Становление Киевсой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Вложенные файлы: 1 файл

киевска русь.docx

— 24.58 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность исследования. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление  феодальных отношений и завершение процессов формирования единого  Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.  
В Киеве, а дальше в Новгороде и других городах Руси складывались летописи, в которых описывалось славное прошлое, а так же анализировалась современная жизнь. Древнерусский народ творил свою устную историю в виде переводов и легенд, песен жен и былин, других фольклорных достопримечательностей. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские хапаны. На протяжении пол тысячелетие Древнерусское государство заслоняло собой европейский мир и Византию от кочевников. Киевская Русь сделала огромный взнос к мировой истории ИХ-ХИИИ ст., поэтому интерес к ней не стихает среди ученых современного мира. Таким образом, целью данного исследования является анализ внешней политики и международного положения Киевской Руси. 
Объектом исследования является Киевская Русь 
Предметом исследования является международное положение и внешняя политика. 
 

1. Международное  положение Киевской Руси

В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое  славянское государство вошедшее в  историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение  крупные города Новгород и Киев. 
С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская власть скрепившая новое государство активно использовала разнообразные дипломатические приемы, международный опыт, опираясь при этом на традиции и устои восточнославянских племен. 
Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Ее образование стало итогом сложного и длительного процесса формирования феодальных отношений, подготовленным всем ходом развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов. 
Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд и расправу. Дружинники помогали князю управлять его домом и хозяйством, строили 
Города-крепости, созывали воинов; отправлялись в другие страны послами князей, торговали княжескими товарами. Зависимость отдельных племенных союзов от киевского князя часто ограничивалась лишь уплатой дани. 
Историки выделяют следующие особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси[1]: 
1. Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее, чем в Западной Европе той эпохи. Крупная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных. 
2. Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община - коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин. 
3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре ("ряде") земель отдельных союзов племен и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства. 
По определению А.Н. Сахарова, "раннее Киевское государство с политической точки зрения - федерация княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с социально-экономической точки зрения - совокупность территориальных общин с элементами родовых отношений". 
4. Господствовал идеал "народоправства" ("вечеправства"). Народное собрание (вече) решало важнейшие вопросы в жизни городов, волостей: вопросы войны и мира, денежных сборов и т.д. 
5. Древнюю Русь скандинавские саги называли "гардарик" ("страна городов"). Но города Руси - это не только центры торговли, ремесла. Это - и своеобразные города-государства (центры, к которым тяготела округа). 
6. Рядовое население Киевской Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в походах, войнах; подчинялось оно не князю, а вечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего - со стороны кочевой Степи[2]. 
Важной проблемой является развитие законодательства в Киевской Руси. Усиление государственности на Руси вызвало установление и развитие правовых норм. 
Ряд историков полагает, что в Древней Руси кроме обычного права, существовало законодательство, так называемый "Закон русский". Составление же сложного юридического памятника, опиравшегося на нормы обычного права и прежнего законодательства, - "Русской Правды" - традиция связывает с именем Ярослава Мудрого (1019-1054) [3]. 
Ярославу Мудрому принадлежат 17 первых статей "Русской правды" ("Правда Ярослава"). Он ограничивал кровную месть кругом ближайших родственников (если мстить было некому, виновный платил штраф-виру - великому князю). Если же убийца скрывался, виру должна была заплатить община - вервь, на территории которой произошло убийство ("общая" или "дикая" вира). Тем самым вводилось общее поручительство, общая ответственность в деревне. 
Законы Ярослава Мудрого разбирали споры между свободными людьми, прежде всего - в среде княжеской дружины. "Правда" различала разбойничество (убийство) и убийство в ссоре, в пылу (непреднамеренное убийство). Разбойников с семьей отдавали князю "на поток" (изгнание). "Правда Ярослава" разбирала и сложные вопросы о наследовании имущества. 
При сыновьях Ярослава Мудрого - Изяславе, Святославе и Всеволоде - около 1072 г., после массовых народных волнений, прокатившихся по Киевской Руси в 1068_1072 гг., "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей". Была отменена кровная месть. "Правда Ярославичей" усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения Киевской Руси, выразив заботу о защите жизни, собственности и имущества феодалов. Так, за убийство старшего дружинника, княжеского дворецкого ("огнищанина"), подъездного (сборщика налогов) платился штраф в 80 гривен; за убийство свободных людей (мужей, смердов) - 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов, рядовичей) и рабов оценивалась в 5 гривен. 
В состав Пространной редакции "Русской Правды" входил "Покон вирный" - он устанавливал размеры денежных и продуктовых поборов в пользу вирника - княжеского боярина, взимавшего с общины и общинников судебные пошлины в пользу князя (виры и продажи). Здесь же помещался и "Урок мостникам" - правила для мостовщиков, строителей, ремонтников деревянных мостовых в городах (или мостов на реках). 
Владимир Мономах (1113-1125), ставший великим князем после восстания в Киеве 1113 г., издал еще один юридический документ - "Устав Владимира Мономаха", также вошедший в "Русскую Правду". Устав регламентировал запись в холопство (рабство), определив "источники" холопства: женитьба на холопке; рожденный от холопа; купленный "хоть за полгривны". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками (установив верхний предел - 50% годовых; и максимальный срок уплаты процентов - 3 года), улучшил правовое положение купечества ("застраховав" их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении и т.д.). Владимир Мономах большое внимание уделил правовому положению закупов (взявших у феодалов в долг "купу" - деньги, часть урожая, скот - и зависимых от них до выплаты долга). Закупу предоставлялось право ухода с господского двора, если он шел на поиск денег для уплаты долга, жаловаться князю или судье. За несправедливое наказание закупа, "обиду" хозяин платил штраф в казну князя. В случае продажи закупа феодал обязан был заплатить штраф в 12 гривен; сам закуп получал свободу, освобождался от всех долгов. Закуп получал право свидетельствования в небольших судебных делах. 
Столь большое внимание к правовому статусу закупов в Уставе Мономаха говорит о том, что закабаление смердов шло быстрыми темпами, и закупничество стало очень распространенным институтом[4]. 
В целом же "Устав Владимира Мономаха" считают завоеванием восставших масс, вызвавшим определенные уступки и некоторое улучшение экономического и юридического положения городских ремесленников, купечества и крестьян. 
При князях Владимире I и Ярославе Мудром были созданы "церковные уставы", которые определили в пользу церкви "десятину" (десятую часть) судебных и торговых пошлин и "от всякого стада и от всякого жита". 
К 60-ым годам X века сложились предпосылки выхода Руси на широкую мировую арену. К тому времени Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Европы[5] 
 

2. Внешняя политика  Киевской Руси

2.1 Русь и Византия

Особое место в международных  отношениях Древнерусского государства  занимала Византия. 
Источники сообщают об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него был заключен письменный договор в 911 г. между Византией и Русью, выгодный для последней. Кроме торговых в договоре были и статьи, предусматривавшие службу русских у византийских императоров, помощь греческим кораблям при морских катастрофах, наказание за убийство греком русина или наоборот и т.д. 
В княжение Игоря (912_945) в 941 г. был предпринят еще один поход на Царьград. Русы опустошили приморские провинции Византии, но поход закончился неудачей - ладьи русов были сожжены "греческим огнем". Новый поход 944 г. был предотвращен дарами императора. В итоге был возобновлен договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший ее суверенным государством. 
По договору 944 г. киевский князь соглашался защищать византийское владение в Крыму - Херсонес (Корсунь) от нападений со стороны кочевавших в Приазовье "черных булгар". 
Святослав (964-972), сокрушив Хазарский каганат, включив в состав Руси земли Тамани, ясов, касогов, обезов (предки современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев), в 968 г. начал поход на Дунай. Полагают, что целью его похода было создание русско-болгарского государства. 
Восточная Болгария была завоевана, что привело к началу военных действий Византии против Руси. Святослав опустошил Фракию, вышел к Андрианополю, но затем отвел войска на север. 
Весной 971 г. император Иоанн Цимисхий, блестящий полководец, вернувшись из Сирии, вторгся в Болгарию и занял ее столицу Преслав. 
Святослав, окруженный с моря и суши, в конце июля 971 г. был вынужден пойти на переговоры и заключение мирного договора с Византией. 
По договору он обязался покинуть Болгарию. Византия же обязалась снабдить всем необходимым для возвращения домой каждого из 22 тыс. воинов Святослава и "как к друзьям" относиться к русам, прибывающим в Константинополь по торговым делам. 
Во время возвращения в Киев, у днепровских порогов, Святослав был убит кочевниками_печенегами (возможно, они были натравлены Византией). 
Последнее военное столкновение с Византией отмечено в княжение Ярослава Мудрого (1019_1054). В 1043 г. произошла в Византии ссора греческих купцов с русскими, один русич был убит. Ярослав немедленно отправил войско во главе со старшим сыном Владимиром. Разбив флотилию греков, Владимир вернулся в Киев. Часть же воинов, передвигавшаяся по суше с воеводой Вышатой, попала в плен. Мирный договор Руси и Византии был заключен через три года после этого инцидента; скреплен он был браком сына Ярослава Мудрого - Всеволода - и греческой царевны. 
Активно развивались торговые связи Киевской Руси и Византии. Русские купцы имели свое подворье в Константинополе; они получали от Византии "месячину" (содержание на время торга). Велики были культурные связи Руси и Византии, вклад греческих мастеров в русское ремесло и зодчество. Знания на Руси не случайно называли "эллинскими премудростями"[6]. 
 

2.2 Русь и Степь

Еще одним важным направлением внешней политики киевских князей была "степная политика" - защита рубежей  Руси от кочевников. Серьезным противником  стали печенеги. Первые упоминания о них летописи относят к годам  правления Игоря. 
В 969 г. печенеги осадили Киев. Святослав, воевавший на Балканах, совершил стремительный переход и разгромил их. На 90_е годы X в. приходится новый натиск печенегов. Известно, что для борьбы с ними Владимир I (980_1015) ходил за войском в Великий Новгород. Именно тогда князь возвел укрепления на юге страны, по рекам Десна, Остр, Трубеж, Сула, Стугна. Немецкий миссионер Брун, бывший у печенегов в 1007 г., вспоминал, что Владимир проводил его до самых границ Киевской Руси, "которые он оградил от печенегов самым крупным частоколом на очень большое пространство". Под 1036 г. летописи помещают последнее сообщение о набеге печенегов на Киев. Ярослав (находившийся в Новгороде) пришел с сильным войском, была "сеча злая". По легенде - на месте, где Ярослав разгромил печенегов, был построен Софийский собор. 
После битвы нападения печенегов на Русь прекращаются. Остатки печенегов откочевали на юго-запад. К югу от Киева начали оседать тюрки-кочевники (торки, берендеи, печенеги), признавшие себя подданными киевского князя. "Черные клобуки" (как их называли на Руси) стали своего рода "сторожей" на юге. 
Но с 1037 г. Руси угрожают новые тюркские кочевые племенные объединения - половцы. В борьбе с половцами Киев уже не играл ведущей роли. Она переходит к князю Переяславля Южного - Владимиру Мономаху. С 1061 по 1210 г. г. Русь вынесла 46 больших набегов половцев.34 раза половцы участвовали в междоусобных войнах русских князей. Ежегодно разорялась 1/15 русских земель. Наиболее удачными походами против половцев были те, в которых участвовали объединенные дружины русских князей (1109-1110 гг. - "Донской поход" - князь Святополк, Владимир Мономах, Давыд - "половцы побеждены в глубине степей своих"). В начале XIII в. силы половцев иссякли. Но к рубежам Руси приблизятся новые враги.

2.3 Русь и Европа

Во времена Киевской Руси устанавливаются торговые, культурные, дипломатические связи со странами Европы - Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Англией и др. Заключались и  браки между представителями  киевского княжеского дома и европейскими династиями, что отражало рост политического  могущества и международного авторитета Руси. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем  Генрихом I, Елизавета - за норвежским королем  Гаралдом, Анастасия - за венгерским королем  Андреем. 
При дворе Ярослава Мудрого жили сыновья английского короля Эдмунта. Внук Ярослава, Владимир Мономах, был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гаралда - Гите. 
 

Заключение

Киевская Русь была могучим  государством средневековой Европы, которая играла большую роль, как  в истории восточнославянских народов, так и в мировой истории. Образование  большого и сильного Древнерусского государства содействовало общественно-экономическому, политическому и культурному  развитию восточных славян, значительно  усиливало их в борьбе с внешними врагами. 
Экономическое и военное могущество, активные выступления на международной арене выдвинули ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательство в тот или другой конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его. 
Киевская Русь имела высокий уровень экономического развития. Высокопродуктивными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали много духовную и материальную культуру. 
Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, добыв новую жизнь в материальной и духовной культуре украинцев, россиян и белорусов. 
 

Список использованной литературы

1. Греков Б.Д. Киевская  Русь. Изд.3 переработанное и дополненное  М. Изд. Академии наук СССР 1939 г. 
2. Истории государства и права СССР // Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф. Гончарова. - М. 1972. - Ч.1. 
3. Королюк В.Д. Славяне и восточные Романцы в эпоху раннего средневековья.М. Наука 1985 г. 
5. Оргиш В.П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства. 
6. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. - М., 1945. 
7. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Т.1. - М., 1995. 
8. Журавлев В.В., Касаров Г.Т., Уткин А.И. Политическая история России. - М., 1998. 
9. Жуков Е.М. Всемирная история. Т.3. - М., 1957. 
10. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1997. 
11. Шмурло Е.Ф. История России. - М., 1997.

 

 

[1] Сахаров А.Н., Новосельцев  А.П. История России с древнейших  времен до конца XVII в.- М., 1997, С. 112

[2] Оргиш В.П. Древняя  Русь. Образование Киевского государства  и введение христианства, С. 112

[3] Шмурло Е.Ф. История  России. – М., 1997, С. 109

[4] Сахаров А.Н., Новосельцев  А.П. История России с древнейших  времен до конца XVII в.- М., 1997, С. 109

[5] Юшков С.В. Общественно-политический  строй и право Киевского государства.  – М., 1945 ,С. 109

[6] Оргиш В.П. Древняя  Русь. Образование Киевского государства  и введение христианства, С. 112


Информация о работе Становление Киевсой Руси