Судебная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть судебную реформу 1864 года.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть причины для реформирования судебной системы;
- проследить подготовку реформы;

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
1. Причины реформирования судебной системы во второй половине XIX века…………………………………………………………..…5
2. Подготовка реформы…………………………………………….…8
3. Основные положения судебной реформы 1864 года……………11
4. Судебные уставы (20 ноября 1864 года)………………………….15
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная реформа 1864 года.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

Конституционная инстанция – одна – сенат.

Мировые суды рассматривали мелкие дела (о  проступках и мелкие гражданские  дела) стоимостью до 300 рублей, остальные  дела рассматривались в общих  судах.

Особая  подсудность была у судебной палаты, которая рассматривала государственные  преступления и т.п.

Каждый  судья – единолично рассматривал все дела. Это единственный, кто  избирался, остальных – назначали.

Каждый  судья автоматически был членом палаты.

Окружной  суд  - суд профессиональных юристов  с присяжными заседателями. Суд присяжных  - одна из форм окружного суда. Окружной, так как юристов по губерниям  не хватало, поэтому созывались юристы с нескольких. Плюсом деления на округи было то, что такой суд  оказывался выше по рангу губернского  начальства. Все дела, которые вел  суд присяжных подлежали обжалованию  только в конституционном порядке, остальные  - в судебной палате (кута входили сословные представительства, что было минусом). Сенат с этого  времени стал высшей судебной инстанцией.

Если  раньше – губернская, то теперь при  каждом общем суде. Вместо стряпчих – товарищи прокурора. Изменились и  функции: общий надзор исключительно  в судебной сфере (над дознанием, следствием, исполнением приговора  и т.п.) и функции государственного обвинения в суде, что стало  основной функцией прокуратуры.7

 

  1. Судебные уставы (20 ноября 1864 года)

 

Судебные уставы, в России законодательные  положения, принятые 20 ноября 1864 года составили  основу судебной реформы 1864 года.

Судебные уставы – в дореволюционной  России официальное название законов, утвержденных 20 ноября 1864 года: «Учреждение  судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.

Согласно «Учреждению судебных установлений» (закон о судоустройстве), судебная власть принадлежала мировым  судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Сенату (верховный кассационный суд). Мировые  судьи решали дела единолично. Они  находились при мировом округе (уездном, городском), делившиеся на несколько  участков. В мировом округе состояли также почетные мировые судьи, которые  совместно с мировыми участковыми  судьями данного округа образовывали высшую инстанцию – съезд мировых  судей. В окружной суд, учреждавшийся  на несколько уездов, входили председатель и члены суда.

Судебная палата учреждалась в  округе, объединявшем несколько губерний или областей (по особому расписанию). Она делилась на департаменты, которые  состояли из председателя и членов департамента. Для заведования судебной частью в Сенате были сохранены в  качестве верховного кассационного  суда кассационные департаменты по уголовным  и гражданским делам. Прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам и осуществлялся  под наблюдением министра юстиции  как генерал-прокурора.

«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» являлся кодексом, в который были выделены из «Уложения  о наказаниях уголовных и исправительных»  менее серьезные преступления (проступки), подведомственные мировым судьям.

Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я  содержала общие положения и  перечень наказаний за преступления, предусмотренные уставами. Главы 2-9 были посвящены мелким преступлениям  против общественного и политического  строя, проступкам против порядка управления и т.д. В главах 10-13 говорилось о  проступках против личной безопасности, против семейной чести и т.д.

«Устав уголовного судопроизводства» (уголовно-процессуальный кодекс) определял  компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие  положения, порядок производства в  мировых установлениях, порядок  производства в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного судопроизводства.

Согласно уставу, мировой судья  рассматривал уголовные дела в пределах отведенной ему компетенции, однако дела некоторых лиц (например, духовенства) подлежали ведомству других судов; из компетенции мирового судьи исключались  дела таких ли, привлечение которых  к ответственности изменяло состав преступного деяния или влекло усиление наказания.

Основными стадиями в уголовном  процессе, согласно Уставу, были: предварительное  расследование, предание суду, приготовительные распоряжения к суду, рассмотрение дела, исполнение приговора. Различались  приговоры окончательные (которые  подлежали пересмотру только в кассационном порядке, т.е. не по существу, а лишь по вопросу об их законности или  незаконности) и неокончательные (допускавшие  возможность пересмотра дела по существу, т.е. в порядке апелляции).

«Устав гражданского судопроизводства» (гражданский процессуальный кодекс) различал судопроизводство гражданских  дел в мировых и судебно-административных установлениях (в суде земских начальников  и уездных съездов) и судопроизводство в общих судебных местах. В Уставе, отразившем основные принципы буржуазного  права, наиболее последовательно осуществлены начала состязательности, доказательства в нем должны были обеспечивать стороны. Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной – судебная палата. Слушание дела происходило в открытом судебном заседании.

Судебные уставы ввели суд присяжных  и институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура, учреждена  адвокатура и провозглашены такие  буржуазно-демократические принципы судопроизводства, как гласность, устность, состязательность. Некоторые судебные органы (мировая юстиция) стали выборными, была создана более четкая система  судебных инстанций.

Однако судебные уставы сохранили  в значительной мере черты феодализма. Крестьянство и национальные меньшинства («инородцы») по маловажным уголовным  и гражданским делам судились в особых судах, главным образом  на основе при феодализме обычаев; существовали особые суды для духовенства; состав судебных работников был в основном из среды дворянства. Крестьяне и  рабочие не только не могли быть судьями, их не допускали даже в качестве присяжных заседателей. Внешне прикрытый  демократическими принципами дворянско-буржуазный суд дореволюционной России был  орудием угнетения и подавления трудящихся.8 
Заключение

 

Судебная  реформа 1864 года постепенно вводила  в России нормы буржуазного права, ее подготовка, проведение выдвинули  плеяду выдающихся судебных деятелей, она сумела изменить отношение общества к суду, превратив судебные заседания  в общественное событие и средство воспитания правосознания. Вместе с  тем она не была последовательной и суд, созданный на ее основе, не был подлинно бессословным.

По-прежнему особым порядком решались дела по военному ведомству и в среде духовенства. На основе обычного права и в самых  разных инстанциях рассматривались  дела среди народов, населяющих окраины. А главное, российское крестьянство, составляющие громадное большинство  населения России, гражданские тяжбы  и значительную часть мелких уголовных  дел решалось в волостных судах. Они были органами сословного крестьянского  самоуправления, где судьи из крестьян судили крестьян. Волостные суды руководствовались  нормами обычного права, традиционными  представлениями о справедливости и выносили решение на основе здравого смысла. Все это далеко отстояло от норм буржуазного законодательства.

Юридическая неполноправность крестьянского населения  была очевидной и разительно не соответствовала  начинаниям судебных уставов 1864 года.

Судебная  реформа имела прогрессивное  значение, ибо новая судебная система  заменила собой крайне раздробленную  систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где  дела велись на основе инквизиционного  процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция и  т.п.). Однако значение судебной реформы 1864 года умалялось рядом положений  судебных уставов: изъятием некоторых  категорий дел из компетенции  суда присяжных (в т.ч. о государственных  преступлениях), сохранением системы  поощрений судей местными администрациями, которые представляли их к очередным  чинам и орденам и т.д.

С 70-х  годов в период реакции началось отступление от провозглашенных  принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Цимбаев Н. И. История России XIX - начало XX века. – Ростов-на-Дону: Феникс,2004.  – С. 205 

2 Реформы Александра II. / составители: Чистяков О. И., Новицкая Т. Е. – Москва: Юридическая литература, 1998. – С.24-25

3 Реформы Александра II. / составители: Чистяков О. И., Новицкая Т. Е. – Москва: Юридическая литература, 1998. – С.25-27

4  Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 в России. – Воронеж: Издательство воронежского университета, 1989.  – С. 154

5 Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 в России. – Воронеж: Издательство воронежского университета, 1989.  – С. 155

6 Реформы Александра II. / составители: Чистяков О. И., Новицкая Т. Е. – Москва: Юридическая литература, 1998. – С.26

7 Цимбаев Н. И. История России XIX - начало XX века. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 158

8 Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 2006.- С. 120


Информация о работе Судебная реформа