Становление отечественной науки и системы образования в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:04, реферат

Краткое описание

Смотря на многовековую историю российского государства, мыслящий человек приходит к выводу, что хотя имперский период и был сложным, но он был результативным по своимпоследствиям. С начала XVIII до начала XX вв. (за 200 лет) Россия превратилась из некоего государственного образования с нищим и почти неграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура. В начале XX века Российская империя по основным показателям быстро нагоняла наиболее развитые государства мира, и у нее были огромные потенциальные возможности.

Содержание

I.Введение 3
II. Преобразования в системе образования Петром I 4
III.Университет, гимназия, Академия наук 6
IV.Создание Московского Университета 8
V. Создание инженерного вуза 10
VI.Создание Медико-хирургической Академии 12
VII.Заключение 14
VIII. Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

12 февраля 1799 г. император  утвердил доклад А.И. Васильева, в котором были определены главные задачи Медико – хирургической академии. Профессорам, которые 25 лет и более вели преподавательскую работу, назначалась пожизненная пенсия от казны, равная полному штатному жалованью.

 Хорошая организация  дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. Академия создавалась не на голом месте, а путем преобразования из Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ. Срок обучения в медико-хирургической академии составил 4 года. Учащиеся первого и второго классов академии именовались учениками, а третьего и четвертого – студентами. Учащимся двух последних классов присваивались права студентов Московского университета.

 Руководящим органом  Петербургской медико–хирургической  академии являлась конференция, первое заседание которой состоялось 20 октября 1800 г. Медицинская коллегия выработала инструкцию, где формулировались задачи конференции, академии и обязанности профессорско - преподавательского состава. Главная задача конференции состояла в направлении и усовершенствовании медико–хирургического просвещения.

 Заседания конференции  проходили еженедельно по субботам  в актовом зале академии. При  необходимости собирались экстренные  собрания профессоров для решения  важных вопросов. Если члены конференции приходили к мнению о целесообразности каких-либо изменений в деятельности академии, то обоснованный проект представлялся для утверждения в Медицинскую коллегию. Разрешение Медицинской коллегии требовалось также для изменения учебных планов, программ обучения и списков обязательной литературы.

 В конце 1800 г.  Медицинская коллегия утвердила  штаты и должностные оклады  постоянного состава академии. Профессорам  был установлен чин VII класса, однако размер жалованья зависел  от их специальности. Для профессоров по патологии – терапии, хирургии теоретической и практической, повивальной и врачебной судной науки (судебной медицины), анатомии – физиологии и ботаники годовое жалованье составляло 1200 руб. Для профессоров по математике – физике – 1000 руб., а по химии – 800 руб. в год.

 В помощь профессорам  назначались адъютант – профессора  с VIII классным чином и годовым  жалованьем от 500 до 450 руб. в год,  в зависимости от специальности.  При химическом театре работал  лаборант, рисовальный мастер, библиотекарь и его помощник. Максимальные должностные оклады нужно было заслужить добросовестной работой. Вновь назначенные на должности лица сначала получали сокращенные денежные оклады.

 Хозяйством академии  заведовал эконом. В его распоряжении  находились двадцать штатных хозяйственных работников. Содержание канцелярских служащих и канцелярские расходы укладывались в годовую сумму 850 руб. На ремонт зданий, покупку дров и свечей Медицинская коллегия выделяла дополнительные суммы. Надзор за поведением и обучением учащихся осуществлял инспектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Заключение

 

 Этап зарождения  отечественной высшей школы был  самым трудным и продолжительным;  он охватывал время правления  нескольких императоров – от  Петра I до Павла I. В нем можно  выделить следующие периоды и знаменательные события: предыстория высшей школы России (император Петр I), открытие Петербургского академического университета (императрица Елизавета Петровна), создание Горного училища (императрица Екатерина II), образование Медико-хирургической академии (император Павел I).

 Первый этап занял  почти сто лет, его роль трудно  переоценить в экономическом,  военно-политическом и социально-культурном  становлении Российской империи.  Благодаря созданию основ образовательной  системы, особенно высшей силы, Россия получила интеллектуальную независимость от мировых держав. В XVIII веке отечественные светские высшие учебные заведения подготовили несколько сотен высокообразованных людей, которые составили ядро новой социальной группы – интеллигенции (этот термин в России стал употребляться позже).

 Вместе с тем,  надо заметить, главным предназначением  первых высших учебных заведений  являлась подготовка квалифицированных  чиновников для государственной  службы. В конце XVIII века Московский  университет и Горное училище составляли серьезную конкуренцию специальным военно-учебным заведениям, которые считались ранее наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность разночинной молодежи изменить свой социальный статус через получение классных чинов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что закрепило их роль учебно-научных центров Российской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

 

1. Г.В.Вернадский «Русская  история» М.: Аграф, 2000г.

2. В.П.Дмитренко «История  Отечества. XX век.» М.: Дрофа, 2000г.

3. В.А.Змеев «Эволюция  высшей школы Российской империи»  М.: Эксмо-пресс, 1998г.

4. Е.С. Кулябко «М.В.Ломоносов  и учебная деятельность Петербургской  академии наук» М-Л, 1962г.

5. Т.В.Черникова «История России XVII-XVIII веков» М.: Дрофа, 2000г.

6. «Россия во всемирной  истории» под ред. О.В.Волобуева,  М.: Дрофа, 2000г.

7. «История России. XX век» под ред. М.Е.Главацкого, М.: Дрофа, 2000г.

8. «Документы и материалы  по истории Московского университета второй половины XVIII века» М. 1960. Т. 1.

9. «Высшее образование  в России. Очерк истории до 1917 года» М.: Эко, 1995г.

 

1 Г.В.Вернадский «Русская  история» М.: Аграф, 2000г., стр. 136

 

2 Т.В.Черникова «История  России XVII-XVIII веков» М.: Дрофа 2000г., стр. 57-58




Информация о работе Становление отечественной науки и системы образования в 18 веке