Социальные проблемы российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:34, диссертация

Краткое описание

Война с Германией обернулась для Советского Союза очень тяжелыми испытаниями. За внешним фасадом победных мероприятий скрывалось немало тяжелых ран, язв и пороков, которые сказались на последующем развитии страны. Громадными были людские потери. Сам Сталин, подводя итоги войны, оценивал их в 7 млн. человек. Поскольку в те годы никто не мог спросить у него, что стоит за этой цифрой, в мировой практике ее обычно относили к потерям вооруженных сил СССР. В 50-е годы была названа другая цифра - общие потери страны в годы войны составили более 20 млн. человек, что находилось ближе к истине.

Содержание

Введение...................................................................................................3 – 4
Глава 1. Военно-экономическое противоборство между СССР и Германией .....5 – 13
Глава 2. Социальное положение СССР и Германии в годы Второй мировой войны ......14 – 27
§ 1.Материально-бытовое положение населения ..................................14 – 19
§ 2.Пути сообщения и средства сообщения в годы войны………….19 - 23
§ 3.Пропаганда как оружие в войне ………………………………….23 - 24
Глава 3. Развитие науки и культуры в военный период …..................25 – 28
Заключение..................................................................................................29 – 30
Список использованных источников и литературы...............................31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 154.71 Кб (Скачать файл)

 

2. Экономические основы  победы СССР в Великой отечественной  войне

 

 

Разгром гитлеровской Германии и ее союзников в Европе достигнут  в результате совместных действий Советского Союза, его западных союзников и  сил антифашистского Сопротивления. Отдавая дань уважения всем борцам против фашизма, следует признать, что главная заслуга в разгроме гитлеровской Германии принадлежит СССР. Историческое и мировое значение победы СССР в Великой Отечественной войне заключается не только в освобождении своей территории и сохранение целостности своей Родины, но и в освобождении народов Европы от фашистского порабощения. Именно под ударами советских войск рухнула оборонительная стратегия вермахта и развалился блок фашистских государств. По своим масштабам советско-германский фронт в течение всей войны являлся главным. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава, до 75% танков и артиллерийских орудий, более 75% авиации.

 

В результате победы неизмеримо вырос международный авторитет  СССР, ставшего мировой державой, без  которой теперь не мог решиться ни один важный вопрос. Об этом свидетельствует  членство в Организации Объединенных Наций и Совете Безопасности.

 

В постановлении ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в  Великой Отечественной войне» говориться, что победа показала превосходство  советской военной науки и  военного искусства, высокий уровень  стратегического руководства и  боевого мастерства военных кадров. Но некоторые западные историки считают, что победа в войне - явление, обусловленное  в основном ошибками Гитлера, географическими  и климатическими условиями СССР, большим численным превосходством советских войск. Английский историк  А. Ситон убеждает, что «победа  Красной Армии была одержана числом, а не умением». Оценки исторических событий зачастую складываются под  влиянием идеологии той или иной стороны, но нельзя отрицать ни большие  потери советской стороны, ни достижения военного искусства советской армии. На Советско-германском фронте находилось подавляющее большинство дивизий  вермахта. Вплоть до открытия США и  Англией второго фронта против наших  войск действовало в 15-20 раз больше дивизий врага. С середины 1944 г. это  соотношение изменилось, но осталось в 1,8-2,8 раз больше. В личном составе  фашисты потеряли в сражениях  с советскими частями в 4 раза больше, чем в сражениях с англо-американскими  войсками. Однако цена, заплаченная  народами СССР за победу над фашизмом, была чрезвычайна велика. Война принесла советскому народу неслыханные потери и разрушения. Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили 1710 городов и поселков городского типа и более 70 тысяч сел и деревень, сожгли и разрушили почти 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч  колхозов, 1876 совхозов. Прямой материальный ущерб достиг почти трети всего  национального богатства страны. На фронте, в плену и на оккупированных территориях погибло до 27 млн. человек. Потери Германии убитыми составили  около 14 млн., Англии и США - по несколько  тысяч. Более 6 млн. человек оказалось  в фашистском плену. Многие из них  вернувшись после войны оказались  в лагерях с клеймом предателей.

 

Невиданные потери советского народа явились следствием не только целенаправленного проводившегося нацистами уничтожения населения  оккупированных территорий, но и пренебрежительного отношения самого советского руководства  к жизни соотечественников. При  планировании военных операций командование не считалось с людскими потерями. История войны изобиловала примерами  того, как плохо подготовленные и  технически необеспеченные прорывы  оборачивались лишь бесчисленными  жертвами. Особенно трагически сложилась  ситуация на заключительном этапе войны, когда перед Советской Армией была поставлена задача - во что бы то ни стало занять как можно большую территорию Германии, опередив войска союзников. Потери составили около миллиона человеческих жизней. Существует мнение, что советская историография в значительной степени зависела от официальной идеологии. Это выражалось в стремлении занизить советские потери в годы войны, преувеличить роль идеологии. В советской исторической науке на первый план выступало утверждение - значение победы в Великой Отечественной войне состоит прежде всего в том, «война убедительно показала жизнеспособность и несокрушимость первого в мире социалистического государства, неоспоримые преимущества социализма». Но нельзя отрицать и огромное влияние и мобилизующие значение идеологии того времени, поднимавшее население на борьбу с врагом. История войны полна многочисленными фактами истинного героизма советского народа, независимо от мотивации «за Родину, за Сталина» или ради спасения своих близких.

 

Победа над фашизмом досталась  СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над  основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглись  большинство промышленных центров  на европейской части страны. В  пламени войны оказались и  все основные житницы - Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что  восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия. Война  обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она  унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел  и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

 

В условиях перехода от войны  к миру встали вопросы о путях  дальнейшего развития экономики  страны, о ее структуре и системе  управления. Речь шла не только о  конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых  годов. Война еще более усилила  эту «чрезвычайность» характера  экономики и наложили отпечаток  на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты  существовавшей модели экономики, и  в частности, очень высокие мобилизационные  возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК  за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало  кардинального решения.

 

Речь шла о том, нужно  ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными  военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в  определении деятельности каждого  предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким  контролем за работой администрации.

 

Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных  органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного  комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально  новых систем оружия, гарантирующих  безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый  тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура  органов, сколько функции. Эти изменения  меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс  в ней не менее важен, чем структура.

 

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический  уровень гражданских отраслей (и  тем самым позволив затем перейти  к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного  машиностроения. Наркомат минометного  вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в Наркомат транспортного  машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы  стали именоваться министерствами).

 

В результате массовой эвакуации  промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая  география страны. Сразу после  войны началась соответствующая  реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали  вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов  управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали  теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и  Наркомат угольной промышленности восточных  районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

 

На этой волне среди  хозяйственных руководителей, экономистов  стали появляться стремления к реорганизации  системы управления экономикой, к  смягчению тех ее сторон, которые  сдерживали инициативу и самостоятельность  предприятий, и в частности, к  ослаблению пут сверхцентрализации.

 

Анализируя сложившуюся  экономическую систему отдельные  ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе НЭПа: при преобладающем господстве государственного сектора официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу обслуживания, мелкое производство. Смешанная экономика, естественно, использовала рыночные отношения.

 

Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.

 

Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимают  попытки развернуть производство товаров  для населения уже не только на мелких кустарных мастерских, но и  на крупных заводах, подчиненных  непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации  вместе с руководством Ленинградской  области в 1947 г. организовали в городе ярмарку, на которой предприятия  не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали  не нужные им материалы. Ярмарка открыла  возможности установления самостоятельных  экономических связей между промышленными  предприятиями минуя центр. Она  в известной мере содействовала  расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились  жизнью за проявленную инициативу).

 

Надежды на преобразования в  области управления экономикой оказались  несбыточными. С конца 40-х годов  был взят курс на усиление прежних  административно-командных методов  руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

 

Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное  предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности  в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных  условиях. Все заводы, которые создавались  в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики  должен был обязательно затрагивать  и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно  гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и  военной по существу.

 

Решающей стала позиция  Сталина - все попытки перемен  в этой области наталкивались  на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми  присущими ей недостатками.

 

Также в этот период встал  вопрос: что такое советская система  хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания  войны жизнь ставила столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР.

 

Чувствуя, что вопрос сложен и готового ответа в марксизме  нет, Сталин, сколько мог, оттягивал  издание учебника по политэкономии  социализма. В 1952 г. он опубликовал важную работу «Экономические проблемы социализма в СССР», где осторожно, не вступая  в полемику с марксизмом, дал понимание  советской экономики как нерыночного  хозяйства отличной от Запада («капитализма») цивилизации. Иное толкование было невозможно.

 

К восстановлению хозяйства  страна приступила еще в год войны, когда в 1943 г. было принято специальное  партийно-правительственное постановление  «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных  от немецкой оккупации». Колоссальными  усилиями советских людей к концу  войны в этих районах удалось  восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные  районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных  заготовок зерна, четверть скота  и птицы, около трети молочных продуктов.

 

Однако как центральная  задача восстановления встала перед  страной лишь после окончания  войны.

 

В конце мая 1945 г. Государственный  Комитет Обороны постановил перевести  часть оборонных предприятий  на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза  к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции  по управлению страной сосредоточились  в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет  министров СССР).

 

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда  на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой  рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались  ассигнования на военные нужды и  увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Перестройка  народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась  в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный  совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства  на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего  плана заключалась в том, чтобы  восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского  хозяйства, а затем превзойти  их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной  промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и  трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование научно-технического прогресса.

Информация о работе Социальные проблемы российского общества