Социально-экономическое развитие Древнерусского государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:15, контрольная работа
Краткое описание
1. Социально-экономические предпосылки образования Киевского государства Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 и в целом закончился в 8-9 веках. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные сообщества, которые имели определенные локальные особенности.
Социальн о-экономическое
развитие Древнерусского государства.
1. Социально-экономические предпосылки
образования Киевского государства
Древнерусские летописи описывают
историю восточных славян только со времени,
когда они начали расселяться на большом
просторе Восточной Европы, создавая союзы
племен. Этот процесс начался в конце 5
и в целом закончился в 8-9 веках. Восточнославянские
союзы племен представляли собой выразительные
этнокультурные сообщества, которые имели
определенные локальные особенности.
Порождения родоплеменного
строя - большие и маленькие союзы племен
при развитии восточнославянского общества
постепенно переросли в образования более
высокого социально-политического уровня
- племенные княжества. Их создание обусловлено
возникновением частной собственности
и связанным с ней имущественным и социальным
расслоением общества. Эти княжества были
догосударственными объединениями, которые
заложили фундамент восточнославянской
государственности. Они предшествовали
первому восточнославянскому государству,
которое сложилось вокруг Киева в середине
9 века. Могущество и власть глав племенных
княжеств базировалась на разветвленной
системе укрепленных поселений-градов.
В племенных княжествах существовал примитивный
аппарат власти, но в них еще не было социально
обособленной потомственной знати во
главе с князем. Своеобразие общественного
строя восточных славян характеризуется
тем, что племенные княжества сохранялись
еще на протяжении века, после того как
образовалось Древнерусское государство.
Главными признаками существования
государственности в раннесредневековом
обществе современные историки считают
наличие власти, отчужденной от народа,
размещение населения по территориальному
принципу и стягивание дани для содержания
власти. Можно прибавить к этому как обязательное
условие унаследование власти князем.
В условиях Киевской Руси Х века конкретными
формами государственности были: покорение
власти государственного центра территорий
племенных княжеств и распространение
на эти земли системы собирания дани, управления
и судопроизводства.
Территория Киевского княжества
Аскольда была небольшой - оно охватывало
земли вокруг Киева, главным образом бывшего
племенного княжества полян. Это княжество
стало этнокультурным, политическим и
социальным центром, вокруг которого в
конце IX века начало расти Древнерусское
государство.
Решающий шаг на пути становления
восточнославянской государственности
было сделано в конце IX века. Олег осуществил
поход из Городища в Киев. Утверждение
Олега в Киеве ознаменовало собой начало
создания восточнославянской государственности
- образования уже общерусского государства.
Русский Север был объединен с русским
Югом, Олег провозгласил Киев стольным
градом новообразованного государства.
Княжение Олега в Киеве (882-912) началось
с создания опорных пунктов центральной
власти в племенных княжествах - городов,
с установления порядка платы дани на
подвластных князю землях. Потом в состав
государства, которое формировалось, вошло
большинство южнорусских племенных княжеств.
Древнерусское государство начало складываться
на юге. Земли инкорпорированных в государство
княжеств сразу же облагались данью, на
них распространялись системы судопроизводства
и администрации. Так образовывалась государственная
территория Древней Руси.
Олег и его преемники на киевском
престоле, включая в состав молодого государства
земли племенных княжеств, заботились,
прежде всего, о собирании дани и стремились
воспрепятствовать стягиванию ее, прежде
всего хозарами. Настойчивая деятельность
Олега по созданию государства дала позитивные
следствия: в последние годы его правления
в Киеве власти князя покорились славянские,
а также неславянские племенные объединения.
Киевская Русь начала складываться и развивалась
как полиэтническое государство. Его создали
русские люди, которые были преобладающим
большинством его населения. Вместе с
ними в Киевской Руси жило свыше 20 разных
народов.
Благодаря победному походу
Руси на Константинополь Олег сразу же
подписал выгодный для своего государства
мир с императором. Византийскому правительству
пришлось уплатить большую контрибуцию
и предоставить особенные льготы русским
купцам и послам. В 911 году русско-грецкий
договор был существенно дополнен. В нем
были очерчены правовые нормы взаимоотношений,
правила решения конфликтов, которые возникали.
"… судя по тому, что в трактатах 907 и
911 годов Византия сделала большие льготы
нашим князьям и их торговле, необходимо
заключить, что действительно этим уступкам
предшествовали удачные для Руси, чувствительные
для греков походы Руси на греческие земли…
Эти-то походы и принудили, вероятно, греческое
правительство вступить в переговоры
с Олегом и дать различные льготы русским
купцам…".4 Договора 907 и 911 годов - первые
дипломатические и правовые акты Древнерусского
государства - отражали реальность исторического
и политического существования нового
восточноевропейского государства, способного
отстаивать свои интересы в международных
отношениях. Походы Руси на Византию продолжались
почти до середины 11 века.
Во времена княжения Олега оживилось
экономическое развитие общества. Расширялся,
строился стольный град Киев. Однако восточнославянское
этнокультурное сообщество оставалось
не достаточно сгруппировано политически.
Строительство государства было продолжено
преемником Олега - Игорем. На протяжении
первой половины X века киевские князья
усердно и последовательно сгруппировывали
в общем государстве племенные княжества
восточных славян. Со смертью Игоря закончился
первый этап в развитии государственности
на Руси.
Киевская Русь IX-X веков еще
не знала классового устройства. Поэтому
восточнославянская государственность
родилась в обществе, которое оставалось
родоплеменным. Власть в государстве не
только отделилась от массы народа (один
из основных признаков государственности),
но и поднялась над самой верхушкой, приобрела
индивидуальный характер и стала наследоваться.
Древнерусское государство было организовано
по территориальному принципу.
Хозяйство Киевской Руси было
натуральное, то есть такое, в котором
каждое отдельное хозяйство удовлетворяло
в основном свои нужды. Однако в городах
в 11 веке уже существовало производство
на местный рынок. Некоторые предметы
первой необходимости, как платье, обувь,
приобретались на рынке. Предметы роскоши
и ювелирные изделия привозились из Византии
и с Востока. В то же время киевские ремесленники
создали собственное высокое искусство,
образцы которого сохранились до наших
дней. Процветало кузнечное ремесло; оружейники
выделывали прекрасные мечи и другое оружие.
В городах образовалась особая группа
населения - купцы, которые занимались
скупкой местных товаров и перепродажей
их в другие города и за границу, а взамен
привозили на продажу иноземные товары.
Киев стал застраиваться каменными храмами
и зданиями, украшенными живописью и мозаикой;
был построен Софийский собор. Иностранцы,
приезжавшие в Киев, поражались его великолепию
и называли его "соперником Константинополя".
В монастырях развивалась живопись
икон, ими украшались церкви и соборы.
Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья
и других стран способствовали формированию
древнерусской культуры, которая впоследствии
и легла в основу национальных культур
русского, украинского и белорусского
народов.
раннефеодальное государство
древнерусское киевское
2. Формирование
основных элементов феодальной
хозяйственной системы в Киевском
государстве
С постепенным развитием хозяйства
крестьяне и ремесленники стали производить
больше продуктов и изделий, часть которых
стали присваивать себе старейшины, военные
предводители, дружинники. Они могли теперь.
жить за счет труда зависимых от них крестьян
и ремесленников.
Крестьяне Древней Руси, или,
как тогда говорили, "люди", "смерды",
все чаще попадали в зависимость от государственной
власти: князья захватывали общинные земли
и собирали дань с подвластного населения,
со своих "людей". Сбор дани так и
назывался - полюдье. Обычно князья отправлялись
в полюдье с началом зимы. Во главе сильного
отряда дружинников они входили в славянский
поселок и требовали дань. Жители - "подданные"
князя (от слова "дань") несли ему
разное добро; особенно ценился мех куницы,
бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных
ведерках, круги воска и другие продукты
своего хозяйства. Жители поселка кормили
за свой счет князя с дружиной. Лошадям
князя и дружинников надо было давать
овса "сколько съедят".
Когда власть князей укрепилась,
они стали требовать, чтобы подданные
сами привозили дань. Такой способ сбора
дани называли повоз. Постепенно количество
свободных крестьянских земель уменьшалось,
а размеры владений знати росли.
Захватив крестьянские общинные
земли, бояре (так называли на Руси знатного
землевладельца) оставляли крестьянам
небольшие земельные наделы, чтобы крестьяне,
работая на феодала, в то же время могли
прокормить себя и свои семьи. У крестьянина
было свое хозяйство: лошадь или пара волов,
орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца
крестьяне попадали различными путями.
Иногда крестьянин получал
от боярина ссуду - по-тогдашнему "купу"
- деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин
работал на хозяина и назывался "закуп".
В других случаях с хозяином заключался
договор, или "ряд",-о работе на феодала.
Такой работник назывался "рядович".
Все зависимые люди, работавшие во дворе
феодала, назывались челядью. В их состав
входили рабы, их называли холопами. В
холопы попадали прежде всего военнопленные.
Но иногда и очень бедные смерды продавали
себя феодалам в холопы. Женившийся на
холопке становился холопом.
Зависимые смерды несли повинности:
отрабатывали в хозяйстве феодала (барщина)
или платили натуральный оброк. Землевладельцы
Древней Руси различались по количеству
находившихся в их собственности земли
зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась
система феодальной иерархии, т.е. соподчинения
феодалов.
"Великий князь русский"
считался владельцем всей земли
и государства. Зависимые от него
"светлые князья" и бояре
владели отдельными княжествами
и землями, а также городами. Более
мелкие феодалы, в свою очередь
зависящие от князей и бояр,
владели меньшими городами или
отдельными селами. Земельные владения
князей и бояр назывались вотчинами
(вотчина - владение, передаваемое по
наследству от отца). В Западной
Европе такие владения назывались
феодами, что и дало название
эпохе - феодализм.
Обычно в центре вотчины располагался
господский двор. Здесь находились жилой
дом феодала, помещения для слуг хозяйственные
постройки: клеть для хранения зерна хлев
и загон для коров и овец, конюшня для лошадей.
В каждой вотчине было много слуг, помогавших
феодалу управлять хозяйством и держать
в повиновении крестьян: огнищанин (старший
дружинник, управитель хозяйства), тиун
(управитель дома), подъездной (сборщик
оброка, дани) и др.
Пахотные земли вотчины состояли
из двух частей: на одной велось господское
хозяйство, другая делилась на наделы
зависимых крестьян. Наряду с передаваемой
по наследству существовала и другая форма
феодальной собственности: земля давалась
князьями своим дружинникам во временное
держание за военную службу. После принятия
христианства особым видом феодальной
земельной собственности стало церковное
и монастырское землевладение.
3. Состояние основных
отраслей древнерусской экономики
Русь этого времени представляла
собой обширное государство, объединявшее
уже половину восточнославянских племен.
Превращавшийся в феодальное государство
русский племенной союз подчинял себе
соседние славянские племена и снаряжал
далекие походы. В литературе встречаются
также сведения о русах, живших в тот период
на берегу Черного моря, об их походах
на Константинополь и о крещении части
русов в 60-х гг. IX в.
Киевская Русь - первое устойчивое
крупное государственное объединение
восточных славян периода становления
феодализма. Оно занимало огромную территорию
от Балтики до Черного моря и от Западного
Буга до Волги. Под властью киевского князя
находился ряд славянских племенных союзов
Среднего Поднепровья, а затем ему были
подчинены несколько литовско-латышских
племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские
племена северо-востока Европы. Центром
объединения послужило племя полян, которое
во второй половине IX в. было наиболее
сильным в экономическом отношении.
Основными отраслями производства
в Киевской Руси в тот период были сельское
хозяйство и ремесло.
Русское ремесло того времени
по своему техническому и художественному
уровню не уступало ремеслу передовых
стран Западной Европы. В эти же годы начался
рост числа городов. В летописи (до XIII в.)
упоминалось более 220 городов. Интересно,
что даже в Скандинавии Русь называли
"Гардарией" - страной городов.
Киевская Русь была раннефеодальной
монархией. Во главе государства стоял
великий князь. Он имел при себе совет
(думу) из наиболее знатных князей и старших
дружинников (бояр), выступавших в роли
воевод, а также аппарат управления, который
ведал сбором дани и податей, судебными
делами, взысканием штрафов. В этом аппарате
обязанности чиновников исполняли младшие
дружинники - мечники (судебные исполнители),
вирники (сборщики штрафов) и т.п. В подвластных
великому князю землях и городах функции
управления осуществляли княжеские наместники
- посадники и их ближайшие помощники -
тысяцкие, возглавлявшие во время военных
действий народное ополчение.
Для осуществления власти над
населением, расширения границ государства
и защиты его от внешних врагов великий
князь имел значительные военные силы.
Они состояли прежде всего из дружины
самого великого князя, а также из войск
вассальных князей, которые тоже имели
собственные дружины.
Князья отдельных земель и другие
крупные, средние и мелкие феодалы находились
в вассальной зависимости от великого
князя. Они обязаны были поставлять великому
князю воинов, являться по его требованию
с дружиной. В то же время эти вассалы сами
осуществляли в полной мере функции управления
в своих вотчинах и великокняжеские наместники
не имели права вмешиваться в их внутренние
дела.