Становление централизованного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

С появлением государства роль и место первых еще примитивных форм местного самоуправления в организации жизни общества и в системе власти начало резко меняться. Для местного самоуправления начался длительный на протяжении столетий и тысячелетий период поиска своего «места» в государственном устройстве.
Историко-правовое изучение взаимоотношений государства и местного самоуправления необходимо, прежде всего, с методологической точки зрения. Существующее положение во многом является следствием политико-правового прошлого

Содержание

Введение …………………………………………………………3
1. Становление централизованного государства.....…….……..5
2. Реформа управления Петра I ………………………….……..6
3. Реформы Екатерины II ……………………………………….7
4. Правительство Александра II…………………………..…….9
5. Реформы 1917 года. Столыпин……………..……………….13
6. РОССИЯ XX век……………………………………………..17
Заключение……………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

+Историко-правовое зарождение местного самойправления.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

Закон содержит специальную  статью 62 «О формировании правовой основы местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом». В ней содержатся положения, адресованные Правительству Российской Федерации, о разработке и представлении на рассмотрение Государственной Думе: 
·        проектов федеральных законов, обеспечивающих приведение законодательства Российской Федерации, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с данным Федеральным законом; 
·        проектов законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления; 
·        проектов законодательных актов, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. 
 
Четвертый период: 6 октября 2003 г. был принят ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Новый закон затрагивает гораздо более широкий круг отношений в данной области и регулирует их конкретнее, чем прежний. Его объем в три раза превышает ранее действовавший акт. Хотя Закон по-прежнему является рамочным, он непосредственно и исчерпывающим образом решает многие вопросы организации местного самоуправления, определяет пределы полномочий самоуправленческих структур, права граждан на участие в местном самоуправлении.

По своему замыслу новый  закон должен стать единственным правовым документом, определяющим на федеральном уровне общие принципы организации местного самоуправления. Если раньше эти принципы могли регулироваться и другими федеральными законами, то теперь все сосредотачивается  в одном акте.

Существенная характерная  черта нового правового документа  состоит в том, что он централизовал  нормативное регулирование ряда вопросов местного самоуправления, переведя его с регионального на федеральный  уровень.

Таким образом, ФЗ РФ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 6 октября 2003 г., является четвертым, если первым считать Закон  СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства  в СССР». 
На данном этапе происходит дальнейшее формирование правовых основ местного самоуправления в РФ. В частности, перечень вопросов местного значения был расширен ФЗ РФ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» от 29.12.2004 г. статья 15.

21.07.2005 г. были приняты  ФЗ РФ «О государственной регистрации  уставов муниципальных образований»  и ФЗ РФ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд». 
02.03.07 г. принят ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ».

В соответствии со ст. 83 ФЗ РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», закон  в полном объеме вступает в силу с 1 января 2009 года. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается  переходный период. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исторического  развития местного самоуправления и  государства в России, можно сделать  следующие выводы.

Ретроспективный анализ законодательства о местном самоуправлении в России способен оказать значительное содействие успешному полноценному развитию муниципальной  власти как одной из форм народовластия, повышению значимости власти у населения, доверия к ней, и, как следствие, заинтересованности в эффективности управления и, главное, желании участвовать в его осуществлении на той территории, на которой проживает конкретный гражданин нашего государства.

 

 Местное самоуправление было свойственно человеческому обществу на самых ранних стадиях его развития. До возникновения раннего государства не что иное, как институты самоуправления, нашедшие свое выражение в самых разных социальных формах и проявлениях, оставались главными элементами системы управления обществом. В российском обществе местное самоуправление имеет глубокие исторические корни и всегда играло немаловажную роль в формировании и укреплении российской государственности, начиная с первых государственных образований на территории Древней Руси, в управлении обществом и влиянием на судьбы людей. И, несмотря на то, что оно не всегда было признано на уровне высших законодательных актов государства, тесно взаимодействовало с государственными органами. Однако современное российское общество при реформировании местного самоуправления в силу объективных исторических и социально-экономических причин, а где-то и субъективных факторов, не имеет возможности в полной мере воспользоваться опытом развития местного самоуправления ни из своего прошлого, ни из опыта других стран.

 На основе анализа  действовавшего и современного  законодательства о местном самоуправлении, сохранившихся документальных источников, научных трудов предложено выделять  следующие периоды законодательного регулирования местного самоуправления в России:

1) общинное самоуправление  в догосударственный период общественного развития России, а также самоуправление в период образования и развития централизованного государства - до середины XVI века;

2) местное управление  и самоуправление в периоды  становления и развития сословно-представительной  и абсолютной монархии вплоть  до отмены крепостного права  - середина XVI века - 60-е годы XVIII века;

3) всесословное земское  и городское самоуправление в  дореволюционной России - 60-е годы XVIII века - 1917 год;

4) советский период развития  местного государственного управления -1917- 1993 год;

5) постсоветский период  развития муниципальной власти  — с 1993 года.

 

 В Древней Руси общинное  местное самоуправление возникло  в качестве естественной потребности  общества и отличалось всеобщностью  и самостоятельностью. При этом  община основывалась на двух  началах: территориально-хозяйственной  общности и наличии родоплеменных  связей, и представляла собой  замкнутую социальную систему,  призванную организовывать все  виды жизнедеятельности человека. В тоже время общинное местное  самоуправление удельной Руси  носило не юридический, а фактический  характер, основываясь, как правило,  на сложившихся юридических обычаях  и традициях. Организация местного  управления упрощалась за счет  так называемых «иммунитетов»  в соответствии с выдаваемыми  боярам—вотчинникам жалованными  грамотами. Все остальные части  княжества управлялись по старинной  системе «кормления». Такая система  местного управления и самоуправления  просуществовала практические без  изменения до момента собрания  удельной Руси Москвой.

 

Важной вехой в истории  развития местного самоуправления на Руси явились реформы XVI века, когда  старинная система «кормлений»  сменилась специальными органами самоуправления - губными и земскими учреждениями, более «демократичными» и учитывающими интересы местного населения. Ранее  существовавшие, юридически не оформленные и развивавшиеся исключительно на основе правового обычая формы общественного устройства были возведены в ранг признанных законом общественных институтов и приспособлены к общему механизму государственного управления. При этом губные органы вводились в действие не общим указом, а отдельными грамотами, определявшими в общих чертах состав, структуру и компетенцию новых учреждений. Фактический объем полномочий губных органов был намного шире официально определенного. В тоже время наряду с ними существовала приказно-воеводская система, стремившаяся подчинить себе эти самоуправляющиеся начала.

 

Преобразования времен Петра I, призванные укоренить в России несвойственные русской традиции и  исторической практике политико-правовые ценности Запада: ландраты (название, структура и полномочия которых были заимствованы из практики аналогичных органов при присоединении к России Остзейского края), провинции и дискриты (шведский образец), не могли получить поддержки населения, так как подводили черту под многовековой историей самобытного, чисто русского самоуправления, и свелись, в конечном счете, к бюрократическому правлению с минимальным общественным участием. Заимствование Петром иностранного опыта не привело к желаемым им целям, в тоже время, показав его преемникам самобытность Русского государства и необходимость учета собственного исторического опыта развития.

 

Местные учреждения в период царствования Екатерины II были тесно  взаимосвязаны с сословным строем и были основаны на самоуправлении, но не земском, а исключительно сословном. Основные принципы екатерининской реформы: децентрализация, избрание на должности, относительная самостоятельность суда. И хотя реформы Екатерины II оказали значительно большее влияние на повышение эффективности территориального управления, чем реформы Петра I, местное самоуправление времен Екатерины во многом постигла та же участь, что и введенные Петром ландраты.

 

В целях совершенствования  современного избирательного законодательства следовало бы воспользоваться опытом Городового положения 1870 года в части введения в соответствии с частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничений пассивного избирательного права для лиц, на которых числится недоимка по уплате налогов и сборов, а также совершивших порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию поступки.

 

 Самоуправление в Российской  империи второй половины XIX —  начала XX веков являлось существенным  элементом политической системы  и имело довольно прочные позиции.  Условия развития самоуправления  в данный период были более  благоприятными, чем в современной  России. Во-первых, наличие традиционных  общинных форм самоуправления  показало, что у населения имеются  некоторые навыки совместного  решения групповых проблем; во-вторых, в сочетании с институтами  территориального самоуправления  оно давало мощный толчок развитию  гражданского общества. Население  стремилось и, что самое главное,  желало участвовать в решении  местных, непосредственно их касающихся  дел, чему в немалой степени  способствовали относительная бюджетная  самостоятельность и заложенная  возможность самофинансирования.

 

В период существования советской  власти вопрос о местном самоуправлении не был актуален, поскольку вся  организация власти была связана  с необходимостью жесткого централизованного  управления всеми экономическими и  социальными процессами в стране. В тоже время современным законодателям следовало бы воспользоваться положительным опытом того времени в части проведения кодификационных работ, а также регламентации целей, процедуры и порядка разрешения споров при самообложении населения, возможность которого предусмотрена и действующим законодательством.

Подводя промежуточные итоги  реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует  отметить, что желаемые результаты так и не достигнуты. Во многом это  обусловлено очень слабой материально-финансовой базой местного самоуправления, все  еще ощущающимся «кадровым голодом», незаинтересованностью органов  местного самоуправления в изыскании  дополнительных доходов в результате недостатков установленной федеральным  законодательством схемы межбюджетных отношений и системы бюджетного выравнивания, недостаточностью муниципального имущества, отстраненностью местного населения от самостоятельного и под свою ответственность решения насущных проблем на территории своего муниципального образования, узостью полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления вследствие чего невозможно учитывать особенности отдельных регионов и сформировавшиеся исторически устоявшиеся национальные традиции. Таким образом, для преодоления проблем, стоящих перед российским государством, необходимо решить следующие задачи: обеспечить защиту прав и свобод человека; создать рыночную экономику; сформировать институты гражданского общества и сильную государственную власть; обеспечить развитие местного самоуправления; добиться эффективного сочетания единого управления государством с высоким самоуправлением его частей.

 

В заключение следует отметить, что законодательство о местном  самоуправлении в России - сложное, актуальное и многогранное явление, которое требует своего дальнейшего  детального изучения со стороны правовой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1).  Хабибулин А.Г. Историко-правовой экскурс форм проявления относительной самостоятельности государства // Актуальные проблемы теории государства. Межвузовский сборник научных трудов. – Уфа. Уфимский юридический институт МВД РФ. 1998. С.11.

Информация о работе Становление централизованного государства