Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:36, курсовая работа
Актуальность: Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов регулирование хозяйственных, экономических и семейных отношений. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче. Данные, и другие подобные им нормы законодательства древневавилонского общества легли в правовые системы других государств и некоторые дошли до современного времени. Поэтому, данная тема представляется нам актуальной для исследования.
Введение 3
Глава I. Общая характеристика Законов Хаммурапи как источник древневавилонского права. 4
Глава II Разделы сводов законов Хаммурапи 8
2.1 Структура свода законов Хаммурапи 8
2.2 Обязательное право 10
2.3 Брачно-семейное право и наследственное право 12
2.4 Судебное устройство 17
2.5 Право собственности 20
2.6 Уголовное право 21
2.7 Армия 23
Заключение 26
Список литературы: 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Очное отделения
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«СУДЕБНИК ЦАРЯ ХАММУРАПИ»
Выполнил работу студент 1 курса, Ю - О - 12/1 гр.
Доронин Алексей Алексеевич
Научный руководитель
к.ю.н. доцент Тоскина Г.Н.
Работа сдана"____"____________
к защите допущена:
”____”___________20___г.
Ульяновск
2012 г.
Содержание
Актуальность: Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов регулирование хозяйственных, экономических и семейных отношений. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче. Данные, и другие подобные им нормы законодательства древневавилонского общества легли в правовые системы других государств и некоторые дошли до современного времени. Поэтому, данная тема представляется нам актуальной для исследования.
Тема исследования: «Судебник царя Хаммурапи»
Цель: общий анализ свода законов царя Хаммурапи
Задачи:
Объект исследования: Свод законов вавилонского царя Хаммурапи.
Предмет исследования: Разделы свода законов царя Хаммурапи, регулирующие различные общественные отношения древневавилонского общества периода середины XVIII века до н.э
Содержание. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Свод законов Вавилонского государства, изданный в годы царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии.1 Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы.
Судебник сохранился почти полностью. Из 282 статей Законника (разбивка на статьи была произведена современными ученными) полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить по многочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных при раскопках других городов Месопотамии. Все статьи были записаны на большом базальтовом камне двух метров высоты. На столбе высотой около 2-х метров имеется рельефное изображение Хаммурапи , которому бог Шамаш вручает свиток с текстом законов. А дальше идет надпись, покрывающая весь столб с обеих сторон. Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали его управлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».
В судебнике не выделены четко не только статьи, но и разделы. Однако специалисты вычленяют несколько групп параграфов, посвященных разным вопросам: общим принципам отправления правосудия; охране собственности царя, храмов и населения; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и торговле; семейному праву; наказаниям за телесные повреждения; операциям с движимым имуществом. Статьи о семейном праве, например, свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон.
В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные проступки. Так, за ущерб, нанесенный какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, а за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев — беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всем том раб имел и определенные права — на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус.
Группа статей, касающихся собственности,—
едва ли не самая большая в судебнике.
Признавая собственность как институт
(воры и укрыватели либо покупатели краденого
наказывались), законы вместе с тем основную
свою цель видели в ее регулировании и
ограничении. Прежде всего они строго
запрещали отчуждение в любой форме пожалованных
царем наделов, особенно наделов воинов.
Статьи обстоятельно регламентировали
условия найма и размер платы за наемный
труд; скрупулезно рассматривались все
случаи аренды и норма арендной платы,
условия залога имущества.
Наибольшего внимания заслуживают те
из статей, которые касались условий кредита
и ростовщичества. Все они были направлены
на ограничение произвола заимодавцев
и стремились дать должнику максимальные
шансы.
Основной принцип назначения
наказаний — талион, т.е. воздаяние по
принципу «око за око», «руку за руку»,
«сына за сына», «раба за раба». Вообще
же чтение всех 282 статей судебника показывает,
что лейтмотивом его была защита традиционных
прав и имущества собственного, т.е. вавилонского,
населения — особенно в тех случаях, когда
вавилонянин или его имущество оказывались
под угрозой. Попавшего в плен воина следовало
выкупить, а если для этого не хватало
средств, необходимую сумму должен был
дать храм его поселка либо дворцовое
хозяйство, т.е. казна. Если пленник стал
рабом, то после его выкупа он возвращался
домой. Вообще все свое, вавилонское, население
и особенно полноправные обеспечивались
максимальной поддержкой закона, бывшего
как бы гарантом неприкосновенности их
личности и имущества перед натиском со
стороны врагов — от неприятеля, могущего
взять их в плен и продать в рабство, до
собственника, выступавшего в роли ростовщика,
хозяина, нанимателя, арендодателя.
Что касается мушкенумов, то они имели
меньшую правоспособность не потому, что
были более эксплуатируемым слоем населения.
Очень похоже на то, что в этом смысле они
были наравне с полноправными, а в административном
плане часто стояли выше их. Разница между
мушкенумом и полноправным общинником
была в том, что царские люди чаще всего
не имели корней в общинах Вавилонии и
в силу этого не могли считаться полноправными.
Что касается рабов, то многое в судьбе
их и их потомков зависело, видимо, от случая;
есть основания считать, что в рабы-чужаки
достаточно быстро могли приобрести статус
мушкенума, особенно если их сажали на
храмовые земли. Рабы, оказавшиеся во владении
общинных групп, обычно включались в состав
семьи на правах ее младших членов со всеми
вытекавшими из этого следствиями. Иными
словами, во втором поколении рабы, как
правило, рабами быть переставали. Это
была, таким образом, как бы временная
категория, переходная (напомню, что речь
идет о рабах-иноплеменниках, рабах-пленниках,
рабах-чужаках, и только о них,— о долговых
рабах речь только что шла особо).
Главным источником Кодекса являлись нормы обычного права, материалы судебной практики, законотворчество самого Хаммурапи.
Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежащую им собственность. Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.
Кодексу Хаммурапи характерны примитивная правовая техника и казуистичность правовых норм. Законник представляет собой собрание конкретных судебных случаев, наглядных и понятных для восприятия.
Четкое деление по отраслям права в Законнике отсутствует. Преобладают нормы гражданского, уголовного права, хотя и в них обнаруживаются довольно многочисленные пробелы.
В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя.2 При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем — это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляются, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества.
Статьи законов
Источником обязательств являлись договоры.3 Самым распространенным видом договоров был договор купли-продажи, которому исторически предшествовал договор мены. Для действительности договора было необходимо соблюдение трех условий: 1) продавец должен быть действительным собственником вещи. 2) отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота. 3) сделка должно совершенно при свидетелях (чтобы последние в случае необходимости могли подтвердить ее законность).
Купля-продажа наиболее важных вещей (земля, постройки, рабы, скот) оформлялась письменно, по определенной форме, с перечнем свидетелей (двух-трех и более) и приложением печатей. Тексты договоров писались на глиняных посудах, которые затем обжигались. Существовала и купля-продажа в кредит или с рассрочкой платежа.
Договор личного найма заключался на год или меньший срок. Он распространялся на врачей, архитекторов, сельскохозяйственных работников, кораблестроителей и ветеринаров. Заработная плата сельскохозяйственных работников выдавалась хлебом или деньгами и имела значительные сезонные колебания. За невыполнение условий договора наемный рабочий нес строгую ответственность: оставление работы раньше оговоренного срока приводило к потере оплаты. Наемному работнику доверялись материальные ценности, он нес ответственность за их сохранность. Гибель или изнурение скота, кража семян компенсировались хозяину высокими штрафами в десятикратном размере. Если у наемного рабочего не было денег на уплату штрафа, его подвергали мучительной смертной казни.
Достаточно редким был договор товарищества. В нем речь идет о распределении убытков или прибыли между членами товарищества. Главным условием договора была солидарная ответственность товарищей перед третьими лицами.
В имущественный найм могли входить дома, скот, транспортные средства (повозки и лодки) . также в договор входила и аренда земли, оформляемая на 1 год, аренда сада на 5 лет. Условия аренды были весьма тяжелыми потому, что пахотных земель не хватало, и спрос на аренду значительно превышал предложение.
Договор займа отличался большей суровостью. процент по денежным займам доходил до 20, по займам зерна-до33; превышение ростовщиком процентных ставок влекло за собой потерю долга. Должник был защищен от самоуправных действий кредитора. Допускалось перенесение долговых обязательств на другое лицо. Кредитор имел право принимать в залог землю и движимое имущество должника. Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи. Срок кабалы был ограничен 3- мя годами по истечении которых заложник покидал дом кредитора. Иногда долговое обязательство обеспечивалось залогом имущества или его части.