Становление государственной власти в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть процесс становления государственной власти в Киевской Руси.
Задачи данной работы: рассмотреть возникновение государства на Руси; показать политический строй Киевской Руси; влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси; влияние церкви на становление государственности.

Содержание

Введение
1. Возникновение государства на Руси
2. Политический строй Киевской Руси
3. Первые киевские князья
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Киевская Русь.Реферат.docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

С этим событием в русской истории  связаны первые государственные  преобразования. Вдова Игоря княгиня  Ольга, жестоко отомстив древлянам  за смерть мужа, провела налоговую  реформу. Она установила размеры  дани («уроки») и определила пункты ее сбора («погосты»). Замена полюдья  упорядоченным сбором дани и превращение  погостов в постоянные административные пункты укрепило единство Руси. В 957г. Ольга  совершила поездку в Царьград (Константинополь), где приняла христианство. Однако попытка ввести христианство в качестве государственной религии  не удалась из-за противодействия  ее сына Святослава.

Сам Святослав, проводивший время  в постоянных военных походах, мало занимался внутригосударственными делами. При нем, однако, был разгромлен Хазарский каганат (965г.), взимавший  дань с некоторых восточнославянских племен, нанесено военное поражение  Волжской Болгарии и расширена территория Киевской Руси. Все эти акции явились  результатом продуманной политики и отвечали интересам Древнерусского государства и его населения.

В 980г. великим князем киевским становится Владимир Святославич. Именно его тридцатипятилетнее правление стало началом эпохи расцвета Киевской Руси. Новый князь много внимания уделял обороне государства от печенегов.

В 988г. Владимир объявил государственной  религией христианство. Этому акту предшествовало участие Владимира  во внутренних распрях в Византии и установление с ней династического союза. (Владимир женился на сестре византийского императора принцессе  Анне.) Распространение христианства зачастую встречало сопротивление  населения, не желавшего расставаться с языческой верой. Принятие христианства имело огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную  власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту  международного значения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русской культуры и  духовности.

После того как христианство становится государственной религией, на Руси складывается церковная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый  константинопольским патриархом, были созданы церковные округа — епархии. Первоначально их было 8, ко времени  монголо-татарского нашествия число епархий возросло до 16. Епархии возглавлялись епископами или архиепископами, сами же епархиальные кафедры находились в крупных городах Руси: Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Переяславле Южном, Белгороде Киевском и др. Еще в правление Владимира княжеским указом устанавливается специальный налог в пользу церкви — десятина. Позднее был издан церковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений, нравственности и преступлений против церкви.

Христианизация Руси оказала прямое влияние на систему государственного управления Древнерусским государством. Пришлое греческое духовенство  перенесло византийское представление  о государе как помазаннике божьем на киевского князя, что, безусловно, способствовало укреплению авторитета великокняжеской власти. Владимир ликвидировал последние племенные княжения и  управлял огромной державой с помощью  своих сыновей, которым он выделял  уделы в городах — центрах  древних племенных союзов. При  нем на Руси началась чеканка собственной  монеты (златники и сребреники).

Расцвет Древнерусского государства  приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019— 1054 гг.). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами, разразившимися после смерти Владимира  Святославича, разгромил печенегов (1036 г.), совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских — Илариона (1051 г.). Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей.

При Ярославе Мудром началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление  Русской Правды - свода гражданских  и уголовных законов. Ко времени  правления Ярослава относится создание первой части этого памятника  права - Правды Ярослава. В Русской  Правде еще отсутствовало понятие  юридического лица, преступление трактовалось не как нарушение закона или воли князя, а как «обида», т.е. причинение морального и материального ущерба лицу или группе лиц. Высшей мерой  наказания по Русской Правде являлся  «поток и разграбление», что означало конфискацию имущества преступника  и обращение его вместе с семьей в рабство. Подобное наказание назначалось  лишь за три вида преступлений - за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Основным же видом наказания оставался  денежный штраф, размер которого зависел  не только от тяжести проступка, но и от социального положения пострадавшего: «за княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен. А за убитого смерда или холопа 5 гривен» [2, c. 32].

Главную роль в доказательствах  того времени наряду со свидетельскими показаниями нередко играли «суд божий» (испытание огнем и водой) и «поле» (поединок). Русская Правда Ярослава впоследствии была дополнена  его преемниками (Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.).

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил «очередной», или «лестничный», порядок престолонаследия. Русь, согласно этому порядку, считалась  общим владением всего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем престол  передавался не от отца к сыну, а  от брата к брату, после смерти последнего из братьев — к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна была сопровождаться перемещением всех удельных князей с  менее значимого на более значимый стол в княжеской иерархии по очереди  старшинства. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском престоле малолетних князей, не позволял удельным князьям из-за частых ротаций укореняться в своих княжествах, что делало их более лояльными в отношении великого князя, с другой — усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел, в конечном счете, к усилению княжеских усобиц.

Первое время после смерти Ярослава Мудрого его сыновьям удавалось  править совместно. Но вскоре мир  среди Ярославичей был нарушен, и в 1068 г. началась одна из самых ожесточенных княжеских усобиц, длившаяся почти  тридцать лет. В 1097 г. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов: «Каждый да держит вотчину свою». Лестничный порядок, таким образом, был упразднен, и стала формироваться удельная система — система княжеств с династиями из дома Рюриковичей, номинально зависимых от Киева.

Владимир Мономах, ставший великим  князем в 1113 г., и его сын Мстислав Великий (1125— 1132 гг.) сумели на некоторое  время удержать единство русских  земель. Но после смерти последнего (1132 г.) Древнерусское государство  окончательно распалось на полтора  десятка самостоятельных княжеств-государств.

 

Заключение

 

Становление государственного управления на Руси проходило в период военной  демрократии в VIII—IX вв., что было обусловлено сочетанием различных факторов: природно-ландшафтного, геополитического, социально-экономического, духовно-нравственного.

Развитие феодальных отношений  и рост крупного землевладения имели  своим результатом постепенное  подчинение общин государству или  отдельным феодалам-вотчинникам.

Принятие христианства изменило характер властных отношений на Руси и систему  государственного управления в «дружинном государстве». Князья утрачивают сакральные функции, но наряду с военными сосредоточивают  в своих руках административные и судебные функции. Завершается  переход от родоплеменного к территориальному принципу построения государственного управления, которое сосредоточивается  у построенной по принципу конического  клана династии Рюриковичей. Происходит вытеснение и ассимиляция десятичной системы управления дворцово-вотчинной.

Формирование региональных династий, передача старшей дружине административных функций на основе кормлений, а затем  перерастание последних в вотчинно-родовую собственность приводит к разложению великокняжеской дружины, регионализации Руси и дифференциации форм государственного правления в удельный период: монархия (Владимиро-Суздальская Русь), олигархическая (Галицко-Волынская) и республиканская (Новгород, Псков, Вятка).

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Амелина В.В., Юрова В.Н. История государственного управления в России. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 122 с.;

Амелина В.В., Юрова В.Н. Сборник документов и материалов по истории государственного управления в России (XVII – XIX в.в.). – Новосибирск: СибАГС, 2000. – 133 с.;

История России / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2001. – 479 с.;

История государственного управления в России / под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 608 с.;

История государственного управления в России / под общ. ред. Р.Г. Пихои. – М.: РАГС, 2006 – 440с.;

Куликов В.И. История государственного управления в России. – М.: Академия, 2003. – 368 с.


Информация о работе Становление государственной власти в Киевской Руси