Социально-экономическое состояние России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 22:14, лекция

Краткое описание

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные, и новые, рыночные, отношения. В эти годы стало ясно, что отягощенная системой крепостничества страна не может двигаться вперед, но сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I. В

Содержание

1.Социально-экономическое состояние России в первой половине XIX века.Переход от мануфактуры к фабричному производству. Начало промышленного переворота.
2.Александр I и попытка реформ сверху.
3.Отечественная война 1812 года.
4.Подъем общественно-политической жизни в России в первой четветри XIXв. Движение декабристов.
5.Внутренняя политика России при Николае I.
6.Общественные движения и идейная борьба в 30-е-50-е гг. XIX в. Западники и славянофилы.
7.Крымская война 1853-1856гг.

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 19.47 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Социально-экономическое состояние России в первой половине XIX века.Переход от мануфактуры  к фабричному производству. Начало промышленного переворота.
  2. Александр I и попытка реформ сверху.
  3. Отечественная война 1812 года.
  4. Подъем общественно-политической жизни в России в первой четветри XIXв. Движение декабристов.
  5. Внутренняя политика России при Николае I.
  6. Общественные движения и идейная борьба в 30-е-50-е гг. XIX в. Западники и славянофилы.
  7. Крымская война 1853-1856гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическое состояние России в первой половине XIX века.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно  охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись  самым сложным образом старые, феодальные, и новые, рыночные, отношения. В эти годы стало ясно, что отягощенная  системой крепостничества страна не может двигаться вперед, но сделать  радикальные шаги в этом направлении  было необходимо. Этим обусловлена  противоречивость многих мероприятий  в период правления Александра I и Николая I. В первой половине XIX века сельское хозяйство оставалось главной отраслью российской экономики. К середине XIX века сельское хозяйство  постепенно стало меняться.

 Расширялись посевы технических  культур -- хмеля, табака, льна, а  в 1840-е годы значительно увеличились  площади под картофель, который  стал не только «вторым хлебом»  для крестьян, но и сырьем для  пищевой промышленности. Медленно  продолжался процесс специализации  отдельных регионов на производстве  различных видов сельскохозяйственных  культур: в Заволжье и в степных  районах России все больше  земель отдавалось под выращивание  пшеницы, в Крыму и Закавказье-- под виноградарство и шелководство, около крупных городов -- под  торговое огородничество, птицеводство.

В первой половине XIX века, как и  в XVIII веке, крестьяне делились на те же категории: помещичьи, государственные  и удельные (дворцовые). Помещичьи  крестьяне составляли самую большую  группу. В 1850-х годах их насчитывалось  более 23 млн человек обоего пола, в том числе 1,5 млн -- дворовых и 540 тыс. -- работавших на частных фабриках и заводах Некрасова М.Б. В 1820-х  годах становится очевидным, что  возможности развития помещичьих хозяйств, основанных на крепостном труде, практически  исчерпаны.

Заметно снижалась производительность труда на барщине, крестьяне искали всяческие предлоги уклониться от нее. Итак, крепостная система самым пагубным образом сказывалась прежде всего  на сельскохозяйственном производстве. Но крепостное право также сдерживало успешно развивающуюся промышленность и торговлю. Это было связано с  тем, что в стране отсутствовал рынок  труда. К тому же крепостные крестьяне  имели очень низкую покупательную  способность, что значительно сужало рамки рыночных отношений.

В первой половине XIX века основная часть  промышленной продукции выпускалась  не крупными предприятиями, а мелкими  промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары. В 1850-х годах на их долю приходилось  до 80% общего объема выпускаемой продукции. Но еще много было предприятий, базировавшихся на крепостном труде: старые горнодобывающие рудники и заводы, созданные в петровскую эпоху, а также вотчинные мануфактуры, основанные помещиками. Многие из них находились в кризисном состоянии и уступали в конкуренции предприятиям, основанным на наемном труде, вследствие низкой производительности, плохого качества выпускаемой продукции и ее дороговизны.

Работа на вотчинных мануфактурах являлась для крестьян одной из самых  тяжелых форм барщины, что толкало  их к сопротивлению. Острый кризис переживали и посессионные мануфактуры вследствие их низкой эффективности.

Русская дореформенная буржуазия  характеризовалась другими особенностями. Она происходила по преимуществу из гильдейских купцов или из числа  «торгующих крестьян», получивших «билеты» (специальные свидетельства на право  торговли) и сумевших основать какое-либо предприятие. Чаще всего они совмещали  торговые и предпринимательские  функции. В середине века численность  купечества всех трех гильдий составляла 180 тыс., и примерно 100--110 тыс. -- «торгующих крестьян».

В первой половине XIX века Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно  мешало ее экономическому развитию. В  качестве основных видов транспорта в России того времени были водный и гужевой (перевозки на лошадях). По рекам -- Волге, Днепру, Северной и  Западной Двине, Неману, Дону -- двигались  основные грузопотоки: хлеб, сельскохозяйственное сырье, продукция металлургии, строительные материалы, древесина и др. 

Но, несмотря на насущную необходимость  создания новых путей сообщения, не все в обществе понимали целесообразность их развития. Даже в правительстве  имелись противники строительства  железных дорог, которые доказывали, что в России для них якобы  не будет ни грузов, ни пассажиров.

Внутренняя торговля первой половины XIX века почти не отличалась от торговли XVIII века ни по структуре, ни по содержанию. Основной объем внутренней торговли по-прежнему приходился на сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарных  промыслов. И лишь к середине века увеличилась доля изделий крупных  промышленных предприятий, особенно текстильных  и кожевенных. Заметно повысилась роль центров оптовой торговли -- ярмарок. 

К середине XIX века торговля уже перестала  быть привилегией гильдейского купечества. В 1842 году произошла отмена законов, по которым запрещалось промышленникам самим заниматься розничной торговлей, в результате чего гильдейские купцы  потеряли монопольное положение  на рынке. Внешняя торговля России строилась  в основном с ориентацией на западноевропейский рынок, на долю которого приходилось  до 90% всего внешнеторгового оборота. 

Специфической особенностью России было то, что первоначальное накопление капитала происходило в условиях крепостного права. Важнейшим источником накопления была феодальная рента, получаемая крупными землевладельцами в натуральной и денежной форме. Частные капиталы росли также за счет неэквивалентной торговли с российскими окраинами, бурного роста золотодобывающей промышленности в Сибири и т.д.

Переход от мануфактуры  к фабричному производству. Промышленный переворот - переход от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, основанной на машинной технике. Промышленный переворот начался в России в конце 30-х - начале 40-х гг. Вначале он охватил наиболее капиталистически развитые отрасли промышленности (хлопчатобумажную), затем и другие отрасли. Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. Создание этих условий в России тормозилось существованием крепостничества. С отменой крепостного права промышленный переворот  пошел быстрее и завершился к концу XIX в.

Промышленный  переворот в России начался в 1-й половине 19 в. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего происходил в хлопчато-бумажной промышленности, а затем и в др. отраслях. Замена ручного труда машинным резко повысила производительность труда и вызвала огромный скачок в развитии производительных сил. Однако для развития П. п. требовались значительное число свободных наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство крупных капиталов. Создание этих условий тормозилось существованием в России крепостного права. Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вёл к дальнейшему обострению кризиса феодально-крепостнической системы, приближая падение крепостничества.

 

 

          Показателем завершения технической  перестройки промышленности является  наступление момента, когда в  ведущих отраслях производства  основная масса продукции изготовляется  предприятиями, оборудованными системой  машин, приводимых в движение  силой пара. В дореформенный период  в России лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной  промышленности основная масса  продукции изготовлялась на предприятиях  фабричного типа. В остальных  ведущих отраслях переход от  ручного труда к машинному  в основном завершился к концу  70-х — началу 80-х гг. 19 в. В  1879 в отраслях текстильной промышленности  с помощью машин производилось  от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. 

 

На металлообрабатывающих  предприятиях машинами производилось  во всех отраслях 86,3% всей продукции, в  свеклосахарной промышленности — 85,1%. В 1882 в горнозаводской промышленности пудлинговые печи, сменившие кричные горны , давали около 90% всего металла, а 63% энергетических мощностей чёрной металлургии приходилось на паровые установки. Но в ряде отраслей промышленности ещё господствовал ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформенный период. В 60—70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км железных дорог, т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной особенностью П. п. в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной промышленности (прежде всего станкостроения). Постоянные наёмные рабочие имелись в России ещё в эпоху крепостничества. Однако они ещё не были пролетариями, поскольку в большинстве своём не имели личной свободы.

 

2.Александр I и попытка  реформ сверху.

 


Информация о работе Социально-экономическое состояние России в первой половине XIX века