Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:21, реферат
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – граф, русский государственный деятель. С 1808 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного Совета (1810). В 1812-1816 гг. в результате интриг его противников сослан; в 1819-1821 гг. генерал-губернатор Сибири, составил план административной реформы Сибири. С 1826 г. фактически глава II Отделения, руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи.
Сперанский
Михаил Михайлович (1772-1839)
– граф, русский государственный
деятель. С 1808 г. ближайший
советник императора
Александра I, автор
плана либеральных преобразований,
инициатор создания
Государственного Совета (1810).
В 1812-1816 гг. в результате
интриг его противников
сослан; в 1819-1821 гг. генерал-губернатор
Сибири, составил план
административной реформы
Сибири. С 1826 г. фактически
глава II Отделения, руководил
кодификацией Основных
государственных законов
Российской империи.
Имя Михаила Михайловича Сперанского привлекает к себе особенное внимание в те периоды российской истории, когда государство находится на пороге серьезных общественных преобразований. Не случайно, что именно в годы подготовки и проведения в стране реформ публиковались наиболее обстоятельные исследования о жизни и деятельности М.М. Сперанского и его труды [1]. Ему принадлежит большая заслуга в развитии русского конституционализма, правозаконности и правосознания. В отношении образа государственного правления М.М. Сперанский проявил себя сторонником конституционной монархии, устанавливаемой путем постепенного реформирования общества.
После окончания коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I в условиях внутриполитической напряженности обращается к идее умеренно-либеральных реформ. План преобразования общественно-политического строя России было поручено сделать Сперанскому. Результатом стал документ под названием "Введение к Уложению государственных законов" (1809), представленный государю.
«Уложение» Сперанского открывается серьёзным теоретическим исследованием «свойств и предметов государственных, коренных и органических законов». Он и дополнительно объяснил, и обосновал свои мысли на основании теории права. Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие.
Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое».
По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы. Первая форма не только исключает подданных из всякого участия в использовании государственной власти, но и отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но она недостаточно гарантирована, поэтому — объясняет Сперанский — необходимо предохранять её — посредством создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции.
Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои права и свою гражданскую свободу. Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского и определило их основную мысль — «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе».
Идея
состоит в том, что государственную
власть надо построить на постоянных
началах, а правительство должно
стоять на прочной конституционно-
Заслугой Сперанского были не столько теоретические разработки, сколько попытка осуществить конституционные идеи на практике. О характере деятельности М.М. Сперанского ярко и точно сказал известный специалист по проблеме истории либерализма в России В.В. Леонтович: "… Сперанский вообще сравнительно мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах" [2].
Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления. Он неоднократно заявлял: "Нормальное функционирование органов управления возможно только в том случае, если они несут ответственность за свои действия. И никакие частные реформы не дадут результатов, так как на данном этапе развития России необходима новая система управления. А начать надо с выработки конституции, основного уложения государства" [3].
М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. "Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов" [4].
Сперанский
говорит о необходимости
Содержание личных свобод: - без суда никто не может быть наказан; - никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
Содержание свобод вещественных: - всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; - никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.
Таким образом, мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно-правового ограничения власти, чтобы оно принимало во внимание существующее право. Это придало бы ей большую стабильность.
Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.
В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал положить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он пишет, что: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».
По мысли Сперанского, законодательная власть осуществляется через систему выборных органов: на местах создаются волостные, окружные и губернские Думы, а в центре – Государственная Дума – высший законодательный представительный орган страны. Законодательная инициатива принадлежит правительству, но никакой новый закон не может быть издан без рассмотрения в Думе; утверждает его император. Закон, отвергнутый большинством голосов Думы, "остается без действия". Государственная Дума осуществляет контроль за исполнительной властью – правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия.
Выдвинутая Сперанским идея Государственной Думы получила реальное воплощение лишь через 100 лет (1906-1917) и возрождена вновь уже в 1993 году.
Дума призвана решать вопросы местного характера. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью.
Исполнительная
власть представлена правлениями, а
на высшем уровне — министерствами,
которые формировал сам император.
Причем министры, должны были нести
ответственность перед
Единство государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Эта децентрализация законодательства, суда и администрации должна была дать самой центральной власти возможность решить с должным вниманием те важнейшие государственные дела, которые сосредотачивались бы в её органах и которые не были бы заслоняемы массой текущих мелких дел местного интереса.
Монарх, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботиться о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет. Одновременно этот орган должен был выступать блюстителем исполнения законодательства.
1
января 1810 года был объявлен манифест
о создании Государственного
совета, заменившего Непременный
совет. М. М. Сперанский
Судебная власть, по проекту М.М. Сперанского, реализуется системой судов, состоящих из назначаемых чиновников и выборных присяжных заседателей. Высший судебный орган страны – Сенат – избирается членами губернских Дум.
Вершиной системы управления, верхней палатой парламента является Государственный Совет, члены которого назначаются председательствующим в нем государем [5]. Государственному Совету отводилась важнейшая функция – согласование деятельности различных органов управления. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение государственных планов. Самодержавная власть тем самым претерпевала значительные ограничения.
В области общественного устройства М.М. Сперанский предлагал сохранить видоизмененную сословную структуру в составе трех "состояний": дворянство, люди среднего сословия, народ рабочий. Но если гражданскими правами, по проекту, наделялось все население страны, то политическое, т.е. избирательное право предполагалось предоставить только дворянам и людям среднего сословия, имеющим недвижимую собственность в определенных размерах.
М.М. Сперанский высказывался против крепостного права. Но процесс освобождения крестьян, предусмотренный его предложениями, предполагался очень длительным. К тому же Сперанский защищал право помещичьей собственности на землю и ничего не говорил о наделении землей освободившихся крестьян.
Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств, завершившаяся к июню 1811 г. За это время было ликвидировано министерство коммерции, были выделены дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Сами министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров — комитет министров для обсуждения дел административного и исполнительного характера.
Звездный час Сперанского был омрачен тем, что с самого начала воплощения в жизнь его грандиозных планов допускались большие отступления от них. По принятому манифесту Государственный Совет провозглашался как законосовещательная инстанция при монархе. Госсовет мыслился как верхняя палата будущего российского парламента. В течение года должны были образоваться нижняя (выборная) палата – Государственная Дума, а также окружные и губернские Думы. Но второй части плана не суждено было осуществиться.
Информация о работе Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839)