Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа
Общественные отношения в сфере реформирования судебной системы во второй трети XIX века. Особенности появления судов присяжных в ходе реформ российского судопроизводства. Организация органов правопорядка в ходе реформирования.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Проведение судебной реформы 1864 года………………………… 5
1.1 Предпосылки проведения судебной реформы………………………….. 5
1.2 Изменения в судебном праве, вызванные реформой…………………. 11
1.3 Общность современного судопроизводства и реформы 1864 го-да…...17
Глава 2. Главные направления реформы…………………………………… 19
2.1 Принципы судопроизводства…………………………………………... 19
2.2 Судебные учреждения…………………………………………………... 21
2.3 Возрождение судов присяжных…………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы…………………
Суд присяжных в России состоит из судьи и 12 присяжных заседателей; кроме того, отбираются запасные присяжные заседатели в количестве не менее двух человек.
Сегодня российский суд с участием присяжных заседателей рассматривает только уголовные дела, подсудные верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам; судебная коллегия по уголовным делам и военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также могут рассматривать уголовные дела с участием присяжных заседателей. Чаще всего эти суды разбирают по первой инстанции уголовные дела: об убийствах (3/4 рассмотренных дел); о получении или даче взятки (более 1/20); о бандитизме (немного менее 1/20); об изнасиловании (более 1/25 части рассмотренных дел).
Они компетентны также рассматривать уголовные дела о преступлениях, связанных с государственной тайной; в единичных случаях в областных и к ним приравненных судах слушаются дела о преступлениях против государственной власти и правосудия. На долю судов соответствующего уровня приходится примерно 7 тысяч уголовных дел ежегодно (в 2008 году в областные и к ним приравненные суды поступило 7,7 тыс. уголовных дел, в 2009 году – уже 6,1 тысяча), что составляет менее 1% от суммарной нагрузки судов общей юрисдикции.
Суд присяжных в России гражданских и административных дел не рассматривает.
Компетенция судьи и присяжных заседателей строго разграничена. Двенадцать присяжных заседателей, выслушав напутственное слово председательствующего судьи, удаляются в совещательную комнату, где в отсутствие посторонних лиц обсуждают доказательства и письменно отвечают на поставленные судьей в вопросном листе вопросы. Эти вопросы связаны с доказанностью происшествия и причастности к нему подсудимого, а также с его виновностью; если он признается виновным, присяжные заседатели решают, заслуживает ли он снисхождения. От присяжных заседателей сознательно утаиваются некоторые сведения (например, о прежней судимости обвиняемого, о характеризующих его данных), и они устранены от решения «юридических» вопросов; их при постановлении приговора разрешает судья, фактически дополняя вердикт. Все прочие вопросы дела также отнесены к ведению судьи; он же выносит на основании вердикта присяжных заседателей приговор суда, в котором осужденному определяется мера наказания либо констатируется невиновность оправданного.
Суд присяжных, стандарты которого коренным образом отличаются от привычных российским юристам правил и обыкновений советского судопроизводства, неоинквизиционного по форме и расправного по сути, на протяжении своего десятилетнего существования подвергался и обструкции, и видоизменению. При этом речь идет не столько о поправках к законодательству, сколько об эрозии нового института под воздействием, с одной стороны, устаревшего, неадекватного профессионального правопонимания, а с другой стороны, неправовых технологий предварительного следствия, опирающегося на признание подозреваемого (обвиняемого) как главное доказательство и на пытку как основное средство получения признаний. Определенную роль играет также состояние гражданского общества и социальные чувства населения, для которого суд присяжных не стал значимым фактором жизни. Таким образом, источником проблем суда присяжных является противодействие, яростное или пассивное, осознанное или подсознательное, оказываемое полноценной деятельности этого суда следователями, дознавателями, прокурорами, неквалифицированными адвокатами, судьями, а также отчужденным в своем подавляющем большинстве от общественной жизни и правосудия населением.
Компетенция суда с участием присяжных заседателей в России определена законодателем таким образом, что даже в невероятном случае, когда все подсудные областным и аналогичным судам уголовные дела будут рассматриваться с представителями народа, доля подобных процессов в общей совокупности судебных разбирательств в России составит только 0,5 – 0,6%. Удельный вес уголовных дел, фактически рассмотренных судом с участием присяжных заседателей, не может не быть значительно меньше числа дел, в принципе подпадающих под его юрисдикцию. Так, в 2003 году из 653 тысяч вынесенных российскими судами приговоров всего 496 (0,076%) постановлено судами с участием присяжных заседателей. Областные и к ним приравненные суды в 2003 году рассмотрели с вынесением приговора 5,6 тысяч уголовных дел, и следовательно, здравый смысл и совесть присяжных заседателей были востребованы лишь по 8,9% дел из возможных по правилам подсудности.
Суд присяжных деформируется и приспосабливается общей системой судопроизводства к собственным представлениям и потребностям. Неблагоприятные тенденции в развитии суда с участием присяжных заседателей наметились на рубеже XX и XXI веков. Суд присяжных (точнее, председательствующие в его заседаниях судьи), столкнувшись с интенсивной отменой его оправдательных приговоров Верховным Судом Российской Федерации под изобретенными там предлогами, сдает свои гуманистические позиции, предпочитая устойчивость обвинительной позиции опрометчивости оправдания. Подчас оправдательные вердикты, вынесенные последовательно разными составами присяжных заседателей по одному и тому же делу, отменяются многократно. С 1998 года удельный вес оправдательных приговоров уменьшается и, как показывают наблюдения за конкретными процессами, признание подсудимого невиновным подменяется (путем умелой манипуляции председательствующими судьями сознанием присяжных заседателей) смягчением квалификации деяния, а также назначением наказания в пределах фактически отбытого человеком предварительного заключения.
В этих условиях суд присяжных оказывается почти экзотическим институтом, высокие гуманитарные стандарты которого не только не способны оказать серьезного влияния на общую практику рассмотрения уголовных дел, но должны с неизбежностью опускаться до уровня этой неправовой, но привычной практики.
Заключение
Правление императора Александра II стало временем больших преобразований в России. Во второй половине XIX века создались все условия для изменения системы судопроизводства. Поворот правительства в отношении к судебной реформе с переоценкой ее институтов произошел в конце 1858 - начале 1859 гг. под влиянием решения отменить крепостное право с наделением крестьян землей.
В целом Судебная реформа 1864 г. создала определенные предпосылки для более активного развития судебной практики и формирования элементов прецедентного правосудия.
Судебная реформа 1864 года явилась одной из последовательных буржуазных реформ в России второй половины ХIХ века, однако, сохранившая немало сословно – феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый Верховный суд для высших сановников.
Полученная система включала в себя все «судебные установления». Главная роль среди них по закону принадлежала судам. При них же состояли органы, учреждения и лица всех остальных судебных установлений (прокуроры и судебные следователи; судебные приставы, их товарищества и советы; присяжные поверенные и их советы; канцелярии судебных мест, нотариусы и кандидаты на должности по судебному ведомству), которым в судопроизводстве принадлежала вспомогательная роль.
Вследствие такого распределения ролей между судами и всеми остальными судебными установлениями суды в этой системе именовались «судебными местами». Все же остальные состоявшие при них органы, учреждения и лица (в литературе и на практике их иногда именовали «судебными учреждениями», «судебными службами» или даже «магистратами») рассматривались в качестве вспомогательных органов суда. Возглавляло всю систему судебных установлений, обеспечивая ей организационное единство, единое судебное ведомство ─ Министерство юстиции России.
Реформа не получила своего логического продолжения. Более того, вскоре на смену ей пришла контрреформа. И это было связано не только со сменой политического курса в связи со сменой правителя. Причины, на наш взгляд, находятся глубже. Реформы, опиравшиеся на западный опыт, не в полной мере учитывали российские реалии, что сказывалось на эффективности проводимых мероприятий. Свободный суд в самодержавной стране, только что освобожденной от крепостного рабства, стал чужеродным механизмом. Сыграла свою роль и недостаточная подготовленность кадров судейского корпуса. Помимо этого, традиционно более сильное влияние государств континентальной правовой системы сказалось на неприятии института судебного прецедента.
Проводя параллели меду судебной реформой 1864 г. в России и нынешней, нельзя не отметить, что во второй половине XIX в. реформировались одновременно вся система судоустройства и судопроизводства. В отличие от этого 80-90-х годах XX в предполагалось постепенно трансформировать ее, дополнить новыми типами юстиции, формами судопроизводства, демократическими принципами и институтами судоустройства и судопроизводства с учетом потребностей общества и государства, принимая во внимание зарубежный и собственный дореволюционный опыт.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).
2. Российское законодательство X-XX вв. (М.,1866, Т.8).
3. Судебные уставы 1864 г.
Учебная и научная литература
4.Воропаев, Н.Г. Судебная реформа 1864 года //Вопросы истории, №8-5.- 2008.-с. 18-28.
5.Данилов, В.П. Судебные реформы в России //Вопросы истории, №4-5.- 2007.-с. 11-17.
6.Зуев, М.Н. История России с древности до наших дней: учебник / М.Н. Зуев. - М.:, Высшая школа, 2005. – 348 с.
7.Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2007
8.История России. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 2007.-320 с.
9.Ключевский В.О. Исторические портреты, М., Изд-во “Спектр”, 2006.-233 с.
10.Павленко Н.И. История России: учебник для вузов.-2-е изд., испр., М.: Высшая школа, 2004.-560 с.
11.Платонов С.Ф. Учебник русской истории для высшей школы. Курс систематический, М., Изд-во “Звено”, 2007.-348 с.
12.Скворцова Е.М. История Отечества: учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-845 с.
13.Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России, М., Изд-во “Инфра-М”, 2006.-125 с.
14. Сыров С.Н. Страницы истории, М., Изд-во “Русский язык”, 2006.- 420 с.
31
[1] Павленко Н.И. История России: учебник для вузов.-2-е изд., испр., М., 2004.-с.121.
[1] Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России, М., Изд-во “Инфра-М”, 2006.-125 с.
[1] Скворцова Е.М. История Отечества: учебник для вузов.-М., 2007.- с.167.
[1] История России. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., 2007.- с.167.
[1] Платонов С.Ф. Учебник русской истории для высшей школы. Курс систематический, М., 2007.-с.178.
[1] Воропаев, Н.Г. Судебная реформа 1864 года//Вопросы истории, №8-5.- 2008.-с.21.
[1] Ключевский В.О. Исторические портреты, М., 2006.-с.111.
[1] Сыров С.Н. Страницы истории, М., 2006.- с.111.
[1] Данилов, В.П. Судебные реформы в России //Вопросы истории, №4-5.- 2007.-с. 12.
[1] Зуев, М.Н. История России с древности до наших дней: учебник / М.Н. Зуев. - М., 2005. – с.117.