Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:24, контрольная работа
В конце ХVIII — первой половине ХIХ в. в Беларуси, так же как и в России, происходили процессы разложения феодально-крепостнической системы и зарождения капиталистических отношений. В промышленности происходили изменения: увеличивалось количество мануфактур, начиналось использование вольнонаемных рабочих, появлялись первые фабрики. Среди мануфактур наибольшее распространение получили предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: мукомольные, суконные, винокуренные, сахарные, полотняные.
Особенности развития дворянской земельной собственности и крестьянского хозяйства в Беларуси с конца ХVIII в. и до середины ХIХ в.
Анализ попыток реформирования сельского хозяйства Беларуси в 30-50-x гг. ХIХ в.
Характеристика социально-экономического положения городов Беларуси в первой половине ХIХ в.
Литература.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа по истории Беларуси
Минск 2012
Тема №17 Социально-экономическое развитие Беларуси в конце ХVIII в – 50-е гг. ХIХ в. Кризис крепостного строя.
План:
1. Особенности развития дворянской земельной собственности и крестьянского хозяйства в Беларуси с конца ХVIII в. и до середины ХIХ в.
В конце ХVIII — первой половине ХIХ в. в Беларуси, так же как и в России, происходили процессы разложения феодально-крепостнической системы и зарождения капиталистических отношений. В промышленности происходили изменения: увеличивалось количество мануфактур, начиналось использование вольнонаемных рабочих, появлялись первые фабрики. Среди мануфактур наибольшее распространение получили предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: мукомольные, суконные, винокуренные, сахарные, полотняные.
Новые процессы в экономике, начали оказывать серьезное влияние на сельское хозяйство, оно все сильнее интегрировалось с рынком, возросла площадь обрабатываемых земель, возрос удельный вес технических культур, картофеля и сахарной свеклы, зародилось тонкорунное овцеводство. Ключевым моментом стало появление сельскохозяйственной техники в ряде помещичьих хозяйств.
Но модернизация сельского хозяйства сдерживалась преобладанием феодально-барщинной системы и крепостным правом. Помещики урезали крестьянские земельные наделы для увеличения собственной прибыли. Но при существующей системе земледелия урожаи были очень низкими. Причиной этого были плохая обработка земель и недостаточное использование удобрений. С 1820 по 1850 гг. в Могилевской и Витебской губерниях случилось десять неурожайных лет. Это привело к возрастанию задолженности помещичьих хозяйств. Многие помещики сдавали крепостных в аренду, зарабатывая таким образом на их труде. В итоге помещики все чаще начали сталкиваться с сопротивлением крестьян. Крестьяне писали жалобы царю, устраивали побеги, отказывались платить, устраивали вооруженные выступления.
Эти события заставили царизм обратить внимание на проблемы крестьян. К примеру, Павел I, чтобы ограничить всевластие помещиков в отношении крепостных, издал указ, в соответствии с которым было запрещено принуждать крестьян работать в воскресные дни и рекомендовал ввести ограничения на барщину не более чем три дня в неделю. Однако это были очень слабые меры. Ведь помещик мог сам решать следовать этим рекомендация или нет. В 1818г. Сенат выпустил указ, в соответствии с которым губернаторы западных губерний должны были организовать «строгий надзор», чтобы не позволить помещикам требовать от своих крестьян «непомерныx повинностей», а ограничится только теми, которые «обозначены в инвентаряx». Из-за этого в 1824 г. Кабинет министров создал комиссию для проверки повинностного состояния белорусских крестьян. По итогу проверки комиссия выявила серьезные нарушения в большинстве помещичьих хозяйств.
Но итоги проверки не оказали какого-либо влияния на помещиков, так как царизм боялся ломать существующие устои. К примеру, Николай I пять раз создавал разного рода секретные комиссии для проверки деятельности помещиков. Но их рекомендации не принимались во внимание, а сами комиссии просто распускались.
Но все же, во второй четверти ХIХ в., для снятия напряженности в селе, правительство было вынуждено принять некоторые меры для реформирования крепостного права и некоторой защиты крестьян от помещиков. В 1835 г. правительство утвердило «Правила об отдаче крестьян по найму на земляные и другие черные работы». В соответствии с этими правилами, помещики могли сдавать в аренду не более половины работников из многосемейных дворов, при этом в контракте должны были быть строго оговорены рабочее время, оплата и место работ.
В 1844 году в Беларуси создали губернские инвентарные комитеты, в обязанности которых вошел пересмотр существующих инвентарей в помещичьих хозяйствах, а при их отсутствии составлялись новые. Их деятельность была основана на правилах, которые устанавливали размер повинностей крестьян, основываясь на качестве и размерах их хозяйств.
В соответствии с правилами хозяйствам, имевшим только одного трудоспособного мужчину, выделялся надел от 4 3/4 до 9 десятин. Размер надела зависел от качества и количества земли в имении. Это хозяйство обязано было поработать на барщине три дня с с использованием лошади (мужская барщина) и один день без нее (женская барщина). Подводная повинность была оставлена, но она выполнялась в зачет барщинных дней. Помещикам было запрещено, когда им захочется, устанавливать сгонные дни. Также было запрещено облагать крестьян натуральными поборами.
Такие реформы привели к недовольству помещиков и к их активному сопротивлению. Так как членами инвентарных комиссий являлись сами помещики, порой деятельность этих комиссий не только не приводила к снижению нагрузки на крестьян, но и к увеличению. Они старались как можно дольше затянуть составление новых инвентарей. Царизм попытался воздействовать на помещиков через банковскую систему. Для того, чтобы изменить точку зрения дворян, правительство пригрозило помещикам, что предоставит льготы по выплате недоимок и банковские кредиты только тем помещикам, которые введут новые инвентарные правила в своих имениях до 22 декабря 1852 г. Однако помещики вели решительную борьбу против этого и обратились с просьбой к царю об отмене принятых мер. Царь вынужден был уступить, и в 1854 г. приостановил действие новых инвентарных правил. Уже принятые правила начали пересматриваться губернскими комитетами.
В 1855 г. Государственный совет, принял решение, согласно которому каждый помещик обязан выделить крестьянину 3,75 десятины земли на душу. Но если надел был больше девяти десятин, помещик мог его урезать. Крестьянские наделы так же разрешалось менять. Барщина с тяглого крестьянского двора составляла три дня мужской и три дня женской барщины в неделю. В счет барщины засчитывалась подводная повинность. Другие виды работ отменялись. Но помещики снова начали активно сопротивляться этим правилам и затягивать составление новых инвентарей. Царизм же не спешил подгонять дворян, потому что не хотел обострять с ними отношения. До 1857 г. новые инвентари были принято только в десятой части помещичьих хозяйств Беларуси. А с началом подготовки к отмене крепостного права, создание новых инвентарей потеряло смысл и было остановлено.
Но все принимаемые меры не могли принести серьезных изменений, потому что имели лишь поверхностный характер и не затрагивали основ крепостного прав. Продолжалось дальнейшее снижение эффективности крестьянских хозяйств. В помещичьих хозяйствах так же были серьезные проблемы. Кризис проявлялся в серьезном снижении доходов, ростом задолженности перед банками, банкротстве и распродаже на аукционах имущества. Это все было предвестником назревающих серьезных изменений в привычном устройстве помещичьих хозяйств. Основой этих изменений должна была стать отмена крепостного права.
2. Анализ
попыток реформирования
В условиях усиливающегося кризиса феодально-крепостного строя правительство сделало некоторые незначительные рефоры. Впрочем, целью реформ являлись лишь косметические изменения существующей системы и дальнейшее сохранение крепостного строя. Соответственно разрабатывались меры, с помощью которых правительство планировало немного повысить уровень жизни крестьян, чтобы снять напряженность и остановить выступления против помещиков и правительства. Для начала реформы было решено опробовать на государственных крестьянах. В дальнейшем этот опыт планировалось распространить и на помещичьих крестьян. Автором реформы был граф П. Д. Киселев. Он был высокообразованным человеком, сторонником ограничения или полной отмены крепостного права.
Согласно реформе Киселева предусматривалось три направления: реформирование управления государственными крестьянами; политика «покровительства» в отношении крестьян; некоторые аграрные преобразования, известные как «люстрация государственным имуществом». Люстрацию сопровождали перемены в крестьянском землепользовании и отношениях ренты. Люстрация проводилась не впервые, но ранее люстрации не были такими масштабными.
Первым шагом реформы стала перестройка аппарата управления. Основные функции управления были переданы новому Министерству государственного имущества. Граф Киселев стал первым министром. В декабре 1839 г. Николаем I было подписано Положение об управлении государственным имуществом в западных губернияx и Белостокской области. Были установлены три административных яруса: губерния – округ – сельская управа.
Новое управление начало действовать с апреля 1840. К палатам государственного имущества были отнесены функции губернских органов власти. Они занимались выбором форм управления государственными имениями, люстрацией, проведением ревизий, охраной общественного порядка, вопросами медицинской, продовольственной помощи и т. д. Сельские общины организовывала окружная администрация. Округа были поделены на сельские общины, из которых были сформировались поместья. Более низким ярусом в новой администрации являлись сельские управы. Их органами были сельское руководство и сельское собрание. На сходе выбирались старейшины, давались крестьянам отпускные, чтобы они могли перейти в другие сословия, делились земли крестьянской общины, проводилось распределение налогов и сборов среди крестьян. Общину, которую ввели в белорусских государственных имениях после присоединения к России, в результате реформы Киселева как можно больше приблизили к российскому образцу. Было упорядочено управление государственными имениями, введен серьезный контроль над временными собственниками, возвышен статус сельских общин. Так же была введена аренда крестьянами государственных имений.
Но у новой системы управления был и отрицательный результат. В частности, значительно увеличились сложность и размер государственного аппарата. В новом аппарате процветали излишняя волокита, путаница делопроизводства, бюрократия.
Следующей частью программы Киселева стало «опекунство» над государственными крестьянами. Осуществлялась продовольственная помощь из специальных фондов. Они формировались как за счет крестьянского зерна, так и с специально отведенных участков общественной пашни. Эти меры были предприняты на случай неурожаем или эпидемий.
Так как разросшемуся аппарату управления требовались грамотные работники, ставился вопрос обучения крестьян. Для этого в общинах были созданы приходские школы. Но на содержание таких школ выделялось очень мало средств. Приходские школы не могли даже подготовить необходимой численности сельских писарей. Были предприняты попытки создания профессиональных училищ для обучения крестьян ремеслу, но они не дали результатов. Большое внимание было уделено организации медицинских учреждений, однако медиков не хватало. Согласно попечительской политике, предусматривалось развитие системы страхования, внедрение различных агрономических мероприятий, активизация торговли и борьба с пьянством. Но на эти цели выделялось незначительное количество средств. Так что проведение реформ происходило в основном за счет крестьян. Это значительно затрудняло проведение реформ.
Третьей и самой главной частью реформы Киселева являлась люстрация государственного имущества. Эта люстрация серьезно отличалась от проводимых ранее. Это было политическое мероприятие, ставившее три цели: нивелировку хозяйственного уровня крестьянских семей через расторжение малоземелья и регламентацию повинностного угнетения, «приведение в известность» государственного имущества, повышение платежеспособности государственных крестьян. Эта политика была начата с Положения о люстрации государственного имущества в западных губерниях и Белостотской области от 28 декабря 1839. Ее проводили в два этапа: до 1844 – с сохранением фольварочно-барщинной системы, с 1844 г. – на основе форсированного перевода на оброк крестьян. На первом этапе предполагалось обеспечить землей хозяйственного уровня крестьян через перераспределение земельного фонда среди государственных имений и переселение части крестьян на более плодородные земли. Но эти меры не принесли серьезного результата, так как оказались слишком дорогими и трудоемкими.
К 1844 г. реформы практически не повлияли на характер феодальных отношений. Изменения в основном заключались в отмене натуральной ренты и вводе детальной регламентации крестьянских повинностей вместе с расширением урочной системы. Начиная с 1844 правительство изменило подход к реформам: фольварочно-крепостная система была ликвидирована во всех государственных имениях. Государственных крестьян перевели на поземельный оброк. Крестьянам были выделены дополнительные наделы с фольварковых земель. До начала 1858 года все имения Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской губерний были переведены на оброк. Система временного владения была ликвидирована.
Главными результатами реформ стали перевод на оброк и отказ от фольварочно-барщинной системы. Этим определилась ее буржуазно-прогрессивная направленность. В результате реформы Киселева общая площадь надельного фонда возросла на 10,73%. Но это мало изменило обеспеченность землей крестьян. Ведь за время проведения реформ количество ревизских душ выросло на 38,5%. За счет ликвидации барщины повинностная нагрузка была снижена в среднем на 20%. Однако в Витебской губернии перевод на оброк во многих случаях наоборот, увеличил нагрузку. Особенно значительно изменился правовой статус белорусских крестьян, принадлежавших государству. За ними стали признавать гражданскую свободу. Это значительно отличало их от крестьян, принадлежавших помещикам. Они получили право вступления в брак, родительские и опекунские права, права наследования и собственности, права на занятие промыслами и торговлей. Но в значительной части они являлись только декларативными.