Спартанское воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:40, реферат

Краткое описание

Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность. Воспитание это было полностью подчиненным духу воинов, а отцом идеологии называют легендарного Ликурга, о котором сами спартанцы говорили лаконично: «Он больше является богом, чем человеком».

Вложенные файлы: 1 файл

spartanskoe_vospitanie2.docx

— 29.81 Кб (Скачать файл)

Спартанское общество характеризовалось  предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью  особой системы воспитания, которая  получила большую известность. Воспитание это было полностью подчиненным духу воинов, а отцом идеологии называют легендарного Ликурга, о котором сами спартанцы говорили лаконично: «Он больше является богом, чем человеком».

Воспитание  юношей

Все начиналось с рождения, когда только что появившегося на свет малыша отец должен был показать совету старейшин. Если были заметны  признаки слабости – ребенка сбрасывали в расщелину недалеко от Спарты, поскольку жить дозволялось только физически крепким.           Бывали случаи, когда родители, опасаясь умерщвления ребенка, бежали из Спарты до представления ребенка на суд старейшин. Это был единственный способ сохранения жизни новорожденного. От царей особенно требовалась их физическая полноценность, так как любой физический недостаток мог служить поводом недопущения царя к власти или его смещения.          Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки Платона (427 – 347 гг. до н.э.), по которым игры детей направлялись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых.  В соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, став взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами.           С семи лет мальчики отправлялись на жизнь в казармах, в которых им следовало  провести долгие годы. Кроме того, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства. Еды давали минимум, чтобы чувство голода было постоянным, одежда была универсальной, вне зависимости от того, был ли на улице зной лета или холод зимы – один плащ, а спать можно было только на достаточно жестком тростнике. И то, при условии: такой тростник, жесткий и острый, приходилось рвать для себя голыми руками.                                      

Воспитывались мальчики как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться,  не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарскому ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира – от этой напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца. Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие родители отправляли детей на воспитание в Спарту. [3, С.65].          Запрет работать накладывает ряд ограничений, так что выживать в войну спартанцу следовало воровством. Мальчики обязаны были продемонстрировать свое умение что-либо украсть, поэтому, если юный спартанец с задачей не справлялся, то попадал под наказание и дополнительные порки. Если его ловили – был идентичный итог. На этот счет у спартанцев была красивая притча, что однажды мальчик украл лисенка, спрятав его под плащ. Взрослые, заподозрив неладное, остановили его и расспрашивали. В это время лисенок стал вгрызаться в живот мальчика, но последний никак не выдавал боли и избежал подозрений. А вот лисенок добрался до внутренностей ребенка, отчего последний вскоре умер. При воспитании спартанцев этого мальчика приводили в пример, как героя.           Принцип получать оценку каждого своего действия отдельно, а не их совокупности, тоже закладывался с малых лет. И действительно: дисциплина была основой основ. Именно спартанцы первыми в Греции освоили слаженные действия, ведя бой не поодиночке, а строем. Покинуть место в строю или ослушаться приказа – тяжелейшее преступление, оправдания которому нет. Побежал от врага – смерть. Оставил место в строю и ринулся на врага – та же участь, то же самое преступление. Существует упоминание о мальчике Исаде, который самовольно бежал на войну. Юный Исад показал себя доблестным воином в бою, за что, вернувшись, был удостоен венка, символизирующего мужество. И наказания розгами, которые были ответом на нарушение дисциплины. [1, С.20].          С детства спартанцев приучали к тому, что вино – опасная вещь. Для этого илота (одного из представителей завоеванной народности) во время застолий в Спарте спаивали вином и водили между лавок с молодыми бойцами. Илоты, которых и без того презирали до крайности, в пьяном виде выглядели прототипом сегодняшних бомжей, врезаясь в память юным спартанцам отвращением еще и к алкоголю. А вот для того, чтобы и в мирное время боевой дух не падал, молодежь водили в ночные набеги на селения илотов: те были беззащитны перед грозными спартанцами (хотя и превосходили последних числом в 10 раз), а сами спартанцы с детства привыкали к крови в бою. Такая привычка внесла коррективы в антураж во время боя: не было барабанов, не было рогов, поднимающих боевой запал войска. Одержимых войной и живущих ею воинов Спарты надо было усмирять, а не подбадривать, так что шли они на врага под томные звуки свирели. [1, С.25].          Красные одежды должны были скрыть раны и кровь от врага, не выдавая слабость. Прическа была важным аспектом: красивых правильная прическа делала грозными, в то время как страшными становились те, кто был некрасив.     Еда была сытной, но главное блюдо спартанцев не мог стерпеть никто, кроме них: свежая свиная кровь (по другим источникам – кровяная похлебка), в которую добавляли чечевицу, уксус и соль. Вместо денег – железные прутья, выдержанные в уксусе: и мелкая покупка требовала целой телеги таких прутьев, в то время как из-за уксуса становились они хрупкими и непригодными для перековки.       Два царя не позволяли расслабиться друг другу, обеспечивая одновременно возможность войны на несколько фронтов. «Спарте нужны не спортсмены, а воины» - именно этим девизом объясним запрет спартанцам участвовать в Олимпийских играх. И даже тренеров по борьбе и бою не было: не хитрыми приемами, а силой и мужеством должны были учиться побеждать врага воины Спарты.      По исполнении пятнадцати лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по - одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Ортии.  
         Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм: принципа общественного контроля  над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости. Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.  
         В возрасте пятнадцати лет юноши вступали в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста, подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Ортии. Год испытаний (или криптий) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С криптией связано и хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране. Это способствовало укреплению тела и духа, ибо соответствовало условиям настоящего военного похода». А чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконии.           Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптий убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.  
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.  
      «Пробный год» завершался по возвращению в Спарту по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Ортии, после чего молодежь зачислялась в состав помощников руководителей воспитания. Основной задачей эйренов было физическое наказание младших членов агеллы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника. Кроме того, в  их обязанности входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лаконическая» речь (от названия государства - Лакония) становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли. [3, С.69]. 
          Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.

В том возрасте, когда  формировался их характер, мальчики и  девочки подвергались- в эмоциональном плане -  военным традициям своего народа, а в физическом плане (по крайней мере, мальчики) - частым побоям. Порка была не минуемым  наказанием даже за мелкие провинности и незначительные проступки. Система воспитания не включала никаких выговоров или иных мер осуждения, за исключением презрительных насмешек со стороны старших и спартанских девиц. Жалобы родителям лишь служили поводом для новой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась более существенным в воспитании: "Если ребенок, говорит отцу, что его выпорол другой отец, то это позор, если его родной отец не выпорет за это своего сына».            Таким образом, спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической  военной подготовке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношении грамотности: "Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой это было минимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан, научить их выносить боль и побеждать в бою".        Охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом зале - вот к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один спартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боевого расчета при построении воинских формирований.    По достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. Кроме того, начиная с этого возраста, государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.

 Поэзия имела большое значение в спартанском воспитании, как могущественное средство нравственного развития. Гимны в честь богов, лирические песни, прославлявшие отечество или знаменитых людей, поощрявшие к доблести или порицавшие трусов, пелись во время гимнастических упражнений, за общественными столами, на праздниках и в походах. Во время праздников составлялись хоры старцев, взрослых мужей и мальчиков. Характерный отрывок одной из таких песен сохранен для нас Плутархом. Хор старцев пел: «некогда мы были сильными юношами». Ему отвечал хор мужей: «а мы теперь таковы, — если хочешь, испытай». Хор мальчиков заключал: «а мы будем еще лучше». [6, С.10].           Поэзия была неразлучна с музыкой, значение которой для гармонического духовного развития человека было хорошо известно спартиатам. В музыке, как и в других отношениях, спартиаты держались строго консервативного направления и запрещали изменение музыкальных напевов из боязни, что с изменением дорийской простоты в музыке может измениться  простота жизни и нравов. Основными музыкальными инструментами были флейта  и четырехструнная кифара.     Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми. Летом под палящими лучами солнца; зимой - невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает.       Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чистоту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».         Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19-20 лет. «Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел гражданских прав». [4, С.95].        К двадцати годам  молодому спартиату разрешалось вступать в члены сисситии. Иначе говоря, молодой человек становился обладателем земельного надела с несколькими илотскими хозяйствами, от доходов которых он должен был жить, содержать свой дом, вносить в сисситию определенное количество продуктов: ячменной и пшеничной муки, вина, масла и маслин, сыра и фруктов. Сисситии были важным общественно-политическим институтом в системе спартанской государственности. Каждая сиссития была своеобразным военным подразделением, насчитывала около 15 человек. Юноши вместе питались, проводили большую часть времени в совместных беседах и военных тренировках, хотя каждый член сисситии имел собственный дом и семью, куда он возвращался вечером. Участие в сисситии было обязательным для спартиата, также как и внесение продуктового взноса. Если спартиат из-за бедности не мог заплатить взноса, он терял право участия в сисситии и лишался почти всех гражданских прав. До тридцати  лет спартиат был ограничен в гражданском статусе, например ему не разрешалось ходить на рынок, и он мог делать покупки только,  привлекая родственников. На плечи молодых спартиатов падала основная тяжесть охранной службы, неудобства мелких военных походов.             Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав. Однако и после этого в определенные периоды полагалось выходить на учебные площадки. [6, С.19].      Все спартанцы являлись военнообязанными с двадцать  до шестидесяти лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обычно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до сорока лет). Все зачисленные в армию должны были считаться на службу с собственным вооружением и продовольствием; исключение составляли короли и их окружение, получавшие содержание в походе с помощью страны.         Вооружение спартанцев было тяжким. Они имели копье, краткий клинок и защитное вооружение: круглый щит, закрепленный к шейке, шлем, оберегавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой нелегко вооруженный боец величался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илота, который в походе нес его защитное вооружение.      Воспитание девушек        Женщины древней Спарты (Лакедемона) представляли собой совершенно особую породу женщин. Они были спортивны и образованы. Хотя прямых исторических документов, описывающие жизнь и культуру древних спартанок, сохранилось немного, историки полагаются на творение древних поэтов (до 7 века до н.э.), а также на произведения историков и писателей последующих времен и (в немалой степени) - на мифологию.  
   Спартанки обладали широкими юридическими правами, что было большой редкостью в древних сообществах - они имели право владеть землей и рабами, а также ссужать других деньгами под процент. Спартанские девушки питались тем же, что и юноши. Девочки-подростки содержались в строгом режиме, они должны были быть такими же физически развитыми как их братья и кузены. В физическое воспитание девочек входили такие дисциплины как скоростной бег, борьба, метание диска и копья, состязание в силе. Спартанцы были помешаны на физическом совершенстве, военной подготовке и спорте. И женщины были вовлечены в эту боевую культуру.   До достижения двадцатилетнего возраста девушек обучали подобно юношам, ибо когда мужчины уходили в поход, обеспечение порядка становилось задачей в первую очередь отрядов женщин, остающихся дома. Некоторые записи Филострата свидетельствуют и о наличии у спартанцев своеобразной концепции «улучшения рода». «Ликург…дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу, наверняка для того, чтобы у них были физически крепкие дети, и чтобы при окрепшем теле рождалось хорошее потомство. Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними, то их отпрыски будут крепче». [3, С.66].     Порка входила в единую систему физического воспитания девочек — наряду с тренировкой их тел в силе, ловкости и выносливости они тренировали себя также в мужественном перенесении боли. Любая спартанская девочка знала, что розгой её не только наказывают, но и, что с каждым ударом в ней растёт «материнская сила», что, чем её ноги будут сильнее покрыты рубцами и шрамами, тем больше станут уважать подруги и взрослые. Девушки, на которых не было заметно следов от розог, так же высмеивались как слабые мальчики. Их называли «неженками» и «трусихами».   Молодые люди обоего пола состязались обнаженными на глазах друг у друга.  Во время праздников и брачных игрищ нагие юноши и девушки устраивали торжественные шествия, сопровождавшиеся гимнастическими упражнениями, спортивными состязаниями, песнями и плясками. Сначала проводились соревнования по бегу и метанию камней среди юношей и девушек (иногда совместные). Затем устраивались девичьи поединки в борьбе, во время которых мужская часть только наблюдала, разогревалась и морально готовилась к своим состязаниям. Юноши, наблюдавшие эти схватки, располагались к наиболее сильным и ловким девушкам…   Спартанки,  долго  жившие   без мужей, обязаны были защищать семью и дом от врагов. Спартанцы всегда опасались восстания илотов, поэтому от женщин требовалась сила и умение сражаться, что позволило бы отбить подобные атаки рабов. Спартанки умели драться (с оружием или без него) почти так же умело и мужественно как мужчины. Соответственно, их развлечения были грубыми и включали единоборства, что считалось для женщин вполне естественными. Их учили пению и танцам, потому что они были обязаны участвовать в религиозных мистериях.         В брак вступали строго в определенном возрасте(18 – 25лет), а момент, «благоприятный зачатию», был установлен законом. Недаром Ксенофонт говорил, что спартанцы не только самый здоровый, но и самый красивый из народов Греции.   Суровость спартанских матерей вошла в поговорку «Со щитом или на щите»- с победой или мертвым – только так мог вернуться сын к матери. Для них не было большей чести, нежели знать, что их сыновья героически пали на поле сражения. Суровость  спартанских матерей стала нарицательной. Они судили своих детей строже любого судьи. Перед сражением спокойно посылали их на смерть и с презрением отказывались от них, в случае, если они запятнали себя недостойным поведением.     Спартанские женщины по закону имели твердую долю в доходах семьи. Коммерческими делами занимались женщины – мужчинам был недосуг. Греки говорили, что Спартой правят женщины.         Вывод: воспитание в Спарте вполне можно назвать жестким. Находившаяся под строгим государственным контролем система воспитания молодого поколения обеспечивала особую подготовку спартиата — основы спартанской государственности — умелого, дисциплинированного воина, твердо знавшего свое привилегированное положение, беспрекословно повинующегося властям, но и требующего, чтобы они учитывали и реализовывали их социальные интересы.       В гражданскую добродетель Спарты было введено беспрекословное повиновение властям и послушание законам. Вся жизнь спартиатов с момента рождения и до смерти была подчинена неослабному государственному контролю.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Спартанское воспитание