Столыпинская аграрная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Также реализации планов Столыпина способствовали не только политическая и идеологическая ситуация, но и превосходное экономическое положение в стране. Рост промышленности в России возобновился с небывалой быстротой. Благодаря массовому экспорту продовольственных товаров (Российская империя экспортировала треть своей товарной продукции зерновых и была самым крупным поставщиком зерна), внешняя торговля была прибыльной, госбюджет уравновешенным. За 5 лет (1908-1913) промышленное производство возросло на 54%, общее количество рабочих увеличивалось на 31% - это были конкретные показатели роста промышленности. Все отрасли находились на подъеме, особенно производство стали, металлургия, добыча нефти, электроэнергии, сельскохозяйственных машин. Национальный доход рос с каждым годом.

Содержание

1)Экономические, политические и социальные преимущества. 2
2)Цели реформы 4
3)Подготовка, причины и условия проведения реформы. 6
4)Итоги и причины неудачи реформы 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Столыпинская аграрная реформа.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

1)Экономические, политические и социальные преимущества. 2

2)Цели реформы 4

3)Подготовка, причины и  условия проведения реформы. 6

4)Итоги и причины неудачи реформы 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Экономические, политические и социальные преимущества.

Для проведения своей реформы Столыпин умело  воспользовался экономическими и политическими  “козырями”. Он использовал в своих  целях как раздробленность революционной оппозиции, так и отсутствие согласия среди радикально настроенной интеллигенции.

1905-1911г.г.  стали годами спада революционного  движения. В партии социал-демократов  произошел окончательный раскол  из-за разных выводов, сделанных  каждой фракцией из-за поражения  революции 1905-1907 г.г. Меньшевики, проанализировав провал московского восстания в декабре 1905 г., пришли к мнению, что Россия ещё не созрела для социальной революции. Среди социал-демократов шла междоусобная борьба различных тенденций, а конструктивных действий было мало. Партия эсеров, несмотря на все усилия Чернова, тоже находились в состоянии распада. Группа максималистов, сторонников немедленного осуществления всех пунктов программы эсеров сразу же после захвата власти, тяготела к былому терроризму и действовала боевыми фракциями. Другую сторону эсеров представляли трудовики. Они участвовали в работе Думы, обсуждали земельную реформу, вели среди крестьян легальную пропаганду в защиту обобществления земли. С новой силой возродилось влечение к национализму, мистицизму, эстетике, тогда как интерес к политике падал.

Также реализации планов Столыпина способствовали не только политическая и идеологическая ситуация, но и превосходное экономическое  положение в стране. Рост промышленности в России возобновился с небывалой  быстротой. Благодаря массовому  экспорту продовольственных товаров (Российская империя экспортировала треть своей товарной продукции  зерновых и была самым крупным  поставщиком зерна), внешняя торговля была прибыльной, госбюджет уравновешенным. За 5 лет (1908-1913) промышленное производство возросло на 54%, общее количество рабочих увеличивалось на 31% - это были конкретные показатели роста промышленности. Все отрасли находились на подъеме, особенно производство стали, металлургия, добыча нефти, электроэнергии, сельскохозяйственных машин. Национальный доход рос с каждым годом.

В это время  происходило усиление национализма. Формой национализма можно считать  желание буржуазии избавиться от присутствия иностранного капитала. С распространением образования  служащие все острее чувствовали  ущемленность своего положения, финансовую и иерархическую дискриминацию, которым они подвергались по сравнению с иностранцами, работающими на тех же предприятиях. Другая форма национализма в России проявлялась с помощью всяческого разжигания власти и самим Столыпиным. Чувство превосходства русских над нерусскими, населявшими империю.

 

 

2)Цели  реформы

Социально-политические цели реформы.

Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев  крестьянства и предотвращений новой  аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства  жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом  порядка и спокойствия”. Проводя  реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В  пореформенное время и в начале 20 в. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Кроме того, дворянские сословные организации, в том числе совет объединенного  дворянства, имели большое влияние  на Николая 2 и его окружение. Члены  правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем  месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами  учитывалось так же и то, что  помещичьи хозяйства производили  весомую часть товарного хлеба. Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 г.г. , реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.

Социально-экономические  цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой – сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Подготовка, причины и условия проведения реформы.

Подготовка  реформы

Подготовка  проектов реформы до революции фактически началось Совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте, в 1902-1903 г.г.. В 1905-1907 г.г. выводы, сформулированные Совещанием, прежде всего идея о необходимости разрушения поземельной и превращения крестьян в собственников земли, нашли свое отражение в ряде проектов государственных чиновников (В.И.Гурко.). С началом революции и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений Николай 2, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной крестьянской общине.

Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды  под крестьянские наделы (ноябрь 1903 г.), что фактически означало возможность  отчуждения общинных земель. П.А. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал  не затрагивавший интересы помещиков. Проект Гурко лег в основу Указа 9 ноября 1906 г. И положивший начало проведению аграрной реформы.

Причины: 
Главным идеологом и организатором преобразований в аграрном секторе выступил премьер-министр П. Столыпин. Провозглашенная царским указом от 9 ноября 1906 г. реформа крестьянского надельного землевладения предусматривала ликвидацию общины, переход земли в личную собственность, переселение части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. В политическом плане эта реформа позволяла расслоить деревню, ускорить образование зажиточного слоя крестьян, который мог бы стать опорой самодержавия.  
 
 Каждому крестьянину разрешалось выйти из общины и закрепить в личную собственность свой земельный надел. Разрешалось также требовать выделения земли на одном участке-отрубе, перенеся на который дом, он мог бы создать свой хутор. В тех общинах, где на протяжении последних 24 лет переделы не проводились, желающий перейти от общинного к личному землевладению получал всю землю, которой фактически пользовался, за исключением арендованной. В тех же общинах, где проводились переделы, каждый, кто выходил из общины, должен был заплатить обществу за лишнюю часть, превышавшую душевую норму по оценке 1861 г., причем плата оказывалась в 2— 3 раза ниже рыночной цены на землю. [4, с.  57] В случае выхода из общины крестьяне сохраняли за собой право пользования землями, находившимися ранее в общем владении: лесными угодьями, выгонами, пашней. Выход из общины производился в течение месяца со дня подачи заявления решением общего собрания крестьян-домохозяев большинством голосов. Если же общество согласия не давало, его мог дать земский начальник. Хозяин дома, за которым закреплялась надельная земля, имел право вместо имеющихся у него земельных полосок получить участок в одном месте — хутор. В хуторизации были заинтересованы в первую очередь зажиточные крестьяне, которые хотели вырваться из тесных рамок общины. Часть середняцких хозяйств стремилась уйти на хутора из-за боязни, что им достанутся худшие участки. Значительная часть бедных крестьян закрепляла за собой землю, чтобы тут же ее продать. Только в 1907—1914 гг. в пяти западных губерниях крестьяне продали 187 816 десятин земли, полученной во владение. [4, c.58] 

Организация хуторов и отрубов.

Без землеустройства  техническое усовершенствование, экономическое  развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (2\3 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос, в различных местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело смысла.

Поэтому планировались  работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского  надела в единый участок – отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, туда переносилась усадьба и образовывался хутор.

Переселение крестьян на свободные земли.

Для решения  проблемы крестьянского малоземелья  и снижения аграрной перенаселенности в центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в  Сибирь. Для переселенцев строились  специальные (“столыпинские”) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства, выдавались ссуда.

Продажа крестьянам земли в рассрочку через крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной  земли выдавались ссуды для покупки  казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики.

 
На Крестьянский поземельный банк возлагалась задача продажи крестьянам дворянских земель, нарезанных хуторами, по выгодным для дворян ценам. Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разорённые помещики, не желающие или не способные эффективно вести  хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции. В интересах помещиков банк повысил цену на землю. В 1901—1905 гг. десятина стоила 82 рубля, в 1913-м – уже 106. [5, c. 138] 
Указ предусматривал переход целых обществ с общинным или подворным землепользованием к владению отрубами (с сохранением приусадебных участков по месту жительства) при согласии двух третей крестьян общества, а также права собственности хозяина дома на землю и другое имущество, в то время как в общине это являлось семейной собственностью всех членов двора. 
 
Проведение аграрной реформы возлагалось на Министерство внутренних дел и подчиненный ему департамент полиции, а на местах — на губернский и уездный административно-полицейский аппараты. Использовались также земельные, судебные и финансовые органы. Размежеванием земли занимались уездные и губернские землеустроительные комиссии, созданные указом правительства от 4 марта 1906 г. Они состояли из помещиков, чиновников и незначительного числа зажиточных крестьян. Комиссии обязаны были содействовать крестьянам в покупке земли у частных лиц при помощи Крестьянского поземельного банка; организовывать продажу казенных земель, сдачу их крестьянам в аренду, содействовать переселению на казенные земли азиатской России, помогать сельским обществам и отдельным домохозяевам в улучшении условий землевладения и порядка землепользования. Руководил комиссиями комитет по землеустроительным делам, учрежденный при главном управлении землеустройства и земледелия. 
 
В Витебской губернии уже в 1906 г. было создано 5 уездных землеустроительных комиссий, в 1907 г.— еще 6. В Могилевской губернии во всех 11 уездах комиссии были образованы в течение года. В 1907 г. они стали работать в Минской и других губерниях. Только в Гродно губернская землеустроительная комиссия не была создана, ее функции выполняло губернское по крестьянским делам присутствие.[6, c. 237] 
 
С 14 июня 1910 г. землеустроительные комиссии получили право принудительно выделять крестьянам землю на одном участке. Для переселенцев выделялись средства на проезд, краткосрочные кредиты и безвозмездные денежные субсидии, формировались специальные поезда, готовились пункты приема и распределения переселяющихся, нарезались участки земли. За восемь лет (1907 - 1914 гг.) из Беларуси переселилось в Сибирь 335366 человек. За этот период 36544 человека вернулось назад. [1, c.418] 
 
Следует отметить, что методы проведения реформы опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. Мы уже упоминали, реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Преступник он и есть преступник, но то, что сама власть с помощью военно-полевого суда, в состав которого Столыпин запретил включать юристов, расстреливает своих граждан – это было невиданно.   
 
В условиях наступившей политической реакции рабочее и крестьянское движение резко сократилось, оно носило, главным образом, оборонительный и экономический характер. Признаки оживления рабочего движения появились после расстрела в апреле 1912 г. рабочих на Ленских приисках. Демонстрации, стачки состоялись в Гомеле, Минске, Гродно, Бобруйске. На новую ступень рабочее движение в Беларуси поднялось в январе-марте 1914 г. Тридцать семь дней продолжалась стачка на двух заводах сельскохозяйственного инвентаря в Витебске. В Минске бастовали рабочие чугунолитейного завода. За семь месяцев 1914 г. в Беларуси произошло 500 крестьянских выступлений. Тридцать из них закончились столкновением с полицией. [1, c.425] Дальнейшее развитие классовой борьбы было прервано Первой мировой войной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)Итоги и причины неудачи реформы

 
Реформа затронула фактически только Могилевскую и Витебскую губернии, где общинное землепользование составляло соответственно 79,2 и 44,6% от всех крестьянских земель. [3, c. 194] До 1916 г. в этих губерниях из общины вышло 63% крестьян. [2, c. 441] Получив землю в частную собственность, многие крестьяне-бедняки продавали ее. В пяти западных губерниях в 1907 - 1914 гг. 40830 крестьян продали надельную землю. За 9 лет Столыпинской аграрной политики было образовано свыше 129 тыс. хуторов и отрубов, что составляло 12% крестьянских хозяйств. Им принадлежало 10,8% всех земель, находившихся в собственности крестьян. [2,c. 442] 
 
Аграрная реформа Столыпина в целом содействовала подъему сельского хозяйства. С 1907 по 1913 гг. посевные площади в Беларуси увеличились на 11%, поголовье крупного рогатого скота выросло на 10%, поголовье свиней - почти на 10%. Реформа способствовала также повышению товарности сельскохозяйственного производства. Накануне первой мировой войны в Россию и за границу ежегодно вывозились около 2 млн. пудов льноволокна, 395 тыс. пудов молочных продуктов, 550 тыс. пудов мяса, 50 тыс. голов свиней, 11,5 тыс. голов крупного рогатого скота. [2, c. 440] 
 
Аграрная реформа содействовала также подъему промышленности. Среднегодовой прирост в промышленности составил 13,9%. [1, c. 420] Несмотря на высокий удельный вес мелкотоварного производства, ускоренно развивалось крупное фабрично-заводское. Валовая промышленная продукция в 1913 г. превысила уровень 1908 г. на 67,5%. В годы экономического подъема увеличилась доля акционерного капитала. Объем валовой продукции акционерных обществ вырос в 1900 - 1913 гг. в 52,2 раза. Шел рост концентрации промышленного производства. В 1913 г. на предприятиях с числом рабочих 500 и более человек трудилось 18,8% наемных рабочих. [2,c. 441] После третьеиюньского переворота 1907 г. великодержавный шовинизм фактически стал государственной политикой. В целях ослабления позиций польских помещиков на выборах в III и IV Государственные думы, правительство сохранило для белорусских крестьян относительно большее, чем в центральной России, представительство от них - 29,5% выборщиков. Квота помещиков в числе выборщиков в западных губерниях была снижена (до 88,5%) по отношению к центральной части России. [2, c. 442] Черносотенцы и октябристы на выборах в III и IV Государственные думы получили в белорусских губерниях абсолютное большинство мест. Их органы печати «Виленский вестник», «Минское слово», «Крестьянин» развернули шовинистическую агитацию, направленную против поляков, евреев, а также белорусского национального движения, газеты «Наша нива» как врагов «единой и неделимой России».  
 
И все же, Столыпинские преобразования не увенчались успехом. Главная экономическая цель их — открыть простор для развития производительных сил в сельском хозяйстве, расчистить дорогу капитализму в деревне — достигнута не была. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Деятельность крестьянского банка не дала желаемых результатов. Всего за 1906-1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.[2, c.443]Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть.   
 
И потому, прежде всего, что крупное помещичье землевладение осталось большей частью нетронутым, которое в результате реформы сократилось лишь частично. В Беларуси площадь помещичьего землевладения в 1917г. составляла практически половину общей. [1,c.416] Большинство пережитков крепостничества в ходе реформы так и не было устранено. 
 
Причин краха реформы было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа