Столыпин как государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Столыпин Петр Аркадьевич родился 2 апреля 1862 г. в Германии, в г. Дрездене в семье потомственных дворян. Он был сыном героя Крымской войны генерал-адъютанта А.Д. Столыпина и княгини Горчаковой. Род Столыпиных был известен в России с 16 века и связан был со многими громкими именами, составлявшими славу и гордость страны. Бабушка М. Ю. Лермонтова, воспитавшая этого гениального русского поэта, была урожденной Столыпиной. Его прадед, сенатор А. А. Столыпин, являлся другом М.М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля нач. 19 в. Отец Столыпина состоял в дружеских связях с крупнейшим русским писателем Л.Н. Толстым и бывал неоднократно у него в гостях в Ясной Поляне. Жена Петра Аркадьевича, княгиня Горчакова была правнучкой генералиссимуса А.В. Суворова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
1. П.А. СТОЛЫПИН КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ…...18
1.1. Библиография П.А. Столыпина…………………………………...18
1.2 Политический портрет П.А. Столыпина…………………………..23
1.3 Приход к власти……………………………………………………..26
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А.СТОЛЫПИНА ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В РУССКОЙ ИСТОРИИ……………..35
2.1. Реформы П.А. Столыпина………………………………………...35
2.2. Драма личности П.А. Столыпина как исторического деятеля в русской истории XX века………………………………………...51
3. ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СТОЛЫПИНА…………........54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая собранная.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Надо подчеркнуть еще  одну черту характера губернатора. С первых же дней его стали осаждать просьбами родственники о получении места, но Столыпин терпеть не мог этих писем и посещений, только редкие люди получали протекцию от него.

В 1902 году Столыпин участвовал в особом совещании, на котором говорилось о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Там он решительно высказался за уничтожение общинной черезполосицы и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году в комбинации с другими новшествами, в обществе она была принята как "Столыпинская реформа", хотя Витте был первый кто стал проводить эту идею. Надо отдать должное смелости Столыпина, ведь когда разгорелась полемика о путях аграрной реформы между Витте и Плеве, он не поддержал позиции своего начальника, но в 1902 году убеждения Столыпина были еще весьма далеки от четкой программы Витте, которая была отклонена на кануне революции 1905-1907 года.

Не пробыв и десяти месяцев губернатором ковенской  губернии, уже в марте 1903 года Столыпина  назначают губернатором в более  крупную и важную саратовскую  губернию. За этот короткий срок успели заметить в Петербурге способности молодого губернатора и решили дать ему более ответственный пост. Здесь и застала его первая революция, в которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков. При этом в деятельности губернатора появились две отчетливые черты: во-первых, он не смущался карать не только ж левых, но и правых, если их деятельность переходила за рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуны Государственной Думы:" Не запугаете!", но и на самом деле вел себя бесстрашно.

В апреле 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел  и вся борьба с революцией ложится на его плечи. Насколько сложна была борьба с революционным движением, можно судить по книге П.Г.Курлова, который работал в охранке и часто выполнял личные поручения Столыпина.

На следующий день после назначения на пост министра внутренних дел Столыпин приезжает в Царское село. Николай II встретил Столыпина весьма милостливо и сказал, что давно следит за его, то есть Столыпина, деятельностью в Саратове, и считает его исключительно выдающимся администратором, что нужно назначать именно таки людей на столь важные посты. Столыпин же не ожидал такого назначения и предложение сильно удивило его, он считал, что несколько месяцев губернаторства в Гродне и несколько лет в Саратове не являются достаточной подготовкой к управлению всей внутренней жизнью России.

Сдав свои дела по губернии, Столыпин включился в работу.

Молниеносное восхождение  вчера еще рядового губернатора  на вершину политического бала в  возрасте 44 лет было загадкой для  современников, остается загадкой и  поныне, потому что никаких мощных связей и протекций у Столыпина при дворе не было. Кто подсказал царю его кандидатуру, неизвестно. Правда, один из его биографов, кадет Изгоев, писал, что кандидатуру Столыпина предложил в министры внутренних дел тогдашний обер-прокурор Синода князь Оболенский, об этом есть свидетельство Шипова, но другие биографы Столыпина этой версии не придерживаются. Его брат А.А.Столыпин уже в эмиграции написал книгу, в которой писал, что царь назначил его брата министром внутренних дел "по своему личному почину" и по собственному выбору назначил его председателем Совета министров. Но и это утверждение вызывает сомнение, так как тоже не находит подтверждения в других источниках. Служебный путь проделанный в провинции, был совершенно ординарным, ничем не отличавшимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политическая  деятельность П.А. Столыпина, его  роль и место в русской истории

    1. Реформы П.А. Столыпина

 

Земельная реформа.

Одна из ключевых проблем  российской истории начала ХХ века - неэффективность крестьянского хозяйства. Решение этого вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, чтобы гражданские и политические права не оставались пустым звуком. Для реализации этой задачи правительством был инициирован целый комплекс мер. Указом от 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Теперь, будучи полноценным владельцем своего земельного участка, он мог брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда.

Простое изменение правового  статуса крестьянского надела не могло привести к качественным изменениям в крестьянском хозяйстве. Обычный надел был разделен на множество полос, между которыми пролегали значительные расстояния. Это заметно затрудняло земледельческие работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб или хутор.

Одно из принципиальных направлений аграрной реформы - переселенческая  политика. Правительство было вынуждено  решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала  очевидный земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить крестьянские массы в те регионы, которые остро нуждались в заселении - Сибирь и Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавала в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.

Я считаю, что Земельная  реформа П.А. Столыпина была одной  из самых важных реформ в истории  нашей страны. Благодаря этим преобразованиям  России удалось наконец-то выйти на новый экономический уровень. В наше время население зауральской половины России стремительно убывает, многие переезжают в центральную часть страны из-за отсутствия возможностей экономического и хозяйственного роста. Государство, судя по сообщениям СМИ, пытается наладить и улучшить жизнь граждан, проживающих в восточной части России, но по постоянно убывающему числу людей на этой территории страны мы можем судить, что это не совсем получается.

Реформирование  судопроизводства.

Законопроект «О преобразовании местного суда» должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. Возрождение мирового суда обозначало отказ от «обломков» сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянство. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений. Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета.

Столыпин не мог не признавать, что действующие законы Российской империи далеки от совершенства, что они нуждаются в базовых изменениях. Однако Петр Аркадьевич твердо заявлял: несовершенство действующего закона вовсе не означает, что им можно пренебрегать. «Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось оружие. На это честный часовой ответит: «Покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым», убедительно говорил Столыпин.

Думаю, что реформирование судопроизводства облегчило жизнь простого крестьянства и рабочих, ведь решения суда стали более обдуманными и более справедливыми. Так же чиновники теперь несли заслуженное наказание за нарушение прав человека, что до этого было крайне редким явлением. Петр Аркадьевич открыто говорил, что законы не совершенны, но ими нельзя пренебрегать. Я считаю, что это и есть правильная позиция постепенного преобразования страны.

К сожалению, в наше время  права граждан в России часто  нарушаются и никто не несет за это соответствующей ответственности. Из-за высокого уровня коррупции и сильного социально-классового расслоения сохранять и защищать права граждан становится еще труднее, чем обычно. Опять же, правительство пытается бороться с коррупцией, но, как сказал Черномырдин Виктор Степанович: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»...

Социальная политика.

Правительство Петра  Аркадиевича предпринимало усилия для урегулирования отношений между  работодателем и работником во имя  защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре 1906 года были утверждены положения Совета министров, устанавливающие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений.

В 1908 году в Государственную  думу были внесены законопроекты "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий.  При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.

Я считаю, что целью  социальной политики Столыпина было формирование партнерства между работником и работодателем. Ведь и тот и другой заняты в общем деле, но говорят «на разных языках».

В Российской Федерации, являющейся «правовым государством»  разрешены профсоюзы и стачки, но, как мы можем видеть, особого  результата они не приносят, в редких случаях добросовестный работодатель обращает внимание на митинги и забастовки своих рабочих. Ведь проще же уволить «нерадивых» работников и взять на работу новых, чем выполнять требования первых в ущерб своему капиталу.

Образование, наука и культура.

Системная модернизация без приобщения большинства населения  к хотя бы элементарным знаниям о  мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ Столыпина - расширение и совершенствование  системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось реформировать  и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.  При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным вместе с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное «Положение об охране древностей»; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

Информация о работе Столыпин как государственный деятель