Становление правовой системы стран Средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:07, доклад

Краткое описание

Основной целью написания данной курсовой работы является определение особенностей городского права в странах Средневековой Европы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Определить общую обстановку в странах средневековой Европы;
2. Охарактеризовать общие черты права в странах Германии, Франции и других в эпоху средневековья;
3. Определить понятие и особенности городского права в странах средневековой Европы.

Содержание

Введение
Раздел 1. Общая характеристика государственного устройства в странах средневековой Европе
1.1 Франция
1.2 Англия
Раздел 2. Характеристика городского права стран Европы эпохи средневековья
2.1 Право Франции
2.2 Общая характеристика права Англии
Выводы
Перечень использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

237093.rtf

— 320.33 Кб (Скачать файл)

Это -- будущий суд королевской скамьи, которую короли при разъездах по стране брали с собой. В Лондоне же оставался верховный судья с другим составом судей; это -- будущий суд общих тяжб. Суд королевской скамьи рассматривал главным образом уголовные дела и контролировал деятельность других судебных учреждений; суд общих тяжб рассматривал преимущественно гражданские дела, споры между частными лицами. Появился и суд казначейства, рассматривавший дела, связанные с налоговыми вопросами. Во второй половине XII в. возникает новый институт так называемых разъездных судей, которые, будучи членами суда королевской скамьи (суда "общего права"), направлялись на места, в графства, для осуществления правосудия. Так происходила централизация суда, что способствовало унификации "общего права". члены судов "общего права назначались из числа наиболее сведущих юристов -- "серджентов". Все это сопровождалось упадком местных судов (сотен и графств) и феодальной, вотчинной юстиции. Упадку местных и феодальных судов способствовало учреждение должности мировых судей, на которых было возложено наряду с выполнением административных функций исполнение некоторых мер полицейского характера по профилактике преступлений, а также рассмотрение мелких уголовных дел. Для разбора более важных уголовных дел мировые судей графства собирались четыре раза в год на так называемые "четвертые сессии".

В королевских судах, при рассмотрении дел разъездными судьями к отправлению правосудия были привлечены присяжные заседатели, избиравшиеся из зажиточных слоев населения и принимавшие участие в рассмотрении не только уголовных, но и гражданских дел.

Суды "общего права" неохотно шли на создание новых судебных прецедентов; серьезным недостатком в их деятельности был формализм, суть которого заключалась в том, что истец мог получить защиту своего права лишь в том случае, если для защиты его права имелся соответствующий процессуальный иск, судебный приказ (writs). Поэтому на имя короля поступало от истцов множество жалоб на то, что они не могут найти защиты своих интересов в судах "общего права". Тогда появляется суд канцлера, который разбирал дела без участия присяжных заседателей11.

Несмотря на деятельность судов "общего права" и появления суда канцлера (суда справедливости), королевский совет, который в XV в. стал именоваться Тайным советом, продолжал сохранять юрисдикцию (отчасти апелляционную, отчасти суда первой инстанции по уголовным и гражданским делам). Тайный совет рассматривал дела также без участия присяжных заседателей.

Появляются в портовых городах адмиралтейские суды, которые в XV в. были заменены высшим судом адмиралтейства, где рассматривались гражданские и уголовные дела, связанные с мореплаванием.

Высшим судом в Англии являлся парламент в лице палаты лордов, в которой рассматривались жалобы на решения судов "общего права" и суда канцлера. В качестве суда первой инстанции палата лордов рассматривала дела по обвинению своих членов в государственной измене и тяжком уголовном преступлении (фелонии), а также дела по обвинению высших сановников в должностных преступлениях. Обвинения в этих случаях возбуждались нижней палатой -- палатой общин и вся эта процедура называлась "импичментом".

В отличие от прокуратуры в Англии сравнительно рано возник институт адвокатуры, которые подразделялись на две группы: барристеров, занимавшихся преимущественно выступлениями на суде, и атторнеев и солиситоров -- ходатаев по делам, занимавшихся подготовкой этих дел для судебного рассмотрения.

Серьезной реформой порядка судопроизводства явилось, как уже указывалось появление присяжных. Присяжные в первоначальной форме выступали в качестве сведущих людей, дававших показания под присягой о тех или иных фактах, составлявших предмет спора. Затем присяжные получили в известной мере право расследования; при этом суды выносили решения с учетом данных, добытых путем показаний присяжных. В конце XII в. при Генрихе II всякому свободному человеку было предоставлено право требовать расследование своего дела через посредство присяжных. При этом расследование через присяжных было применено прежде всего в области гражданского судопроизводства (в делах о праве собственности на землю).

Последующая эволюция института присяжных состояла в том, что присяжные из сведущих лиц стали судьями, выносившими решение по гражданским делам на основании данных, полученных при рассмотрении дела.

Мировые судьи (единолично или на малых сессиях) предварительно знакомились с собранными доказательствами.

В случае признания обвиняемым своей вины суд сразу же выносил приговор; если признания вины не последовало, то составлялось малое жюри, после чего обвинитель излагал сущность обвинения. Это было началом судебного рассмотрения, в ходе которого допрашивались свидетели и рассматривались другие доказательства во делу. После выступления обвиняемого или его защитника судья обобщал доказательства, предоставленные сторонами, и обращался с напутственными словами к малому жюри, которое и решало вопрос о виновности по внутреннему убеждению.

Что касается гражданского судопроизводства, то в судах "общего права" защита притязаниям истца предоставлялась лишь в том случае, если имелся соответствующий процессуальный иск. Процесс носил состязательный характер. И здесь вопрос решался с участием присяжных. По окончании судебного следствия судья обращался с напутственным словом к присяжным заседателям, в котором излагал суть спора, обобщал представленные доказательства, а также разъяснял законы и прецеденты, относящиеся к данному делу. После этого присяжные выносили вердикт (по внутреннему убеждению с соблюдением принципа единогласия), на основании которого суд принимал решение12.

 

 

Выводы

 

Наиболее яркими странами средневековой Европы были Англия и Франция. На их примере и рассмотрим государственное устройство и городское право в Европе этого периода.

Во Франции короли раздавали иммунитетные грамоты. Владелец ее приобретал административную и судебную власть над жителями данной местности. На этой территории без разрешения сеньора не мог появиться даже чиновник короля. Иммунитетные грамоты дали их обладателям возможность применять внеэкономическое принуждение к крестьянам. Герцоги, графы зачастую уклонялись от выполнения своих вассальных обязанностей перед королем. В лучшем случае они считались с королем, как с первым среди равных пэров.

Ришелье создал прочную систему местного управления, находящуюся под строгим контролем центра. Не отменяя прежней пестроты территориального деления, он ввел наряду с ним новое деление на 34 округа, получившие название интендантских. В каждый из таких округов направлялись наделенные широкими полномочиями представители центральной власти -- "интенданты его величества короля по делам полиции, суда и финансов". Интенданты непосредственно подчинялись первому министру и не ограничивались в своей деятельности вопросами полицейского, судебного и финансового характера, а вмешивались и в другие дела местной администрации.

Нормандское завоевание резко форсировало процесс феодализации. Захватив Англию, Вильгельм произвел конфискацию владений местной знати. Старая английская знать была сметена. Среди его крупных вассалов не было ни одного англосакса.

С усилением централизации и королевской власти возросло значение королевских ордонансов. Основным фактором, вносившем единство в феодальное право Франции, являлась рецепция римского права, которое пользовалось значительным авторитетом не только на юге страны, но и в области обычного права.

Единое английское "общее право" (common Law) стало образовываться лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами.

Таким образом, городская власть и право в Англии были более развиті, чем во Франции.

Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские Правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Основным источником становится обычное (кутюмное) право.

С ростом городов, увеличение численности их населения, с развитием товарно-денежных отношений происходит рецепция римского права. В связи с этим Франция как бы делилась на две части: юг назывался страной писаного (римского) права, север -- страной обычного права.

 

 

Перечень использованных источников

 

  1. Всеобщая история государства и права / за ред. К.И. Батиря. - М. 1998,
  2. Батир К.І. Історія держави та права Франції 1789-1794 р.р. - видавництво ЛЮЗІ, 1984 р. С. 158
  3. Галана П.Н. Феодальное государство и право. - М., 1963,
  4. Графський В.Г. Всеобщая история права и государства - М., 2000,
  5. История государства и права зарубежных стран / под ред. Крашенниниковой, Жидкова в 2-х томах - М., 1998,
  6. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство. - М., 1967,
  7. Ливанцев К. Е. История средневекового государства и права, Санкт-Петербург2000
  8. Макарчик В.С. Історія держави і права зарубіжних країн. - К., 2000,
  9. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах, М., 1998,
  10. Прокопьев В.П. История германской государственности Х-ХУІІ вв. - Калининград, 1984,
  11. Федоров К.Г. Історія держави і права зарубіжних країн. _ К., 1994,
  12. Чернилевский З.М. Всеобщая история государства и права. - 1996,
  13. Хрестоматія по всеобщей истории государства и права зарубежніх стран / под ред. Чернилевского З.М. - М., 1984.
  14. Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн. - К., 1996,
  15. Шевченко О.О. Хрестоматія з історії держави і права зарубіжних країн. - К., 1995,
  • 1 Федоров К.Г. Історія держави і права зарубіжних країн. _ К., 1994,

    2 Чернилевский З.М. Всеобщая история государства и права. - 1996,

    3 Ливанцев К. Е. История средневекового государстьва и права,  Санкт-Петербург2000

    4 Всеобщая история государства и права / за ред. К.И. Батиря. - М. 1998,

    5 Всеобщая история государства и права / за ред. К.И. Батиря. - М. 1998,

    6 Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство. - М., 1967

    7 Шевченко О.О. Хрестоматія з історії держави і права зарубіжних країн. - К., 1995,

    8 Графський В.Г. Всеобщая история права и государства - М., 2000,

    9 Макарчик В.С. Історія держави і права зарубіжних країн. - К., 2000,

    10 История государства и права зарубежных стран / под ред. Крашенниниковой, Жидкова в 2-х томах - М., 1998,

    11 Чернилевский З.М. Всеобщая история государства и права. - 1996,

    12 Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн. - К., 1996,

     


     



    Информация о работе Становление правовой системы стран Средневековой Европы