Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:55, контрольная работа
Столыпинская аграрная реформа (1906 – 1917 гг.) явилась одним из самых значимых явлений в Российской империи начала XX в. и оказала влияние на развитие крестьянского хозяйства и экономику в целом. Процедура проведения реформы выявила много недостатков и недочетов в функционировании государственного аппарата. В условиях современной России, когда проблема реформирования аграрного сектора по-прежнему стоит на повестке дня, необходим опыт обращения к преобразованиям начала XX в. с целью избежать таких сторон в деятельности государственных структур как ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нецелевое использования бюджетных средств.
Введение 3
Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане 5
Цели Столыпинской поземельной реформы в Башкортостане 8
Особенности Поземельной Столыпинской аграрной реформы в Башкирии 9
Результаты реформы 11
Заключение 13
Список литературы: 15
Заключение
В последние годы политики, экономисты, юристы в той или иной связи давали самые различные оценки столыпинской реформе, от безусловно негативных до прямо восторженных. Комплекс реформ, предпринятых правительством премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина, представляет собой весьма сложное и разноплановое явление, требующее взвешенной и детальной оценки. Вряд ли можно представить себе реформу в любой области, а уж тем более в аграрной сфере, которая могла бы быть охарактеризована только как хорошая или лишь как плохая.
По всей видимости, было бы более справедливо согласиться с теми учеными, которые, отмечая ряд крупных недостатков и просчетов столыпинской реформы, указывают, что в целом ее проведение отвечало как интересам развивающегося российского государства, так и интересам ее граждан, большинство которых принадлежало к крестьянскому сословию.
Реформы Столыпина были направлены на преодоление существовавшего веками общинного землепользования, которое в начале XX века уже существенно сдерживало развитие аграрного хозяйства России.
Установить возможность
приобретать землю в
Включить землю в гражданский оборот означало привлечь в сельское хозяйство всегда необходимые для его развития финансовые средства, или, как теперь говорят, инвестиции.
За годы реформы значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации. В целом же переворот в агроэкономике не произошел, но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет лишь успела уточнить направление и набрать темпы. В социально-политическом отношении реформа имела относительный успех. Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число общин сократилось со 135 тыс. до 110 тыс. В то же время в центральных районах распад общины почти не наблюдался. В Центре общинные традиции были наиболее сильными, а сельское хозяйство наиболее отсталым в социально-экономическом отношении. Основной причиной относительной неудачи реформы явилась социально-политическая половинчатость преобразований, проявившаяся в сохранении помещичьих земель в неприкосновенности. Переход к новым видам хозяйственной деятельности был достаточно болезненным для башкир, что формировало широкое общественное недовольство. Власти стремились обеспечить баланс интересов как башкир, так и различных переселенцев. Для этого были изданы ряд законов, обеспечивавших поддержку башкирского землевладения. Однако поток переселенцев возрастал и особенно в конце XIX -- начале XX века. Все это обусловило достаточно напряженные отношения в регионе между башкирами и другими категориями населения. Продолжающаяся колонизация края, игнорирование властями национальных проблем обусловили активное участие башкир в событиях периода революций и гражданской войны.
Временное правительство, пришедшее к власти в результате буржуазной Февральской революции, в марте 1917 года провозгласило Россию республикой и объявило государственной собственностью кабинетские и удельные земли, а остальные земли оставило в руках прежних частных собственников.
Декрет о социализации земли, утвержденный ВЦИК 9 февраля 1918 года, установил, что всякая собственность на землю в пределах Российской Советской Федеративной Республики отменяется навсегда.
Список литературы:
1. А. Акманов. В условиях обострения земельных отношений.// Ватандаш. № 8, 2001 г.
2. Усманов Х.Ф. Столыпинская аграрная реформа в Башкирии. Уфа, 1958;
3. Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. М., 1963.
4. Гумеров Ф. Х. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. Учебное пособие. Уфа. Китап. 1996.
5. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа. Научное издательство. «Башкирская Энциклопедия». 1996.
6. Кульшарипов М. М. История Башкортостана. XX век. Учебное пособие. Уфа. Китап. 2001.
Информация о работе Столыпинская аграрная реформа и ее осуществление в Башкортостане