Социально-экономическое развитие страны в 20-30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:01, контрольная работа

Краткое описание

Сравнительно с Западной Европой Россия на протяжении всей своей истории являлась социально-экономически отсталым государством.

Содержание

Введение 3

1. Новая экономическая политика(НЭП) 4

2. Образование СССР 8

3. Социально-экономические преобразования в 30-е годы 14

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Новая экономическая политика(НЭП) 4

2. Образование СССР 8

3. Социально-экономические преобразования в 30-е годы 14

Заключение 20

Список использованной литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 Сравнительно с  Западной Европой Россия на  протяжении всей своей истории  являлась социально-экономически отсталым государством. Окончание войны и неудача политики военного коммунизма потребовали перехода к новой экономической политике (НЭП), цель которой было преодолеть сложившийся кризис в партии, власти, экономике, социальной сфере; стабилизировать обстановку в стране, консолидировать общество. Кроме того, с помощью НЭПа большевики надеялись преодолеть международную изоляцию и восстановить нормальные политические и экономические связи с другими государствами.

Чрезвычайно тяжёлым  было внутреннее положение Советской  страны. Вспыхнули крестьянские восстания (как их именовали - «кулацкие мятежи») - антоновщина. Недовольство крестьян продразверсткой перерастало в настоящую крестьянскую войну. Народное хозяйство было разрознено, промышленное производство упало. в стране свирепствовал голод, нищета, безработица, процветала преступность, детская беспризорность. Усилилось деклассирование рабочего класса, люди покидали города и уходили в деревню, чтобы не умереть с голоду. Это привело к сокращению численности промышленных рабочих практически вдвое.

В стране свирепствовали эпидемии тифа, холеры, оспы.

Нужны были немедленные, самые  решительные и энергичные меры для  улучшения положения трудящихся и подъёма производительных сил.

 

 

 

 

 

1. Новая экономическая  политика(НЭП)

В марте 1921 года на X съезде РКП (б) принимается курс на новую экономическую политику (НЭП). Эта политика вводилась всерьез и надолго. Восстановлению страны, разоренной войной, были посвящены семь лет. Эти семь лет – с лета 1921 года по 1928 год – были годами НЭПа.

Важнейшей целью новой  экономической политики стало повышение  производительности труда во всех сферах экономической жизни. Прекратилось принудительное изъятие зерна –  продразверстка была заменена продналогом, который выплачивался как определенная доля произведенной крестьянским хозяйством продукции свыше нормы потребления. За вычетом продналога излишки продовольствия оставались в собственности крестьян и могли продаваться на рынке.

Наряду с восстановлением  товарно-денежных отношений НЭП  предусматривал сосуществование нескольких форм собственности — государственной, коллективной, частной. Были созданы условия для развития частного предпринимательства в сфере мелкого производства и торговли. В области внешнеэкономической деятельности делалась ставка на создание концессий1. Несмотря на возрождение многоукладности в хозяйстве страны, «командные высоты» занимал государственный сектор. «Командные высоты» экономики – топливная, металлургическая промышленность и военное производство, транспорт, банки и внешняя торговля – остались под непосредственным контролем государства и финансировались из государственного бюджета. Все другие крупные национализированные предприятия должны были функционировать самостоятельно на коммерческой основе. Этим последним было разрешено объединяться в тресты2, которых к 1923 насчитывалось 478; в них работало около 75% всех занятых в сфере промышленности. Тресты подвергались налогообложению на той же основе, что и частная экономика. Самые важные тресты тяжелой промышленности обеспечивались государственным заказом; основным рычагом контроля над трестами стал Государственный банк, имевший монополию на коммерческий кредит. Предприятия переводились на хозрасчет («безубыточность и прибыльность»), проводилось материальное стимулирование рабочих. Правительство пыталось придать развитию экономики плановый характер: еще в 1920 г. был утвержден план электрификации России (ГОЭЛРО), в 1921 г. возникла Государственная общеплановая комиссия (Госплан).

Благодаря введению НЭПа были решены две важнейшие задачи. Во-первых, большевики сумели изменить настроения в обществе (прежде всего в деревне) и удержаться у власти. Во-вторых, в течение нескольких лет удалось восстановить хозяйство страны. Новая экономическая политика быстро принесла успешные результаты. К 1925 объем промышленного производства достиг 75% довоенного уровня, а сельскохозяйственное производство было почти полностью восстановлено. Создавались условия для нового этапа индустриализации страны.

Реанимированные принципы рыночной экономики пробудили частную инициативу. Повсюду открывались палатки, магазины, чайные, столовые, рестораны и т. д. В розничной торговле к началу 1923 г. на долю частников приходилось более 83% всего оборота (зато в оптовой торговле преобладал государственный сектор — 77,3%).

Стабилизировалась финансовая система страны. В октябре 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР, решавший задачу кредитования промышленности, сельского хозяйства и торговли. В ходе денежной реформы 1922— 1924 гг. вводилась твердая валюта — золотой червонец. В отечественную экономику снова стал инвестироваться иностранный капитал. Получив от государства в концессию источник природных ресурсов либо предприятие, зарубежные фирмы вкладывали в него денежные средства (закупка оборудования, оплата рабочей силы). Продукция реализовывалась затем государственными органами, часть прибыли поступала в государственный бюджет.

Были заключены торговые соглашения с Англией и другими  странами. В апреле 1922 Россия установила дипломатические отношения с  Германией; Веймарская республика признала РСФСР, аннулировала царский внешний  долг и предоставила ряд кредитов. В феврале 1924 СССР признали Англия и  Италия. Франция, наиболее пострадавшая от отказа Советского правительства  выплачивать долги царской России, установила дипломатические отношения  с СССР в октябре 1924. В это же время возобновились торговые отношения  с США.

Менялся не только экономический строй — рождались новые эстетические принципы, люди по-новому осознавали свое место в обществе. Помимо хозяйственного возрождения страны, государство считало ликвидацию неграмотности. Было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», открывавшее школы для взрослых. В 1925 г. в них обучалось 1,5 млн. человек.

Церковь была отделена от государства и подвергнута преследованиям, всячески поощрялась атеистическая  пропаганда3. Были легализованы развод и аборт.

Была полностью разрушена  старая система образования, и внедрялись различные экспериментальные педагогические системы. На университетском уровне «рабочие факультеты» (рабфаки) вытеснили  систему образования, созданную  высшей школой царской России.

В 1927, в отсутствие вложений, затраты на производство промышленных товаров продолжали расти, а уровень  жизни снижался. Рост сельскохозяйственного  производства приостановился из-за возникшего товарного дефицита: крестьяне не были заинтересованы в реализации своей  сельскохозяйственной продукции по низким ценам. В целях ускорения  промышленного развития был разработан и в 1928 утвержден 15-м съездом партии первый пятилетний план.

Быстрое развитие промышленности России в конце 19 – начале 20 вв. стало  возможным благодаря политике реформ и притоку иностранного капитала. Советская власть отказалась платить  по долгам царского правительства и  возвращать иностранцам их собственность  в России. Стало очевидно, что, если СССР хочет провести быструю индустриализацию, ему следует полагаться на собственные  силы и искать необходимые ресурсы  у себя дома.

Пятилетний план (1928) не был первым опытом экономического планирования в России. Высший совет народного  хозяйства (ВСНХ), ответственный за планы по организации экономической  жизни в стране, возник в 1917, а  в 1920 была создана Государственная  плановая комиссия (Госплан). В условиях НЭПа объемы промышленного производства ежегодно планировались в виде «контрольных цифр». В течение первой пятилетки (1928–1933) было построено около 1500 больших заводов, в том числе металлургические комбинаты в Магнитогорске и Новокузнецке; заводы сельскохозяйственного машиностроения и тракторные в Ростове-на-Дону, Челябинске, Сталинграде, Саратове и Харькове; химические заводы на Урале и завод тяжелого машиностроения в Краматорске.

На Урале и в Поволжье возникли новые центры добычи нефти, производства металлов и вооружения. Было начато строительство новых  железных дорог и каналов, в котором  все возрастающую роль играл принудительный труд раскулаченных крестьян.

Пятилетний план предусматривал рост промышленности с 1928 по 1933 на 162%, увеличение доли тяжелой промышленности с 42,4% до 54,1%, повышение производительности труда на 98,4%. Предполагалось значительно  увеличить объем сельскохозяйственной продукции за счет применения машинной техники и расширения обрабатываемых площадей. Большие задачи ставились  в области образования – сокращение неграмотности в два раза, увеличение фабрично-заводских школ на 400%, сельских библиотек на 67% и т.д.

Провозглашенные в плане  цели были достигнуты лишь в тяжелой  промышленности, однако в целом рост наблюдался во всех областях. В 1933 страна приступила к осуществлению второго  пятилетнего плана, за которым последовали  другие пятилетки. В период форсированного осуществления второго и третьего пятилетних планов (1933–1941) многие ошибки, допущенные при реализации первого  плана, были учтены и исправлены. В  этот период массовых репрессий систематическое  применение принудительного труда  под контролем НКВД стало важной частью экономики, особенно в лесной и золотодобывающей промышленности, а также на новостройках в Сибири и на Крайнем Севере.

 

2. Образование  СССР

С целью усиления централизации  управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые  силы, с введением централизованного  командования (Реввоенсовет РСФСР и  Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители  в состав государственных органов  власти. Соглашение также предусматривало  переподчинение некоторых республиканских  отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование  вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации. 
Возникновение и нарастание конфронтации.    
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления. 
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей. 
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик. 
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.                 
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь. 
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.  
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он  предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

 
«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.  
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе. 
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

 

Официально дата образования СССР – это  30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны. 
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.  
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

 

 

 

 

Значение образования  СССР

Финансовое  и экономическое развитие 

Объединение республик в  Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской  войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и  позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных  республик. Характерной чертой становления  национально ориентированного государства  стали усилия правительства в  вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые  производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось  финансирование работ по обеспечению  регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных  республик получали дотации от государства. 
Социальное и культурное значение 

Информация о работе Социально-экономическое развитие страны в 20-30-е годы