Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:34, реферат
Краткое описание
Общие и особенные черты становления и развития феодального государства во Франции мы рассмотрим на основе трех вышеперечисленных исторических периодах. В начале мы рассмотрим основные принципы устройства феодального государства , ступеней его становления, как особой общественно-экономической формации. Также мы попытаемся проанализировать значение существования феодального государства на дальнейший ход исторических событий во Франции в процессе становления цивилизованного, демократического государства.
Содержание
Введение I. Становление феодального государства во Франции I. Франция в период сеньориальной монархии а) Государственный строй б) Правовое положение основных групп населения III. Сословно-представительная монархия во Франции а) Государственный строй б) Первый представительный орган - Генеральные Штаты. IV. Абсолютизм во Франции Заключение
Отношения между вассалом и сеньором
строились на основе договора, однако,
стороны не занимали одинакового правового
положения. Договор вассалитета содержал
строгую систему иерархий и зависимостей,
то есть получатель земельного надела
(вассал) признавал верховенство сеньора.
Договор заключался публично, с большой
помпезностью и с помощью тщательно разработанных
обрядов.
В вассальных договорах строго закреплялись
обязанности сторон, заключавших договор.
Например, сеньор обязывался обеспечивать
безопасность и защиту вассалу и переданного
ему участка земли, а вассал должен был
нести определенную, прежде всего, воинскую
повинность, срок несения повинности,
как правило, был не более 40 дней в год.
Также вассал обязан был участвовать в
судебных разбирательствах своего сеньора.
Кроме того, “предполагалось” что вассал
должен выплачивать выкуп за сеньора,
дарить подарки при посвящении старшего
сына сеньора в рыцари, при выходе замуж
старшей дочери сеньора и т.д.
Первоначально вассальные договоры считались
на срок жизни сторон и носили персональный
характер. Затем обязанности и земля начали
передаваться по наследству. Таким образом,
феод начал утверждаться как основная
форма земельной собственности уже к XI
веку.
Договор вассалитета мог прекращать
свое действие, если вассал не выполнял
своих обязательств и нарушал клятву верности
сеньору. Однако из-за того, что юридический
механизм разрешения споров в суде сеньора
был недостаточно эффективен, и крупные
вассалы, обладавшие собственной военной
силой, просто-напросто не подчинялись
решениям суда. Это приводило к многочисленным
распрям и военным конфликтам между феодалами.
О положении крестьян надо заметить отдельно.
Зависимые крестьяне делились на две основные
группы: сервы и вилланы. Еще в IX-XI веках
происходит окончательное формирование
класса феодально-зависимых крестьян.
Подавляющее большинство крестьян превращается
в сервов, правовой статус которых был
в определенной степени был унаследован
от рабства. Сервы платили шеваж (подушная
подать), ежегодный оброк, выполняли барщину.
Однако личная зависимость сервов не
привела к превращению их (сервов) в крепостных
людей. Объем их повинностей, как правило,
регулировался правовыми обычаями. Серв
мог продать свой надел или просто уйти
от сеньора, так как во Франции не было
общегосударственного сыска беглых крестьян.
Вилланы считались лично свободными
держателями земли, принадлежащей феодалу.
Вилланы уплачивали сеньору талью (оброк),
размер которого также фиксировался обычаем,
но был более легким, чем у сервов. До XII
века вилланы уплачивали и шеваж, но он
рассматривался как оказание чести сеньору.
Как и все сельские жители, они должны
были получать у сеньора (выкупать за плату)
формарьяж - разрешение на женитьбу. С
XII века большая часть вилланов освобождается
от этой обязанности, просто внеся единовременную
выкупную плату. В это же время начинают
выкупать лежащую на них обязанность уплачивать
сеньору специальный взнос (менморт) при
получении ими земельных участков по наследству.
Все крестьянское население было обязано
соблюдать феодальные монополии земельных
собственников (баналитеты): печь хлеб
в пекарне сеньора, жать виноград в его
винодельне и т.д. Освободиться от этой
обязанности крестьянин мог только отдавая
часть своей продукции сеньору.
Сословно-представительная
монархия.
Дальнейший рост городов и товарного
производства повлек за собой не только
рост численности и активности городского
населения. Он вызвал перестройку традиционного
феодального хозяйства форм эксплуатации
крестьянства. В связи с развитием товарно-денежных
отношений феодалы начинают заменять
часть натуральных повинностей и платежей
денежным оброком. Для сеньора предпочтительным
становиться лично свободный крестьянин-держатель
наследственного земельного надела –
цензивы. Это вызвано тем, что в это время
в Европу хлынул поток товаров с Востока,
они были безумно дороги, но феодалы быстро
привыкли к роскоши. К XIV веку в большей
части Франции исчезает серваж. Основная
масса крестьянства представляет собой
лично свободных цензитариев, обязанных
платить сеньору денежную ренту (ценз).
Во время Столетней войны с Англией было
произведено много конфискаций земель
крупных феодалов, изменивших французскому
королю. Эти земли были розданы мелким
и средним феодалам, активно поддерживавшим
королевскую власть.
В XIV-XV веках во Франции завершилась перестройка
сословного строя, выразившаяся во внутренней
консолидации сословий.
Первым сословием во Франции считалось
духовенство. Было признано, что французское
духовенство должно жить по законам королевства
и рассматриваться как составная часть
французской нации.
Вторым сословием в государстве являлось
дворянство, хотя фактически в XIV-XV веках
играло ведущую роль в социальной и политической
жизни Франции. Это сословие объединило
всех светских феодалов, которые рассматривались
теперь не просто как вассалы короля, а
как его слуги.
К XIV-XV векам в основном завершилось и
формирование “третьего сословия”, которое
пополнялось за счет быстрорастущего
городского населения и увеличения крестьян-цензетариев.
Это сословие было весьма пестрым по классовому
составу, и практически объединяло в себе
все трудовое население и формирующуюся
буржуазию.
В начале XIV века во Франции на смену сеньориальной
монархии приходит новая форма феодального
государства – сословно-представительная
монархия. Становление сословно-представительной
монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным
для данного периода процессом политической
централизации (уже к началу XIV было объедено
ѕ территории страны), дальнейшим возвышением
королевской власти, ликвидацией самоуправства
отдельных феодалов. Сеньориальная власть
феодалов по существу утратила большую
часть своего самостоятельного политического
характера.
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство,
а также посредством расширения круга
дел, составляющих “королевский случай”,
существенно ограничивалась феодальная
юрисдикция. В XIV веке была предусмотрена
возможность апелляции на любое решение
судов отдельных феодалов в Парижский
парламент, и этим окончательно был разрушен
принцип, согласно которому сеньориальная
юстиция считалась суверенной.
Большую роль в юридическом обосновании
ликвидации сеньориальных прав феодалов
и возрастания авторитета и политического
веса короля сыграли легисты - выпускники
юридических факультетов средневековых
университетов, активно поддерживающих
власть короля. Со ссылкой на принципы
римского права легисты утверждали, что
король сам является верховным законом,
а следовательно, может создавать законодательство
по своей воле. К началу XIV века окончательно
оформляется построенный на политическом
компромиссе, а поэтому не всегда прочный
союз короля и представителей разных сословий,
в том числе и третьего. Политическим выражением
союза короля и представителей различных
сословий, в котором каждая из сторон имела
свои специфические интересы, стали особые
сословно-представительные учреждения
(собрания сословного представительства)
– Генеральные Штаты и
провинциальные штаты. Впервые общефранцузское
собрание сословий было созвано в 1302 году10. Его стали называть Генеральными
Штатами в отличие от штатов (собраний)
в отдельных провинциях.
Каждое сословие было представлено отдельной
палатой. Все вопросы рассматривались
Генеральными Штатами раздельно по палатам.
Решение выводилось простым большинством
голосов. Окончательное утверждение решения
проводилось на совместном собрании всех
палат, причем каждая палата имела только
один голос. Таким образом, привилегированные
сословия (духовенство и дворянство) всегда
имели гарантированное большинство11. Периодичность созыва Генеральных
Штатов не была установлена. Этот вопрос
решал сам король в зависимости от обстоятельств
и политических соображений. Вопросы выносимые
на рассмотрение Генеральных Штатов, и
продолжительность их заседаний определялась
королем. Они созывались, чтобы выразить
позицию сословий в связи с объявление
королем войны, переговорами о миле, заключением
договоров, обострением конфликтов с Папой
Римским и так далее. Король запрашивал
мнение Генеральных Штатов по ряду законопроектов,
хотя формально их согласие на принятие
королевских законов не требовалось. Но
чаще всего причиной созыва Генеральных
Штатов была потребность короля в деньгах,
и он обращался к сословиям с просьбой
о финансовой помощи или разрешении на
очередной налог, который мог
собираться только в пределах одного года.
Лишь в 1439 году королем Карлом VII было получено
согласие на взимание постоянной королевской
тальи. Но если речь шла об установлении
каких-либо дополнительных налогов, то
как и прежде требовалось согласие Генеральных
Штатов.
Королевская власть почти всегда добивалась
от Генеральных Штатов нужного ей решения.
Однако, это не значило бесконфликтного
подчинения велениям короля. Наиболее
острый конфликт между Генеральными Штатами
и королевской властью произошел в 11357
году. В момент восстания горожан в Париже
и пленения англичанами короля Иоганна.
Генеральные Штаты, в работе которых главным
образом приняли участие представители
третьего сословия, выдвинули программу
реформ, получившую название Великий Мартовский
Ордонанс. Взамен предоставленных королевской
власти субсидий, они потребовали, чтобы
сбор и расходование денег производились
самими Генеральными Штатами, которые
должны собираться три раза в год и без
созыва короля. Были избраны генеральные
реформаторы, которые наделялись полномочиями
контролировать деятельность королевской
администрации, увольнять отдельных чиновников
и наказывать их вплоть до применения
смертной казни. Однако, попытка Генеральных
Штатов оставить за собой постоянные финансовые,
контролирующие и законодательные функции
не имела успеха. Вскоре после подавления
в 1358 году крестьянского восстания Жакерии
и Парижского восстания королевская власть
отвергла все требования, которые содержались
в Великом Мартовском Ордонансе.
Власть короля распространялась на территорию,
почти равную современной Франции12. С точки
зрения правящих кругов, Генеральные Штаты
выполнили предназначенную им роль. Начиная
с XV века, Генеральные Штаты практически
перестают созываться.
Возникновение сословно-представительной
монархии и постепенная концентрация
политической власти в руках короля не
подвергли центральные органы управления
существенной реорганизации. Важное место
в системе центрального управления занял
созданный на базе королевской курии Большой
совет (с 1413 по 1497 год). В этот совет входили
легисты, а также 24 представителя высшей
светской и духовной знати (принцы, пэры
Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался
один раз в месяц, но его полномочия носили
исключительно совещательный характер.
Стремясь к централизации местного управления,
короля вводит новые должности губернаторов.
Они назначались в бальяжах, заменяя бальи
и получая более широкие полномочия: запрещать
строить новые замки, не допускать частных
войн и т.д.
В XV веке появляются такие должностные
лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые
обычно из принцев крови и знатного дворянства.
Обычно они управляли группой бальяжей
или административным округом, который
в конце XV века начал называться провинцией.
Централизация на местах затронуло и
городскую жизнь. Короли часто лишали
города статуса коммун, изменяли ранее
изданные хартии, ограничивали права горожан.
Над городами была установлена система
административной опеки.
1445 году получив возможность
взимать постоянный налог (королевскую
талью), король Карл VII организует
регулярную королевскую армию
с централизованным руководством
и четкой системой организации.
По всему государству были
расквартированы постоянные гарнизоны,
которые были призваны пресекать
любые попытки феодальной смуты.
Королевская администрация проводила
политику унификации и в судебном деле,
несколько ограничивая церковную и вытесняя
сеньориальную юрисдикцию.
Мелкие судебные дела решал прево, но
дела о серьезных преступлениях (так называемые
королевские случаи) рассматривались
в суде бальи, а в XV веке в суде под председательством
лейтенанта. В суде бальи принимали участие
местное дворянство, королевский прокурор.
Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты
назначались и увольнялись по усмотрению
короля, вся судебная власть находилась
в руках короля и его администрации. Выросла
роль Парижского парламента, члены которого
с 1467 года стали назначаться не на один
год как раньше, а пожизненно. Парламент
превратился в высший суд по делам феодальной
знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией
по судебным делам любой важности.
Наряду с осуществлением чисто судейских
функций, парламент в первой половине
XIV века приобретает право регистрации
королевских ордонансов и других королевских
документов. С 1350 года регистрация королевских
актов становится обязательной. Низшие
суды и парламенты других городов при
вынесении своих решений могла использоваться
только зарегистрированными королевскими
ордонансами.
Сословно-представительная монархия
служила интересам основной массы феодалов.
Она была важным этапом на пути политического
объединения страны. В этот период власть
вотчинников-сеньоров ослабла, так как
основные функции подавления крестьян
перешли общегосударственным органам.
Генеральные Штаты полностью утратили
былое значение в период абсолютной монархии.
Вместо Генеральных Штатов король стал
созывать Совет Нотаблей. В нем заседали
высшие представители трех сословий. Формально
решение Совета Нотаблей не было обязательным
для короля. Однако он был вынужден считаться
с мнением знати. С согласия нотаблей стали
вводиться новые налоги, которые собирались
чиновниками короля. Появилась многочисленная
армия.
По мере усиления власти королевской
власти централизовалась система местного
управления.
Абсолютная монархия.
К середине XVI века почти вся территория
страны находилась под властью короля.
Франция становилась самой крупной европейской
державой.
Неизбежным результатом развития капиталистического
уклада и начавшегося разложения феодального
сословного строя было становление абсолютизма. Как указывал
Карл Маркс, феодальное государство принимает
форму абсолютной монархии: “в переходные
периоды, когда старые феодальные сословия
приходят в упадок, а из средневекового
сословия горожан формируется современный
класс буржуазии, и когда ни одна из противоборствующих
сторон не взяла верх”13.