Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:01, контрольная работа
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходного периода вызывают, скажем прямо, противоречивые толки...
Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.
Введение
1. Социально- политическое и экономической положение в России на рубеже веков. Идеология реформирования.
2. Разрушение общины и развитие частной собственности
3. Переселение крестьян
4. Кооперативное движение
5. Агрокультурные мероприятия
6. Результаты реформы
7. Причины неудачи аграрной реформы
8. Итоги и последствия аграрной реформы.
Заключение
Список использованной литературы и источников
Столыпинская реформа:
План:
Введение
1. Социально- политическое и экономической положение в России на рубеже веков. Идеология реформирования.
2. Разрушение общины и развитие частной собственности
3. Переселение крестьян
4. Кооперативное движение
5. Агрокультурные мероприятия
6. Результаты реформы
7. Причины неудачи аграрной реформы
8. Итоги и последствия аграрной реформы.
Заключение
Список использованной литературы и источников
Введение
Проблема реформирования Российского
государства в большей или меньшей степени
заботит почти каждого гражданина нашей
страны. Вопросы преодоления переходного
периода вызывают, скажем прямо, противоречивые
толки...
Как изучить, понять со всей объективностью
реформистский курс сегодняшнего руководства
страны? Ведь уже давно подмечено, что
реальные результаты реформ, как и наиболее
объективные их оценки, появляются не
сразу, а спустя некоторый промежуток
времени. Отсюда проистекает вся их трудность
для понимания в период, когда реформы
только развертываются, только набирают
темпы.
Между тем исторический опыт представляет
собой неисчерпаемый источник ценнейшей
информации: конкретно- исторических примеров.
Если речь идет о реформаторской деятельности,
то можно с уверенностью сказать, что на
основе этих примеров можно в какой- то
мере приблизиться к пониманию реформ
современных, а в определенных случаях
и предсказать, спрогнозировать принципиальные
направления их развития в будущем. Здесь
уместно добавить, что, к сожалению, ценный
исторический опыт иногда остается невостребованным:
мы снова и снова повторяем ошибки прошлого,
чтобы наши потомки в свою очередь и в
свое время забыли об ошибках наших. Быть
может это замкнутый круг? Не знаю, но хочется
верить, что максимально использовать
опыт предыдущих поколений все- таки возможно.
В этом ключе я решил остановить свой выбор
на данной теме.
Стоит упомянуть о том, насколько хорошо
данная тема исследована наукой. На мой
взгляд, довольно основательно. Причем
особенно много публикаций было сделано
за последние 10 лет понятно, почему. Как
я уже сказал, интерес к реформаторам прошлого
повышается в связи с неудачами (хочется
верить временными) реформаторов современности.
Необходимо остановится на композиции
реферата: в ее структуре на первый план
выходит глава, посвященная аграрной реформе
П. А. Столыпина. И это, на мой взгляд, справедливо,
т. к. именно аграрная реформа расположена
в самом центре программы столыпинских
преобразований, является основной ее
составной частью. В печати часто можно
встретить словосочетание "столыпинская
реформа", под которой разумеется лишь
аграрная реформа. Но так как мы имеем
дело с программой, т. е. своего рода упорядоченной
системой, то совершенно необходимо рассмотреть
аграрную реформу в ее неразрывной связи
с некоторыми другими направлениями реформирования,
а также с проблемами, которые так или
иначе имеют к ней отношение: к примеру,
вопрос о соотношении реформы и Думы.
В дополнение я хотел бы сказать несколько
слов о принципах, которые я мысленно заложил
в реферат мысленно и попытался, насколько
это удалось, реализовать на практике.
Первый принцип - это связь с современностью.
Некоторые проблемы, рассмотренные в реферате,
имеют свои прямые аналоги в настоящем.
Второй - использование исторических параллелей
реформы 1906 г., к примеру, реформы 1861 г.,
а также их краткая сравнительная характеристика.
Это позволит, на мой взгляд, рассмотреть
проблему, не вырывая ее из исторического
контекста, а в тесной связи с ним.
1. Социально- политическое
и экономической положение в России на
рубеже веков. Идеология реформирования.
К концу XIX века стало ясно, что положительный
преобразовательский потенциал реформ
1861 года частично исчерпан, а частично
выхолощен контрреформистским курсом
консерваторов после трагической гибели
Александра II в 1881 г. Необходим был новый
цикл реформ.
На рубеже XIX- XX веков потребность в ускорении
капиталистического развития стала проявляться
особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные
отношения развились до того необходимого
уровня, чтобы дело дошло до открытого
противостояния феодальной и капиталистической
систем. Этот конфликт не мог не разрешиться.
Вопрос лишь в том, как? Известно, что диспропорция
между политической надстройкой и базисом
(социально- экономическими отношениями)
неизбежно приводит к кризису, ярко выраженному
противоречию, которое может послужить
причиной революции. Добавим, к слову,
что по целому ряду причин, перечислять
которые нет необходимости, особенностью
именно российской крупной буржуазии
была готовность пойти на какой- либо компромисс
с абсолютизмом и, следовательно, соответствующей
ему феодальной социально- экономической
базой. Не смотря на это, быть может по
чисто субъективным соображениям царя,
абсолютизм не желал идти навстречу. И
в XVIII, и в XIX, и в XX веке власти шли на какие-
либо преобразования в обществе и государстве
из соображений сохранения династии, укрепления
своих позиций.
К сожалению, верхи не редко не совсем
верно оценивали реальную социально- политическую
ситуацию в обществе и из-за этого совершали
непоправимые ошибки. Очередная попытка
уйти от реформ посредством "маленькой
победоносной войны" с Японией не только
не удалась, но и привела к тому, что страна
сорвалась в революционную бездну. И царская
династия не погибла в ней лишь потому,
что возле царя оказались такие выдающиеся
люди как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
1905- 1907 гг. со всей очевидностью показали
нерешенность аграрного и других насущных
вопросов тогдашней России. История же,
по мнению
Н. Эйдельмана, предлагает три пути:1
1. Продолжение революции снизу, что представляется
весьма реальным;
2. Контрреволюция сверху; в какой- то степени
она осуществляется: переворот
3 июня 1907 г. - разгон II Государственной
Думы - довольно отчетливый пример.
Однако большего правители себе позволить
не могли. Кроме нового,
"бесстыжего" избирательного закона,
увеличившего представительство в Думе
крупных землевладельцев и буржуазных
элементов, никаких крупных
контрреволюционных мер не последовало.
При угрозе новых революционных волнений
снизу и более чем скромных успехах контрреволюции
сверху делается попытка пойти по третьему
пути - еще одной революции сверху. Понятно,
что речь идет о Столыпине и его реформах,
которые Ленин определил как второй шаг
России по пути к буржуазной монархии.
С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал,
что все изменения в общественной и государственной
жизни надо начинать с изменения политического
строя: создать качественно новую государственную
машину, а уже затем проводить преобразования
в экономике. Вряд ли возможно усовершенствовать
форму землевладения, решить проблемы
аграрного порядка без предварительного
перехода от рабства к свободе!
Интересно отметить, что П. А. Столыпин
полагал, что, напротив, перемены в политическом
строе, в государстве, не суть главное
и тем более не есть условие реформ экономических.
Отсюда проистекает следующее противоречие:
программа реформ была рассчитана на буржуазно-
демократическое развитие, они и по сути
своей буржуазно- демократические(например,
в вопросах, касающихся земских органов
власти), но Столыпин искренне надеялся
осуществить их в рамках прежней, регрессивной,
косной для качественно нового уровня
капиталистических отношений политической
системы. Удивительно, что сам Столыпин
был не только убежденным монархистом,
но и верил в личность императора- политика,
скажем, недалекого. О последствиях этого
мы поговорим позже, когда будем рассматривать
итоги реформ, но этот факт едва ли не основной
в идеологии столыпинского реформаторского
курса по интересующим нас аспектам ее
содержания.
Реформатор считал, что перемены необходимы,
но в той мере и там, где они необходимы
для экономической реформы. Пока нет экономически
свободного хозяина - нет и базы для других
форм свободы (напр. политической или личной).
Столыпин утверждал, что, пока крестьянин
беден, не обладает личной земельной собственностью,
пока он находится тисках общины, он остается
рабом, и никакой писаный закон не даст
ему блага гражданской свободы.2
Скажем, к слову, что этот спор актуален
и сегодня, спустя почти век. Теснейшая
связь экономики и политики не дает достичь
положительных результатов реформирования
одной общественной сферы без изменения
другой. По мнению Г. Попова современные
реформы тоже начинались "с курса на
новое государство. А теперь мы видим,
как на его лице растет хорошо нам знакомая
щетина авторитарного бюрократизма. Да
ничем иным аппарат быть и не может, пока
он всевластен, и если нет в стране, говоря
словами Столыпина, самостоятельных собственников".3
6 марта 1907 года, П. А. Столыпин выступил
перед II Государственной Думой с изложением
правительственной программы реформ.
Список открывал знаменитый указ 9 ноября,
а также другие аграрные мероприятия.
Несколько законопроектов касались свободы
совести (переход из одного вероисповедания
в другое, закон о старообрядческих общинах
и др. ). Были обещаны законопроекты о неприкосновенности
личности и введении волостного земства,
рабочим - профессионального союза и государственного
страхования, стране в целом - реформа
образования. Большое значение в программе
придавалось возрождению боевой мощи
армии и флота, утраченной в русско- японскую
войну.
10 мая Столыпин выступил с изложением
правительственной концепции решения
аграрного вопроса. Это была его итоговая
коронная речь во II Государственной Думе.
Указ 9 ноября трактовался как выбор между
крестьянином- бездельником и крестьянином-
хозяином в пользу последнего.
Всегда были и будут тунеядцы, решительно
заявил премьер. Но не на них должно ориентироваться
государство: только "право способного,
право даровитого создало право собственности
на Западе". Способный, трудолюбивый
крестьянин- "соль земли русской",
и поэтому его надо поскорее освободить
"от тисков" общины, передав ему землю
в неотъемлемую собственность.4
Чтобы подчеркнуть генеральное значение
избранного курса, Столыпин закончил свое
выступление фразой, которая, как показало
время, оказалось лучшей в его ораторском
арсенале и наиболее политически эффектной.
Она заканчивалась так: "им нужны великие
потрясения, нам нужна великая Россия".
И действительно, к этим "противникам
государственности" правительство
отнеслось со всей жестокостью.
24 августа 1906 года была опубликована правительственная
программа, состоящая из двух частей- репрессивной
и реформистской. В соответствии с первой
в местностях, объявленых на военном положении
и положении чрезвычайной охраны, вводились
военно- полевые ("скорорешительные")
суды, а в центре реформистской части был
вышеупомянутый указ 9 ноября 1906 года о
выходе из общины с сопутствующими ему
законами. Именно с этими составляющими,
по свидетельству А. Я. Авреха,- столыпинской
аграрной политикой и "столыпинскими
галстуками"- у современников в первую
очередь и ассоциировался новый глава
правительства.
Его декларация перед III Государственной
Думой, мало чем отличавшаяся от предыдущей,
объявляла первой и основной задачей правительства
не "реформы", а борьбу с революцией,
противопоставляя этому явлению только
силу.
Второй центральной задачей правительства
Столыпин объявлял проведение аграрного
закона 9 ноября, являющегося "коренной
мыслью правительства, руководящей его
идеей... не беспорядочная раздача земель,
не успокоение бунта подачками бунт погашается
силой, а признание неприкосновенности
частной собственности и как последствие,
отсюда вытекающее, создание мелкой личной
собственности, реальное право выхода
из общины и разрешение вопросов улучшенного
землепользования - вот задачи, осуществление
которых правительство считало и считает
вопросами бытия русской державы.
Из реформ были обещаны реформы местного
самоуправления, просвещения, страхования
рабочих и т. д. Далее Столыпин провозгласил
полную поддержку
господствующей православной церкви,
политику национализма и обещал проявить
"особые заботы" по поднятию на высоту
вооруженных сил.
Подводя итог сказанному, заметим, что
лейтмотивом столыпинских преобразований
общественной и государственной жизни
можно выбрать фразу "сначала успокоение,
затем реформы".
Целей у реформы было несколько: социально-политическая
- создать в деревне прочную опору для
самодержавия из крепких собственников,
отколов их от основной массы крестьянства
и противопоставив их ей; крепкие хозяйства
должны были стать препятствием на пути
нарастания революции в деревне; социально-экономическая
- разрушить общину, насадить частные хозяйства
в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей
силы направить в город, где её поглотит
растущая промышленность; экономическая
- обеспечить подъём сельского хозяйства
и дальнейшую индустриализацию страны
с тем, чтобы ликвидировать отставание
от передовых держав.
Первый шаг в этом направлении был сделан
в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался
за счёт крестьян, которые платили помещикам
и за землю, и за волю. Аграрное законодательство
1906-1910 годов являлось вторым шагом, при
этом правительство, чтобы упрочить свою
власть и власть помещиков, снова пыталось
решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась
на основе указа 9 ноября 1906 года.
Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось
в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два
года после того, как он вошел в жизнь.
В общей сложности обсуждение его шло
более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он
с внесёнными поправками поступил на обсуждение
Государственного Совета и так же был
принят, после чего по дате его утверждения
царем стал именоваться законом 14 июня
1910 года. По своему содержанию это был,
безусловно, либеральный буржуазный закон,
способствующий развитию капитализма
в деревне и, следовательно, прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно
проводимых и взаимосвязанных мероприятий.
Основное направление реформ заключалось
в следующем: разрушение общины и развитие
частной собственности, создание крестьянского
банка, переселение крестьян, кооперативное
движение, агрокультурные мероприятия.
2. Разрушение общины и развитие частной собственности
Указ от 9 ноября 1906 года
вводил очень важные изменения в
землевладении крестьян. Все крестьяне
получали право выхода из общины, которая
в этом случае выделяла выходящему
землю в собственное владение. При этом указ предусматривал
привилегии для зажиточных крестьян с
целью побудить их к выходу из общины.
В частности, вышедшие из общины получали
"в собственность отдельных домохозяев"
все земли, "состоящие в его постоянном
пользовании". Это означало, что выходцы
из общины получали и излишки сверх душевой
нормы. При этом если в данной общине в
течение последних 24 лет не производились
переделы, то излишки домохозяин получал
бесплатно, если же переделы были, то он
платил общине за излишки по выкупным
ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены
выросли в несколько раз, то и это было
выгодно зажиточным выходцам.
Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению
прочности и стабильности трудовых крестьянских
хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции
землей и концентрации собственности,
в законодательном порядке ограничивался
предельный размер индивидуального землевладения,
была разрешена продажа земли некрестьянам.
Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды
под залог любой приобретаемой крестьянами
надельной земли. Развитие различных форм
кредита - ипотечного, мелиоративного,
агрокультурного, землеустроительного
- способствовало интенсификации рыночных
отношений в деревне.
Одновременно с изданием новых аграрных
законов правительство принимает меры
к насильственному разрушению общины,
не надеясь полностью на действие экономических
факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года
весь государственный аппарат приводится
в движение путем издания самых категорических
циркуляров и приказов, а так же путем
репрессий против тех, кто не слишком энергично
проводит их в жизнь.
Практика реформы показала, что крестьянство
в своей массе было настроено против выдела
из общины - по крайней мере в большинстве
местностей. Обследование настроений
крестьян Вольно-экономическим обществом
показало, что в центральных губерниях
крестьяне отрицательно относились к
выделу из общины (89 отрицательных показателей
в анкетах против 7 положительных) .
В сложившейся обстановке для правительства
единственным путем проведения реформы
был путь насилия над основной крестьянкой
массой. Конкретные способы насилия были
самые разнообразные - от запугивания
сельских сходов до составления фиктивных
приговоров, от отмены решений сходов
земским начальником до вынесения постановлений
уездными землеустроительными комиссиями
о выделении домохозяев, от применения
полицейской силы для получения "согласия"
сходов до высылки противников выдела.
В итоге, к 1916 году из общин было выделено
2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников,
заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев,
или от 35% общинников. Таким образом, правительству
не удалось добиться своей цели и выделить
из общины хотя бы большинство домохозяев.
Именно это и определило крах столыпинской
реформы.
Б. Крестьянский банк.
В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных
и удельных земель была передана крестьянскому
банку для продажи крестьянам с целью
ослабления земельного дефицита. Кроме
того, с размахом проводилась Банком покупка
земель с последующей перепродажей их
крестьянам на льготных условиях, посреднические
операции по увеличению крестьянского
землепользования. Он увеличил кредит
крестьянам и значительно удешевил его,
причем банк платил больший процент по
своим обязательствам, чем платили ему
крестьяне. Разница в платеже покрывалась
за счет субсидий из бюджета, составив
за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.
Банк активно воздействовал на формы землевладения:
для крестьян, приобретавших землю в единоличную
собственность, платежи снижались. В итоге,
если до 1906 года основную массу покупателей
земли составляли крестьянские коллективы,
то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными
крестьянами.
3. Переселение крестьян
Правительство Столыпина
провело и серию новых законов
о переселении крестьян на окраины.
Возможности широкого развития переселения
были заложены уже в законе 6 июня
1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот,
а правительству давалось право принимать
решения об открытии свободного льготного
переселения из отдельных местностей
империи, "выселение из которых признавалось
9 особо желательным". Впервые закон
по льготному переселению был применен
в 1905 году: правительство "открыло"
переселение из Полтавской и Харьковской
губерний, где крестьянское движение было
особенно широким.
По указу 10 марта 1906 года право переселения
крестьян было предоставлено всем желающим
без ограничений. Правительство ассигновало
немалые средства на расходы по устройству
переселенцев на новых местах, на их медицинское
обслуживание и общественные нужды, на
прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал
переселилось 2792,8 тысяч человек. Количество
крестьян, не сумевших приспособиться
к новым условиям и вынужденных вернуться,
составило 12% от общего числа переселенцев.
Итоги переселенческой компании были
следующими. Во-первых, за данный период
был осуществлен громадный скачок в экономическом
и социальном развитии Сибири. Также население
данного региона за годы колонизации увеличилось
на 153 %. Если до переселения в Сибирь происходило
сокращение посевных площадей, то за 1906-1913
годы они были расширены на 80%, в то время
как в европейской части России на 6,2%.
По темпам развития животноводства Сибирь
также обгоняла европейскую часть России.
4. Кооперативное движение
Ссуды крестьянского
банка не могли полностью удовлетворить
спрос крестьянина на денежную массу.
Поэтому значительное распространение
получила кредитная кооперация, которая прошла в своем
движении два этапа. На первом этапе преобладали
административные формы регулирования
отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные
кадры инспекторов мелкого кредита, и
ассигнуя значительные кредиты через
государственные банки на первоначальные
займы кредитным товариществам и на последующие
займы, правительство стимулировало кооперативное
движение. На втором этапе сельские кредитные
товарищества, накапливая собственный
капитал, развивались самостоятельно.
В результате была создана широкая сеть
институтов мелкого крестьянского кредита,
ссудосберегательных банков и кредитных
товариществ, обслуживавших денежный
оборот крестьянских хозяйств. К 1 января
1914 года количество таких учреждений превысило
13 тысяч.
Кредитные отношения дали сильный импульс
развитию производственных, потребительских
и сбытовых кооперативов. Крестьяне на
кооперативных началах создавали молочные
и масленые артели, сельскохозяйственные
общества, потребительские лавки и даже
крестьянские артельные молочные заводы.
5. Агрокультурные мероприятия
Одним из главных препятствий
на пути экономического прогресса деревни
являлась низкая культура земледелия
и неграмотность подавляющего большинства
производителей, привыкших работать
по 10 общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась
широкомасштабная агроэкономическая
помощь. Специально создавались агропромышленные
службы для крестьян, которые организовывали
учебные курсы по скотоводству и молочному
производству, внедрению прогрессивных
форм сельскохозяйственного производства.
Много внимания уделялось и прогрессу
системы внешкольного сельскохозяйственного
образования. Если в 1905 году число слушателей
на сельскохозяйственных курсах составило
2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч,
а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно
31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.
В настоящее время сложилось мнение, что
аграрные реформы Столыпина привели к
концентрации земельного фонда в руках
немногочисленной богатой прослойки в
результате обезземеливания основной
массы крестьян. Действительность показывает
обратное - увеличение удельного веса
"средних слоев" в крестьянском землепользовании.
6. Результаты реформы
Результаты реформы
характеризуются быстрым ростом
аграрного производства, увеличением
емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта
сельскохозяйственной продукции, причем
торговый баланс России приобретал все
более активный характер. В результате
удалось не только вывести сельское хозяйство
из кризиса, но и превратить его в доминанту
экономического развития России. Валовой
доход всего сельского хозяйства составил
в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего
народного хозяйства благодаря увеличению
стоимости, созданной в сельском хозяйстве,
возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913
годы на 33,8%.
Дифференциация видов аграрного производства
по районам привела к росту товарности
сельского хозяйства. Три четверти всего
переработанного индустрией сырья поступало
от сельского хозяйства. Товарооборот
сельскохозяйственной продукции увеличился
за период реформы на 46%.
Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами,
возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной
продукции. Россия была крупнейшим производителем
и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов
животноводства. Так, в 1910 году экспорт
российской пшеницы составил 36,4% общего
мирового экспорта.
Однако не были решены проблемы голода
и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему
страдала от технической, экономической
и культурной отсталости. Так в США в среднем
на ферму приходилось основного капитала
в размере 3900 рублей, а в европейской России
основной капитал среднего крестьянского
хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный
доход на душу сельскохозяйственного
населения в России составлял примерно
52 рубля в год, а в США - 262 рубля.
Темпы роста производительности труда
в сельском хозяйстве 11 были сравнительно
медленными. В то время как в России в 1913
году получали 55 пудов хлеба с одной десятины,
в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии
- 168 пудов. Экономический рост происходил
не на основе интенсификации производства,
а за счет повышения интенсивности ручного
крестьянского труда. Но в рассматриваемый
период были созданы социально-экономические
условия для перехода к новому этапу аграрных
преобразований - к превращению сельского
хозяйства в капиталоемкий технологически
прогрессивный сектор экономики.
7. Причины неудачи аграрной реформы
Ряд внешних обстоятельств
(смерть Столыпина, начало войны) прервали
столыпинскую реформу.
Всего 8 лет проводилась аграрная реформа,
а с началом войны она была осложнена -
и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил
для полного реформирования 20 лет покоя,
но эти 8 лет были далеко не спокойными.
Однако не кратность периода и не смерть
автора реформы, убитого в 1911 году рукой
агента охранки в киевском театре, были
причиной краха всего предприятия. Главные
цели далеко не были выполнены. Введение
частной подворной собственности на землю
вместо общинной удалось ввести только
у четверти общинников. Не удалось и территориально
оторвать от "мира" зажиточных хозяев,
т.к. на хуторских и отрубных участках
поселялись менее половины кулаков. Переселение
на окраины так же не удалось организовать
в таких размерах, которые смогли бы существенно
повлиять на ликвидацию земельной тесноты
в центре. Все это предвещало крах реформы
еще до начала войны, хотя ее костер продолжал
тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим
аппаратом во главе с энергичным приемником
Столыпина - главным управляющим землеустройством
и земледелием А. В. Кривошеиным.
Причин краха реформ было несколько: противодействие
крестьянства, недостаток выделяемых
средств на землеустройство и переселение,
плохая организация землеустроительных
работ, подъем рабочего движения в 1910-1914
гг. Но главной причиной было сопротивление
крестьянства проведению новой аграрной
политики.
8. Итоги и последствия аграрной реформы.
Община устояла в столкновении с частной земельной собственностью, а после Февральской революции 1917 года перешла в решительное наступление. Теперь борьба за землю вновь находила выход в поджогах усадеб и убийствах помещиков, происходивших с еще большим ожесточением, чем в 1905 году. “Тогда не довели дело до конца, остановились на полдороге? - рассуждали крестьяне. - Ну уж теперь не остановимся и истребим всех помещиков под корень.”
Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 млн.дес. 1,3 млн. домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. дес.). Кроме того, на банковских землях образовалось 280 тыс. хуторских и отрубных хозяйств - это особый счет. Но и другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать, поскольку некоторые домохозяева, укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам, всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет несколько меньше третьей части общей их численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Впрочем, как отмечалось, некоторые из выделенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22 % земель. Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котел.