Стивен Коэн "Можно ли было реформировать Советскую систему?"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:06, статья

Краткое описание

Из всех российских «проклятых» вопросов XX века один продолжает терзать нацию и в XXI веке:
Почему погиб Советский Союз, или, как иногда называют его националисты, «Великая Россия»? С декабря 1991 г. российские ученые, политики и общественность не перестают спорить по этому вопросу, в то время как у большинства западных комментаторов уже готов ответ: Советская система была нереформируема и, следовательно, обречена из-за присущих ей неисправимых дефектов.

Вложенные файлы: 1 файл

08_koen.pdf

— 203.48 Кб (Скачать файл)
Page 1
[Это] вопрос вопросов. Леон Оников
Можно ли было
реформировать
Советскую систему?
1
Стивен Коэн
И
з всех российских «проклятых»
вопросов XX века один продол-
жает терзать нацию и в XXI веке:
Почему погиб Советский Союз, или, как
иногда называют его националисты, «Ве-
ликая Россия»? С декабря 1991 г. российские ученые, политики и обще-
ственность не перестают спорить по этому вопросу, в то время как у боль-
шинства западных комментаторов уже готов ответ: Советская система
была нереформируема и, следовательно, обречена из-за присущих ей неис-
правимых дефектов.
Но, учитывая те исторические перемены в сторону демократии и рын-
ка, которые произошли за шесть лет правления Михаила Горбачева в 1985-
1991 гг. и которые выходили далеко за рамки простой либерализации,
допускаемой самыми «оптимистичными» прогнозами некоторых совето-
логов, была ли она действительно нереформируемой? Разумеется, в то вре-
мя такой единодушной уверенности в этом не было. Западные правительс-
тва, включая США, практически до самого конца думали и надеялись, что
руководство Горбачева может привести к реформированию Советского
Союза. (Я должен подчеркнуть, что дело здесь не в реформаторской роли
Горбачева, а в способности системы к фундаментальному изменению.) В
то время как сегодня ученые «пессимисты», вслед за большинством сове-
Стивен Коэн — профессор россий-
ских исследований в Нью-йоркском
университете и почетный профессор
политических наук в Принстонском
университете.
gorbachev.indd 24
gorbachev.indd 24
03.03.2005 17:29:23

Page 2

25
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
тологов, твердят, что советскую систему невозможно было реформировать
и, следовательно, Горбачев потерпел поражение, многие исследователи в
период перестройки считали само собой разумеющимся, что «системные
изменения возможны в советском контексте». Один американский эко-
номист, которому суждено было вскоре стать главным экспертом Белого
дома по советским проблемам, выразился даже более выспренне: «Можно
ли реформировать советский социализм? Конечно, можно, и он уже ре-
формируется».
Почему же тогда так много специалистов, принадлежащих к разным по-
колениям и исповедующих разные научные убеждения, твердят, начиная
с 1991 г., что «СССР невозможно было реформировать», что он был «фун-
даментально, структурно нереформируемым», а выражение «советская
реформа» вообще есть «противоречие в понятии, вроде горячего снега»,
и, следовательно, Горбачев просто «не сумел реформировать нереформи-
руемое»? И еще более непонятно, почему они так настойчиво утверждают,
словно не желая возвращаться к этой теме, что на этот глобальный исто-
рический вопрос «уже дан ответ»? Понять их мотивацию непросто еще
и потому, что сама формулировка: «врожденная нереформируемость со-
ветского коммунизма», — является одной из худших в литературе. В неко-
торых случаях объяснение являет собой простую тавтологию, как у того
французского советолога, который не представлял, что «советская систе-
ма может реформировать себя во что-то принципиально иное, не перестав
при этом быть советской системой».
На самом деле, не существует ни теоретических, ни концептуальных
оснований утверждать, что советская система была нереформируемой и,
значит, как стало принято говорить, «обреченной» с самого начала гор-
бачевских реформ. Если вопрос сформулировать должным образом, без
традиционного идеологического подхода, и тщательно изучить в свете тех
изменений, которые действительно произошли, особенно в период 1985-90
гг., то есть, до того как кризисы дестабилизировали страну, то окажется,
что она была замечательно реформируемой. Но для того чтобы задать воп-
рос правильно, нам нужно точно представлять себе, что такое реформа и
что такое советская система.
В универсальном понимании, реформа есть не просто изменение, но
изменение, которое ведет к улучшению жизни людей, обычно за счет рас-
ширения рамок их политической или экономической свободы, или и того,
и другого вместе. Это не революция или тотальная трансформация су-
ществующего порядка, а постепенные, пошаговые улучшения в широком
историческом, институциональном и культурном измерении системы. Ут-
gorbachev.indd 25
03.03.2005 17:29:23

Page 3

26
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
верждения, что «настоящая реформа» должна быть быстрой и полной, ко-
торые так часто можно встретить в работах советологов, вычеркивают из
разряда «настоящих», к примеру, исторически значимое, но постепенное,
в течение десятилетий, расширение избирательных, гражданских и соци-
альных прав в Великобритании и США, а также американский «новый
курс» 1930-х гг. Следует, к тому же, помнить, что реформа не всегда и не
обязательно означает демократизацию и маркетизацию, хотя в настоящее
время это все чаще оказывается именно так.
В таком понимании исторически неверно утверждать, что советская
система была нереформируемой, что у нее были только «неудачные попыт-
ки реформ». Новая экономическая политика в 1920-е годы существенно
расширила экономическую и, в меньшей степени, политическую свободу
большинства граждан СССР, а политика Хрущева привела к ряду положи-
тельных и долговременных изменений в 1950-60-е годы. Многие западные
специалисты явно полагают, что это был предел возможностей советских
реформ, указывая на то, что даже проповедуемый Горбачевым демокра-
тический социализм был уже не совместим с оправдывающими систему
антидемократическими историческими иконами — Октябрьской револю-
цией и Лениным.
Но этому утверждению также не хватает сравнительной перспективы.
Французы и американцы со временем изменили образы своих националь-
ныхреволюций,стемчтобыонисоответствовалисовременнымценностям.
Почему же российская демократическая нация не могла бы со временем
простить Ленина и других основателей советской системы, которые все-
таки были приверженцами демократии, хотя и подавляли ее? Простить
как продукт своей эпохи, сложившейся под влиянием беспрецедентного
до 1914 г. насилия Первой мировой войны— ведь простили же американ-
цы своим отцам-основателям их рабов. (Соединенными Штатами почти 50
лет руководили президенты-рабовладельцы, а не имевшие рабов сторон-
ники рабства — и того больше; труд рабов использовался даже при строи-
тельстве Капитолия и Белого дома). На самом деле, подобное переосмыс-
ление роли Ленина и Октября к концу 1980-х гг. уже шло в стране полным
ходом — как часть более широкого процесса «покаяния».
Для точного определения понятия «советская система» сначала, как и
в случае с реформой, нужно отринуть все произвольные и неточные. На-
иболее распространенным из них является отождествление советской сис-
темы с «коммунизмом», как, например, в известной аксиоме: «коммунизм
невозможно было реформировать». Фигурирующий здесь коммунизм есть
недоступное восприятию, ничего не значащее, выхолощенное аналитичес-
кое понятие. Ни один из советских лидеров никогда не заявлял, что та-
gorbachev.indd 26
gorbachev.indd 26
03.03.2005 17:29:23

Page 4

27
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
кой коммунизм когда-нибудь существовал в его стране или где-либо еще,
а только социализм — впрочем, последний советский лидер сомневался
даже в этом. «Коммунистический» было попросту название, данное офи-
циальной идеологии, правящей партии и заявленной цели; значение этого
термина зависело от конкретного руководства и менялось столь часто и
столь существенно, что могло означать практически что угодно. Так, Гор-
бачев в 1990 г. решил, что оно означает «быть последовательно демократи-
ческим и ставить общие ценности превыше всего». Западные обозреватели
могут не понимать разницы между абстрактным «коммунизмом» и полно-
той жизни реальной советской системы, или «советизма», но советским (а
впоследствии российским) гражданам было ясно, и в этом они были соли-
дарны с Горбачевым, что «коммунизм это не Советский Союз».
Чтобы дать точное определение и оценку советской системе, ее, как лю-
бую другую, нужно рассматривать не как абстракцию или идеологичес-
кий артефакт, а с точки зрения ее работающих компонентов, в особеннос-
ти базовых институтов и практик. Таковыми в западной советологической
литературе принято считать шесть: официальная и непреложная идеоло-
гия; особо авторитарная правящая Коммунистическая партия; партийная
диктатура во всем, что имеет отношение к политике, с опорой на силу по-
литической полиции; общенациональная пирамида псевдодемократичес-
ких Советов; монополистический контроль государства над экономикой
и всей значимой собственностью; многонациональная федерация (или
Союз) республик, являвшаяся в действительности унитарным государс-
твом, управляемым из Москвы.
Спрашивать, была ли реформируема советская система, значит спраши-
вать, можно ли было реформировать эти ее базовые компоненты или какие-
то из них. Если не считать, как некоторые, что система была неделимым «мо-
нолитом» или что Коммунистическая партия была ее главным и основным
элементом, глупо было бы полагать, что трансформация или замена неко-
торых компонентов привели бы к тому, что система перестала быть совет-
ской. Подобный логический подход не применяется в отношении реформ
в других системах, и советская история также не дает для него оснований.
Первооснова системы, Советы образца 1917 г., были избранными народом,
многопартийными органами и лишь позже превратились во что-то еще. В
экономике до 1930-х гг. не было монополистического контроля и существо-
вал рынок. А когда сталинский массовый террор, бывший в течение 25 лет
основополагающим признаком системы, закончился в 1950-е гг., никто не
сомневался, что система по-прежнему осталась советской.
Советские концепции необходимых и приемлемых реформ внутри
системы, возникшие к 1990 г., были весьма разнообразны, однако многие
gorbachev.indd 27
03.03.2005 17:29:23

Page 5

28
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
сторонники Горбачева и Ельцина пришли к убеждению, что они могут и
должны включать в себя многопартийную демократию, рыночную эконо-
мику со смешанной формой собственности, государственной и частной,
и подлинную федерацию республик. Эти современные убеждения и по-
литическая история страны показывают, что для того чтобы реформиро-
ванная система осталась советской или считалась таковой, в ней должны
были сохраниться, в той или иной форме, четыре основных элемента: на-
циональная (хотя необязательно четко оформленная и всеми разделяемая)
социалистическая идея, которая продолжала бы чтить память о событиях
и людях 1917 г. и том изначальном ленинском движении, которое до 1918
г. называло себя социал-демократическим; система Советов как воплоще-
ние институциональной преемственности и конституционный источник
политического суверенитета; государственная форма собственности в со-
четании с частной в рыночной экономике и пакет социальных прав и га-
рантий — достаточно большой, чтобы экономика могла именоваться соци-
алистической и при этом напоминала государство благосостояния (welfare
state) в западном духе; союз России, по крайней мере, с несколькими совет-
скими республиками, которых изначально было четыре, и лишь со време-
нем их число выросло до пятнадцати.
Какие же из главных компонентов старой советской системы были
действительно реформированы при Горбачеве?
Что касается официальной идеологии, то здесь едва ли могут быть сом-
нения. К началу 1990-х гг. десятилетиями царившие жесткие догмы стали-
низма, а затем ленинизма в основном уступили место социал-демократичес-
ким и другим прозападным «универсальным» убеждениям, которые мало
чем отличались от либерально-демократических. То, что раньше считалось
ересью, стало официальной советской идеологией, одобренной недавно из-
бранным Съездом народных депутатов и даже очередным, пусть и не впол-
не [идеологически] обращенным, съездом компартии. А главное, государс-
твенная идеология больше не являлась обязательной даже в таких некогда
священных областях, как образование и официальная коммунистическая
печать. «Плюрализм» убеждений, в том числе религиозных, был отныне
официальным лозунгом момента и все более явной реальностью.
Следующей и еще более значительной реформой стала ликвидация
монополии Коммунистической партии в политической жизни, особенно
в таких областях, как общественные дискуссии, подбор руководящих кад-
ров и разработка политики. Масштаб этих демократических изменений
был настолько велик уже к 1990 г., когда в результате политики Горбачева
было фактически покончено с цензурой, утвердились свободные выборы,
gorbachev.indd 28
gorbachev.indd 28
03.03.2005 17:29:23

Page 6

29
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
свобода политических организаций и создан настоящий парламент, что
некоторые западные ученые назвали их «революцией» внутри системы.
Сложившаяся при Ленине диктатура партии и решающая роль, которую
играли ее официальные представители на всех уровнях советской систе-
мы, в течение 70 лет (за исключением, по понятным причинам, периода
сталинского террора) были краеугольным камнем советской политики.
В «командно-административной системе», доставшейся в наследство Гор-
бачеву, общенациональный партийный аппарат был главнокомандующим
и всесильным администратором. Всего за пять лет картина коренным об-
разом изменилась: система перестала быть ленинистской или, как сказали
бы некоторые, коммунистической.
Это обобщение, однако, нуждается в уточнении. В такой огромной стра-
не с ее культурным разнообразием политические реформы, родившиеся в
Москве, были обречены иметь самые разные результаты — от быстрой де-
мократизации в российских столичных городах и западных республиках
Балтии до менее заметных изменений в среднеазиатских партийных дик-
татурах. Кроме того, уход Коммунистической партии с политической сце-
ны, даже там, где демократизация достигла значительных успехов, не был
полным и окончательным. Насчитывавшая несколько миллионов членов,
имевшая отделения практически в каждом учреждении и на каждом пред-
приятии, обладавшая длительным опытом контроля над военными и дру-
гими силовыми структурами, огромными финансовыми ресурсами и при-
вычным влиянием на граждан,— партия оставалась самой внушительной
политической организацией в стране. КГБ также не претерпел заметных
изменений и оставался практически бесконтрольным, хотя политические
заключенные были выпущены на свободу, права человека набирали вес, а
сами органы безопасности сделались предметом все более пристального и
растущего общественного интереса.
Тем не менее, процесс перераспределения власти, долгое время прина-
длежавшей КПСС, между парламентом, новым институтом президентства
и отныне подлинно выборными Советами на местах зашел достаточно да-
леко. Горбачев не преувеличивал, когда заявил на съезде партии в 1990 г.:
«Пришел конец монополии КПСС на власть и управление». Процесс де-
монополизации покончил еще с одной старой чертой советской системы —
псевдодемократической политикой. Широкий и разноголосый полити-
ческий спектр, загнанный прежде в подполье, теперь пользовался почти
полной свободой слова. Организованная оппозиция, десятки потенциаль-
ных партий, массовые демонстрации, забастовки, бесцензурные публика-
ции, — все то, что подавлялось и запрещалось в течение 70 лет, было узако-
нено и быстрыми темпами распространялось по стране. И опять Горбачев
gorbachev.indd 29
03.03.2005 17:29:23

Page 7

30
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
был недалек от истины, когда с гордостью заметил, что Советский Союз
внезапно превратился в «самое политизированное общество в мире».
Россия и прежде бывала глубоко политизирована (судьбоносно — в
1917 г.), но никогда еще этот процесс не происходил при поддержке пра-
вящего режима или во благо конституционного правления. Конституци-
онализм и законность вообще были характерными чертами политических
реформ Горбачева. Законов и даже конституций в России было немало
(как до 1917 г., так и после), но чего действительно не было, так это конс-
титуционного порядка и реально ограниченной законом власти, которая
традиционно концентрировалась в руках верховного руководства и осу-
ществлялась посредством бюрократических указов и постановлений (по
некоторым подсчетам, в 1988 г. в ходу было около миллиона министерских
постановлений).
В этом состоит уникальная суть политических реформ Горбачева.
Весь процесс перехода страны от диктатуры к неоперившейся демокра-
тии, основанный на отделении бывшего всевластия Коммунистической
партии от «социалистической системы сдержек и противовесов», про-
ходил в рамках существующей и постепенно совершенствующейся кон-
ституционной процедуры. Культура закона и политические традиции,
необходимые для демократического правления, не могли возникнуть в
одночасье, но начало было положено. Например, в сентябре 1990 г. ново-
испеченный Конституционный суд отменил один из первых президент-
ских указов Горбачева, и тот был вынужден подчиниться.
Почему же, при всех этих очевидных успехах, так часто говорят о про-
вале политических реформ Горбачева? Ответ, который обычно следует за
этим, заключается в том, что КПСС, этот оплот старой системы, якобы ока-
залась нереформируемой. Это обобщение дважды неточно. Во-первых, оно
приравнивает советскую систему в целом к КПСС, так что выходит, будто
первое не могло существовать без второго, а во-вторых, оно рассматривает
партию как единый, однородный организм.
К концу 1980-х гг. КПСС представляла собой огромную сферу господс-
тва (vast realm), состоявшую из четырех связанных между собой, но при
этом существенно различных общностей: относительно небольшого руко-
водящего органа— пресловутого аппарата, диктаторски контролирующего
всю партию и, хотя и все меньше, собственно бюрократическое государство;
назначаемой аппаратом, но более многочисленной и разнообразной номен-
клатуры, представители которой занимали все важные посты в советской
системе; примерно 19 миллионов рядовых членов, многие из которых всту-
пили в партию по карьерным соображениям или из конформизма; и, как
минимум, двух скрывающихся в тени тайно-политических партий— рефор-
gorbachev.indd 30
03.03.2005 17:29:23

Page 8

31
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
мистской и консервативной, зародившихся в «монолитной» однопартийной
системе в 1950-е гг. Естественно, что все эти компоненты КПСС по-разному
реагировали на реформы Горбачева.
Был или не был реформируем партийный аппарат, а это около 1800
функционеров в центральных органах в Москве и еще несколько сотен
тысяч на других уровнях системы, — едва ли имело значение, поскольку к
1990 г., благодаря политике Горбачева, он был лишен большинства своих
прав и привилегий. (Особенно показательной в этой связи было растущая
оппозиция реформам со стороны Егора Лигачева— главного представите-
ля партаппарата и некогда союзника Горбачева). Главный штаб аппарата,
Секретариат ЦК, фактически прекратил свою деятельность, партийные
комитеты в министерствах были распущены или утратили влияние, а на
более низком государственном уровне их власть перешла в руки избирае-
мых Советов. В провинции этот процесс шел гораздо медленнее; толчком
послужило обретение им официального статуса, когда полномочия, деся-
тилетиями осуществляемые ЦК и Политбюро, торжественно были пере-
даны новому советскому парламенту и президенту. Контроль и влияние
аппарата существенно снизились даже внутри самой партии, а в 1990 г. его
глава, Генеральный секретарь, прежде выбираемый тайно партийными
олигархами из своего числа, впервые был избран открыто на общесоюзном
съезде партии.
Возможно, Горбачев и продолжал бояться «этой паршивой взбесив-
шейся собаки», но аппарат, по сути, обернулся бумажным тигром. Стол-
кнувшись с избирательными реформами, он пребывал «в состоянии пси-
хологического шока» и «в полной растерянности». По мере сужения его
роли в системе и распада организационных структур, его представители
пытались предпринимать какие-то шаги против Горбачева, но особого
эффекта это не имело. Основные антиреформенные силы были сосредото-
чены в других местах: в экономических министерствах, в армии, в КГБ и
даже в парламенте. Как ничтожно мало значил теперь партийный аппарат,
со всем драматизмом продемонстрировали августовские события 1991 г.
Большинство его центральных и региональных функционеров поддержа-
ло переворот, направленный против Горбачева, но, вопреки распростра-
ненному мнению на Западе, аппарат не организовывал переворот и, воз-
можно, даже не знал о нем заранее.
В отличие от аппарата, порожденный им класс коммунистической но-
менклатуры в большинстве своем пережил Советский Союз. Уже один
этот факт обесценивает любые простые обобщения относительно его при-
способляемости. Среди миллионов номенклатурных работников по всему
Союзу было много представителей административной, экономической,
gorbachev.indd 31
03.03.2005 17:29:23

Page 9

32
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
культурной и других профессиональных элит, а значит, значительная
часть его среднего класса. Этот большой слой советского общества, хотя
и состоял номинально сплошь из членов Коммунистической партии и на
том основании был без разбора заклеймен, имел, как и средний класс в
других странах, внутреннее деление: по привилегиям, профессии, возрас-
ту, образованию, географическому положению и политическим взглядам.
Поэтому говорить о нереформируемости партийно-государственной
номенклатуры в целом было бы бессмысленно. Даже представители ее
верхушки абсолютно по-разному отреагировали на горбачевские рефор-
мы и разошлись в разных направлениях. В 1990 г. их можно было встре-
тить в любой части политического спектра, от левых до правых. Многие
оказались в авангарде борьбы с перестройкой. Но и почти все ведущие
советские и постсоветские реформаторы 1980-х и 1990-х годов также вы-
шли из номенклатурного класса, в том числе сам Михаил Горбачев, Борис
Ельцин и многие из их окружения. После 1991 г. выходцы из старой совет-
ской номенклатуры составили основу политической, административной
и собственнической элиты посткоммунистической России; некоторые из
них оказались даже среди тех, кого сегодня назвали бы «радикальными
реформаторами». А представитель ее более молодого поколения, Влади-
мир Путин, стал впоследствии первым президентом России в XXI веке.
Еще более неправомерно называть «нереформируемыми» 19 милли-
онов рядовых членов Коммунистической партии. Большинство из них по
своему положению в обществе и политическим взглядам мало чем отли-
чалось от беспартийных советских граждан, и так же по-разному они вели
себя в перестроечные годы. К середине 1991 г. около 4 миллионов человек
вышли из партии, в основном из-за того, что членство утратило всякий
смысл. Среди оставшихся было «молчаливое большинство», но были и ак-
тивные сторонники политики Горбачева, которые поддержали его с самого
начала и вели на местах борьбу против партаппарата. Многие другие стали
социальной базой для антиперестроечного движения, формирующегося
внутри партии и за ее пределами.
Действительно важным вопросом по поводу реформируемости Комму-
нистической партии и в связи с горбачевской политикой демократизации
является вопрос о том, могла ли из КПСС или на ее основе возникнуть
полноценная, конкурентоспособная парламентская партия как часть ре-
формированной советской системы. То, что мы называем широким поня-
тием «партия», в разные периоды своей 80-летней истории означало разные
вещи: подпольное движение в царской России; успешная, пользующаяся
поддержкой избирателей организация в революционном 1917 г.; диктату-
ра, но с элементами открытой фракционной борьбы по вопросам полити-
gorbachev.indd 32
03.03.2005 17:29:24

Page 10

33
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
ки и власти в годы НЭПа; изрядно поредевшая, запуганная бюрократия
в сталинские 1930-е; милитаризованная структура, инструмент борьбы
с немецкими захватчиками в годы войны; набирающий силу орган оли-
гархического правления в послесталинские 1950-60-е гг. и неотъемлемая
часть бюрократической государственной системы к началу 1980-х гг.
И теперь, после всех этих трансформаций, Горбачеву понадобилась
еще одна: чтобы партия или значительная часть ее стала «нормальной
политической организацией», способной побеждать в выборах «строго в
рамках демократического процесса». Достижение этой цели повлекло за
собой последствия, которые он, возможно, не вполне предвидел, но, в кон-
це концов, принял их. Это означало политизацию (или ре-политизацию)
советской компартии, что Горбачев и начал делать в 1987 г., когда призвал
к демократизации КПСС, сделавшей возможным возникновение и разви-
тие в ее недрах зародышей других, возможно, оппозиционных партий. Это
означало конец мифа о «монолитном единстве» и риск вступления в «эру
раскола». Неожиданно прерванный событиями конца 1991 г., процесс этот,
тем не менее, протекал бурно и стремительно.
Уже в начале 1988 г. раскол в партии зашел так далеко, что вылился в
беспрецедентную полемику между двумя наиболее влиятельными перио-
дическими изданиями ЦК, «Правдой» и «Советской Россией». Защищав-
шая фундаменталистские, в том числе неосталинистские «принципы»,
«Советская Россия» опубликовала большую статью, содержавшую резкий
протест против перестройки Горбачева. «Правда» ответила не менее реши-
тельной контратакой в защиту антисталинистской и демократической ре-
формы. На всесоюзной партийной конференции, состоявшейся два месяца
спустя, делегаты впервые после партийных дискуссий 1920-х гг. публично
спорили между собой. Заседания ЦК превратились теперь «в поле битвы
между реформаторами и консерваторами». В марте 1989 г. коммунисты по
всей стране боролись друг с другом за делегатские мандаты на Съезд на-
родных депутатов. И хотя 87% делегатов съезда были членами одной и той
же партии, политические взгляды их были настолько различны, что Гор-
бачев заявил, что единой партийной линии больше не существует.
К 1990 г. углубляющийся раскол принял территориально-организаци-
онные формы, когда региональные партии начали выпрыгивать из КПСС,
как матрешки. Три прибалтийских компартии вышли из КПСС, чтобы по-
пытаться конкурировать с другими политическими силами внутри своих
республик, все больше оказывавшихся во власти национализма. Между
тем, аппарат и другие консерваторы вынудили Горбачева пойти на создание
Российской Коммунистической партии— номинально в составе КПСС, но
фактически под их контролем. Формально объединяющая более 60% всех
gorbachev.indd 33
03.03.2005 17:29:24

Page 11

34
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
советских коммунистов, РКП тоже практически сразу раскололась, когда
сторонники реформ создали свою конкурирующую организацию— Де-
мократическую партию коммунистов России.
Все стороны отныне понимали, что КПСС «беременна» многопартий-
ностью и что политический спектр нарождающихся партий простирается
«от анархистов до монархистов». Никто не знал, сколько партий может по-
явиться на свет (Горбачев полагал, что только среди 412 членов ЦК в 1991
г. было «две, три или четыре» партии), но только две, крупнейшие из них,
имели значение: выступавшее за реформы и вплотную приблизившееся
к социал-демократии радикально-перестроечное крыло КПСС во главе с
Горбачевым и сплав различных консервативных и неосталинистских сил,
отвергавших реформы и сохранявших преданность традиционным ком-
мунистическим убеждениям и устоям.
Возможность формального «размежевания» и «расставания» вовсю
обсуждалась уже в 1990 г., но тогда ни одна из сторон не была к этому го-
това. У консерваторов не было достаточно сильного лидера, способного
объединить их в масштабах всей страны, и они опасались Ельцина с его
растущим после выхода из КПСС в середине 1990 г. влиянием — почти так
же (но не совсем), как они ненавидели Горбачева. Некоторые из советни-
ков Горбачева подталкивали его выйти вместе со своими сторонниками из
КПСС или исключить из нее оппозиционеров и создать таким образом от-
кровенно социал-демократическое движение, но лидер КПСС колебался,
как всякий лидер, не желая раскалывать свою партию, и боялся лишиться
союзного партийного аппарата с его связями с органами безопасности и
его противниками. Только летом 1991 г. стороны «созрели» для официаль-
ного «развода». Он должен был состояться на внеочередном съезде партии
в ноябре-декабре, но пал очередной жертвой августовского путча.
Раскол гигантской Коммунистической партии на две оппозиционных,
как еще в 1985 г. тайно предлагал (и до сих пор в этом убежден) сподвиж-
ник Горбачева Александр Яковлев, был бы самым надежным и быстрым
способом создания в СССР многопартийной системы, причем более про-
чной, чем та, что существовала в постсоветской России в начале XXI века.
При «цивилизованном разводе», подразумевавшем разное голосование по
принципиальным вопросам, круг которых был определен горбачевской
социал-демократической программой, стороны разошлись бы, сохранив за
собой значительную долю членства, местных организаций, печатных ор-
ганов и другого «общего имущества» КПСС. Обе партии немедленно ста-
ли бы крупнейшими и единственными общенациональными советскими
партиями, чье влияние многократно превышало бы влияние дюжины тех
«карликовых «партий»», которые испещрили российский политический
gorbachev.indd 34
gorbachev.indd 34
03.03.2005 17:29:24

Page 12

35
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
ландшафт в последующие годы и которые, во всяком случае, многие из
них, едва ли выходили за рамки московских квартир, в которых они были
созданы. (Опираясь на данные одного закрытого исследования, Горбачев
был уверен, что в новую партию за ним бы последовало, по меньшей мере,
5-7 миллионов членов КПСС).
Нет сомнения и в том, что оба крыла бывшей КПСС стали бы влиятель-
ными структурами, которые могли бы рассчитывать на значительную под-
держку избирателей на грядущих выборах как на местном, региональном,
так и на общенациональном уровне. В то время, как большинство советских
граждан считало Коммунистическую партию виновной во всех прошлых и
нынешних бедах, обособившись, обе половины могли бы снять с себя часть
ответственности за счет перекладывания ее друг на друга и взаимных об-
винений, чем они и так уже занимались. Обе унаследовали бы избиратель-
ные преимущества КПСС, как то: организационный опыт, подготовленные
кадры, опыт использования СМИ, финансовые ресурсы и даже преданность
избирателей. По данным исследований, проведенных в 1990 г., 56% советс-
ких граждан не доверяли КПСС, но другим партиям не доверяло еще боль-
ше — 81 %, и 34% все еще предпочитали компартию всем остальным. Учиты-
вая растущую поляризацию в обществе, обе производные КПСС имели все
шансы наращивать свой электорат.
Избирательная база социал-демократической партии под руководс-
твом Горбачева объединила бы миллионы советских граждан, которые
желали политических свобод, но при этом предпочитали смешанную или
регулируемую рыночную экономику, сохранявшую социальные гарантии
граждан и другие элементы старой системы. Скорее всего, туда вошли бы
профессиональные и другие слои среднего класса, квалифицированные
рабочие, интеллигенция прозападной ориентации и вообще все те, кто
остался социалистом, но при этом не считал себя коммунистом. Как по-
казывают результаты выборов в России и в странах Восточной Европы в
конце 1980-х --1990-х гг., коммунисты-демократы и бывшие коммунисты—
потенциальное ядро социал-демократической партии— оказались вполне
способны организовать избирательную кампанию и выиграть выборы.
В этом случае, ретроспективный анализ был бы полезен для выясне-
ния возможных и реальных перспектив. Горбачев не сумел создать или
вычленить из КПСС то, что могло бы стать президентской партией, и это
было его крупнейшей политической ошибкой. Если бы он воспользовался
удобным моментом и сделал это на уже расколовшемся (и, по сути, много-
партийном) XXVIII съезде КПСС в июле 1990 г., он не оказался бы в по-
литической изоляции впоследствии, в конце 1990— начале 1991 г., когда
страну охватил кризис, а его популярность резко упала.
gorbachev.indd 35
03.03.2005 17:29:24

Page 13

36
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
Оппоненты Горбачева, ортодоксальные коммунисты, вопреки запад-
ной точке зрения, также обладали значительным избирательным потен-
циалом. Отстаивая идеи «здорового консерватизма», они вполне могли
рассчитывать на поддержку миллионов чиновников, заводских рабочих,
колхозников, интеллигенции антизападной ориентации и других тради-
ционалистов, обиженных и недовольных горбачевскими политическими
и экономическими преобразованиями. Число таких недовольных, непре-
рывно растущее с 1985 г., должно было только увеличиваться, по мере
того как реформы «размывали» социальные гарантии и иные устои. Был у
коммунистических консерваторов и еще один «козырь»: государственни-
ческий или «патриотический» национализм, присущий консервативному
коммунизму со времен Сталина, становился все более мощным идеологи-
ческим оружием, особенно в России.
Не следует также думать, что антиреформаторское крыло компартии
было не способно адаптироваться к демократической политике. После
шока и раздражения, которые вызвало у них поражение на выборах на
Съезд народных депутатов в марте 1989 г. нескольких десятков «аппарат-
ных» кандидатов, коммунисты-консерваторы начали формировать корпус
своих собственных избирателей. К 1990 г. в РСФСР они уже представля-
ли собой крупную, полноправно участвующую в выборах парламентскую
партию. Каковы бы ни были их тайные амбиции, в целом коммунисты
вели себя вполне конституционно, даже тогда, когда на выборах главы ис-
полнительной власти в республике победил Ельцин, и компартия впервые
в советской истории оказалась оппозиционной партией.
Об избирательном потенциале горбачевского крыла КПСС, которое
рассеялось вместе с роспуском Союза, можно только догадываться, но зато
его консервативные оппоненты вскоре продемонстрировали свои возмож-
ности. В оппозиции они, как выразился один российский обозреватель,
«обрели второе дыхание». В 1993 г. ими была создана Коммунистическая
партия Российской Федерации, быстро превратившаяся в крупнейшую и
наиболее популярную у избирателей партию в постсоветской России. К
1996 г. коммунисты правили многими российскими городами и областя-
ми, имели много больше своих представителей в парламенте, чем любая
другая партия, и во время президентской кампании официально набрали
40% голосов (а по мнению некоторых аналитиков, даже больше) против
Ельцина, который так и не сумел сформировать массовую партию. И до
2003 г. процент набранных коммунистами голосов неуклонно рос от вы-
боров к выборам. Все это говорит о том, что если судить о реформируе-
мости старой советской Коммунистической партии по ее избирательным
возможностям, оба ее крыла были реформируемы.
gorbachev.indd 36
gorbachev.indd 36
03.03.2005 17:29:24

Page 14

37
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
Рассмотрим теперь два других главных компонента советской систе-
мы — государственную экономику и Союз. При внимательном изучении
специальной литературы, в ней невозможно найти ни одного реального
подтверждения того, что советская экономика была нереформируемой.
Существует общая, почти единодушная уверенность в том, что экономи-
ческие реформы Горбачева «полностью провалились», но даже если это
так, это относится к его руководству и политике, но не к самой экономи-
ческой системе. Многие западные специалисты не только допускали, что
советская экономика могла быть реформирована, но и предлагали свои
собственные рецепты преобразований. Утверждения о нереформируемос-
ти были еще одной позднейшей выдумкой российских политиков (и их за-
падных покровителей), решивших нанести фронтальный удар по старой
системе с помощью «шоковой терапии».
И снова мы должны обратиться к понятию «реформа». Если оно озна-
чало, в данном случае, переход к полностью приватизированной и стоп-
роцентно рыночной капиталистической экономике, то тогда советская
экономическая система, конечно, была нереформируемой; ее можно было
только полностью заменить. Некоторые самозванные западные советники
еще в 1991 г. настаивали на необходимости сделать это и потом не могли
простить Горбачеву, что он к ним не прислушался. Но среди советских по-
литиков и политических аналитиков, включая радикальных реформато-
ров, в то время было очень мало сторонников такой идеи. Подавляющему
большинству из них гораздо ближе была цель, провозглашенная Горбаче-
вым и неоднократно и настойчиво (к 1990 г.) им повторяемая: «смешанная
экономика» с «регулируемым», но при этом «современным полнокровным
рынком», которая предоставила бы «экономическую свободу» гражданам
и «равные права» всем формам собственности, но по-прежнему могла на-
зываться социалистической.
Предложенная Горбачевым идея смешанной экономики стала пред-
метом многочисленных насмешек на Западе. Замечания типа сделанного
Ельциным, о том, что советский лидер хочет соединить несоединимое,
или, как выразился один западный историк, «скрестить кролика с ослом»,
вызывали аплодисменты. Но это тоже было несправедливо. Все совре-
менные капиталистические экономики были и остаются в разной степени
смешанными и регулируемыми, сочетающими в себе частную и государс-
твенную собственность, рыночные и нерыночные методы регулирования,
соотношение которых со временем неоднократно меняется. Ни в одной из
них никогда не было действительно полностью «свободного рынка», идею
которого проповедуют их идеологи. Кроме того, сочетание в экономике
крупных государственного и частного секторов было традиционным для
gorbachev.indd 37
03.03.2005 17:29:24

Page 15

38
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
России — как царской, так и советской, за исключением периода после
окончания НЭПа в 1929 г.
С политической и экономической точки зрения, внедрение «капита-
листических» элементов в реформированную советскую систему было
более трудным делом, чем привнесение «социалистических», скажем, в
американскую экономику 1930-х гг. Но серьезных причин, по которым
рыночные элементы — частные фирмы, банки, сервисные предприятия,
магазины и сельскохозяйственные фермы (наряду с государственными и
коллективными), — не могли быть добавлены к советской экономике и по-
лучить возможности для развития и конкуренции, не было. В коммунис-
тических странах Восточной Европы и Китае нечто подобное произошло
в условиях куда больших политических ограничений. Нужно было только
твердо следовать горбачевскому принципу постепенности и решительно-
го отказа навязывать людям образ жизни, пусть даже реформированной
жизни. Причины, по которым этого не произошло в советской или постсо-
ветской России, были в первую очередь политическими, а не экономичес-
кими, — как и причины растущего экономического кризиса, охватившего
страну в 1990-91 гг.
Мы должны также задаться вопросом, действительно ли экономичес-
кие реформы Горбачева «полностью провалились», поскольку это означа-
ло бы, что советская экономика не отреагировала на его инициативы. Как
и во многих других случаях, это утверждение также является результатом
ретроспективного взгляда. Даже в 1990 г., когда уже было очевидно, что
политика Горбачева породила грозный букет обстоятельств: растущий
бюджетный дефицит, растущая инфляция, растущий недостаток потреби-
тельских товаров и растущее падение производства, — некоторые запад-
ные экономисты, тем не менее, полагали, что он движется в правильном
направлении.
Если экономическая реформа есть «переход», состоящий из несколь-
ких обязательных этапов, то Горбачев к 1990 г. запустил весь этот процесс
в нескольких важных отношениях. Он добился принятия почти всего не-
обходимого для всесторонней экономической реформы законодательства.
Он привил значительной части советской элиты рыночное мышление,
причем настолько крепко, что даже самый главный неосталинист на рос-
сийских президентских выборах 1991 г. признал: «Только сумасшедший се-
годня может отрицать необходимость рыночных отношений». Более того,
развенчивая старые идеологические догмы, узаконивая частные предпри-
ятия и собственность, а значит, рыночные отношения и лично приветствуя
«живое и честное соревнование» всех форм собственности, Горбачев в зна-
чительной степени освободил экономику от тисков запретов и ограниче-
gorbachev.indd 38
gorbachev.indd 38
03.03.2005 17:29:24

Page 16

39
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
ний, которыми ее сковал партийный аппарат. И, как непосредственный
результат этих перемен, начались процессы маркетизации, приватизации
и коммерциализации советской экономики.
Последним следует уделить особое внимание, так как сегодня их почти
всегда связывают с Ельциным и постсоветской Россией. К 1990 г. количес-
тво частных предприятий, называемых кооперативами, уже насчитывало
200 тысяч, на них работало почти 5 млн. чел., и они давали от 5% до 6%
валового национального продукта. Вне зависимости от результатов, шел
реальный процесс приватизации государственной собственности номенк-
латурными чиновниками и другими частными лицами. Во многих городах
открывались коммерческие банки; возникли первые биржи. Параллельно
с рыночными структурами формировались и новые бизнес— и финансо-
вые элиты, включая будущий «Клуб молодых миллионеров». В середине
1991 г. один американский корреспондент подготовил и опубликовал це-
лую серию репортажей о «советском капитализме». Западные эксперты
могут считать политику Горбачева неудавшимися полумерами, но неко-
торые российские экономисты по прошествии лет убедились: «Именно в
годы его пребывания у власти зародились все основные формы экономи-
ческой деятельности в современной России». И, что еще более важно, они
родились внутри советской экономики, что явилось свидетельством ее ре-
формируемости.
Последний вопрос касается крупнейшего и наиболее существенного
компонента старой советской системы— Союза, или собственно много-
национального государства. Горбачев не сразу осознал, что его полити-
ческие и экономические преобразования могут негативно сказываться на
способности Москвы удерживать вместе пятнадцать республик, но к 1990
г. он был уверен, что от судьбы Союза будут зависеть и результат всех его
реформ, и его собственная судьба. За два последних года у власти он пре-
вратился в фигуру, подобную Линкольну: он так же был полон решимости
«сохранить Союз», — но, в его случае, не силой, а переговорами добиваясь
превращения дискредитировавшего себя «суперцентрализованного уни-
тарного государства» в настоящую добровольную федерацию. Когда в де-
кабре 1991 г. Советский Союз закончил свое существование, а входившие в
него республики стали самостоятельными и независимым государствами,
это означало и конец эволюционных преобразований Горбачева под назва-
нием «перестройка».
Можно ли было реформировать Союз, как утверждали Горбачев и мно-
гие российские политики и интеллектуалы как до, так и после 1991 г.? За-
падная литература по этому «вопросу вопросов» находится под влиянием
двух предвзятых точек зрения. Антисоветизм, присущий большинству
gorbachev.indd 39
03.03.2005 17:29:24

Page 17

40
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
западных, особенно американских, оценок, заставляет их поверить (не-
зависимо от степени «склонности к запоздалым суждениям») в то, что
Советский Союз как государство был обречен. Другая предвзятость, воз-
можно, ненарочитая, опять-таки связана с языком, или формулировками.
Почти всегда говорится (возможно, по скрытой аналогии с концом царс-
кой России в 1917 г.), что Союз потерпел «крах» или «распался» — терми-
ны, подразумевающие наличие внутренних причин, неизбежно ведущих к
такому результату и, тем самым, практически исключающих возможность
реформирования Советского государства. Но если сформулировать воп-
рос по-другому: как и почему Союз был отменен, распущен или попросту
закончился,— мы получим возможность допустить, что основной причи-
ной могла оказаться случайность или какие-то субъективные факторы, и,
следовательно, был возможен иной исход.
Расхожий западный тезис о том, что Союз нельзя было реформировать,
в значительной степени базируется на одном растущем заблуждении. Оно
предполагает, что общенациональный партийный аппарат, с его верти-
кальной организационной структурой и принципом безоговорочного под-
чинения нижестоящих органов вышестоящим, «один только удерживал
союзную федерацию вместе». А поскольку партия-диктатор в результате
горбачевских реформ утратила почву под ногами, не осталось сплачиваю-
щих факторов, которые могли бы противостоять центробежным силам, и
поэтому «распад Советского Союза был неизбежен». Короче говоря, «нет
партии — нет Союза».
Конечно, роль компартии не стоит преуменьшать, но были и другие
факторы, поддерживавшие единство Союза, в том числе другие советские
структуры. В частности, союзные экономические министерства, размес-
тившиеся в Москве и имевшие подразделения по всей стране, во многих
отношениях, были таким же важным фактором, как и партийные орга-
низации. Не следует также недооценивать объединяющую роль общесо-
юзных военных структур с их дисциплиной и собственными методами
ассимиляции. Еще более важное значение имела сама общесоюзная эконо-
мика. За многие десятилетия экономики пятнадцати республик стали, по
сути, единым организмом, поскольку совместно использовали и зависели
от одних и тех же естественных ресурсов, топливных и энергетических се-
тей, транспортной системы, поставщиков, производителей, потребителей
и источников финансирования. В итоге, по общему признанию, сложилось
«единое советское экономическое пространство».
Человеческий фактор также не следует сбрасывать со счетов. Офици-
альные лозунги, прославлявшие «советский народ» как единую нацию,
преувеличивали, но они, как заверяют серьезные источники, не были прос-
gorbachev.indd 40
gorbachev.indd 40
03.03.2005 17:29:25

Page 18

41
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
то «идеологическим артефактом». Хотя в состав Советского Союза входили
десятки и сотни различных этнических групп, миллионы людей состояли в
смешанных браках, и примерно 75 миллионов граждан— около трети насе-
ления — проживали за пределами своих этнических территорий, из них 25
миллионов русских. Объединяющим фактором служил и совместный исто-
рический опыт, такой как тяжесть потерь и радость победы во Второй миро-
вой, или, в интерпретации Москвы, Великой Отечественной войне. Более
60% нерусского населения Союза бегло говорило по-русски, а большинство
остальных имели представление о русском языке и культуре благодаря еди-
ной образовательной системе и союзным средствам массовой информации.
При условии правильной политики реформ и наличии других необхо-
димых обстоятельств, этих многочисленных интеграционных элементов
вкупе с привычкой жить вместе с Россией, сложившейся до и после 1917
г., хватило бы, чтобы и без диктатуры КПСС сохранить единство большей
части Союза. Даже без учета других последствий, десятки миллионов со-
ветских граждан многое теряли в случае распада Союза. Понимание это-
го, без сомнения, помогает объяснить результат мартовского референду-
ма 1991 г., представлявший собой, по определению одного американского
специалиста, «голосование подавляющим большинством за Союз».
Следует признать, что добровольная федерация, предложенная Горба-
чевым вместо СССР, объединила бы меньше 14 нерусских республик. Гор-
бачев надеялся, что будет иначе, но, тем не менее, признал возможность
такого хода событий, подтверждением чему стал принятый в апреле 1990 г.
закон о выходе из СССР. Почти наверняка предпочитали вернуться к неза-
висимости небольшие балтийские республики Литва, Латвия и Эстония,
аннексированные в 1940 г. сталинской Красной Армией, а Западная Мол-
давия пожелала воссоединиться с Румынией (правда, после 1991 г. она из-
менила свое решение). Выйти также могли бы одна-две из трех закавказ-
ских республик — в зависимости от того, стали бы вечные враги Армения
или Азербайджан искать у России защиты друг против друга, и понадо-
билась бы Грузии помощь Москвы в сохранении единства ее собственного
полиэтнического государства.
Но даже если так, все эти небольшие республики находились на совет-
ской периферии, и их выход не стал бы слишком заметным, поскольку на
оставшиеся 8-10 приходилось 90% территории, населения и ресурсов быв-
шего Союза. Этого было более чем достаточно, чтобы сформировать новый
жизнеспособный Советский Союз. Хватило бы даже нескольких респуб-
лик, объединившихся вокруг России. Как сказал один из национальных
лидеров, принимавший участие в отмене СССР несколькими месяцами
позже, новый Союз мог бы «состоять из четырех республик».
gorbachev.indd 41
gorbachev.indd 41
03.03.2005 17:29:25

Page 19

42
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
Каким бы «просоюзным» ни было мнение подавляющего большинс-
тва населения, после весны 1990 г., когда в результате состоявшихся ре-
гиональных выборов значительная часть власти перешла от Москвы к
регионам, судьбу республик уже решали их лидеры и элиты. Существует
объективное свидетельство в поддержку того факта, что большинство из
них желало сохранить Союз. Свою позицию они ясно продемонстрирова-
ли во время переговоров о новом Союзном договоре, начатых Горбачевым
с лидерами девяти советских республик: России, Украины, Белоруссии,
Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Тур-
кмении, — в апреле 1991 г.
Результатом переговоров, известных как «новоогаревский процесс»,
стало соглашение о создании нового Союза Советских Суверенных Рес-
публик. Под договором, официальное подписание которого было намече-
но на 20 августа 1991 г., поставили свои инициалы все девять республикан-
ских лидеров, в том числе те трое, которые всего несколько месяцев спустя
отменили Союз — Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушке-
вич. Горбачев был вынужден уступить республикам больше власти, чем он
хотел, но общесоюзное государство, выборный президент и парламент, а
также вооруженные силы и экономика в Договоре сохранились. Все было
продумано до конца: за церемонией подписания Договора должны были
последовать новая Конституция и выборы, даже споры вокруг того, кто где
должен сидеть во время церемонии подписания, были благополучно раз-
решены и согласие по поводу специальной бумаги для текста и памятных
марок достигнуто.
Все это говорит о том, что распространенный аргумент, будто провал но-
воогаревской попытки спасти Союз доказал его нереформируемость, не име-
ет смысла. Переговоры были успешными; они проходили, как и другие ре-
формы Горбачева, в рамках советской системы, имели легитимный статус и
полномочия, делегированные им народным выбором на референдуме в мар-
те, и велись признанным многонациональным руководством большей части
страны. «Новоогаревский процесс» нужно рассматривать как разновидность
«консенсуса элит» или пример «договорной практики», столь необходимой,
по мнению многих политологов, для успешной демократической реформы
политической системы. Даже известный демократический политик из окру-
жения Ельцина предвосхищал, что подписание Договора станет «историчес-
ким событием», которое будет жить так же долго, как американская Деклара-
ция независимости, и служить такой же надежной политической и правовой
базой обновленного Союза.
Иными словами, Договор не состоялся не потому, что Союз был не-
реформируемым, а потому, что небольшая группа высокопоставленных
gorbachev.indd 42
gorbachev.indd 42
03.03.2005 17:29:25

Page 20

43
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
чиновников в Москве организовала 19 августа вооруженный переворот с
целью помешать его успешной реформе. (Да и сам вооруженный переворот
не был неизбежным, но это уже другая история.) Хотя сам путч быстро
провалился, и, прежде всего, потому что его руководителям не хватило ре-
шимости использовать военную силу, которую они стянули в Москву, его
последствия нанесли тяжелый удар по «новоогаревскому процессу». Они
существенно ослабили Горбачева и его центральное правительство, уси-
лили политические амбиции Ельцина и Кравчука и заставили других рес-
публиканских лидеров опасаться непредсказуемого поведения Москвы.
На самом деле, даже провалившийся, но имевший губительные пос-
ледствия августовский путч не погасил ни политического импульса, на-
правленного на сохранение Союза, ни ожиданий ведущих советских ре-
форматоров на то, что он может быть сохранен. В начале сентября около
1900 депутатов от 12 союзных республик возобновили участие в сессии
внеочередного Съезда народных депутатов СССР (5 сентября после фак-
тического самороспуска Съезда вся полнота власти перешла к Госсовету.
Прим. ред.). В октябре было подписано соглашение о новом экономическом
союзе. Ельцин еще в ноябре 1991 г. заверял публику: «Союзу быть!». Семь
республик, включая Россию — большинство, если не считать ставшие не-
зависимыми балтийские республики— продолжали переговоры с Прези-
дентом Горбачевым, и 25 ноября была, похоже, достигнута договоренность
о новом Союзном договоре. Он был больше конфедеративным, чем федера-
тивным, но все еще предусматривал союзное государство, президентство,
парламент, экономику и армию. Две недели спустя, он также пал жертвой
переворота, осуществленного на сей раз даже меньшим числом заговорщи-
ков, но куда более решительно и успешно.
Вывод, который нельзя не сделать, заключается в том, что для утверж-
дения о нереформируемости советской системы не было ни концептуаль-
ных, которых мы так и не нашли, ни эмпирических оснований. Как пока-
зывают заново проанализированные здесь исторические события и факты,
к 1991 г. большая часть системы была охвачена процессом глубоких демок-
ратических и рыночных преобразований. Конечно, Советский Союз при
Горбачеве не был полностью реформирован, но он находился в состоянии
«перехода»— термин, обычно приберегаемый для характеристики постсо-
ветского периода. Все, что остается от «аксиомы нереформируемости», это
безапелляционный вывод, что поскольку реформы Горбачева всеми были
признаны просоветскими и просоциалистическими, они были не более
чем «фантазией» или «химерой». Это идеологическое предубеждение, не
имеющее ничего общего с историческим анализом.
gorbachev.indd 43
gorbachev.indd 43
03.03.2005 17:29:25

Page 21

44
ПРОРЫВ К СВОБОДЕ • СТАТЬИ
Почему же, вопреки многолетним заверениям многочисленных специ-
алистов, система оказалась замечательно реформируемой? Было ли в этом
действительнонекое«политическоечудо»,какнаписалвпоследствииодин
американский историк? Для объяснения этого необходимо учесть такие
немаловажные факторы, как длительное воздействие идей антисталиниз-
ма, уходящего корнями в 1920-е и даже в 1917 г.; политическое наследство
Никиты Хрущева, в том числе зарождение в недрах КПСС проторефор-
менной партии; растущая открытость советской элиты по отношению к За-
паду, расширявшая ее представления об альтернативных путях развития
(как социалистического, так и капиталистического); глубокие изменения
в обществе, десталинизировавшие систему снизу; рост социально-эконо-
мических проблем, стимулировавший прореформенные настроения среди
номенклатурной верхушки, и, наконец, незаурядное во всех отношениях
руководство самого Горбачева, которое не стоит недооценивать. Однако
был еще один, не менее значимый, фактор.
Большинство западных специалистов долгое время было убеждено,
что базовые институты советской системы были чересчур «тоталитарны-
ми» или иначе устроенными, чтобы быть способными к фундаментально-
му реформированию. На самом деле, в системе с самого начала была зало-
жена двойственность, делавшая ее потенциально реформируемой и даже
готовой к реформам. С формальной точки зрения, в ней присутствовали
все или почти все институты представительной демократии: конституция,
предусматривавшая гражданские свободы, законодательные органы, вы-
боры, органы правосудия, федерация. Но внутри каждого из этих компо-
нентов или наряду с ними присутствовали «противовесы», сводившие на
нет их демократическое содержание. Наиболее важными из них были по-
литическая монополия Коммунистической партии, безальтернативное го-
лосование, цензура и полицейские репрессии. Все, что требовалось, чтобы
начать процесс демократических реформ, это желание и умение устранить
эти противовесы.
Горбачев, как и его ближайшие помощники, осознавал эту двойствен-
ность, которую он характеризовал как «демократические принципы на
словах и авторитарность на деле». Для того чтобы демократизировать
систему, отмечал он позднее, «не пришлось ничего придумывать», толь-
ко, по словам одного его советника, превратить демократические ком-
поненты «из декорации в реальность». Это относилось почти ко всем
горбачевским реформам, но самым выдающимся примером была, как он
подчеркивал, «передача власти из рук монопольно владевшей ею Комму-
нистической партии в руки тех, кому она должна была принадлежать по
Конституции, — Советам через свободные выборы». Но двойственность
gorbachev.indd 44
gorbachev.indd 44
03.03.2005 17:29:25

Page 22

45
Стивен Коэн • Можно ли было реформировать Советскую систему?
институтов советской системы не только делала ее в высшей степени ре-
формируемой, без нее, скорее всего, невозможна была бы мирная демок-
ратизация и другие преобразования эпохи Горбачева, во всяком случае,
они не были бы столь стремительными и исторически значимыми.
И, наконец, последнее, на что следует обратить внимание, но невозмож-
но рассмотреть здесь. Если аргументация, представленная в этой статье,
достаточно убедительна, она ставит под сомнение и большинство расхо-
жих трактовок конца Советского Союза, так или иначе предполагающих,
что он был нереформируемым. Но это еще более широкий и спорный воп-
рос, только ждущий своего рассмотрения.
Перевод с английского Ирины ДАВИДЯН
1
Статья печатается в специально подготовленной для сборника сокращенной версии
(опущен, в частности, обширный справочный аппарат). Полный текст, включая ссылки и
примечания, см.: на англ. языке — «Slavic Review». Vol. 63. № 3. Fall 2004. P. 459-488; на рус-
ском языке — в Серии «АИРО-ХХ — Научные доклады и дискуссии. Темы для ХХI века».
Вып. 16. М., 2005. — 64 с.
gorbachev.indd 45
gorbachev.indd 45
03.03.2005 17:29:25

Информация о работе Стивен Коэн "Можно ли было реформировать Советскую систему?"