Социально-экономическое развитие СССР в 50 – 80 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:17, реферат

Краткое описание

За несколько послевоенных десятилетий СССР прошел путь от сталинской системы, через хрущевскую “оттепель” и относительную стабилизацию первых лет брежневского руководства к состоянию “застоя” и глубокого экономического и политического кризиса, ставшего очевидным к середине 80-х гг.
В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества.

Содержание

Введение 2
Социально-экономическое развитие СССР в 50 – 80 годах 3
Внешняя политика СССР в 50 - 80 годах. 10
Заключение 13
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

1 развитие СССР 50-80 реферат.docx

— 43.20 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

 

За несколько послевоенных десятилетий СССР прошел путь от сталинской системы, через хрущевскую “оттепель” и относительную стабилизацию первых лет брежневского руководства к состоянию “застоя” и глубокого экономического и политического кризиса, ставшего очевидным к середине 80-х гг.

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые “перестройкой”. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетий советской системы.

 

 

Социально-экономическое развитие СССР в 50 – 80 годах

 

Послевоенные годы по характеру социально-экономического развития можно подразделить на 2 периода: 1) взлёт (1950-1970гг.); 2) застой (1971-1985гг.)

В 50-60-е гг. годы экономика страны динамично развивалась. Развитию способствовали: обновление и модернизация основных фондов в промышленности, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, расширение производства товаров народного потребления, освоение целинных земель, совершенствование системы управления. За первые 10 лет среднегодовые темпы роста валовой промышленной продукции составили 11,7%, сельскохозяйственной–5,%, основных производственных фондов – около 10%, произведённого национального дохода (НД)- более 10 %, товарооборота – более 11%. Важное значение в достигнутых успехах имело изменение внутриполитической обстановки в стране. После смерти Сталина (в 1953г.) внутренняя политика стала меняться и тоталитарная система, созданная им, заканчивает своё существование, страна переходит к новому политическому курсу, ориентированному на социальную экономику. Особое внимание уделялось увеличению капитальных вложений в отрасли группы «Б» и сельскому хозяйству, большие права предоставлялись руководителям предприятий и колхозов. В сельском хозяйстве главный акцент делался на освоение целинных и залежалых земель. Были созданы сотни новых совхозов, машинотракторных станций в Западной Сибири и Казахстане, проложены дороги и построены посёлки. Это позволило, несмотря на экстенсивный путь развития отрасли, создать новые районы сельскохозяйственного производства на Востоке страны, за 5 лет добиться прироста сельскохозяйственной продукции на 34%. Большую роль в региональной экономике и комплексном развитии регионов сыграл переход в 1957г. на территориальные принципы управления. С этой целью были упразднены многие союзные и республиканские министерства, а предприятия переданы в ведение созданных в республиках, краях и областях советов народного хозяйства (совнархозов). Это было шагом к децентрализации управления народным хозяйством и демократизации экономики, к расширению прав и материальных возможностей на местах. Однако это создавало определённые трудности в проведении единой общегосударственной политики, так как распыляло ресурсы и снижало эффективность их использования. В эти годы был сделан существенный шаг к повышению уровня жизни населения. Это нашло отражение в Законе о пенсиях, во введении минимальной гарантированной зарплаты в сельском хозяйстве, в повышении зарплаты в других отраслях, в сокращении продолжительности рабочей недели, в снижении налогов, в отмене оплаты за обучение в средней школе и вузах и др. Созданная сеть школ, техникумов и вузов позволила повысить уровень народного образования и сформировать хороший кадровый потенциал страны, что имело положительные результаты в развитии науки и культуры. Больших успехов удалось добиться в решении жилищной проблемы. В 50-е гг. предоставлялись льготные кредиты застройщикам индивидуальных домов, что улучшило положение с жильём в малых и средних городах и сельской местности. В 60-е гг., благодаря организации типового домостроения на индустриальной основе, резко возросло жилищное строительство, обеспечившее к концу 70-х гг. отдельными квартирами в городах до 80 % семей. В развитии экономики в 1950-1970 гг. существенную роль играли факторы интенсивного роста, когда прирост национального дохода и валового общественного продукта обеспечивался увеличением производительности труда и внедрением достижений научно-технического прогресса. Промышленное развитие обеспечивалось систематическим ростом капитальных вложений, в их структуре повысилась доля, направляемая на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В эти годы в промышленности и на транспорте широко внедрялись технические новшества и достижения НТР, лидерами её первого этапа (1945-1965 гг.) стали СССР и США. Под воздействием НТР в стране осуществлялись кардинальные изменения в техническом развитии, был создан ядерный и ракетный потенциал, быстрыми темпами развивались радиоэлектронная, атомная, химическая и приборостроительная промышленность, был запущен первый в мире спутник, а затем – космический корабль, совершён первый полёт человека в космос, построены первые атомные электростанции и морские атомные корабли. Высокие темпы экономического развития обеспечивались интенсивным типом расширенного воспроизводства. В 1950-1970 гг. была осуществлена коренная перестройка топливного баланса. В эти годы возросла добыча нефти и газа, доля которых в общем объёме энергоресурсов повысилась в 3 раза, для их транспортировки были построены трубопроводы на дальние расстояния самых больших диаметров в мире с высокой пропускной способностью, благодаря чему в стране была создана Единая маневренная система нефте- и газоснабжения, включающая сеть трубопроводов, соединившую все районы (за исключением Дальнего Востока). Высокими темпами развивалась электроэнергетика – строились крупнейшие гидростанции, тепловые электростанции, было начато строительство атомных станций. Завершалось создание Единой энергетической системы Европейской части СССР (включая Урал – самую крупную энергосистему мира). Существенное развитие получили все виды транспорта. С изобретением реактивного и турбовинтового самолета вся авиация была переведена на реактивные двигатели, и воздушные линии стали обслуживаться высокоскоростными самолётами, в связи с чем резко расширилась сеть международных авиалиний. Была осуществлена техническая реконструкция железных дорог – они переводились на электровозную и тепловозную тягу и с 1958г. был прекращён выпуск паровозов. Получил развитие автомобильный транспорт и автодорожное строительство. Всё это обусловило кардинальные изменения в структуре транспортной системы, где ведущими стали прогрессивные средства передвижения. Принадлежность транспортных средств государству обеспечивала их взаимодействие, т.к. транспортная система была единой государственной системой. В этот период интенсивно развивается телевидение (сначала чёрно-белое, а с 60-х гг.– цветное), увеличивается его масштабность - в телевещание вовлекается всё большее число регионов и республик, с 1970г. вступила в строй Останкинская телевизионная башня. В больших масштабах шло освоение новых районов и месторождений полезных ископаемых, росло национальное богатство в виде тысяч новых предприятий, сотен новых городов и посёлков, шла урбанизация. Это создавало новые рабочие места, обеспечивало здоровый социально-психологический климат в стране, уверенность в получении работы, жилья, минимальных благ и услуг. Поступательному развитию экономики содействовала экономическая реформа 1965г., которая с одной стороны, заключалась в централизации управления хозяйством путём ликвидации совнархозов и возврату к отраслевым министерствам. А, с другой стороны, заключалась в возрождении хозрасчётного принципа ведения хозяйства на предприятиях, в создании фондов материального стимулирования, во введении платы в бюджет за используемые предприятиями основные производственные фонды, в предоставлении больших прав предприятиям в планировании и др. Эти меры были призваны содействовать заинтересованности трудовых коллективов в результатах труда, повышению уровня интенсификации производства и экономики. Уже первые итоги реформы были положительными, в 1966-1970гг. были достигнуты высокие темпы роста по основным экономическим показателям. Быстрыми темпами развивались отрасли промышленности, определяющие научно-технический прогресс – машиностроение, электроника, энергетика, нефтехимическая и др. По объёму производства многих видов промышленной продукции СССР обогнал США и занял 1 место в мире. С созданием мировой системы социализма резко возросло международное значение СССР, который стоял во главе этой системы. Кроме того, социалистической ориентации придерживалось немало стран Третьего мира. За всю более, чем тысячелетнюю историю российского государства не имелось такого высокого экономического потенциала и уровня жизни населения, авторитета и влияния на судьбы мира. 1971-1985-е годы охватывают 9, 10, 11 пятилетки. Приоритетными направлениями стали - автомобилестроение и атомная электроэнергетика (создана новая отрасль машиностроения – атомное машиностроение). Была создана Единая энергетическая система СССР (в 10-й пятилетке к энергетической системе Европейской части была присоединена энергосистема Сибири). Была сооружена первая в мире атомная теплоэлектроцентраль. Осуществлено строительство крупных промышленных и транспортных объектов (КамАЗ, ВАЗ, БАМ, экспортные газопроводы и др.) В этот период формировались крупные территориально-производственные комплексы (ТПК), прежде всего в восточных районах, которые обеспечивали прирост добычи нефти, газа, угля (это - Западно-Сибирский, Павлодар -Экибастузский, Саянский, Южно-Таджикский, и др.) В период 1971-1985гг. разрабатывались крупномасштабные перспективные программы по развитию энергетики, Нечерноземья, выпуску товаров народного потребления, автодорожного строительства, продовольственная программа. Вместе с тем, с середины 70-х гг. стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике, где наблюдалось замедление развития научно-технического прогресса и моральный износ оборудования в ведущих отраслях промышленности, шло отставание инфраструктурных отраслей от основного производства, наметился ресурсный кризис, который выражался в перемещении добычи природных ресурсов в труднодоступные районы и удорожании добываемого сырья для промышленности. Всё это негативно отражалось на основных экономических показателях, и с каждой пятилеткой среднегодовые темпы роста снижались, снижалась и эффективность народного хозяйства. С 1960 г. по 1985 г. основные фонды выросли в 7 раз, а национальный доход – лишь в 4 раза, что свидетельствует об экстенсивном уровне экономического развития (т.е. за счёт увеличения природных и трудовых ресурсов в производстве, а не за счёт производительности труда и НТР). Причинами этого были: 1) амбициозная внешняя политика руководства страны, требующая сверхмощный военный потенциал, создаваемый военно-промышленным комплексом (ВПК) за счёт огромных материальных и финансовых ресурсов, получаемых за счёт других отраслей хозяйства и низкой зарплаты трудящихся; 2) неэффективность жёсткой административно-командной системы с её планово-распределительной системой управления, строгим лимитированием материальных и финансовых ресурсов (для быстрого получения ресурсов отдавалось предпочтение экстенсивным методам ведения хозяйства, что сдерживало развитие НТП); 3) преимущественное развитие отраслей группы «А» за годы социализма создавало диспропорции в структуре экономики и недостаток предметов потребления, что вело к дефициту этих товаров. 4) волюнтаризм и низкий профессиональный уровень руководителей высшего и среднего звена управления, монопольное положение коммунистической партии, нетерпимость к критике и поощрение послушности, а не инициативы и ума стало причиной многих негативных явлений в экономике. Такая экономическая политика вела к ухудшению социальной сферы (снижались расходы на жилищное строительство, здравоохранение, образование, науку, которые финансировались по остаточному принципу). Государство не смогло остановить падение темпов производства и добиться выполнения планов по выпуску продукции, несмотря на снижение заданий пятилеток, перевести экономику на интенсивный путь развития. В результате чего СССР отставал в технологическом отношении от ведущих стран Запада (т.к. не осуществлял внедрений в производство достижений 2 этапа НТР). Низкий уровень оплаты труда не способствовал сбережению трудовых ресурсов и использованию достижений НТП. Результатом стало уменьшение национального богатства страны. В стране имелась скрытая инфляция, составлявшая около 3 % в год. С учётом роста численности населения и инфляции национальный доход перестал расти уже в 80-е гг, национальное богатство на душу населения уменьшалось и шло обнищание населения. Основной причиной тяжёлого экономического положения была – милитаризация экономики. Новые технологии, разрабатываемые в ВПК, были засекреченными и не поступали в другие отрасли экономики, поэтому не оказывали должного влияния на развитие НТП в стране, что вело к отсталости и неконкурентоспособности на мировом рынке, товарному голоду. Кроме того, в 1978г. СССР втянулся в затяжную войну в Афганистане, что имело серьёзные последствия для страны, выразившиеся в подрыве международного авторитета страны, дальнейшем экономическом истощении и отрицательном психологическом климате внутри страны.

 

Внешняя политика СССР в 50 - 80 годах.

 

После окончания Второй Мировой войны, имевшиеся противоречия в политике держав коалиции вспыхнули с новой силой. 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества к послевоенной конфронтации, получившей название «холодной войны».

США стали инициатором создания военно-политических блоков, направленных против СССР. В 1949 г. был создан Североатлантический пакт (НАТО), в 1954 г. – организация Юго-Восточной Азии (СЕАТО); в 1955 г. – Багдадский пакт. В 1949 г. в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений из трех зон оккупации – американской, английской и французской – была создана ФРГ. В ответ на это была провозглашена ГДР. Расколотая Германия стала символом раскола мира на две системы. 

Сталин во внешней политике исходил из концепции раскола мира на две системы – лагерь социализма и лагерь империализма во главе с США, все события в мире рассматривались сквозь призму противоборства этих лагерей. 

В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, а в 1953 г. создана термоядерная бомба. Создание в СССР атомного оружия положило начала гонке вооружений между СССР и США. После того как СССР не приняли в НАТО в мае 1955 г. на совещании в Варшаве представителей Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии был подписан Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Созданная Организация Варшавского договора (ОВД) носила военно-политический характер. Таким образом, противостояние двух держав стало противостоянием военно-политических блоков. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало их участие в корейской войне (25 июня1950 - 28 июля 1953 гг.). Основная причина войны – стратегическое соперничество сверхдержав; в разделенной по 38 параллели Корее на севере укрепились силы, ориентированные на СССР, а на юге – на США. Гражданская война в Китае (45–49 гг.) также являлась формой разраставшейся конфронтации между США и СССР. Корейская война показала всему миру пределы мощнейшей в мире державы и непримиримость двух противоборствующих сторон. В 50-е годы советское руководство предприняло шаги по преодолению наследия «холодной войны». Позитивные изменения во внешней политике нашли свое выражение в решениях 20-го съезда КПСС. Если раньше вся внешняя политика СССР исходила из положения неизбежности войн при империализме, то был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны. Исходя из этого положения, основным принципом внешней политики провозглашался принцип мирного существования – отказ от применения силы или угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ; сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды. 

В развитии отношений между странами и системами возникали кризисы – тройственная агрессия (Англия, Франция и Израиль -1956 г.) против Египта, венгерские события (октябрь-ноябрь 1956 г.), «Берлинский кризис» – 1961 г., «Карибский кризис» – 1962 г., Чехословакия -1968 г., Афганистан – 1979 г. 

«Карибский кризис», поставивший мир на грань ядерной войны, завершился торжеством политического благоразумия, но поднял гонку вооружений на новый виток. СССР предпринял шаги по нормализации советско-американских отношений. Укреплению мира способствовало заключение в 1963 г. Договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой и соглашение о нераспространении ядерного оружия в 1964 г. 

К середине 60-х годов окончательно сложились три направления внешней политики СССР: 1) взаимоотношения со странами социализма; 2) отношения с капиталистическими странами; 3) распространение влияния на страны «третьего мира». Оказывая поддержку развивающимся странам, провозгласившим социалистический курс, СССР проводил политику силового противостояния с империализмом – оказывал помощь Вьетнаму (1964–73 гг.), Эфиопии, Йемену, Мозамбику и др. 

В 70-е годы была принята (24 съезд партии – 1971 г.) Программа борьбы за мир и международную безопасность. Было заключено около 50 советско-американских соглашений: в 1972 г. – договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и др. Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975 г. Совещания глав правительств 33 европейских государств, США и Канады, в Хельсинки и в результате был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами – мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности. Но и в годы разрядки продолжалось противостояние двух военно-политических блоков – был выдвинут лозунг создания и поддержания военно-стратегического паритета. 70-е годы стали самым интенсивным периодом в создании и накоплении вооружений.

Начало резкому обострению отношений положило решение о вводе советских войск в Афганистан. В США была выдвинута доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривающей нанесение первого удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. К началу 80-х годов политика противостояния блоков зашла в тупик. 

Идеологической базой проводившегося Горбачевым внешнеполитического курса во второй половине 80-х годов стала концепция нового политического мышления, в основе, которой лежала идея взаимозависимости и целостности мира, провозглашался отказ от решения проблем с применением силы, вместо традиционного баланса сил провозглашался баланс интересов при приоритете общечеловеческих ценностей. Новый курс политики партии был официально утвержден на 27-м съезде КПСС (1987 г.).

 

Заключение

 

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Начало новому курсу на “обновление” было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный. Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономики, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества. В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1983 г.). Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).

“Перестройка”, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества закончилась в 1992 году. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества.

 

Список литературы

 

1. Отечественная история (1917-2001): Учебник/ Отв. ред. проф. И.М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002

2. Новейшая история России. 1914-2002: Учебное  пособие/ Под ред. М.В. Ходякова. – М.: Юрайт-Издат, 2004

3. История России ХХ-ХХI вв./ Ю.Я. Терещенко  – М. Филологическое общество "СЛОВО"; Ростов н/Д: Издательство "Феникс", 2004

4. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, Издательство "Весь Мир", 1998

5. История России в новейшее  время (1945-1999): Учебник для вузов/ Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: "Олимп", "Издательство АСТ", 2000

6. Новейшая история Отечества: ХХ  век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. испр. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

 

 


Информация о работе Социально-экономическое развитие СССР в 50 – 80 годах