Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:33, реферат
Политическая атмосфера в стране в 1992-1993г.г. характеризовалась нарастанием противостояния общественных сил в борьбе за различные пути становления российской государственности, ее законодательное оформление. Объективно это было обусловлено переходным характером российской государственности. По конституции не было четкого разделения функций между сложившимися (по аналогии с прежним СССР) тремя ветвями власти – законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство) и судебной, с венчающим ее Конституционным судом.
В конце 80-х гг. несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединение было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп, приватизация ими при поддержке местных властей помещений, имущества, литературных фондов привели к расколу Союза писателей СССР, а затем и российского союза писателей.
После распада СССР в Российской Федерации во всех творческих союзах и организациях происходило размежевание деятелей литературы, искусства, кинематографистов на группы, различающиеся по взглядам и отношению к внутренней и внешней политике, проводимой президентом Ельциным и его окружением. Писатели стали группироваться вокруг «толстых» журналов, которые выражали их взгляды. Различную направленность приобрели театры со своим репертуаром. При постановке кино – и телефильмов съемочные группы подбирались исходя не столько из профессиональных качеств, сколько из занимаемых политических позиций.
В трудном положении в России оказалась система образования. В конце 80-х гг. в стране была создана необходимая материальная база для перехода к обязательному всеобщему среднему образованию. Число школ в городах и селах СССР превышало 140 тысяч. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако в современных условиях в результате слабого бюджетного финансирования образования, отсутствия необходимых средств на ремонт школ, многие из них закрываются. Из-за обнищания, безработицы значительной части населения, миллионы детей не имеют возможности учиться в школе. В то же время в крупных городах развивается платное элитарное обучение в спецшколах, лицеях, гимназиях.
Большие трудности у высшей школы. С одной стороны, появилось значительное число негосударственных вузов. С другой стороны, государственным вузам резко сокращено финансирование. В значительной степени она находится на самообеспечении: учеба студентов все более осуществляется на платной основе.
Российская наука и сегодня по ряду направлений занимает видное место в мире. Свидетельством этого стало присуждение Нобелевской премии академику Ж.И. Алферову. Но в целом в стране отсутствуют необходимые условия для развития науки. Вследствие недостатка в финансировании исчезают научные центры, разрушаются сложившиеся научные школы. Из-за мизерной зарплаты многие научные работники вынуждены покидать науку, заниматься неквалифицированным трудом. Идет «утечка мозгов» за рубеж. Перекочевавший из России интеллект ежегодно приносит западной экономике внушительные прибыли.
Это результат того, что наука, литература, искусство – вся духовная культурная сфера жизнедеятельности находится в условиях постоянного сокращения государственных ассигнований. На культуру и образование средств из госбюджета выделяется в процентном отношении меньше, чем выделялось еще в дореволюционный период. Между тем в развитых странах только на образование сегодня выделяется до трети бюджета, исходя из положения, что сейчас самые выгодные инвестиции – это инвестиции в человека, в его образование.
В различных слоях интеллигенции идет осмысление происходящих экономических, политических и социальных процессов. В процессе перехода страны к новой модели общественного устройства остро осознается потребность в адекватной для страны идеологии, системе духовных ценностей, которые могли бы сблизить людей, участвующих в возрождении России.
Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигает приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включение страны в мировое сообщество.
Распад СССР изменил положение России на международной арене. Прежде всего предстояло добиться признания России в качестве правоприемницы бывшего Советского Союза в ООН. Практически все государства признали Россию. В том числе о признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР в 1993-1994 гг. заявили страны Европейского Сообщества (ЕС). Были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.
Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира», попросив в последствии НАТО заключить с ним отдельное соглашение.
Вместе с тем Россия
не могла оставаться безучастной
к активизации попыток
В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (создан в 1949 г., объединяет 39 европейских государств), в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Однако во время событий в Чечне Россия стала подвергаться дискриминационной критике в Совете Европы, что ставило перед Россией вопрос о целесообразности ее участия в этой организации.
Динамизм международных событий потребовал от российской дипломатии постоянного маневрирования. Россия стала участником регулярных ежегодных встреч лидеров так называемой «большой семерки» – ведущих развитых государств мира, где обсуждаются важнейшие политические и экономические вопросы. В целом позитивно развиваются связи с Францией, Великобританией, Италией и особенно с Германией (после вывода российских войск в 1994 г. с территории ГДР).
Выход на партнерские отношения с США, странами Западной Европы происходит параллельно с поворотом России «лицом» к Востоку. Россия – крупная держава и центр Евразийского континента. Естественно, что ее геополитическая стратегия должна строиться на равном отношении как к странам Запада, так и Востока. Политика «евроцентризма», проводимая в годы перестройки под горбачевским лозунгом «войти в европейский дом», с настороженностью воспринималась руководителями восточных стран, вызывала недоумение у населения азиатских регионов России. Поэтому взаимные визиты глав государств России и Китая, улучшение отношений с Индией стали серьезным вкладом в улучшение международного климата, в развитие концепции многополярного мира в противовес претензиям США на установление «нового мирового порядка».
Очень важным в отношениях России и стран дальнего зарубежья, и прежде всего с США, является вопрос о роли ядерных вооружений в поддержании мира и безопасности. Хотя экономический статус России упал, но по ядерным вооружениям она еще сохраняет позиции СССР как сверхдержавы. Политических руководителей современной России на равных принимают «большая семерка», НАТО. В связи с этим ратификация в 2000 г. третьей Государственной Думой заключенного в 1992 г. между Россией и США Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ – 2) вызывает вопросы у гражданских военных экспертов, считающих, что это односторонняя уступка в пользу США. Ибо ликвидации из российского оборонительного арсенала к 2003 г. подлежат самые грозные для любого противника наземные межконтинентальные баллистические ракеты СС –18 (они базируются в почти неуязвимых шахтах и несут боевое дежурство в варианте 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения). Наличие у России этого оружия заставляет другую сторону соблюдать договоренности о сокращении ядерных запасов и противоракетной обороне.
Развиваются внешнеэкономические связи, торговля России с зарубежными странами. Западу выгодно поддерживать действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику. Наша страна поставляет нефть, газ и природные ресурсы в обмен на продовольствие и товары широкого потребления. В то же время государства Ближнего Востока, Латинской Америки, Юго-восточной Азии проявляют заинтересованность в участии России в строительстве гидростанций, металлургических предприятий, сельскохозяйственных объектов.
Отношения с государствами СНГ занимают важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В январе 1993 г. был принят Устав Содружества. На первых порах центральное место в отношениях между странами занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми странами, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории в дальнее зарубежье.
Распад СССР разрушил
традиционные экономические связи
с бывшими республиками. Товарооборот
с государствами СНГ
Российское правительство
стремится сохранить
Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызываются дискриминацией проживающего там русского населения. Во взаимоотношениях с Украиной имеется проблема Крыма, который вместе с русским городом Севастополем волюнтаристским решением Хрущева был «подарен» Украине.
Самые тесные, братские связи развиваются между Россией и Белоруссией. Между ними складываются интеграционные отношения, ведущие к образованию единого союзного федеративного государства.
Сейчас ясно, что Россия может сыграть более весомую роль в укреплении экономических, политических, культурных связей между государствами СНГ, если добьется успехов в своей внутренней политике, возрождении народного хозяйства, подъеме культуры и науки. Да и авторитет России в мире в целом может быть обеспечен стабильным развитием ее экономики и устойчивостью внутриполитической обстановки.
К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества.
Сложившаяся социально-экономическая
система была недостаточно эффективной.
Отсутствовала юридическая
В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. Смена лидеров правительства не меняла положение в стране. Не велась стратегия развития реформ в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации - республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее - причинами второй чеченской войны (август 1999 г.). 31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина. 26 марта 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин.
Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определенной этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии.
Информация о работе Становление новой российской государственности (1993-1999 г.г.)