Становление Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:03, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть этапы становления Киевской Руси и роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть этапы становления Киевской Руси;
- Роль Ярослава Мудрого в истории Киевской Руси.

Содержание

Введение 3
1. Древнерусское государство – Киевская Русь: становление 5
2. Ярослав Мудрый 13
Заключение 18
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

История Становление Киевской Руси. Ярослав Мудрый.docx

— 47.67 Кб (Скачать файл)

Власть великого киевского  князя ограничивалась не только его  ближайшим боярским советом, зависимостью от старшей дружины и автономией земель-уделов, но и сохранявшейся  традицией народоправства, которое  в условиях государства трансформировалось в вечевое начало. Поэтому киевский князь не был самодержавным государем-правителем. Историк С.Г. Пушкарев отмечает это своеобразие: «Княжеская власть была необходимым элементом в составе государственной власти всех русских земель. Однако государственный строй древнерусских земель-княжеств нельзя назвать монархическим. Государственный строй древнерусских княжеств в XI-XII вв. представляет собой неустойчивое равновесие между двумя элементами государственной власти: монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице народного собрания, или веча старших волостных городов. Власть князя не была абсолютной, она везде была ограничена потенциально или фактически властью веча. Но власть веча (везде, кроме Новгорода и Пскова) и вмешательства его в дела проявлялись только в случаях чрезвычайных, тогда как власть княжеская была постоянно и повседневно действующим органом управления.

Государство строилось на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь  должен был заключить ряд - договор с народным собранием (вечем). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванным блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

 

После смерти великого князя Владимира  в 1015 г. его многочисленные сыновья начали усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды.

В результате внутренней борьбы с 1019 г. великим князем киевским стал сын Владимира Ярослав, прозванный Мудрым. При нем Русь успешно продолжала свое экономическое и политическое развитие. Князь много внимания уделял культуре, просвещению, переводу книг, созданию библиотек, школ, строительству церквей и монастырей. До сих пор в Киеве, Чернигове и Новгороде стоят величественные здания, построенные во времена Ярослава Мудрого. Таковы, например, Золотые ворота и Софийский собор в Киеве, свидетельствующие о высоком уровне русской культуры.

Князем Ярославом был создан закон о порядках в Новгороде («Суд Ярославль»), В 1036 г. под Киевом было нанесено крупное поражение печенегам, после которого их набеги прекратились.

Правление Ярослава Мудрого (1019 –1054) стало порой наивысшего расцвета государства.

Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю  политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти князя, не оставившего наследника, под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав перебрался из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились.6

В XI-XII вв. появился один из крупнейших юридических сводов средневековья и древнейший памятник славянского права - «Русская Правда». Традиция связывает его с именем Ярослава Мудрого и его потомков.

«Русская Правда» дает ценные сведения не только о юридических  нормах Х-ХII вв., но и о развитии феодальных отношений в Киевской Руси, образовании социальных слоев и групп, социальной борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, даже о быте и нравах - человека.

«Русская Правда» не раз  переписывалась и редактировалась  на протяжении нескольких столетий. До нашего времени дошло более ста ее списков и три редакции: «Краткая», «Пространная» и «Сокращенная».

«Краткая Правда» состоит  из 43 статей, из которых первые 17 приписывают  Ярославу Мудрому. «Правда Ярослава»  появилась после восстания в  Новгороде в 1015 г., где в это  время княжил Ярослав. Причиной восстания  явился конфликт между дружиной Ярослава (варяжской) и новгородцами.

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших  родственников. Если мстить было некому, виновный платил штраф - виру великому князю. Если же убийца скрывался, то виру должна была заплатить община - вервь, на территории которой произошло  убийство (так называемая общая, или  дикая вира). Тем самым вводилось  общее поручительство, общая ответственность  в общине (деревенской, посадской).

Законы Ярослава Мудрого разбирали споры между свободными людьми. «Правда» различала разбойничество (убийство) и убийство в пылу ссоры (непреднамеренное убийство). Разбойников с семьей отдавали князю «на поток», т.е. изгнание. «Правда Ярослава» разбирала также сложные вопросы о наследовании имущества.

Другая часть «Краткой Правды» - «Правда Ярославичей», сыновей Ярослава Мудрого - Изяслава, Святослава и Всеволода. Историки считают, что дети Ярослава дополнили отцовский свод в 1072 г., когда собрались в Вышгороде для перенесения мощей Бориса и Глеба. Вероятно, заняться законотворчеством князей заставили восстания 1068-1072 гг. В «Правде Ярославичей» имеются детали, указывающие на крупные народные выступления, в условиях которых она была создана. Дело в том, что особенно большие денежные штрафы устанавливались за убийство княжеских людей.

При Ярославе Мудром были созданы «церковные уставы», которые определили в пользу церкви десятину (десятую часть отчислений от княжеских доходов - штрафов, судебных и торговых пошлин и «от всякого стада и от всякого жита»). Позднее в ведение церкви были отданы судебные разбирательства семейных и соседских конфликтов. Сфера судебного разбирательства, закрепленная за церковью, была оформлена в так называемой Кормчей книге, или Номоканоне.

Социальная структура  общества изменялась и усложнялась  по мере развития феодальных отношений. Об эволюции социального состава  можно составить представление  по двум основным источникам: летописям  и «Русской Правде».

Некоторые дореволюционные  историки утверждали, что свободное  население Киевского государства  не знало сословных делений и  перегородок. Все пользовались одинаковыми  правами, но, конечно, различные группы населения отличались друг от друга  по своему фактическому положению, т.е. по богатству и социальному влиянию. Общественные верхи назывались: лучшие люди (мужи), лепшие, большие, первые, нарочитые, бояре (боляре). Общественные низы составляли люди молодшие, меньшие, черные, простая чадь, смерды.

Советская историография  в классе феодалов выделяет верхушку - представителей великокняжеского дома с великим князем во главе, которые  с XI в. рассматривали Киевскую Русь как родовую вотчину. Об этом свидетельствует  раздел Руси Ярославом Мудрым между  своими сыновьями (1054).

Первые признаки распада  Древнерусского государства обнаружились во второй половине XI в. Умирая, Ярослав Мудрый разделил Русь между сыновьями в удельное правление. Старший из них - Изяслав получил Киев. Ярослав завещал своим сыновьям во всем подчиняться великому князю киевскому. Историк С.М. Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после 1054 г., пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробились на отдельные владения, а рассматривались как общее достояние всего рода Рюриковичей. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения, тем лучшую, чем «старше» считался тот или иной князь. Старшинство определялось следующим образом: за властвующим киевским князем шли все его братья (родовой принцип наследования), после их смерти наступал черед их старших сыновей, они наследовали отцовские столы, постепенно передвигаясь от менее престижных к более значимым (лествичная система наследования). При этом на титул великого князя имели право претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Так появились князья-изгои, которые могли рассчитывать только на самые отдаленные и захудалые княжества. Схема оказалась нежизнеспособной, запутывался порядок наследования, возникали острые конфликты между братьями, а также между дядьями и племянниками. Все это стало поводом для межкняжеских усобиц и конфликтов с применением силы.

После смерти Ярослава Мудрого (1054) в  разных землях княжили его сыновья, племянники, внуки. Главными среди князей были три брата Ярославича - Изяслав, Святослав и Всеволод. Вначале  князья, помня завет отца о дружбе, старались жить в мире. Но вскоре между ними возникли конфликты и усобицы.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В IX в. большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян - Киевский и Новгородский объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство.

С конца IX до начала XI в это  государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Территория Киевского  государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров некогда  бывших племенными. Во второй половине XI — начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества. В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка, территории и психического склада, проявлявшегося в общности культуры.

Древнерусское государство  было одним из крупнейших европейских  государств. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами.

Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Византией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. - М., 2001.
  2. Земцов Б.Н. Общественный строй Киевской Руси ХI-ХII вв. // История государства и права. - 2004. - №5.
  3. Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2002.
  4. Киевская Русь. Методические указания по теоретическому изучению курса «Россия в мировой истории» / Сост.: Попова Т.Г., Оганесян М.Н. - М.: Моск. гос. институт электроники и математики, 1998.
  5. Ключевской В.О. Сочинения в восьми томах.    Том VI. - М., Издательство социально-экономической литературы, 1959.
  6. Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право. - Волгоград, Изд-во ВГУ, 2000.
  7. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — М.; «ТИД «Русское слово—РС», 2003.

1 Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — М.; «ТИД «Русское слово—РС», 2003. С. 89.

2 Ключевской В.О. Сочинения в восьми томах.    Том VI. - М., Издательство социально-экономической литературы, 1959. С. 177.

3 Киевская Русь. Методические указания по теоретическому изучению курса «Россия в мировой истории» / Сост.: Попова Т.Г., Оганесян М.Н. - М.: Моск. гос. институт электроники и математики, 1998. С. 32.

4 Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право. - Волгоград, Изд-во ВГУ, 2000. С. 95.

5 Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2002. С. 134.

6 Земцов Б.Н. Общественный строй Киевской Руси ХI-ХII вв. // История государства и права. - 2004. - №5.

7 Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. - М., 2001. С. 288.


Информация о работе Становление Киевской Руси