Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:43, контрольная работа
Цель данной работы – исследовать структуру судебной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Дать понятие судебной системы РФ;
Рассмотреть основные принципы деятельности судебной системы РФ;
Изучить особенности организации деятельности федеральных судов РФ;
Представить особенности организации деятельности судов субъектов РФ.
Введение 3
1. Понятие судебной системы РФ 5
2. Принципы деятельности судебной системы РФ 7
3. Судебная система РФ 9
3.1. Федеральные суды 9
3.1.1. Конституционные суды 9
3.1.2. Суды общей юрисдикции 13
3.1.3. Арбитражные суды 15
3.2. Суды субъектов РФ 17
Заключение 21
Список литературы 22
Содержание:
1. Понятие судебной системы РФ 5
2. Принципы деятельности судебной системы РФ 7
3. Судебная система РФ 9
3.1. Федеральные суды 9
3.1.1. Конституционные суды 9
3.1.2. Суды общей юрисдикции 13
3.1.3. Арбитражные суды 15
3.2. Суды субъектов РФ 17
Заключение 21
Список литературы 22
Введение
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.
От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические.
В Конституции РФ в статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом, Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.
Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
Статья 118 Конституции РФ и ныне действующий закон о судоустройстве предусматривают, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и экономические дела.
Таким образом, довольно актуальной темой для исследования на современном этапе является судебная система РФ, так как в современных условиях судебная власть крайне важна своей применимостью в реальной жизни нашего общества.
Цель данной работы – исследовать структуру судебной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Информационной базой для написания данной работы послужили труды российских авторов в рассматриваемой области, а также нормативно-правовая литература.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Понятие судебной системы РФ
Судебная система - это совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке.
Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей - один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа и решать споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.
Судебная система РФ включает:
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, что обеспечивает ее единство. Кроме того, единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьи могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом федеральные законы устанавливают и дополнительные требования к судьям РФ. Так, в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать порочащих их поступков. При этом судьей вышестоящего суда может стать гражданин РФ, достигший 30-летнего возраста, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет. Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.
Таким образом, судебная система –
понятие конституционное. Под судебной
системой понимается установленная Конституцией
и принятым на ее основе федеральным конституционным
законом совокупность судов разных уровней,
организованных и действующих в соответствии
с их компетенцией, с учетом федеративного
и административно-
2. Принципы деятельности судебной системы РФ
Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах:
3. Судебная система РФ
Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
3.1. Федеральные суды
Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
3.1.1. Конституционные суды
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Впервые в России он был избран 30 октября 1991 года на Съезде народных депутатов РФ.
В соответствии с прежней Конституцией России, а также Законом о Конституционном Суде РФ в нем было 15 судей. Съезд народных депутатов избрал 13 судей Конституционного Суда РФ. В таком составе тот осуществлял свои функции до Указа Президента РФ «О конституционном Суде Российской Федерации» от 7 октября 1993 года, в котором констатировалась невозможность деятельности этого учреждения в неполном составе и недопустимость созыва его заседаний до принятия новой Конституции РФ. Действующий Конституционный Суд РФ сформирован и осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ 1993 года и Федеральным конституционным законом «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года с изменениями и дополнениями.
Конституция РФ по-новому определяет состав и полномочия Конституционного Суда РФ, процедур его образования. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работу по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья назначается на должность на срок 15 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он рассматривает вопросы, перечень которых дан в ст. 21 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Так, исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; принимает послание Конституционного Суда РФ, а также решает некоторые другие вопросы.
Дела, которые не подлежат рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях, разрешаются Конституционным Судом РФ в заседаниях палат. Это дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, государственной Думы, Правительства; законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ и других.
В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя председателя и судью - секретаря Конституционного Суда РФ, которые могут быть переизбраны на новый срок. Решения и другие акты Конституционного суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Производство в Конституционном Суд РФ ведется на русском языке. Дела разрешаются Конституционным судом РФ по запросам: Президента РФ; Совета Федерации; Государственной Думы; одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; верховного Суда РФ; Высшего Арбитражного Суда РФ; органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ:
1. Разрешает дела в соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов российской Федерации, изданных по вопросам ведения федеральных органов власти и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти и органов г8осударственной власти субъектов РФ;
в) договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции: