Судебная система и репрессивный аппарат фашистской Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение), политическое течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Фашизм у власти - террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты фашизма - применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей, способность путём националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать часть населения в интересах эксплуататорского строя (массовая база фашизма – преимущественно средние слои капиталистического общества - мелкая буржуазия). Внешняя политика фашизма - политика империалистических захватов.

Содержание

Введение……………………………………………………….2
Германский фашизм…………………………………………4
Приход фашистов к власти и их первые мероприятия…7
Аппарат государственного управления фашистской Германии………………………………………………………9
Экономическая политика Гитлера………………………13
Судебная система и репрессивный аппарат фашистской Германии……………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………..22
Список литературы………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 56.54 Кб (Скачать файл)

Для Гитлера  экономическая политика была второстепенным делом. “Экономика и экономическая  политика для Гитлера была только средством достижения политических целей, а какая-либо определённая экономическая  программа являлась лишь макулатурой, если она не соответствовала политическим целям”4. Он не воспринимал всерьёз экономические теории и считал экономику простым делом. Единственное, что заставляло его считаться с народом, это боязнь недовольства. Гитлер боялся недовольства рабочих: он знал, что психологическая мотивация может быть скоротечной и нельзя долго терпеть материальные лишения и жертвы. Он также был убеждён, что экономика – простое дело совершенно не нуждающееся в какой-либо теории. Гитлер говорил: «Государство не имеет ничего общего с конкретной экономической концепцией…Государство является расовым органом, а не экономической организацией». 5Ещё одним доказательством страха Гитлера перед недовольством народа является то, что перед лицом проблем в продовольственном снабжении в 1935-1936 гг. он готов был даже отказаться от ввоза важных для развития программы вооружения товаров, лишь бы не вводить продовольственные карточки и не провоцировать народ на проявления недовольства.

Закон "О  подготовке органического построения народного хозяйства" принятый 27 февраля 1934 г. предписывал образование  хозяйственных объединений, которые  становились единственными представителями  соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены  на "имперские группы", число  которых сначала было 12, а затем  сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась  территориальная структура управления хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство  промышленностью осуществлялось сначала  Министерством имперского хозяйства. Но систему самоуправления экономикой устранил введённый 24 марта 1933 г. парламентский контроль над бюджетом.

С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, а также разработке военных задач. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного закона «Об имперской обороне» был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство – «Управление генерального уполномоченного по военной экономике». Также для военных целей необходимо было принимать меры экономии валюты. Этими мерами руководил президент рейхсбанка Шахт, который сначала объявил о частичном, а затем и о полном моратории по немецким долгам, но и это не помогло справиться с экономическим кризисом.

В 1936 году было создано ведомство, которое отвечало за выполнение четырехлетнего плана по производству железа, стали, синтетического топлива, буны и эрзац-шерсти, во главе которого встал Геринг. Этот план был введён в целях Борьбы с нехваткой валюты. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, а также устраняло конкуренцию.

Уже в годы войны было создано имперское  Министерство вооружения и боеприпасов, которое формировало применительно  к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно  с имперскими. 18 августа 1939 г. были созданы  имперские инстанции, целью которых было регулирование и планирование определённых секторов производства, а также подчинение ремесленного производства. Новое министерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления. Вследствие всех этих мер был создан огромный и очень запутанный аппарат управления экономикой. Функции некоторых ведомств пересекались и это приводило к несогласованности и бюрократизации.

Милитаризация промышленности и всестороннее вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, "народного" гражданского кодекса. Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г, стала формула: «Право - это то, что полезно народу и рейху». В соответствии с этой формулой пересматривались понятия: "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха.

Целям подготовки и ведения войны была подчинена  и политика нацистов по отношению  к рабочим — политика тотального контроля над ними. 2 мая 1933 г. профсоюзы были ликвидированы и участие организованных интересов рабочих в распределении социального продукта было устранено.Именно это избавило милитаризовавшуюся промышленность от стачек и требований повышения зарплаты. Предприниматели объявлялись "вождями" предприятий, на основании закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Следило за всем этим Министерство труда, но оно не вмешивалось в отношения работников с работодателями. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда".

Главным довоенным  экономическим достижением фашистской Германии было достижение полной занятости. Но она была обеспечена принудительными  мерами. В 1934 году был введен порядок  принудительного набора рабочей  силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи «особого государственно-политического значения». А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. Но были приняты и другие меры для обеспечения занятости:

- 1 июня 1933 г. – закон «Об ослаблении безработицы»,  в соответствии с которым министерство финансов уполномочивалось передать 1 миллиард рейхсмарок на реализацию программы занятости. Эти средства, в виде ссуд были переданы общинам и предпринимателям на осуществление общественных работ, жилищное строительство, строительство мостов, мелиорацию. Из этих же средств молодоженам выделялись «брачные ссуды» на целевую покупку мебели, домашней утвари… Почти все, кого затронул план Рейнхардта, были безработные. Большое значение имел категорический запрет правительства увеличивать рабочий день; строго запрещалась и механизация труда.6

- «Программа строительства имперских автобанов».

- закон «О налоговых льготах» предпринимателям, если они занимались ремонтными работами.

- 29 сентября 1933 г. – «Закон об ослаблении безработицы»,  нацеленный на преодоление сезонного роста безработицы зимой

1933-1934 гг. Министерство финансов  выделило 500 млн рейхсмарок на жилищное строительство и ремонт квартир. 

Таким образом, обращая большее внимание на политические, чем на экономические вопросы, фашистское руководство для достижения своих  целей, путём централизации экономики  и принудительных мер создали  мощную, милитаризованную экономическую  систему.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная система и  репрессивный аппарат фашистской Германии

Захватывая в свои руки одни звенья государственного аппарата и ликвидируя другие, гитлеровцы одновременно в первые же месяцы после прихода к власти развернули лихорадочную деятельность по созданию широко разветвлённого аппарата фашистского террора. Аппарат насилия, имевшийся в Веймарской республике, явно был не в состоянии удовлетворить фашистов, поднявших террор в отношении всех демократических элементов на уровень государственной политики. Для создания мощного механизма насилия необходимо было, чтобы к власти в центре и на местах пришли члены нацистской партии. Нацификация коснулась в первую очередь городских управлений и земельных властей.

Базой для  развёртывания фашистского аппарата террора стали возглавляемые Гиммлером отряды СС и штурмовые отряды СА, которые получили практически неограниченные полномочия. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды ,которые назывались «Службами порядка», им отводилась роль охраны фашистских собраний. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил и для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. «Служба порядка» получила название «Штурмовых отрядов »(далее СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда. Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отводилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные моторизованные пропагандистские отряды. К лету 1933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, с лета 1940 г. их официально провозглашенной задачей стала военная подготовка населения. Гитлер пожертвовал своей "партийной армией", чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочия собственной "партийной полиции", усилив ее специальными отрядами СС, которым было поручено истреблять "внутренних врагов". В состав СС (Службу безопасности) входили:

- «общие отряды», включающие руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции.

- «специальные  отряды», созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима.

Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. 22 февраля 1933 г. фашистские банды – отряды СА и СС были наделены правами вспомогательной полиции. Тем самым вооружённые отряды нацистской партии стали по существу частью государственного аппарата и получили неограниченные права для нападения на собрания и демонстрации нефашистских организаций. 26 апреля 1933 г. под руководством Службы безопасности (СД) в Пруссии была создана тайная государственная полиция – гестапо. Руководителем её стал Геринг, но фактически всем управлял Гиммлер, который 17 июня 1936 г. был назначен начальником всей немецкой полиции. В 1935 – 1936 гг. аппарат тайной полиции значительно разросся, число чиновников, работавших в штабах Гиммлера, превысило 55 тыс. человек. С весны 1935 г. служащие тайной полиции (гестапо) и уголовной полиции (крипо) были официально включены в ряды СС. Руководящий центр состоял из двенадцати главных управлений. Над всем этим был поставлен «генеральный штаб» - СД, служба безопасности, которую возглавил группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих. Также был создан центральный орган СС – газета «Дас Шварце кор» («Чёрный корпус»). Газета стала важным органом эсэсовской пропаганда. Далее произошла дальнейшая централизация полицейских органов. 26 июня 1936 г. Гиммлер издал декрет «Об объединении гестапо, политической полиции и существовавшей ранее уголовной полиции в так называемую полицию безопасности», которая в свою очередь была под руководством Гейдриха объединена с СД. Это объединение было оформлено затем специальным декретом от 27 сентября 1939 г. Управление безопасности состояло из семи отделов. Гестапо, а затем полиция безопасности и СД охватили всю Германию. Их агентура имелась на каждом заводе, в каждом учреждении. На каждые пять домов имелся специальный наблюдатель, который доносил о малейшем недовольстве фашистским режимом.

Неотъемлемой  составной частью фашистского механизма  террора являлись концентрационные лагеря, куда гитлеровцы стремились бросить  всех противников фашистского режима. В концлагеря сажали людей без  приговора суда, без разбирательства, без указания срока заключения. Первые концлагеря стали создаваться в  Германии сразу после прихода  Гитлера к власти. Уже в феврале 1933 г. каждый полк СС создал собственный  концлагерь. В дальнейшем система  концентрационных лагерей была расширена  и узаконена. К началу второй мировой  войны сеть лагерей охватила всю  Германию. Насчитывалось 6 крупных лагерей (Дахай, Бухенвальд, Ревенсбрюк, Ораниенбург, Флоссенбург и Нейнгамм), каждый из которых представлял собой целую систему, включавшую от трёх до десяти лагерей. «Формально концлагеря делились на ряд категорий: трудовые, лагеря для больных, экспериментальные, тренировочные и т.д. Однако на деле все концлагеря были «фабриками смерти», главным назначением которых являлось уничтожение содержащихся в нём заключённых»8.

В целях осуществления  фашистского террора была перестроена  вся судебная система. В качестве высшего суда по делам о государственной  измене в Берлине был учреждён народный трибунал. Его приговоры  обжалованию не подлежали, а защитников для подсудимых назначал сам председатель трибунала. Для судебной расправы с антифашистами в каждом судебном округе в марте 1933 г. были созданы чрезвычайные суды. Их количество в каждом округе определялось масштабом антифашистского движения в данном районе. Члены чрезвычайных судов: председатель и два заседателя назначались из людей, доказавших свою преданность фашистскому режиму. В одном из своих решений имперский суд прямо утверждал, что чрезвычайные суды «как по своему наименованию, так и по своей сущности стоят вне публичного судопроизводства». В то же время фашистское правительство запретило судебным органам рассматривать какие-либо дела, касающиеся зверств и преступлений, касающихся гитлеровцев. Таким образом, с изменением судебной системы был уничтожен главный принцип судопроизводства - независимость суда.

Отсюда следует, что  гитлеровцы, широко применяя методы расправы и террора, захватили одно звено государственного механизма за другим и сосредоточивают в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Одновременно с этим фашисты, опираясь на захваченные органы власти лишили народные массы Германии демократических прав и свобод, установив диктаторский режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение темы «Механизм возникновения фашистской диктатуры в Германии» можно сделать следующий вывод - фашизм у власти это открыто террористическая диктатура, с применением крайних форм насилия против неугодных режиму событий. При фашистском режиме открыто проповедуются идеи расизма и шовинизма.

В экономике присутствуют командные методы регулирования. Внешняя политика очень агрессивна и направлена на развязывание войн и захват территорий других государств, а также на истребление народов. В таком государстве существует культ личности вождя.

Большая проблема фашизма – это расизм. Основы которого составляют положения о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю культуры общества, а также о разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые – это единственные создатели цивилизации, призванные к господству, а вторые обречены на эксплуатацию.    

Но именно фашистские идеологи создали  такую национальную и государственную  идеологию, которая позволило привлечь как аристократию, так и народные массы. Они возводили в ранг национальной идеи расовую чистоту, что позволило  им направить народные массы против всего остального мира.

Информация о работе Судебная система и репрессивный аппарат фашистской Германии