Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:32, реферат
История стран Латинской Америки в XX в. насыщена многими масштабными и драматическими событиями. Завоёванная в XIX в. независимость открыла перед этими странами путь самостоятельного развития. Однако он не был лёгким. Здесь сказывались противоречия между индустриальным развитием и традиционным укладом, господствовавшим в помещичьих латифундиях; между олигархической властью крупных землевладельцев, предпринимателей и бесправным положением массы обездоленного населения; между утверждением в этих странах республиканского, конституционного строя и политикой единоличных правителей — каудильо (вождей) и др. Внутренние проблемы дополнялись внешними — зависимостью экономики стран региона от иностранных, в первую очередь североамериканских монополий; военно-политическим давлением, а нередко и прямым вмешательством США и т. д.
Общая характеристика
История стран Латинской Америки в XX в. насыщена многими масштабными и драматическими событиями. Завоёванная в XIX в. независимость открыла перед этими странами путь самостоятельного развития. Однако он не был лёгким. Здесь сказывались противоречия между индустриальным развитием и традиционным укладом, господствовавшим в помещичьих латифундиях; между олигархической властью крупных землевладельцев, предпринимателей и бесправным положением массы обездоленного населения; между утверждением в этих странах республиканского, конституционного строя и политикой единоличных правителей — каудильо (вождей) и др. Внутренние проблемы дополнялись внешними — зависимостью экономики стран региона от иностранных, в первую очередь североамериканских монополий; военно-политическим давлением, а нередко и прямым вмешательством США и т. д. Вследствие этих и других обстоятельств история стран Латинской Америки в XX в. оказалась наполненной множеством сложных, конфликтных событий, массовых выступлений, политических переворотов.
Латиноамериканские государства существенно различались между собой по уровню экономического и социального развития. Наибольшего продвижения в индустриальном развитии достигли Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика. Здесь сложилась крупная промышленность, вырос многочисленный рабочий класс. Капиталистические отношения проникли в сельское хозяйство.
По типу политических режимов страны региона можно разделить на группы. Одну составили государства, в которых существовали относительно устойчивые конституционные режимы, развитые партийные системы, — Мексика (в ней на протяжении всего столетия действовала конституция 1917 г.), Колумбия, Уругвай, Коста-Рика. К другой группе относились страны, где в течение длительного времени господствовали диктаторские реакционные режимы (Парагвай, Гаити, Гватемала). Между этими полюсами находилась большая группа государств, в которых периодически происходила смена демократических и авторитарных, гражданских и военных правительств. В их числе были такие крупные и развитые страны, как Аргентина, Бразилия и др.
Изменчивость политической жизни в латиноамериканских странах объяснялась как названными выше противоречиями, так и неоднородностью социальных структур, недостаточной политической зрелостью большей части населения, слаборазвитыми партийными системами. Здесь действовали консервативные, либеральные и радикальные партии, но лишь немногие из них обладали значительной и устойчивой поддержкой населения. В этой ситуации роль главной политической силы, которая противостоит стихии, устанавливает порядок, нередко брала на себя армия.
Веяния времени сказались в демократизации политической жизни в первые послевоенные годы. Этому способствовали как международная обстановка, так и рост численности и активности рабочих в ходе индустриализации. В 1944—1945 гг. в ряде стран были свергнуты диктаторские режимы и восстановлены демократические свободы. Пришедшие к власти правительства принимали меры для улучшения положения трудящихся. Но уже в конце 1940-х — начале 1950-х годов произошёл сдвиг вправо: в Перу, Венесуэле, Панаме, Боливии, на Кубе, в Парагвае установились военные диктаторские режимы.
Мексика
Вторая половина XX века
История Мексики начала второй половины двадцатого столетия отмечена общественными беспорядками, связанными с социальной напряженностью в стране и приведшими к студенческим волнениям. В 1968 году войсками армии была расстреляна мирная студенческая демонстрация, которая проходила на площади Трех Культур.
ПарламентДвухпалатный Конгресс — Сенат (128 мест, избираются на 6-летний срок) и Палата депутатов (500 мест, избираются на 3-летний срок).
Политические партии
Институционно-революционная партия (PRI) — левоцентристская, 241 депутат (35 сенаторов)
Партия национального действия (PAN) — правоцентристская, 147 (52)
Партия демократической революции (PRD) — левая, 72 (31)
Экологическая зелёная партия (PVEM) — центристская, 17 (4)
Партия труда (PT) — левая, 9 (3)
Партия новый альянс (PNA) — левоцентристская, 8 (1)
Конвергенция — левоцентристская, 6 (2)
Социал-демократическая партия и независимые не получили ни одного места.
XXI век
В 2006 году президентом Мексики стал представитель Партии национального действия – Фелипе Кальдерон, который начал активную борьбу против мексиканских наркокартелей.
История Мексики в период мирового финансово-экономического кризиса, произошедшего в 2008 году, отмечена глобальными потрясениями: оборот внешней торговли был сокращен почти на четверть; выросли долги, как внешний, так и государственный; к тяжелым социальным последствиям привел провал товарных и американских финансовых рынков.
Правительством страны были приняты масштабные антикризисные меры, большую помощь оказали и международные финансовые круги.
В 2012 году президентом Мексики был избран Энрике Пенья Ньето, чья политика преимущественно ориентирована на США.
Перу
Перу — республика. Глава государства и правительства — президент, избираемый населением на пятилетний срок. Нынешний президент, с 2011, Ольянта Умала — лидер Перуанской националистической партии.
Парламент — однопалатный Конгресс республики Перу, 120 депутатов, избираемых населением на пятилетний срок. По результатам выборов апреля 2006, в парламенте представлены 7 партий:
Союз за Перу (UPP) — 45 депутатов (либерально-центристская партия)
Перуанская Апристская партия (PAP) — 36 (левоцентристская)
Национальное Единство (UN) — 17 (центристская)
Альянс за Будущее (AF) — 13 (правая)
Центральный Фронт (FC) — 5 (центристская)
Возможность для Перу (PP) — 2 (центристская)
Национальное Восстановление (RN) — 2 (центристская)
Кроме того, имеются более 10 легальных партий, не представленных в парламенте, не менее четырёх коммунистических партий, а также несколько коммунистических партизанских группировок: Сияющий путь, Революционное движение Тупак Амару, Революционное левое движение.
Чили
Конституция
В Чили действует Конституция, принятая 11 марта 1981 года после проведённого референдума. Конституция предусматривала продолжение правления Пиночета ещё в течение 8 лет, а действие большинства конституционных норм было приостановлено до 1990 года.
В 1988 году на референдуме был вынесен вопрос о продолжении правления Пиночета. В итоге Пиночет потерпел поражение и назначил новые президентские выборы в 1989 году.
Исполнительная власть
Глава государства — президент, он же — глава правительства. Избирается населением на 4-летний срок, без права повторного переизбрания.
Президент имеет право назначать послов и членов правительства, определять состав Верховного и Апелляционного судов, назначать командующих всех родов вооруженных сил и начальника Национальной полиции. Также президент обладает правом законодательной инициативы и вносит в парламент законопроекты.
Законодательная власть
Высший законодательный орган — двухпалатный Национальный конгресс:
Сенат — 38 членов, избираемых населением на 8-летний срок (при этом половина сенаторов сменяется каждые 4 года);
Палата депутатов — 120 членов (по 2 депутата от 60 избирательных округов), избираемых населением на 4-летний срок.
Аргентина
Конституционный строй
Государственный строй Аргентины — как и в большинстве стран Латинской Америки скопирован с США. Исполнительная и законодательная власти разграничены, действуют независимо и не ответственны друг перед другом. Законодательным органом является Конгресс, состоящий из Палаты депутатов (257 кресел) и Сената (72 кресла).
Исполнительная власть состоит из избираемого населением страны Президента и назначаемого им Кабинета министров.
Политические силы в Аргентине после Второй мировой войны можно разделить на четыре неравномерные группы. Основная борьба долгое время шла между популизмом (перонистская Хустисиалистская партия) и лево-центристами (Гражданский радикальный союз). В лагере перонистов некогда единая Хустисиалистская партяи раскололась на доминирующую левую группировку (Фронт за победу Нестора Киршнера) и несколько противостоящих ей правых (неолиберальных и националистических) групп.
Никарагуа
Государственно-политическое устройство
Государственный строй — президентская республика. Глава государства и правительства — президент, избираемый сроком на 6 лет. Законодательный орган — однопалатная Национальная Ассамблея (92 депутата, которые избираются прямым всеобщим голосованием на 5-летний срок, из них 20 избираются по всей стране, и 70 — от округов и автономных областей; двое — не избираются, одним является президент, правивший предыдущие пять лет, вторым — проигравший кандидат в президенты, набравший наибольшее (вслед за победителем) количество голосов).
Основные политические партии (по итогам выборов в ноябре 2006 года):
Сандинистский Фронт Национального Освобождения — левая, 38 мест в парламенте;
Либерально-конституционная партия — центристская, 25 мест;
Никарагуанский Демократический Блок — центристская, 15 мест;
Никарагуанский Либеральный Альянс — центристская, 6 мест;
Сандинистское Движение Обновления — левая, 3 места.
Имеется также более 15 легальных партий, не представленных в парламенте.
Информация о работе Страны Латинской Америки в конце 20 - начале 21 столетия