отдававшие
феодалу за полученную от него надельную
землю натуральную или денежную ссуду,
долю из своего урожая, назывались «половниками».
С конца XIV в. источники выделяют крестьян
— «старожильцев», живущих в течение длительного
срока на земле феодала, которые формально
еще имели право перехода к другому землевладельцу,
но были стеснены в этом праве возраставшей
экономической зависимостью от феодала
(задолженностью по ссуде, повинностям
и т. д.). «Старожилец» (по давности проживания
в вотчине) мог быть одновременно и «серебряником»
(по форме вовлечения его в феодальную
зависимость через «серебро» — ссуду)
и «половником» (по форме эксплуатации
— взимание феодальной ренты в виде натурального
оброка из доли урожая). От «старожильцев»
различали «людей пришлых», призванных
феодалами в свои имения из «иных княжений».
В Псковской земле основная масса частновладельческих
крестьян называлась «изорниками», получавшими
от феодала земельный надел и ссуду («покруту»)
и обязанными за это давать феодалу натуральный
оброк или работать на барщине. По своему
положению и по форме вовлечения в феодальную
зависимость изорники были близки к закупам
«Русской Правды», но в отличие от последних
были более стеснены в возможности порвать
путы зависимости от феодала. Изорник
мог уйти от феодала, вернув, ему «покруту»,
только в специально установленный в XIV
в. срок для такого отказа — в «Филиппов
день» (14 ноября). В установлении сроков
для крестьянских переходов («отказа»),
которые начинают вводиться в других русских
землях с середины XV в. («Юрьев день» 26
ноября, «Петров день» 29 июня. Рождество
25 декабря) находила свое выражение тенденция
к лишению крестьян личной свободы путем
более прочного прикрепления их к земле
феодала. От середины XV в. известны отдельные
княжеские грамоты, запрещавшие уход крестьян
из некоторых крупных феодальных вотчин.
Основными формами эксплуатации крестьян
в XIV —XV вв. были отработочная и продуктовая
рента, роль и размеры которых в феодальных
вотчинах зависели от местных условий
хозяйствования, степени зрелости феодальных
отношений и т. д. В Новгородской земле
в XIV —XV вв. преимущественной формой феодальной
ренты был натуральный оброк, тогда как
в землях Северо-Восточной Руси наблюдался
рост удельного веса отработочной ренты.
Отработочная рента могла заключаться
в работе на господском поле (барщина)
под наблюдением лиц из вотчинной администрации
или же в обработке приданного к надельной
крестьянской земле и обрабатываемого
крестьянами вместе со своими наделами
участка, весь урожай с которого поступал
в господский двор. Данные источников
позволяют также полагать, что барщина
была более связана с «старыми» селами,
тогда как натуральный оброк был более
характерен для новых поселений, возникавших
на пустошах. Свидетельства о наличии
денежной ренты крайне скудны и относятся
в основном ко второй половине — концу
XV в.
Развернутый перечень повинностей крестьян
в феодальном хозяйстве содержится в уставной
грамоте митрополита Киприана владимирскому
Константино-Еленинскому монастырю 1391
г. Согласно грамоте крестья-не обязаны
были работать на монастырской пашне,
косить луга, обмолотить урожай, варить
для монастыря пиво, печь хлебы, ловить
рыбу, производить строительные работы
в монастыре. В уставной грамоте нашла
отражение имущественная дифференциация
в среде крестъянства наряду с зажиточными
крестьянами в ней говорится об обедневших,
безлошадных крестьянах, привлекавшихся
к самым тяжелым работам в системе мона-стырского
хозяйства.
Помимо эксплуатации в системе феодальной
вотчины крестьяне должны были платить
государственные дани и выполнять ряд
повинностей: участвовать в строительстве
городских укреплений («городовое дело»),
предо-ставлять подводы для государственных
нужд (подводная повинность) и др.
Поглощение свободной общины феодальным
хозяйством вело к падению значения менее
производительного по сравнению с крестьянским
холопского труда. Многие феодалы сажали
часть своих холопов на землю, сближая
их положение («холопы-страдники») с положением
феодально зависимых крестьян. Но в целом
холопский труд еще продолжал широко использоваться
в феодальном хозяйстве. Вооруженная челядь
из холопов использовалась феодалами
для удержания в повиновении феодально
зависимых крестьян.
Борьба крестьян против феодального наступления
на их земли и свободу принимала самые
различные формы: от потравы и покосов
феодальных полей и лугов, их запахивания,
поджогов феодальных усадеб и бегства
до убийства отдельных феодалов и правительственных
агентов, вооруженных выступлений, выливавшихся
в народные восстания. Источники сохранили
свидетельства упорной борьбы крестьян
против захвата монастырями «черных»
общинных земель. В монахах, основывавших
монастыри, крестьяне справедливо видели
захватчиков их земель и сел. В «Житии»
Даниила Переяславльского рассказывается
о крестьянах из окрестных основанному
Даниилом в начале XVI в. монастырю сел,
которые «с оружием и дреколами приходяще
и во ограде не дающе инокам землю копати
и с прещением, яко неволею, пророчествоваху
святому, глаголю-ще: почто на нашей земле
построил еси монастырь? или хощеши землями
и селами нашими обладаюти?». Автор «Жития»
замечает, что так впоследствии и получилось
(«еже и сбыться последи») — монастырь
захватил все окрестные земли и села. Немало
основателей монастырей были убиты «разбойниками»,
разорявшими монастыри и избивавшими
монахов. Под тенденциозными сообщениями
источников о «разбоях» и «разбойниках»
нередко скрывались факты вооруженной
борьбы крестьян против феодалов.
Феодальный город
С подъемом сельского хозяйства
неразрывно связано восстановление
городов, более всего пострадавших
от Батыева погрома. Первые признаки некоторого
подъема городов наблюдаются уже в конце
XIII. в., но повсеместное их восстановление
начинается с середины XI V в. Связь феодального
города с феодальным хозяйством проявилась
именно в том, что восстановление разрушенных
городов и новое их строительство происходили
прежде всего в районах развитого сельского
хозяйства и промыслов. Немалое значение
в восстановлении и строительстве новых
городов играла задача создания укрепленных
центров обороны против непрекращавшейся
внешней агрессии с востока и запада.
Развитие производительных сил в городах
проявлялось прежде всего в росте ремесленного
производства, в появлении наряду с восстановлением
старых ремесленных центров) новых крупных
центров ремесла (Москва, Тверь, Нижний
Новгород, Кострома и др.), в возникновении
с XV в. ремесленных поселений в сельских
округах (рядков, слобод). Наиболее заметные
успехи были достигнуты в кузнечном и
литейном деле. К последней четверти XIV
в. относится первое известие о русской
артиллерии (1382 г.) в виде кованых (из железных
полос) пушек («тюфяков»), которые в XV в.
сменяются медными литыми орудиями. Восстанавливались
и совершенст-вовались ремесленные технологические
приемы в кузнечном и ювелирном деле, намечался
процесс специализации внутри отдельных
видов ремесла. С последней трети XIII в.
возобновляется каменное храмовое строительство
сначала в Твери и Новгороде, затем в других
городах. В 1367 г. в Москве началось строительство
первой в Северо-Восточной Руси каменной
крепости — белокаменного Кремля. В 1372
г. каменный Кремль начал возводиться
в Нижнем Новгороде. Под защитой восстанавливавшихся
и вновь возводимых мощных оборонительных
укреплений в городах создавались значительные
торгово-ремесленные посады.
Основная масса городских ремесленников
работала на заказ, совмещая занятие ремеслом
с земледелием, и лишь немногие производили
изделия на рынок. Связь городского ремесла
с деревней все еще ограничивалась пределами
близлежащих «тянувших» к городу сельских
округ. Элементы цеховой организации среди
ремесленников имелись только в наиболее
развитых городах, преимущественно в городах
Западной и Северо-Западной Руси (Новгород,
Псков, Смоленск, Витебск, и др.).
Верхушку купечества в городах составляли
ведшие зарубежный торг «гости», многие
из которых владели значительными вотчинами
и по своему положению примыкали к городской
феодальной знати. В наиболее крупных
и развитых городах «гости» имели свои
объединения по типу западноевропейских
купеческих гильдий. В Новгороде крупнейшим
объединением купцов оставалось «Иванское
сто». В Москве в XI V в. сложилось два влиятельнейших
объединения «гостей» — «сурожан» (торговавших
с Кафой и Сурожем в Крыму, а через них
и со странами Ближнего Востока) и «суконников»
(ведших торговлю с западными странами).
Широко было распространено «складничество»
— объединения купцов в торговые караваны.
Рыночные связи городов с областями в
XIV-XV вв. были еще очень узкими. Городской
торг служил местом натурального обмена
и продажи продукции городских ремесленников
и продуктов сельского хозяйства и промыслов,
доставляемых из феодальных вотчин. Связи
крестьянского хозяйства с городским
торгом были слабыми и несистематическими.
Источники XIV—XV вв. свидетельствуют, что
основная роль в торговле того времени
(особенно в межобластной) принадлежала
не горожанам и продуктам городского ремесла:
а феодалам (и прежде всего монастырям
и князьям) и продуктам земледельческого
и промыслового хозяйства.
Русский город был сложным социально-
В эпоху средневековья развитие городов,
городского ремесла и торговли было основой
общественного прогресса. Города стояли
во главе развития производительных сил,
общественного разделения труда, товарного
производства и товарно-денежных отношений,
создававших предпосылки для складывания
в недрах феодального строя буржуазных
отношений. На Руси этот общий для всех
средневековых городов процесс поступательного
развития был искусственно задержан и
заторможен тяжелыми последствиями татаро-монгольского
нашествия и 240-летним золотоордынским
игом, оказавшим решающее влияние на всю
последующую историю социально-экономического
развития русских земель, на ход объединительного
процесса и характер государственно-политической
централизации. Феодальный характер русского
города был надолго законсервирован, сложение
в нем буржуазных элементов было задержано
на столетия. Восстановление разрушенных
монголо-татарами в русских городах производительных
сил и их дальнейшее развитие происходили
в неблагоприятных условиях тяжелого
чужеземного ига и продолжавших развиваться
феодально-крепостнических отношений.
Страшный удар, нанесенный монголо-татарами
по городскому ремеслу, подорвал товарное
производство и товарное обращение, пресек
намечавшийся в конце XII — начале XIII в.
переход к мелкотоварному производству
в ремесле. На жителей городов легла основная
тяжесть выплаты дани в Золотую Орду, значительные
средства переходили также в руки русских
феодалов. Утечка огромного количества
денежных средств в Орду привела к почти
полному прекращению денежной чеканки
в княжествах, что нанесло удар по развивавшимся
товарно-денежным отношениям и восстанавливало
простой товарообмен. Все это тормозило
развитие ремесленного производства,
товарно-денежных отношений, сводило к
минимуму возможности накопления капиталов
в руках торгово-ремесленных людей, а вместе
с тем тормозило и превращение русских
горожан в средневековое бюргерство, из
среды которого в дальнейшем выделялись
буржуазные элементы. Намечавшаяся в XI
— начале XIII в. тенденция к созданию в
наиболее развитых русских городах типичного
для средневековья «городского строя»
(с городским самоуправлением и особыми
правами горожан) была прервана монгольским
нашествием. Возрождавшиеся в городах
во второй половине XIII в. в борьбе с захватчиками
элементы вечевой организации были подавлены
уже в начале XIV в. усиливавшейся княжеской
властью. Только в Новгороде и Пскове сложились
феодальные республики, близкие по своей
организации и характеру «вольным» городам
и республикам в Западной Европе. Русские
города в XIV —XV вв. были типичными феодальными
городами, обслуживавшими своим ремеслом
и торговлей феодальное хозяйство, всецело
связанными с ним и во многом от него зависящими
и подчиненными.
Города сыграли значительную роль в государственно-политическом
объединении русских земель и в борьбе
за свержение иноземного ига. Они были
основной материальной базой для этой
борьбы, важнейшими опорными пунктами
обороны и развертывания сил для решающих
боев с завоевателями. Городское население,
заинтересованное в прекращении феодальных
усобиц, в создании благоприятных условий
для занятий ремеслом и торговлей с другими
городами и землями, оказывало активную
поддержку объединительной политике московских
князей. Вместе с тем отдельные города
становились центрами сопротивления объединительной
политике Москвы, активно поддерживали
«своих» удельных и великих князей. В этом
проявлялась двойственная роль городов
в эпоху средневековья, заинтересованных
в преодолении государственно-политической
раздробленности страны и в то же время
стремившихся сохранить свою средневековую
независимость как политических центров
«тянувших» к ним земель.
Информация о работе Социально-экономическое и политическое положение русских земель в 14 веке