Социально-экономическое развитие русских княжеств в период монголо-татарского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной работы рассмотреть:
1. Образование государства Золотая Орда и его государственное устройство
2. Экономика и внешняя политика, духовность, культура и быт Орды
3. Борьба Руси за независимость в XIII в.. Походы монголо-татар. Влияние нашествия и ига на развитие Руси. Механизм власти орды над Русью . Сергей Радонежский и неформальное движение в русской православной церкви против Орды

Вложенные файлы: 1 файл

реферат иРина.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

2.5 Механизм власти  орды над Русью  

В отличие от других завоеванных  земель Русь сохранила госуправление, дарственность. Зависимость выражалась в уплате тяжелой дани.  Получив представление о военных возможностях Руси и готовности отстаивать национальную независимость татаро-монголы не стали прямо включать Русь в Золотую Орду и создавать в русских землях свои администрации.  Система басмачества Ханы установили контроль за князьями и сбором дани (татаро-монгоы обложили Русь 14 видами дани). Они направляли своих представителей - баскаков, функции которых заключались не только в сборе дани, но еще и в контроле за деятельностью князей.  "Провинившихся" князей вызвали в Орду или направляли на их земли карательные рати. В 40-е годы сбор дани не был фиксированным ни временем, ни размерами. Его осуществляли откупщики, которые всегда грабили население. В 1257 г. были установлены нормы и размеры дани. Также ввелись еще и так называемые запросы - экстренные выплаты дани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сергий Радонежский  и неформальное движение в  русской православной церкви  против Орды  

3.1 Сергий Радонежский  вдохновитель русских войск на  Куликовскую битву 

 Если бы Дмитрий согласился на эту сделку, Московская Русь в очень короткое время превратилась бы в торговую колонию генуэзцев. И хотя многим в Москве предложение показалось выгодным, свое слово сказала церковь. Преподобный Сергий Радонежский заявил, что с латинянами никаких дел быть не может: на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех. Авторитет Сергия был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться, к тому же его поддержал митрополит Алексей. Москва отвергла предложение генуэзцев и тем самым продемонстрировала верность союзу с законным наследником ханов Золотой Орды - Тохтамышем, стоявшим во главе волжских и сибирских татар. Мамай, рассерженный на неуступчивого московского князя, решил подавить Москву, взыскать с Дмитрия повышенную дань и таким образом угодить своим друзьям-генуэзцам. Для этого он вступил в союз с Ягайлой, сыном Ольгерда, который, как и его отец, мечтал о захвате части Руси. Мамая и Ягайлу свела вместе идея раздела Руси, при котором часть ее территории досталась бы литовцам, а часть Мамай подчинил бы себе и создал бы на ее основе свое новое государство.  На Руси не было общего мнения о том, какую политику проводить по отношению к Мамаю. Одни говорили, что надо договориться с ним, договориться с Палеологами, генуэзцами и сохранить мир: в подчинении, мол, ничего страшного нет. Другие - их оппоненты - хорошо понимали, что за мусульманином Мамаем стоят католики, а католики для Руси - враги.  В канун решающих событий умер старый московский митрополит Алексей, и сторонники союза с Западом попытались воспользоваться удобной ситуацией. Надо сказать, что молодой князь Дмитрий очень тяготился опекой митрополита Алексея и влиянием преподобного Сергия, которому Алексей хотел передать митрополичий престол. Дмитрий желал иметь митрополитом своего духовника Митяя. Поскольку Сергий отказался надеть митрополичий клобук, дело устраивалось для западников наилучшим образом: Митяй был фигурой лояльной. По приказу князя этого человека быстро постригли в монахи, дав имя Михаил, произвели в высокий сан и послали в Константинополь для получения сана митрополита. Но не все люди одинаково патриотичны, бескорыстны и честны. Среди посланных с Митяем оказался некто Пимен, беспринципный честолюбец, вынашивавший далеко идущие планы, оказавшиеся для Митяя роковыми.  Мамай, считая, что Дмитрий и новый митрополит помогут ему удовлетворить претензии генуэзцев, пропустил корабль Митяя, плывший по Дону. Посольство благополучно добралось до побережья Черного моря, и там Митяй, совершенно здоровый человек, умер при невыясненных обстоятельствах. Как показали дальнейшие события, выгодно это было прежде всего тому самому Пимену. Приехав в Константинополь, он предстал перед лицом патриарха, получил от него благословение и вернулся в Москву уже как митрополит. Но москвичи тоже были не глупы. Князь Дмитрий, хоть и не читал детективов, выводы делать умел. С Пимена сорвали белый клобук, все митрополичьи регалии и отправили в ссылку в Чухлому.  Следует отметить, что последователи покойного Алексея и преподобного Сергия проявили себя не только в разоблачении этой подлой интриги. Горячим сторонником войны с татарами был приверженец Сергия суздальский епископ Дионисий. Так как Суздаль был маленьким городом, по существу крепостью, епископ Дионисий жил в богатом Нижнем Новгороде, принадлежавшем суздальским князьям. И когда Мамай прислал туда посольство, чтобы договориться о мире и союзе, епископ Дионисий возбудил народ против татар. Нижегородская чернь накинулась на посольство. Сам посол, мужественно защищаясь, выстрелил в епископа, но Дионисия спасло широкое облачение - стрела просто пробила платье. Все татары были умерщвлены самым жестоким образом: их, раздев донага, выпускали на лед Волги и травили собаками.  Мамай, придя от этого в негодование, послал на город ушедшего с волжского левобережья царевича Арапшаха. (Видимо, у Тохтамыша, стоявшего на левом берегу Волги, тоже не все обстояло благополучно, и не все его поддерживали, раз Арапшах решил сменить службу хану на службу темнику Мамаю.) Суздальские князья были застигнуты врасплох, и на реке Пьяне (любопытно, что многие суздальцы действительно были тогда пьяны) их войска оказались вырублены воинами Арапшаха. После этого был взят Нижний Новгород и там учинена резня. Думается, что епископ Дионисий просто пожертвовал вверенной ему паствой в угоду своему честолюбию.  Затем Мамай двинул войска дальше, чтобы окончательно подавить русских, но на реке Ворскле московские войска одержали полную победу над мурзой Бегичем, командовавшим войсками Мамая. В открытом бою московская рать сломила сопротивление татар и показала, что она по боеспособности не уступает татарской.  После всего происшедшего столкновение русских с Мамаем стало неизбежным. Понимая это, князь Дмитрий вынужден был использовать общерусский авторитет Сергия Радонежского. Преподобный благословил эту войну, и потому все православные сочли своим долгом восстать на защиту Русской земли от басурман и латинян. Русские войска двинулись навстречу Мамаю.

3.2 Куликовская  битва  

Общее количество русских  ратников, собравшихся под знаменами  Дмитрия Московского, исчислялось 150 тысячами человек. Это войско состояло из княжеских конных и пеших дружин, а также ополчения, вооруженного копьями, рогатинами и топорами. Конница (около 20 тысяч дружинников) была сформирована из крещеных татар, перебежавших литовцев и обученных бою в татарском  конном строю русских. В войсках  Мамая была генуэзская пехота, а  также аланы (осетины), касоги (черкесы) и половцы, мобилизованные на генуэзские деньги. Общая численность войск грозного темника составляла приблизительно 200 тысяч человек.  И у Мамая, и у русских имелись союзники. На помощь темнику двигался литовский князь Ягайло. А союзником Дмитрия Ивановича, естественно, выступал поддерживаемый Москвой хан Тохтамыш. Поскольку Тохтамыш с войском из сибирских татар двигался к Сараю, Мамай задумал вначале разбить Дмитрия, предварительно соединившись с войсками Ягайлы. В противовес этому князь Дмитрий принял решение выйти навстречу Мамаю и не дать ему соединиться с литовцами.  Встреча войск Дмитрия и Мамая произошла в месте впадения в Дон речки Непрядвы. Ночью русские форсировали Дон и тем самым отрезали себе все пути к отступлению: им оставалось либо победить, либо умереть. Вся русская пехота была расположена глубокими цепями, чтобы каждый ратник чувствовал за своей спиной товарища, а вперед был выдвинут конный отряд. Русские прибегли и к типично татарскому приему: десятитысячный засадный полк конницы был спрятан за небольшой рощей.  Наутро татары пошли в атаку. Передовой полк русских был смят и вскоре целиком уничтожен. Татары на полном скаку врезались в густые цепи москвичей, выставивших копья. Татарские кони перемахивали через копья, татары кривыми саблями рубили направо и налево, и, как пишет летописец, "москвичи, яко не привычные к бою, побежаху". Казалось, что битва уже проиграна. Правда, отдельные смельчаки становились спинами друг к другу, выставляли копья (это называлось "ежики") и отбивались, но татары, не сходясь вплотную, расстреливали их из длинных луков. Близился полный разгром русской рати. И в этот момент развернутой лавой пошел засадный полк - 10 тысяч свежих бойцов, которые с ходу ударили по уже потерявшей строй татарской коннице. Удар засадного полка вызвал панику в рядах врага; татары обратились в бегство, и на протяжении 20 верст русские преследовали их и рубили, не давая пощады никому.  Победа была одержана, но потери русских оказались очень велики: из 150 тысяч человек в строю оставалось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти были не напрасны. Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность - Московская Русь - стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения. Никак не уменьшая героизма русских на Куликовом поле, заметим, что немаловажным для победы оказалось отсутствие в битве восьмидесятитысячного литовского войска. Ягайло опоздал к битве всего на один дневной переход. И это было не случайно. Оказывается, Олег Рязанский, которого обвиняли в измене и предательстве, с пятитысячным отрядом сумел, искусно маневрируя, задержать литовцев. Когда же литовцы отогнали Олега, битва уже закончилась, И тогда воины Ягайлы напали на русские обозы и перерезали раненых.  В следующем столетии этот эмоциональный разрыв существенно повлиял и на историю России, и на историю Орды.  Заключение  Таким образом, развитие русских земель сильно замедлилось, что впоследствии и вызвало отставание России от западноевропейских государств.  Но, несмотря на это иго, не было унизительным, оскорбленным и разоряющим. А это был всего лишь военно-политический союз Руси с Золотой Ордой. Прошло первое, самое тяжелое время внедрения ханской власти в русскую жизнь. Князья, бояре, купечество, церковь сравнительно скоро нашли общий язык с татарской властью. Народная масса, на которую пала главная тяжесть золотоордынских даней и других повинностей, под натиском соединенных сил завоевателей и старых своих господ, опиравшихся на сильное татарское войско, вынуждена была смириться. В столицу Орды, Сарай, отовсюду понаехало много русских. А так как здесь, на юго-востоке, на Азовском побережье и Северном Кавказе, с незапамятных времен жило много славян, то не удивительно, что в Сарае очень скоро, в 1261 г., была организована специальная православная Саранская епархия с первым епископом Митрофаном, поставленным русским митрополитом Кириллом. В состав этой епархии кроме Сарая вошел и Переяславль Киевский; тогда глава этой епархии стал носить титул епископа саранского и переяславского. Но, несмотря на внешне налаженные отношения, антагонизм между побежденной страной и победителями устранен не был. Татары и не могли освоить Русскую землю, поскольку у них не хватало для этого организационных средств, поскольку их самих для этой цели было количественно мало, т.к. сами растворились в тюркской (кыпчакской) среде. Дальнейшее развитие России и Золотой Орды пошло в разных, диаметрально противоположных направлениях. Если в Золотой Орде весьма заметно вызревали элементы распада, то среди русских княжеств в это же время шел энергичный процесс образования сильного национального государства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом ХII- ХIIIвв. в развитии страны были очень сложной и противоречивой эпохой. Переживаемый Русью период феодальной раздробленности, которая была закономерным этапом в развитии феодальной формации, совпал с иноземной агрессии, как с запада, так и с востока. Отразив угрозу с запада в середине ХIII в. Русские земли подверглись страшному разгрому в результате монголо-татарского нашествия и почти на два с половиной столетия попали под иго Золотой Орды, которое способствовало закреплению отстаивания русских земель от европейских государств, обусловило укоренение в социально-экономическом и политическом устройстве русских земель, привнесенных завоевателями черт, характерных для восточных деспотий.

Делая вывод по данной работе можно сказать, что монголо-татарское  нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием сыграло  огромную роль в истории нашей  страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной  столетия и за это время иго  сумело положить существенный отпечаток  на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил  дальнейшее развитие Древней Руси. Так оно повлекло за собой возникновение единого Российского государства которое, имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по-своему уровню экономической и культурой России. Единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось прежде всего на рост крепостничества в деревне и городе. Светские и духовные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и горожане как сословия были еще относительно слабо развиты. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Чисто феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране. Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономической раздробленности страны, порождавшей антицентрализаторские устремления феодальных группировок. В борьбе против укрепления великокняжеской власти эти группировки опирались на свои немалые материальные силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  • Грушевский М. С. История Киевской земли. М.: Просвещение, 2008.-641с.
  • Дроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической Истории. СПб: Дельта, 2008.-638с.  Золотая Орда и её падение. - Б. Д.
  • Золотая Орда: мифы и реальность. - В. Л. Егоров, Москва: ИНФРА, 2003.-518с.  История Малой России. Д. Н. Батыш-Каменский, Киев: Час, 2008.-648с.
  • История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 2010.-694с.
  • Карамзин Н. М. Предания веков. Москва: Наука, 2000.381с. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XI-XII вв. М.: ИНФРА, 2010.-583с. 
  • Рыбаков Б. А. Мир истории. Москва: Наука, 2010.-368с. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по Истории России. Москва, Правда. 2001.-597с.
  • Фроянов И.Я.. История России от древнейших времен до начала XX в. Учебник истории для ВУЗов. М.: ИНФРА, 2009.-729с.

Информация о работе Социально-экономическое развитие русских княжеств в период монголо-татарского нашествия