Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 12:46, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении системы военных судов в судебной системе Российской федерации. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение развития системы военных судов в России.
2. Исследование проблем военного судопроизводства.
Для некоторых категорий уголовных дел предусматривался упрощенный порядок исследования обстоятельств - после заслушивания подсудимых сразу же выносился приговор.
Суд был вправе ограничиться выписками из штрафного журнала и заслушиванием непосредственного (ближайшего) начальника, не допрашивая свидетелей и не исследуя вмененных подсудимому фактов. Разбирательство дела должно было оканчиваться в тот же день.
Приговор выносился большинством судейских голосов. Совещание проходило в отсутствие посторонних.
Постановляя приговор, суд мог ходатайствовать перед полковым командиром о смягчении наказания с приведением мотивов прошения. Приговор писался сокращенно и оглашался председателем публично. В окончательном виде приговор объявлялся не позднее 3-х дней, а по некоторым делам - «никак не позже следующего дня».
Председатель разъяснял осужденному, а также потерпевшему или гражданскому истцу, если они участвовали в процессе, их право об обжаловании решения письменно или устно на имя командира полка. Командир полка утверждал приговор и при этом мог смягчить наказание осужденному в пределах своих дисциплинарных прав. Утвержденный приговор немедленно вступал в законную силу и подлежал исполнению. После этого жалобы на приговор не допускались.
При несогласии с приговором из-за мягкости наказания командир полка со своим мнением и с жалобами заинтересованных лиц, если такие имелись, в трехдневный срок (а по делам о побегах - на следующий день) направлял дело в военно-окружной суд.12
Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель на один год, члены - на 6 месяцев). Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были иметь офицерские звания и юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время произошли серьезные изменения в системе военных судов России. Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандированы к судам.
Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи. В соответствии со ст.4 этого Закона ими стали обеспечение и защита прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
Таким образом, военные суды из правоохранительных органов превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в Вооруженных Силах. Фактически Закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью, и данное направление в их работе стало основным.
Созданные в Российской Федерации военные суды представляют собой не звено, а самостоятельную вертикаль, которая функционирует параллельно с иными судами общей юрисдикции. При этом дела, отнесенные к подсудности военных судов, не могут рассматриваться иными судами общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны: гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Верховный Суд РФ указал, что статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом:
Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" установлена трехзвенная система военных судов:
Их компетенция определяется по остаточному принципу: указанные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские и административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда (ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации");
Данные суды рассматривают по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной (ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации");
В компетенцию Военной коллегии входит рассмотрение по первой инстанции дел об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда указанные акты затрагивают права, свободы и охраняемые законом интересы военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (см. п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Чистяков Н.О. История отечественного государства и права. – М.: 1996 c. 201
2 Петухов Н. А. История военных судов России. “Юридическая литература” 2003 г. с.150
3 Синюков В. Рассмотрение гражданских дел военными судами, "Российская юстиция", 1998, N 5. с. 105
4 Анисимов Е.В. Петр Великий: Личность и реформы 2003, NN 9, 2. АСТ 2005 с. 59
5 Петухов Н.А. Военные суды как правоприменители военного права, "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г. с. 53
6 Владимирский-Буданов М.Ф Хрестоматия по истории русского права (II том) 1875 г. “Теория будущего”, 2007 г с. 77
7 Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М.: "За права военнослужащих", 2003. с. 342
8 Владимирский-Буданов М.Ф Хрестоматия по истории русского права (II том) 1875 г. “Теория будущего”, 2007 г. с. 78
9 Татищев В. Н. История Российская. АСТ 2005 с. 26
10 Петухов Н. А. История военных судов России. “Юридическая литература” 2003 г. с. 230
11 Петухов Н. Военная юстиция: новые решения старых проблем, "Российская юстиция", 2003, N 11. с. 25
12 Шулепов Н.А. Военные суды и права человека, "Право в Вооруженных Силах", N 6, июнь 2003 г. с. 76
Информация о работе Становление и развитие системы военных судов в России