Становление Российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 22:55, реферат

Краткое описание

Становление современной российской государственности.Отправной точкой формирования российской государственности является 12 июня 1990 г. когда I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию, определяющую РСФСР как “суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”. Провозглашался приоритет российских законов над законами СССР. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом РСФСР.В этот период источниками права являлись как российские нормативно-правовые акты, так и правовые нормы бывшего СССР, действовавшие до принятия соответствующих российских актов. Развернувшееся формирование российского государственного механизма происходило в условиях отсутствия или неэффективного функционирования новых органов власти. Важнейшим источником права в этот сложный переходный период становятся указы, издаваемые Президентом Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

история . становление российской государственности.docx

— 17.16 Кб (Скачать файл)

Становление современной российской государственности.Отправной точкой формирования российской государственности является 12 июня 1990 г. когда I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию, определяющую РСФСР как “суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”. Провозглашался приоритет российских законов над законами СССР. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом РСФСР.В этот период источниками права являлись как российские нормативно-правовые акты, так и правовые нормы бывшего СССР, действовавшие до принятия соответствующих российских актов. Развернувшееся формирование российского государственного механизма происходило в условиях отсутствия или неэффективного функционирования новых органов власти. Важнейшим источником права в этот сложный переходный период становятся указы, издаваемые Президентом Российской Федерации. По этой причине Съезд народных депутатов РСФСР принял Постановление  от 1 ноября 1991 года, расширившее законодательные полномочия Президента.В соответствии с Постановлением Президент РСФСР получал право издавать указы в случае пробелов или противоречий в законодательном регулировании банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения и деятельности органов исполнительной власти. При необходимости он мог и изменять устаревшие нормы. При этом был четко определен круг вопросов, за пределы которого полномочия Президента не должны были выходить. Однако на практике Президент издавал указы по всем предметам ведения Российской Федерации, зачастую вторгаясь в сферу законодательных полномочий Верховного Совета РСФСР.После Беловежского соглашения, упразднившего СССР и провозгласившего образование СНГ, 25 декабря 1991 г.было изменено наименование государства на новое - Российская Федерация (Россия).Начавшиеся радикальные экономические преобразования вызывали значительное недовольство политикой руководства РФ, население теряло доверие к властям. В условиях разрыва хозяйственных связей, стремления регионов выходить из кризиса собственными силами мог произойти развал России. Сепаратизм территорий фактически был поощрен заявлением Ельцина, предложившего субъектам РФ “взять суверенитета столько, сколько кто может”, что привело к напряженности между центром и регионами. Практически все автономии объявили о своем суверенитете. 31 марта 1992 г. с большим трудом был подписан Федеративный договор (кроме Чечни и Татарстана). Он определил характер взаимоотношений между субъектами РФ и центром, разграничил предметы ведения и полномочия Москвы и регионов.Между ветвями власти возник острый конфликт. В декабре 1992 года Верховный Совет лишил Б. Ельцина «дополнительных полномочий». Ответом со стороны Президента в марте 1993 года стали Указы «О деятельности исполнительных органов для преодоления кризиса власти» и «О мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций».Развернулась работа по подготовке проекта новой Конституции, предусматривающей сильные президентские полномочия.Обострение противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти привело к известной монополизации власти Президентом РФ на основании Указа от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим Указом была прекращена деятельность Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, прерваны заседания Конституционного Суда Российской Федерации и начат процесс формирования нового представительного органа государственной власти - Федерального Собрания.В сентябре принимается блок важнейших указов этого периода: «Положение о федеральных органах власти на переходный период» и «Положение о выборах депутатов Государственной Думы.С нормализацией обстановки, в начале октября 1993 года, принимается важнейший Указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы». В соответствии с Указом все правовое регулирование отнесенных к ведению Съезда и Верховного Совета вопросов вплоть до созыва Федерального собрания осуществляется Президентом..В конце ноября и начале декабря 1993 года были изданы Указы Президента «О государственном гербе РФ», «О государственном флаге РФ», «О государственном гимне РФ».12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное собрание Российской Федерации и референдум по новой Конституции России, которая была одобрена большинством избирателей. 11 января 1994 г. новый российский парламент приступил к работе. Период становления государственности в Российской Федерации завершился. В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех основных ветвей (например, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Российская академия сельскохозяйственных наук, Уполномоченный по правам человека в РФ и т.д.) Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция и сполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов.Законодательная власть. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная власть включает также Законодательные Собрания субъектов Российской Федерации.Судебная власть. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и между собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования.

 

 


Информация о работе Становление Российской государственности