Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 23:22, контрольная работа
Гражданская война в России начала XVII века, составной частью которой стала цепь народных восстаний (Хлопка, Болотникова и др.), открыла целую эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска феодалов, государства на народные низы, прежде всего окончательным закрепощением крестьянства, основной массы населения России..
Введение …………………………………………………………………….с.3
Социальные движения XVII века………………………..с.4
1. Городские волнения и бунты в России XVII века………....с.4
2. Крестьянские и казацкие волнения в XVII веке. Народное движение под предводительством С. Разина…с.10
3. Религиозные конфликты. Раскол. ………………………….с.23
Заключение ………………………………………………………………….с.29
Список использованной литературы …………………………
За церковную реформу выступили и приехавшие в Москву ученые киевляне. Дело в том, что при митрополите Петре Могиле в Молороссии совершалась та же самая церковная реформа, которая произведена была Никоном в Москве. В Киеве также исправлялись с греческих церковные книги, чины и обряды. Перебравшись в Москву, киевские иконы стали поборниками той самой церковной реформы, которую уже испытывали у себя на родине .
В конце 40-х - начале 50-х гг. XVII в. ревнители благочестия вместе боролись с противниками как из приходского духовенства, так и из высшей церковной иерархии. Особенно острое столкновение произошло в 1649 г. Дело в том, что Стефан Вонифатьев и его соратники вводили в своих церквах строгое единогласие. Это очень не нравилось многим нерадивым приходским священникам, как, впрочем, и практика проповеди...
Среди недовольных единогласием оказался и патриарх Иосиф. И без того ревнители потеснили его в церковном управлении, постоянно поучали. А тут еще это единогласие. В противовес ревнителям святейший выступил за умеренное многогласие. Тогда царь в 1649 г. приказал собрать собор, который должен решить, «как лутче быти». Собор 11 февраля 1649 г. постановил «по всем приходским церквам божественной службе быти по-прежнему», т. е. многогласно. (Богослужебном Уставе) нельзя было найти указаний на многогласие
В марте 1655 г. Никон сказал слова, известные всем исследователям раскола. Он говорил: «Я русский и сын русского, но мои убеждения и вера - греческие». Соборные отцы глухо роптали, но не могли возразить Никону и восточным патриархам, к тому же зная участь епископа Коломенского Павла.
Наконец, как финал теоретической борьбы, в апреле 1658 г. Никон созывает новый собор. На нем он проклял и отлучил от церкви всех сторонников старого обряда.
После ссоры царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха, был созван собор 1666 г., который лишил Никона патриаршего сана, но одновременно утвердил почти все его нововведения .
Раскол к тому времени нашел среди крестьян и посадских своих сторонников. Старое являлось привычным и надежным. Гонения обрушились на тех, кто не хотел признавать решения собора 1666 г.
Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668 - 1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов, подвергнув монастырь блокаде.
Богатейший из северных монастырей являлся в то же время сильной крепостью, был защищен каменными стенами, имел немалое количество пушек и продовольственных запасов на многие годы. Укрытые за стенами на островах Белого моря монахи вознамерились стоять до конца за старую веру. Тех, кто колебался и выступал за соглашение с царским правительством, отстранили от управления монастырем. Власть взяли в свои руки стрельцы, сосланные на Север разинцы и работные люди. События происходившей в то время крестьянской войны под предводительством Разина обусловили характер соловецкого восстания. Оно возникло на почве раскола, но развивалось как открытое антифеодальное движение.
Осада Соловецкого монастыря царскими войсками длилась восемь лет (1668 - 1676), и лишь в результате измены удалось привести монахов и бунтующих стрельцов к послушанию.
Последующая централизация крепостнического государства привела к дальнейшему развитию раскола, несмотря на жесточайшие правительственные преследования. Протопопа Аввакума после изнурительного содержания в земляной тюрьме сожгли в 1682 г (22, с. 74).
Смерть на костре религиозного страстотерпца стала своего рода символом укрепления «старой веры» и по-своему послужила дурным примером. Старообрядцы уходили на окраины государства, в глухие леса и болота. Движение приобретало реакционный и изуверский характер. Среди его участников стало распространяться апокалиптическое учение о близкой кончине мира и необходимости самосожжения, чтобы избежать «антихристовой власти». В конце XVII в., в случаях, когда царские отряды настигали беглецов, самосожжения сделались нередким явлением на севере Руси.
В истории известны различные проявления неприятия политики правящего режима и открытого ему сопротивления: мятеж, бунт, восстание, революция. Все эти формы выступлений против существующей власти носят вооруженный характер, но, в то же время, каждая из них имеет свою специфику. За исключением последней, в России на протяжении всего семнадцатого века неприятие существующего режима проявилось во всех формах.
Глубинными причинами народных выступлений в России ХVII века был процесс усиления феодального гнета - государственного, церковного, помещичьего. Чувство протеста против феодального гнета, по всей видимости, рождалось вслед за осознанием и переживанием нестерпимости данного вида или уровня эксплуатации. Причины такого психологического сдвига могли быть разными.
Одной из важнейших причин социальных конфликтов семнадцатого века является «усиление социального неравенства», которое «еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы» (В.О. Ключевский). С одной стороны, обогащение правящей элиты, бояр и других думцев, верхушки провинциального дворянства, столичной и местной бюрократии (приказной и воеводский аппараты), с другой - социальная приниженность крепостных крестьян и холопов. Эти два социальных полюса - крайние точки, между которыми лежали другие, промежуточные слои, положение которых варьировалось в зависимости от статуса в иерархической системе государства.
Восстания 1602 - 1606 годов были предвестниками надвигавшихся потрясений. Однако в 1602 - 1606 годах охваченные брожением низы еще не смогли выдвинуть из своей среды вождей, которые возглавили бы массовые выступления в стране, а также сформулировать идеи, которые стали бы знаменем для восстания и объединили всех недовольных. Восстание Хлопка и казацкие выступления на окраинах только лишь ускорили процесс назревания крестьянской войны в стране.
Положение социальных низов в обстановке тяжелых поборов и повинностей послесмутной поры было очень нелегким, их недовольство вырвалось наружу в годы Смоленской войны (1632 - 1634), когда они громили дворянские имения в районе военных действий и в соседних уездах. Наиболее мощные народные движения начались в середине столетия.
Массовые выступления социального протеста в России ХVII века вспыхивали тогда, когда те или иные действия власть имущих воспринимались в народе как нарушение нормы, обычая, как непозволительное притеснение. В зависимости от того, сколько людей страдало при этом, интересе скольких социальных групп затрагивались действиями властей, рождались движения, различные по своему характеру и по количеству участников.
Главные бунты и восстания XVII века были вызваны совершенно конкретными обстоятельствами, вполне определенными ошибочными действиями властей. Несмотря на всю первоначальную агрессивность бунтовщиков, покончить с ними не составляло большого труда, отчасти удовлетворив требования, отчасти применив силу против узколокальных выступлений.
Совсем иной оборот приняло движение Степана Разина, которое в историографии советского периода принято было называть «крестьянской войной». Это было действительно наиболее мощное восстание XVII века, и это была крестьянская война (1670 - 1671 годов) под предводительством Степана Разина, война с наличием двух противостоящих армий, наличием военных планов и боевыми действиями, с вытекающими из них последствиями реальной угрозы московскому правительству. Война явилась прямым результатом обострения классовых противоречий в России во второй половине XVII века.
Столкновения различных групп населения, произошедшие в России во второй половине XVII века, нашли отражение и в том общественном движении, каким был раскол в православной церкви.
Одни историки подчеркивали в расколе только его церковную сторону и поэтому обращали главное внимание на обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью, другие видели в расколе отражение социальных противоречий в русском обществе.
Раскол был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку имущественные интересы. По своему значению и последствиям это явление далеко выходит за границы одной только церковной истории.
Таким образом, объективными причинами недовольства были процессы, происходящие в русском обществе ХVII века - социально-экономические, политические, религиозные. Исторические процессы вели к тому, что реальное положение вещей не совпадало с ожиданиями и желаниями народных масс.
1.Буганов В. И. Крестьянские войны в России XVII – XVIII веков. – М., 2000г.
2.Буганов В.И. Разин и разинцы: Документы, описания современников / Рос. АН. Ин-т рос. истории. – М.: Наука,1995.
3.Варенцов В.А., Коваленко Г.М. Хроника «бунташного века». Очерки истории Новгорода XVII века. – Л.: Лениздат,1991.
4.Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. – М., 2002г..
5.Коробков Ю. Д. История России. – М, 2000г..
6.Костомаров Н.И. Бунт Стенки Разина: Исторические монографии и исследования. – М.: Фирма «Чарт»,1994.
7.Крестьянские войны в России ХVII - ХVIII веков. - М.-Л., 1999г..
8.Соловьев С. М. История России с древнейших времен. – М., 1991.
9. Шахматов Ф.Ф. Смутное время в Российском государстве в XVII веке. – М.: Шик: РИЦ «Сампо»,1999г..