Судебник Ивана IV 1550г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Завершение политического объединения русских земель произошло в период правления Ивана Васильевича III и первых лет княжения Василия III. Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение земель вокруг нового центра – Москвы и создание центрального государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве. Параллельно объединению земель стали оформляться органы государственного управления.

Содержание

Введение……………………………………………..……………………..3
1. Общая характеристика и цели издания Судебника 1550 г.…….…...5
1.1 Понятие Судебника…………………………….………………….…...5
1.2 Источники и цели Судебника….……………………………………...6
2. Основные положения Судебника 1550 г.………………………..……..8
2.1 Виды суда…………………………………………………………..…..8
2.2 Судебные доказательства…………………………………………….10
2.3 Случаи риска…………………………………………………………..10
2.4 Вызов в суд……………………………………………………………12
2.5 Порядок судопроизводства ……………………………………..….. 15
2.6 Порядок суда по уголовным делам………………………………….17
2.7 Узаконения о полных холопах……………………………………….19
2.8 Узаконения о кабальных холопах…………………………...……….20
2.9 Узаконения о наймитах…………………………………………..….. 20
2.10 Поземельное владение…………………………………………...….21
2.11 Крестьянский выход……………………………………………..….22
2.12 Займ……………………………………………………………….….23
2.13 Купля………………………………………………………...……….23
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по истории государства и права.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Во второй половине Судебника царя Ивана Васильевича помещены узаконения: 1) о холопстве и найме; 2) о поземельном владении; 3) о крестьянском выходе; 4) о найме; 5) о купле; 6) о наследстве.

Узаконения о холопстве  представляют много новых правил и форм. Царский судебник прежде всего делает строгое различие между полным, или обельным, холопом и кабальным и представляет ряд узаконений об обоих видах холопства.

2.7. Узаконения о полных холопах

Полными холопами Судебник 1550 признает тех же, которые признаны такими и в Судебнике 1497, т. е. по полной и по докладной грамотам, по сельскому ключу и тиунству, по рождению, по браку, по духовной и по приданому. Но Царский судебник вводит много нового относительно полного холопства: по нему, во-первых, дети, рожденные до холопства родителей, признавались свободными; во-вторых, по тиунству и по сельскому ключу холопство признавалось только с полной грамотой или докладной; в-третьих, холопам не позволялось продавать детей своих, рожденных от холопства; в-четвертых, при написании полной или докладной грамоты непременно должны были находиться свидетели, преимущественно близкие родственники того, на кого писалась полная или докладная; в-пятых, Царский судебник требует, чтобы отпускная холопу, написанная рукой его господина и подписанная дьяком, выдавалась только в трех местах: в Москве, в Новгороде и в Пскове; в Москве отпускная выдавалась боярами и дьяками приказов, управлявших разными городами, а в Новгороде и Пскове — тамошними наместниками; в-шестых, если на одном холопе положат две полные или докладные (т. е. если два господина заявят свои права на одного и того же холопа и представят крепости), то по Судебнику холоп признавался принадлежавшим тому, кто представил старшую полную или докладную, а чей документ моложе, тот не только лишался холопа и денег, заплаченных за него, но сверх того, если первый владелец холопа говорил, что холоп убежал, обокрав его, то приговаривался еще к оплате всего того, что украл холоп. В-седьмых, Царский судебник запрещает принимать в холопство служилых детей боярских и их детей, не бывших еще в службе, но не препятствует принимать в холопство отставленных от службы боярских детей.

2.8. Узаконения о кабальных холопах

Царский судебник отличает кабалу заемную от служилой. Служилыми холопами назывались те, в кабале которых прямо записывалось, что они взяли у заимодавца столько-то денег с обязательством служить ему за проценты; они по уплате долга становились свободными, точно так же, как по Русской Правде закупы, а по Псковской судной грамоте — серебряники. Это было de jure, a de facto они оставались несвободными до самой смерти своего заимодавца. Кабальные по заемной не обязывались служить заимодавцу; они считались полусвободными, а по уплате долга делались вполне свободными. По Царскому судебнику, во-первых, не позволялось писать кабалы на сумму свыше 15 руб. на одного человека; во-вторых, служилая кабала считалась действительной только тогда, когда она была скреплена боярской печатью и подписью дьяка; в-третьих, кабалы позволялось брать только на вольных людей, а отнюдь не на холопов, а кто возьмет кабалу с холопа, тот не только лишается денег, отданных ему, но и обязывается уплатить господину холопа все иски, если он покажет, что холоп убежал, обокрав его; в-четвертых, если в кабальной не записывалось, что давший ее обязан служить заимодавцу за проценты, то заимодавец не мог держать его у себя в усмирении, а иначе, если бы заимодавец стал держать у себя такого кабального, а кабальный, обокрав его, убежал бы, то заимодавец не имел права искать на нем и лишался как денег на кабальном, так и того, что он украл.

2.9. Узаконения о наймитах

Первая статья Царского судебника о наймитах вполне сходна с подобной же статьей Судебника 1497. По этой статье наймит, оставивший своего господина, не дослужив срока или не исполнив условной работы, лишался найма. Но Царский судебник к этому добавляет, что если господин по окончании работы наймита не захочет заплатить ему условленной платы, а наймит уличит его в этом, то хозяин обязан выдать ему двойную наемную плату.

2.10. Поземельное владение

Царский судебник оставил  неприкосновенным все те узаконения о поземельном владении, какие  мы видели в Судебнике 1497, и только прибавил одно важное узаконение о  праве выкупа вотчин родственниками. В прежнем Судебнике также было узаконение о праве выкупа вотчин, но там не были определены ни срок выкупа, ни условия его, в Царском же судебнике это установление приведено к возможной ясности и определенности — для выкупа вотчин родственникам назначается 40-летний срок. Но чтобы обеспечить чем-нибудь покупателей и во избежание различных споров Царский судебник узаконивает: во-первых, внучата и дети не имеют права выкупать вотчин, проданных их дедом и отцом, право выкупа имеют только родственники по боковой линии родства; во-вторых, братья и племянники не имеют права выкупа вотчины, если они подписались свидетелями при совершении купчей на нее; в-третьих, выкупать вотчину можно только за ту сумму, за которую она продана; в-четвертых, братья и племянники продавшего вотчину не имеют права выкупать ее, если она была у продавца не родовая, а купленная; в-пятых, выкупивший вотчину в течение законных 40 лет должен держать ее за собой и продавать ее может только тем из своих родственников, которые не подписывались свидетелями при первой ее продаже, но продавать ее в чужой род он не может, иначе вотчина возвращается первому ее покупателю; в-шестых, если кто выкупит вотчину на чужие деньги с тем, чтобы держать ее на свое имя, и если об этом узнает первый покупатель вотчины, то она возвращается ему, а выкупивший лишается своих денег; в-седьмых, если кто хочет заложить свою вотчину постороннему человеку минуя своих вотчичей, то этот может принять ее в залог, но только по цене вотчины, а не давать за нее более, в противном случае при выкупе родственники заложившего выкупали ее по настоящей цене, а не по закладной; в-восьмых, если кто при обмене родовой вотчины на вотчину у постороннего человека брал земли меньше, а за остальное получал деньги, то в случае выкупа родственники могли требовать всю вотчинную землю, не касаясь денег.

2.11. Крестьянский  выход

Царский судебник назначает  для крестьянского выхода тот  же срок, какой положен и в Судебнике 1497, но делает к прежним узаконениям  следующие добавления:

1) он повышает цену  за пожилое на 2 алтына;

2) лесными местностями  он называет те, от которых  до строевого леса не более  10 верст расстояния;

3) узаконивает брать  за пожилое с ворот, т. е.  с целого двора, а не с  каждого строения;

4) Царский судебник  прибавляет пошлины 2 алтына «за своз» (т. е. когда сбежал крестьянин с земли) и говорит, что «других пошлин нет», т. е. что господин по уплате этих двух пошлин не мог удерживать у себя крестьянина, хотя бы имел на нем другие какие-либо иски;

5) крестьянский хлеб, посеянный на земле владельческой, оставался за крестьянином, который мог сажать его после ухода с земель владельца в свою пользу, а владельцу земли заплатить за это «боран в два алтына». Относительно казенных податей Царский судебник узаконивает, что крестьянин должен платить подати только до тех пор, пока у него есть рожь в земле. По уходе с земли владельца крестьянин прекращал все свои обязательства относительно его;

6) крестьянин с земли  во всякое время мог продать  себя в холопство, для этого  не полагалось никакого определенного срока; хлеб же, посеянный им на земле владельца, оставался за ним, если только крестьянин оплачивал его казенной податью, а иначе он лишался посеянного хлеба в пользу казны.

 

 

2.12. Займ

Займы по Царскому судебнику, во-первых, допускались с кабалой  и без кабалы; но в случае бескабальных исков кредитор должен был представить свидетелей в доказательство своего иска, иначе такой иск не допускался. В кабальной прописывались как заемная сумма и проценты, так и срок платежа займа и процентов. Если же кредитор и должник захотят сделать отсрочку по займу, то эта отсрочка непременно должна была быть сделана с боярского доклада и за подписью дьяка, а иначе она теряла свое значение; во-вторых, в займах между купцами в случае несостоятельности должника Царский судебник следует тем же правилам, какие узаконены в Судебнике 1497, т. е. он делит несостоятельных купцов на несчастных и виноватых и определяет, чтобы первым выдавалась полетная грамота, по которой рассрочивалась уплата долга по годам и без процентов. Но к этим правилам Царский судебник добавляет еще следующие:

1) чтобы срок уплаты  долга определялся в полетной  грамоте сообразно оставшемуся  капиталу должника;

2) в случае утраты  занятых денег в разбое полетная  грамота не должна иметь силы, когда разбойник будет пойман и с него взыщутся отнятые им деньги.

2.13. Купля

Царский судебник требует, во-первых, чтобы при покупке поношенного  платья на торгу или в лавке  покупатель брал поруку на продавце, что  это не краденое, и если кто купит  без поруки, то в случае иска тем и обвиняется, что купил без поруки. Во-вторых, Царский судебник излагает правила при покупке и продаже лошадей. Эти правила следующие:

1) при покупке лошадей  в Москве и в Московском  у. клеймить их в Москве у  государевых пятенщиков, а пятенщикам  записывать лошадей в книге и брать за пятно пошлину по старине;

2) при покупке или  мене лошадей по городам и  волостям пятнать лошадей у  наместников или волостелей; записывать  в книги продаваемых или обмениваемых  лошадей земскому дьяку, а книги  хранить у целовальников; пятенщикам за пятно брать по деньге с купца и продавца, целовальнику же и дьяку в предупреждение споров образчик клейма записывать в книгу;

3) если кто купит  или променяет лошадь в своей  волости и в тот же день  не запишет ее в книге и  не заклеймит, а в том его уличат, то наместнику или волостелю и пятенщику полагалось взять с него пропятенья 2 руб. А если кто стал бы предъявлять свои права на лошадь, которую покупатель не заклеймил у пятенщика, и искать других пропаж при лошади, то покупатель, не заклеймивший лошадь, признавался виновным и не только лишался лошади, но и уплачивал весь иск, предъявленный на него;

4) боярские дети точно  так же, как и прочие жители, должны были пятнать покупаемых  и обмениваемых лошадей, но  во время военного похода они могли покупать лошадей и без клейменья, а в случае иска на купленную лошадь представляли только свидетелей, 5 или 6 чел.;

5) если кто купит  лошадь не в своем присуде,  т. е. не в своем уезде  или волости, то должен был  пятнать ее там, где купил,  а если приведет ее домой не пятненную, то должен был платить пропятенье.

Все эти правила были известны на практике еще задолго  до издания Царского судебника, мы их встречаем в разных уставных грамотах XIV—XV вв. Царский судебник только дал  больше форм и определений пятенью и предоставил его или царскому пятенщику, или наместникам и волостелям, тогда как прежде право пятенья принадлежало нередко частным землевладельцам, монастырям и знатным вотчинникам.

Законы о  наследстве в Царском судебнике оставлены те же, какие были и в Судебнике 1497, т. е. после умершего без завещания наследниками были сначала сыновья, далее дочери, а потом и другие родственники, по степеням родства.

 

Заключение

C развитием процесса  централизации государства возникла  необходимость создания нового свода законодательства, каковым и стал Судебник 1550 года. Данный документ базируется на  
нормах Русской Правды, обычном праве, судебной практике и Судебнике 1497 года.

С изданием Судебника  расширяется круг полномочий центральной  власти: контроль за наместниками, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговой пошлины (таньги) переходит к царской администрации.

Проводится определенно  выраженная социальная направленность наказания, усиливаются черты розыскного процесса. Регламентация охватывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно расширяется круг субъектов преступления - в него включаются и холопы. Новым кодексом законов запрещался перевод в холопы детей боярских (мелкопоместных дворян на службе князей и бояр) и ограничивается приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера указывала на стремление государства не допустить убыли налогоплательщиков, поскольку духовенство было освобождено от государевых налогов. Податное население должно нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей.

Судебник 1550 года сохранил Юрьев день, но включал в себя более упорядоченные статьи о  правилах перехода крестьян и разрешал обращать холопов в крестьян, ограничил  права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество.

Значительно определеннее устанавливаются в законе субъективные признаки преступления, разрабатываются  формы вины.

Преступление по Судебнику 1550 года не только нанесение материального или морального вреда (обиды). На первый план теперь выдвигается защита существующего социального и правового порядка.  Преступление - нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.

Появилось понятие государственного преступления, которое было неизвестно Русской Правде. К таковым относится: крамола (антигосударственное деяние), заговор, мятеж.

Усиление центральной  власти обусловило развитие форм внесудебной, внеправовой расправы. 

Практика выработала такую своеобразную форму судебного процесса, как "облихование": если подозреваемого обвиняли в том, что он "ведомо лихой человек", этого было достаточно для применения к нему пытки. Обвинение предъявляли 15-20 человек "лучших людей", детей боярских, дворян, представителей верхушки посада или крестьянской общины. "Облихование" порождало особого субъекта - "лихого человека". К "лихим" (особо опасным) делам относились - разбой, грабеж, поджог, убийство ("душегубство"), особые виды татьбы.

Группа должностных  преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка ("посул"), казнокрадство.

Развитие денежной системы  породило такой состав преступления как фальшивомонетничество (чеканка, подделка, фальсификация денег).

Преступления против личности подразделялись на:

Информация о работе Судебник Ивана IV 1550г